Коллеги, логопеды, вам приходилось слышать такую фразу по отношению к ребёнку? Не про того, кто на самом деле стеснительный, а про того ребёнка, который не говорит, «неговорящий».
Родителей понять можно. Если приходится общаться с незнакомыми людьми, то не обсуждать же с каждым встречным проблемы.
А вот, если такая фраза звучит на консультации?
И тут специалист обязан не поддерживать эту историю, а объяснить. Что именно с ребёнком и от чего он молчит. И почему «стеснительность» - это про другое.
Кратко напомню, что застенчивость характеризуется страхом перед любыми публичными высказываниями, эмоциональным дискомфортом при общении с незнакомыми людьми. Ребёнок может говорить, но произносит тихо и неуверенно, старается давать максимально короткие ответы, отводит глаза, хочет избежать внимания со стороны посторонних людей. Тут скорее всего наследственная предрасположенность, свойство характера. Психологам есть с чем работать, но не логопеду.
Сегодня не про тех детей:
- которые тревожны, застенчивы…
- и даже не про детей с алалией, у которых отмечается речевой негативизм (когда ребёнок очень неохотно вступает в речевое общение, «всё понимает, а сказать не может». Если начинает доверять, то может перейти на другой тип общения, используя невербальные способы общения -жесты, начатки слов, звуковые комплексы, жестикулирование).
Ниже напишу список проблем.
Если они характерны для вашего ребёнка, то нужно разбираться с проблемой. Речь сама «не пойдёт», «не прорвётся», «не появится», не «разговорится сам», не «перестанет стесняться и заговорит».
Если ребёнок
➖не вступает в коммуникацию (не играет с детьми на площадке, только в «догонялки»)
➖не понимает или плохо понимает обращённую речь.
➖не реагирует на обращение, не понимает одну и ту же просьбу, сформулированную по-разному.
➖не использует самостоятельно невербальные средства общения (мимика, жесты, интонации).
➖не реагирует на эмоции, нет эмоционального контакта.
➖не проявляет интереса к человеку, больше интересуется предметным миром.
➖не обращается с просьбой (жестами, словами, звуками).
➖не откликается на имя
➖не поддерживает глазной контакт
➖не интересуете вы, а только ваш телефон
То это «красные флажки» РАС, аутизма. Это не психологическая причина. Это не потому, что ребёнок стесняется❗️
Если у ребёнка
✅ постоянная неспособность говорить в определенных социальных ситуациях, в которых ожидается разговор (например, в школе) несмотря на то, что ребёнок говорит в других ситуациях.
✅ нарушение мешает образовательным достижениям, или социальному общению.
✅ продолжительность нарушения не менее одного месяца (первый месяц общения в школе не в счёт).
✅ неумение говорить не связано с незнанием разговорного языка, необходимого в социальной ситуации, или неуверенностью в нем.
✅ нарушение не может быть объяснено коммуникативным расстройством (например, расстройством беглости речи в детском возрасте) и не возникает исключительно при течении расстройства аутистического спектра, шизофрении или другого психотического расстройства.
То это «красные флажки» селективного мутизма❗️
И в первом (аутизм) и во втором (селективный мутизм) случае – это не «просто очень стеснительный ребёнок».
ЭТО ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ, А НЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА РЕБЁНКА.
! Ещё сложнее ситуация, если нарушение коммуникации сопровождается вербальной апраксией, когнитивными и интеллектуальными нарушениями и т.д.
#logomed_olga_azova_красныефлажки
#красныефлажкиаутизма
#logomed_olga_azova_красныефлажкиаутизма
#logomed_olga_azova_РАС
#РАС
#logomed_olga_azova_мутизм
#мутизм
#logomed_olga_azova_селективныймутизм
#селективныймутизм