Найти в Дзене

Скрытые сюжеты в опере «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта.

Мы никогда не разгадаем до конца тайну этой оперы, как не разгадаем тайну гения. Конечно, в ней угадывается, влияние масонства, но и сама стихия оперы такова, что в ней трудно видеть только победу разума над тьмой, о которой писал Пушкин: «Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Как известно, Вольфганг Амадей Моцарт был членом масонской ложи «Карл к трем ключам», даже поднялся до подмастерья. К этой же ложе принадлежал М.И.Кутузов. Масоны считали себя тайной эзотерической организацией, в которую объединились европейские аристократы 18 века, создав религию философов. Главные задачи масонов - просвещение, самосовершенствование, благотворительность и вопросы разумного управления государством. Они поклонялись не Богу, а свету разума, считая, что все средства для его утверждения хороши, даже свержение законной монархии. Многие исследователи считают, что главные герои «Волшебной флейты» - принц Тамино и птицелов Папагено, проходят масонский ритуал инициации (

Мы никогда не разгадаем до конца тайну этой оперы, как не разгадаем тайну гения. Конечно, в ней угадывается, влияние масонства, но и сама стихия оперы такова, что в ней трудно видеть только победу разума над тьмой, о которой писал Пушкин:

«Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!»

Как известно, Вольфганг Амадей Моцарт был членом масонской ложи «Карл к трем ключам», даже поднялся до подмастерья. К этой же ложе принадлежал М.И.Кутузов. Масоны считали себя тайной эзотерической организацией, в которую объединились европейские аристократы 18 века, создав религию философов. Главные задачи масонов - просвещение, самосовершенствование, благотворительность и вопросы разумного управления государством. Они поклонялись не Богу, а свету разума, считая, что все средства для его утверждения хороши, даже свержение законной монархии.

Блюдо с масонской символикой и колоннами храма Соломона.
Блюдо с масонской символикой и колоннами храма Соломона.

Многие исследователи считают, что главные герои «Волшебной флейты» - принц Тамино и птицелов Папагено, проходят масонский ритуал инициации (посвящения). Но Тамино к посвящению, венцом которого должен стать брак, в начале оперы не готов. Выйдя пострелять из лука в лес (выход за пределы своего мира - это всегда в сказке поиск невесты), при виде змея он падает в обморок. Три волшебницы, посланницы Царицы ночи, с серебряными копьями спасают его. Увидев красоту Тамино, они спешат к своей Царице рассказать о нем.

Изображение храма, на котором виден медный чан. Это был фонтан, как важный элемент ландшафта храма. Характерный элемент храма Соломона - колонны- Боаз и Яхин. По преданию, у этих колонн убили финикийского мастера Хирама. Предметами убийства были : отвес, транспортир и циркуль.
Изображение храма, на котором виден медный чан. Это был фонтан, как важный элемент ландшафта храма. Характерный элемент храма Соломона - колонны- Боаз и Яхин. По преданию, у этих колонн убили финикийского мастера Хирама. Предметами убийства были : отвес, транспортир и циркуль.

Появляется птицелов Папагено, который ловит птиц для Царицы ночи. Увидев Тамино, он решает прихвастнуть и называет себя победителем змея. Вернувшиеся волшебницы дают Тамино портрет Памины, дочери Царицы ночи, чтобы он влюбился в нее и вернул матери. А за ложь Папагено наказан обетом молчания.

Следом за тремя дамами в лесу появляется сама Царица ночи и умоляет Тамино найти ее дочь. Она дает принцу волшебную флейту, которая будет его веселить, защищать и помогать. Папагено же получает волшебные колокольчики, и ему приказано следовать за Тамино. Колокольчики и флейта связаны с образом Орфея.

Все испытания мифологических героев - это всегда схождение во Ад и возвращение с новым знанием о жизни (в сказке «Садко» тот же мотив). Игра на музыкальном инструменте, как считалось, помогала восстановить мировую гармонию и делала музыканта равным богам. Кроме волшебных предметов, волшебницы дают героям в помощники трех мальчиков (гениев).

Масоны верили в магию числа три. Опера и начинается с трехкратного повторения трех аккордов, которые символизируют стук адепта во врата Храма. Они же повторяются в начале второго отделения и в общении верховного жреца Зарастро с другими жрецами. В опере три храма, три дамы, три мальчика, пирамида выступает как символ треугольника. Основная тональность оперы - Es-dur (ми-бемоль мажор). Три бемоля!

Макет храма Соломона ( 10-1 век до н.э). Масоны считали его символом тайного знания.
Макет храма Соломона ( 10-1 век до н.э). Масоны считали его символом тайного знания.

В опере магией обладают также числа восемь и восемнадцать. Флейту изобрел Гермес, а его число 8. Хор участвует в восьми сценах. Папагена, невеста Папагено, в облике старухи говорит, что ей восемнадцать лет и две минуты. А в это время в замке жреца Зарастра Памину преследует мавр Моностатос, тоже ученик Зарастро. Мавр по-гречески означает «одиночка». Он воплощает плотские инстинкты. Все персонажи, кроме него, двойственны. Царица ночи в первом действии совершает добро: влюбляет принца в Памину. Во втором действии она уже рвет и мечет, и жаждет мести, поэтому дает дочери нож, чтобы убить Зарастро.

В опере отношения Памины с матерью очень напоминают историю богини Деметры и ее дочери Персефоны. Масоны использовали и символику зороастризма, и элевсинских мистерий, посвященных богине Деметре. Безутешная мать богиня плодородия не могла видеть дочь пять месяцев в году из-за ее замужества с Аидом. Пока Персефона на земле, в Аиде за нее томится мать. Памина в этой истории тоже вскоре покинет мать и станет женой Тамино, поэтому Царица ночи беснуется. Это один из мотивов. В сказке психологический конфликт матери с дочерью из-за разлучения отражен в том, что вместо доброй матери в семье появляется злая мачеха, когда дочери пора выходить замуж. Яркий пример - мачеха и Золушка.

У Зарастро свои виды на Памину. Он ее похищает у матери, чтобы сделать женой Тамино после его вступления в братство. Похищение и выкуп невесты еще один сказочный мотив, который прочно закрепился в обществе. До сих пор оба этих сюжета разыгрываются на свадьбах. Раньше уход из дома невесты означал ее смерть и переход в другой мир, так как для родных она символически умирала. Ещё в первом веке нашей эры был только один день в году, называемый родительская суббота, когда дочь отпускали повидать родителей.

Похитив Памину, Зарастро воплощает свой план, но смотрит сквозь пальцы на ухаживания Моностатоса за Паминой в его дворце, а мавр, как одержимый, неутомимо преследует Памину. Тамино и Папагено подходят к трем храмам, а три мальчика-гения наставляют Тамино: «Будь постоянен, молчалив и терпелив!». Их встречают жрецы и говорят о тайне братства.

В это время Папагено входит в замок и встречает Памину. Он рассказывает ей о любви Тамино, и она тут же влюбляется в принца. А Тамино ищет Памину снаружи и играет на свирели, пытаясь разыскать Папагено. Его игру приходят послушать даже дикие звери. Папагено с Паминой бросаются на звуки флейты, но не застают Тамино. Он уже внутри замка. Неожиданно входит Моностатос с рабами и хочет схватить Памину, но птицелов начинает звонить колокольчиками, и их звон заставляет мавра танцевать без остановки. На шум появляется Зарастро, и Памина признается, что хотела сбежать из его дворца из-за домогательств Моностатоса. Зарастро произносит речь о том, что женщины должны слушаться мужчин и он знает, в чем ее счастье. Здесь он выступает в роли божества, который может читать книгу судеб. Моностатоса приговаривают к наказанию, а жрецы ведут юношей в храм, чтобы они прошли обряд инициации.

-4

Тамино обладает нужными качествами для посвящения: он милосерден, благоразумен и добродетелен. Папагено не таков, но его тоже приглашают войти. Образ Храма мудрости, где Зарастро - верховный жрец, очень важен, потому что в нем после испытаний и происходит посвящение человека в братство вольных каменщиков.

Гостиница «Москва» тоже напоминает храма Соломона. Перед ней был установлен фонтан. Сейчас его нет.
Гостиница «Москва» тоже напоминает храма Соломона. Перед ней был установлен фонтан. Сейчас его нет.

В опере храмом является египетская пирамида, и действие происходит в Египте, поскольку масоны заимствовали символику и ритуалы из многих источников, в том числе египетских храмовых обрядов. Жрец спрашивает Тамино и Папагено, готовы ли они умереть за мудрость, но они отвечают по-разному. Тамино твердо говорит «да», а вот Папагено отказывается, объясняя тем, что ему нужны простые радости. Ради встречи с прекрасной девушкой, птицелов все-таки соглашается на испытания. Жрецы предупреждают: не поддаваться женским хитростям и оставаться мужчинами. Они дают обет молчания, но тут же его нарушают (молодость, молодость!), заговорив с внезапно появившимися тремя волшебницами - посланницами Царицы ночи.

Папагено всё время рвется уйти. Он отказывается от небесных наслаждений ради сладенькой голубки, стаканчика вина и исключительно земных наслаждений. Но его следующее испытание - встреча со старухой, и Папагено даже соглашается на ней жениться, потому что узнает, что заточен с ней навеки. Старуха после его клятвы жениться вмиг превращается в Папагену. Она тоже в перьях, как и он, но жрецы их разлучают, как Тамино с Паминой.

-6

Прекрасная Памина не может жить без любимого (он с ней не разговаривает) и хочет убить себя кинжалом, но три мальчика-гения проводят ее к месту испытания, где Тамино предстоит пройти огонь, воду и медные трубы. Девушка проходит с принцем сквозь горящую стену и водопад, а помогает им игра Тамино на волшебной флейте, которую сделал Зарастро из сердцевины тысячелетнего дуба.

-7

Папагено тоже не может жить без любимой и собирается повеситься на дереве, но три ангела напоминают ему про волшебные колокольчики, и Папагена, во всем похожая на Папагено, наконец является на его зов. Итак, герои прошли испытания и получили жен, а Царица ночи и вся её свита: бежавший от Зарастро Моностатос и три волшебницы, оказались низвергнуты в глубины земли. Соединяясь в браке, Тамино получает в жены Памину - Психею, то есть душу. Это еще один миф, запрятанный в сюжете «Волшебной флейты».

Апулей, который жил в Египте, написал роман «Золотой осел», ставший популярным спустя много веков среди масонов. В нём тоже говорится о пути профана, превращенного в осла, к высшему знанию. Моцарт писал эту оперу одновременно с «Реквием», перед смертью, будучи очень больным. Свою жажду жизни и радость перед Творением он выразил, конечно, в «Волшебной флейте». Высокая моральная планка масонов сочетается в ней с принятием мира во всем его многообразии.

Самый интересный и двойственный персонаж оперы - это Папагено. Известно, что на вопрос о Папагено Моцарт ответил: «Птицелов, да ведь это я!» В чем же секрет обаяния этого героя? Многие видят в нем только человека, который стремится к мещанским радостям: попить, поесть и провести время с хорошенькой девушкой. Он трусит (не часто), хвастает, хочет ускользнуть от испытаний. При этом наши симпатии на стороне Папагено. Моцарт наделил этого героя птичьей, детской природой и особенным знанием жизни, которое есть у детей. Он весел духом, находчив, витален и связан с птицами, понимает их язык. Как тут не вспомнить Франциска Ассизского, которого слетались послушать птицы!

-8

Птицелов - связник двух миров: небесного и земного. Радость, любовь к жизни - это дар! Без него инициация Тамино не состоялась бы. Он знает Царицу ночи. Приносит ей птиц. Но он же, как птица, хочет быть свободным. Путь к истине не один, и не только аскеза. Есть ещё высшее наитие и музыка. В трансформации, произошедшей с Тамино, есть аллюзия и на алхимическое деяние: от мрака ночи к серебру луны и к золоту солнца. Алхимики, как предвестники науки, философы-скептики и масоны были людьми, подготовившими эпоху Просвещения и Французскую революцию. Но в опере торжествует свет и радость. Тогда в него верили.