Мы никогда не разгадаем до конца тайну этой оперы, как не разгадаем тайну гения. Конечно, в ней угадывается, влияние масонства, но и сама стихия оперы такова, что в ней трудно видеть только победу разума над тьмой, о которой писал Пушкин:
«Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!»
Как известно, Вольфганг Амадей Моцарт был членом масонской ложи «Карл к трем ключам», даже поднялся до подмастерья. К этой же ложе принадлежал М.И.Кутузов. Масоны считали себя тайной эзотерической организацией, в которую объединились европейские аристократы 18 века, создав религию философов. Главные задачи масонов - просвещение, самосовершенствование, благотворительность и вопросы разумного управления государством. Они поклонялись не Богу, а свету разума, считая, что все средства для его утверждения хороши, даже свержение законной монархии.
Многие исследователи считают, что главные герои «Волшебной флейты» - принц Тамино и птицелов Папагено, проходят масонский ритуал инициации (посвящения). Но Тамино к посвящению, венцом которого должен стать брак, в начале оперы не готов. Выйдя пострелять из лука в лес (выход за пределы своего мира - это всегда в сказке поиск невесты), при виде змея он падает в обморок. Три волшебницы, посланницы Царицы ночи, с серебряными копьями спасают его. Увидев красоту Тамино, они спешат к своей Царице рассказать о нем.
Появляется птицелов Папагено, который ловит птиц для Царицы ночи. Увидев Тамино, он решает прихвастнуть и называет себя победителем змея. Вернувшиеся волшебницы дают Тамино портрет Памины, дочери Царицы ночи, чтобы он влюбился в нее и вернул матери. А за ложь Папагено наказан обетом молчания.
Следом за тремя дамами в лесу появляется сама Царица ночи и умоляет Тамино найти ее дочь. Она дает принцу волшебную флейту, которая будет его веселить, защищать и помогать. Папагено же получает волшебные колокольчики, и ему приказано следовать за Тамино. Колокольчики и флейта связаны с образом Орфея.
Все испытания мифологических героев - это всегда схождение во Ад и возвращение с новым знанием о жизни (в сказке «Садко» тот же мотив). Игра на музыкальном инструменте, как считалось, помогала восстановить мировую гармонию и делала музыканта равным богам. Кроме волшебных предметов, волшебницы дают героям в помощники трех мальчиков (гениев).
Масоны верили в магию числа три. Опера и начинается с трехкратного повторения трех аккордов, которые символизируют стук адепта во врата Храма. Они же повторяются в начале второго отделения и в общении верховного жреца Зарастро с другими жрецами. В опере три храма, три дамы, три мальчика, пирамида выступает как символ треугольника. Основная тональность оперы - Es-dur (ми-бемоль мажор). Три бемоля!
В опере магией обладают также числа восемь и восемнадцать. Флейту изобрел Гермес, а его число 8. Хор участвует в восьми сценах. Папагена, невеста Папагено, в облике старухи говорит, что ей восемнадцать лет и две минуты. А в это время в замке жреца Зарастра Памину преследует мавр Моностатос, тоже ученик Зарастро. Мавр по-гречески означает «одиночка». Он воплощает плотские инстинкты. Все персонажи, кроме него, двойственны. Царица ночи в первом действии совершает добро: влюбляет принца в Памину. Во втором действии она уже рвет и мечет, и жаждет мести, поэтому дает дочери нож, чтобы убить Зарастро.
В опере отношения Памины с матерью очень напоминают историю богини Деметры и ее дочери Персефоны. Масоны использовали и символику зороастризма, и элевсинских мистерий, посвященных богине Деметре. Безутешная мать богиня плодородия не могла видеть дочь пять месяцев в году из-за ее замужества с Аидом. Пока Персефона на земле, в Аиде за нее томится мать. Памина в этой истории тоже вскоре покинет мать и станет женой Тамино, поэтому Царица ночи беснуется. Это один из мотивов. В сказке психологический конфликт матери с дочерью из-за разлучения отражен в том, что вместо доброй матери в семье появляется злая мачеха, когда дочери пора выходить замуж. Яркий пример - мачеха и Золушка.
У Зарастро свои виды на Памину. Он ее похищает у матери, чтобы сделать женой Тамино после его вступления в братство. Похищение и выкуп невесты еще один сказочный мотив, который прочно закрепился в обществе. До сих пор оба этих сюжета разыгрываются на свадьбах. Раньше уход из дома невесты означал ее смерть и переход в другой мир, так как для родных она символически умирала. Ещё в первом веке нашей эры был только один день в году, называемый родительская суббота, когда дочь отпускали повидать родителей.
Похитив Памину, Зарастро воплощает свой план, но смотрит сквозь пальцы на ухаживания Моностатоса за Паминой в его дворце, а мавр, как одержимый, неутомимо преследует Памину. Тамино и Папагено подходят к трем храмам, а три мальчика-гения наставляют Тамино: «Будь постоянен, молчалив и терпелив!». Их встречают жрецы и говорят о тайне братства.
В это время Папагено входит в замок и встречает Памину. Он рассказывает ей о любви Тамино, и она тут же влюбляется в принца. А Тамино ищет Памину снаружи и играет на свирели, пытаясь разыскать Папагено. Его игру приходят послушать даже дикие звери. Папагено с Паминой бросаются на звуки флейты, но не застают Тамино. Он уже внутри замка. Неожиданно входит Моностатос с рабами и хочет схватить Памину, но птицелов начинает звонить колокольчиками, и их звон заставляет мавра танцевать без остановки. На шум появляется Зарастро, и Памина признается, что хотела сбежать из его дворца из-за домогательств Моностатоса. Зарастро произносит речь о том, что женщины должны слушаться мужчин и он знает, в чем ее счастье. Здесь он выступает в роли божества, который может читать книгу судеб. Моностатоса приговаривают к наказанию, а жрецы ведут юношей в храм, чтобы они прошли обряд инициации.
Тамино обладает нужными качествами для посвящения: он милосерден, благоразумен и добродетелен. Папагено не таков, но его тоже приглашают войти. Образ Храма мудрости, где Зарастро - верховный жрец, очень важен, потому что в нем после испытаний и происходит посвящение человека в братство вольных каменщиков.
В опере храмом является египетская пирамида, и действие происходит в Египте, поскольку масоны заимствовали символику и ритуалы из многих источников, в том числе египетских храмовых обрядов. Жрец спрашивает Тамино и Папагено, готовы ли они умереть за мудрость, но они отвечают по-разному. Тамино твердо говорит «да», а вот Папагено отказывается, объясняя тем, что ему нужны простые радости. Ради встречи с прекрасной девушкой, птицелов все-таки соглашается на испытания. Жрецы предупреждают: не поддаваться женским хитростям и оставаться мужчинами. Они дают обет молчания, но тут же его нарушают (молодость, молодость!), заговорив с внезапно появившимися тремя волшебницами - посланницами Царицы ночи.
Папагено всё время рвется уйти. Он отказывается от небесных наслаждений ради сладенькой голубки, стаканчика вина и исключительно земных наслаждений. Но его следующее испытание - встреча со старухой, и Папагено даже соглашается на ней жениться, потому что узнает, что заточен с ней навеки. Старуха после его клятвы жениться вмиг превращается в Папагену. Она тоже в перьях, как и он, но жрецы их разлучают, как Тамино с Паминой.
Прекрасная Памина не может жить без любимого (он с ней не разговаривает) и хочет убить себя кинжалом, но три мальчика-гения проводят ее к месту испытания, где Тамино предстоит пройти огонь, воду и медные трубы. Девушка проходит с принцем сквозь горящую стену и водопад, а помогает им игра Тамино на волшебной флейте, которую сделал Зарастро из сердцевины тысячелетнего дуба.
Папагено тоже не может жить без любимой и собирается повеситься на дереве, но три ангела напоминают ему про волшебные колокольчики, и Папагена, во всем похожая на Папагено, наконец является на его зов. Итак, герои прошли испытания и получили жен, а Царица ночи и вся её свита: бежавший от Зарастро Моностатос и три волшебницы, оказались низвергнуты в глубины земли. Соединяясь в браке, Тамино получает в жены Памину - Психею, то есть душу. Это еще один миф, запрятанный в сюжете «Волшебной флейты».
Апулей, который жил в Египте, написал роман «Золотой осел», ставший популярным спустя много веков среди масонов. В нём тоже говорится о пути профана, превращенного в осла, к высшему знанию. Моцарт писал эту оперу одновременно с «Реквием», перед смертью, будучи очень больным. Свою жажду жизни и радость перед Творением он выразил, конечно, в «Волшебной флейте». Высокая моральная планка масонов сочетается в ней с принятием мира во всем его многообразии.
Самый интересный и двойственный персонаж оперы - это Папагено. Известно, что на вопрос о Папагено Моцарт ответил: «Птицелов, да ведь это я!» В чем же секрет обаяния этого героя? Многие видят в нем только человека, который стремится к мещанским радостям: попить, поесть и провести время с хорошенькой девушкой. Он трусит (не часто), хвастает, хочет ускользнуть от испытаний. При этом наши симпатии на стороне Папагено. Моцарт наделил этого героя птичьей, детской природой и особенным знанием жизни, которое есть у детей. Он весел духом, находчив, витален и связан с птицами, понимает их язык. Как тут не вспомнить Франциска Ассизского, которого слетались послушать птицы!
Птицелов - связник двух миров: небесного и земного. Радость, любовь к жизни - это дар! Без него инициация Тамино не состоялась бы. Он знает Царицу ночи. Приносит ей птиц. Но он же, как птица, хочет быть свободным. Путь к истине не один, и не только аскеза. Есть ещё высшее наитие и музыка. В трансформации, произошедшей с Тамино, есть аллюзия и на алхимическое деяние: от мрака ночи к серебру луны и к золоту солнца. Алхимики, как предвестники науки, философы-скептики и масоны были людьми, подготовившими эпоху Просвещения и Французскую революцию. Но в опере торжествует свет и радость. Тогда в него верили.