Найти в Дзене
Ламповый книголюб

«MANIAC» — от одержимости гениев до искусственного интеллекта

«MANIAC» Бенхамина Лабатута — это не история о маньяке, как может показаться, хотя складывается впечатление, что для некоторых гениев жизнь человека — расходный материал или просто пример бессмысленного существования. Вот об одном таком гении и пойдет речь в этой очень необычной книге, которую читали и обсуждали в этом месяце в книжном клубе Натальи Ломыкиной. Безумно благодарна за выбор этого труда, который заставляет остановиться и чуть пристальнее обратить внимание на технологические изменения в нашем мире, которые набирают с каждым годом все большие обороты. Лично меня это одновременно восхищает и пугает. Последнее все же больше. Специальным гостем книжного клуба был Юрий Сапрыкин — журналист и литературный критик. Юрий номинировал роман «MANIAC» на премию "Ясная Поляна" и брал интервью у автора, которое очень рекомендую к прочтению. Помимо произведения Лабатута, вместе с Натальей и Юрием обсудили природу гениев, влияние науки на мироустройство, скорость развития искусственного ин
Оглавление

«MANIAC» Бенхамина Лабатута — это не история о маньяке, как может показаться, хотя складывается впечатление, что для некоторых гениев жизнь человека — расходный материал или просто пример бессмысленного существования. Вот об одном таком гении и пойдет речь в этой очень необычной книге, которую читали и обсуждали в этом месяце в книжном клубе Натальи Ломыкиной. Безумно благодарна за выбор этого труда, который заставляет остановиться и чуть пристальнее обратить внимание на технологические изменения в нашем мире, которые набирают с каждым годом все большие обороты. Лично меня это одновременно восхищает и пугает. Последнее все же больше.

Специальным гостем книжного клуба был Юрий Сапрыкин — журналист и литературный критик. Юрий номинировал роман «MANIAC» на премию "Ясная Поляна" и брал интервью у автора, которое очень рекомендую к прочтению. Помимо произведения Лабатута, вместе с Натальей и Юрием обсудили природу гениев, влияние науки на мироустройство, скорость развития искусственного интеллекта и как оно отразится на жизни человека. Тема интересная и немного пугающая.

Мягкая обложка, 352 стр., издательство Ad Marginem
Мягкая обложка, 352 стр., издательство Ad Marginem

Лабатут в своем романе через реальные исторические личности и факты из мира науки подводит читателя к зарождению, развитию искусственного интеллекта и его возможного будущего влияния на человечество. Его книгу нельзя отнести ни к одному из существующих жанров. Можно назвать это биографией в художественном исполнении с необычной структурой, но больше подойдет "полуфикшн".

Автор соединяет историю Джона фон Неймана известного, своими выдающимися достижениями в математике и других науках, с размышлениями о том, куда завело человечество созданная им машина — компьютер, который мог сохранять информацию и обрабатывать ее. Он назывался MANIAC.

Злой дух завладел сердцем науки

Книга начинается с истории Пауля Эренфеста — физика, который еще в первой половине XX века прочувствовал всю революционность, когда квантовая механика бросила вызов классической физике, навсегда изменив ландшафт всей науки. Книга начинается с того, как он убивает своего сына, а затем себя. Начало очень говорящее и совсем не многообещающее, с учетом финала. Эренфеста преследовало навязчивое чувство, что они пересекли какую-то важную черту в научном мире, после которой нет дороги назад. В книге очень характерные сравнения этого перехода: со злым духом, который хочет завладеть сердцем науки; с джинном из бутылки; с Ящиком Пандоры. Они дают понять, что новый вектор развития не принесет упорядоченности и стабильности, а лишь неопределенность и хаос.

Лабатут аккуратно подготавливает своего читателя к мысли о том, что человечество в лице гениев создает нечто большее, совершеннее и умнее себя, с наслаждением и увлечением настоящего безумца. О стремительном пути от квантовой механики к вычислительным машинам пойдет речь во второй части через призму жизни и открытий венгерского математика.

Пауль Эренфест и Альберт Эйнштейн
Пауль Эренфест и Альберт Эйнштейн

Джон фон Нейман — MANIACальный разум

Вторая часть не столько о жизни и открытиях Джона фон Неймана, сколько о его личности, поступках, целях и т. п. Читатель узнает о нем через воспоминания жен, коллег, друзей и противников. Автор показывает темные и светлые стороны гениальных идей фон Неймана: теорию игр, вклад в разработку атомной бомбы и вычислительных компьютеров. Лабатут не уходит в детали его работы, а анализирует, как человек, выходящий на новый уровень понимания мира, перестает придерживаться идей гуманизма.

Он создавал великие технологии смерти с упоением и маниакальным упорством. Нейман предлагал военным рассчитать высоту взрыва атомной бомбы над японскими городами Хиросима и Нагасаки для достижения максимального радиуса разрушения. Совершенно неясно, почему у таких, как он, атрофировано чувство сострадания. Для него это была просто очередная игра, в которой можно было получить бонусные очки в виде человеческих жизней.

Джон фон Нейман
Джон фон Нейман

Как вы уже поняли, особый акцент сделан на отсутствие этических и моральных ценностей у большинства творцов, только холодная рациональность, которая несвойственна обычным людям, зачастую поступающим на эмоциях и подверженным влиянию самых разнообразных противоречий. Возможно, это то, что спасает и ограждает нас от воплощения безумных идей разума.

От человека к компьютеру

Третья часть лихо переключает нас от фон Неймана к эпохе искусственного интеллекта. Лабатут проводит линию от идеи до ее воплощения. Ученый мир, наконец, технологически дошел до реализации идей фон Неймана. Казалось бы, человеческий разум создал мощное оружие, которое может и планету уничтожить, и чтобы этого избежать, пришлось "играть" в гонку вооружений. Безумная концепция мира на грани Армагеддона. Теперь мы становимся зрителями гонки 2.0: создание искусственного интеллекта. Современные ученые двигаются вперед, несмотря на риски.

Все снова началось с игр. Сначала компьютер научился играть в шахматы лучше людей. Затем перешли на одну из старейших сложных игр — го. В 2016 году удалось создать искусственный интеллект, который не просто умел играть в го, но и победил действующего европейского чемпиона. Впереди была серия игр с лучшим игроком в го — Ли Седолем. Лабатуту удалось передать нерв игры, психологическое состояние Ли, уровень и качество решений ИИ. Для меня, это самая эмоциональная часть. Давно я так не переживала за героя книги. Как же мне хотелось, чтобы человек выиграл у компьютера! Сложно принять, что машины, создававшиеся для комфорта и удобства человека, становятся умнее. Мы виним злодеев в хладнокровности, безжалостности, но как бессмысленно и глупо обвинять в этом машину.

Печальный и уставший Ли Седоль против AlphaGo (ИИ)
Печальный и уставший Ли Седоль против AlphaGo (ИИ)

Единственное, что пока ставит в тупик ИИ — это наши ошибки, которые порой приводят к неожиданным новым открытиям. Именно несовершенства делают нас уникальными в своем роде, но долго ли это будет оставаться нашим преимуществом?

Людей, жаждущих создать ум, превосходящий человеческий, в наше время немало. К сожалению или к счастью, нет лекарства от прогресса. В дальнейшем прогресс станет непостижимо быстрым и сложным. Страшно, что мы осознанно идем в будущее, где станем придатком машин. Мало верится, что человек сделает резкий скачок в расширении границ сознания и разума.

Это заставляет тревожиться о будущем. Искусственный интеллект обучаем, и, что самое страшное, уже самообучаем. Это шокирует. Что будет, если он выйдет из-под контроля? Вопрос ни разу не риторический, но который очень хочется оставить без ответа, пока еще теплится надежда. "Эра Альтрона" слишком быстро переходит из фантастики в реальность.

Я пессимист

Это роман о маниакальной природе человеческого гения и предчувствии неизбежной катастрофы. При наличии большого количества научных фактов, книга также способна вызывать яркие эмоции и переживания. То, что вчера еще было будущим, сегодня становится нашей реальностью, которая изменит наш привычный мир до неузнаваемости, и изменения будут происходить, скорее всего, намного быстрее, чем мы сможем адаптироваться. Покой нам только будет сниться. Да, вот такой пессимистический настрой я обрела после этой книги. Сколько времени удастся сдерживать прогресс этике, морали или религии, сложно сказать. Возможно, лет через 20-30 это будет считаться пережитком прошлого.

Лабатут не дает ответов или предположений о том, что нас ждет, но что-то мне подсказывает, что настрой у него далек от вариантов: «как-нибудь обойдётся» или «все будет хорошо». В любом случае прогресс уже не остановить. Остается верить, что когда ученые открыли "Ящик Пандоры", то захлопнули его после того, как успела вылететь надежда.

Заинтересовала книга? Что думаете про ИИ (благо или худо)?

Не забывайте ставить 👍. Подписывайтесь на канал в Телеграме.