Огюст Ренуар, знаменитый французский живописец, рисовальщик и скульптор, один из основных представителей импрессионизма в изобразительном искусстве.
Пьер Огюст Ренуар родился в 1841 году в городе Лимож на юге Франции, в небогатой многодетной семье портного. Спустя четыре года, в 1845-м, семья Ренуаров переехала в Париж в надежде на улучшение своего материального положения.
В ранние годы Ренуар занимался вокалом под руководством регента церковного хора, проявляя необычайные способности к пению. Чтобы помогать семье, Пьер уже в 13 лет устроился на фабрику фарфора, расписывал тарелки и очень в этом преуспел, некоторые из них он оставил себе на память.
Окончил бесплатную художественную школу, часто посещал Лувр, любуясь работами старых мастеров, именно тогда Ренуар всерьёз решил заниматься живописью. Вначале он брал частные уроки у художника Шарля Глейра, затем окончил Школу изящных искусств. Там он познакомился с Клодом Моне, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем.
На следующем полотне Ренуара запечатлена сцена отдыха парижан на природе. Местом действия является Шату – популярное место встреч среди любителей лодок и прогулок на воде. Люди собрались под крышей открытой веранды ресторана.
В частности, на ближнем плане слева можно видеть Алину Шериго, музу и возлюбленную живописца. Она предстает молодой и безмятежной. В руках девушка держит маленькую собачку. Позади неё, облокотившись на ограждение, возвышается мужчина. Предполагаетсяся, что это сам Ренуар.
Широкую известность художнику принесли элегантные светские портреты представителей высшего общества и чувственные изображения обнажённой натуры, с лёгким налётом сентиментальности. Помимо этого, он занимался пастельной живописью, гравюрой, литографией и скульптурой.
Отличительные черты живописной манеры Пьера Огюста Ренуара, которые характеризуют его творчество:
Применение светлой цветовой гаммы. Ренуар избегал использования чёрного пигмента, полагая, что в природе чёрный цвет как таковой отсутствует: даже самые глубокие тени содержат отблески окружающих оттенков.
Стремление запечатлеть переменчивость световых эффектов. Цвет в его произведениях отражает не столько истинный цвет объекта, сколько его окраску под воздействием конкретного освещения.
Использование лёгких и подвижных мазков. Поверхность картины насыщалась деликатными отблесками и нежными тёплыми полутонами.
Увлечение изображением подвижных и текучих элементов. Ренуар любил изображать воду, тонкие развевающиеся ткани, облака и солнечные зайчики. Запечатлённые на холсте, они напоминали зрителю о постоянном движении природы и жизни.
Применение сочетаний дополняющих цветов, осознанное использование контраста. Данный прием придавал выразительность персонажам и позволял достичь эмоциональности в мягкой манере письма.
Сосредоточение внимания на форме, цвете и текстуре, а не на объекте как таковом. Иногда Ренуар объединял изображения обнажённой натуры с мифологическими образами, но в большинстве случаев он предпочитал изображать тела в их естественной непринужденности.
Приблизительно с 1880-х годов, в период расцвета своего творчества, Ренуар сформировал уникальную и запоминающуюся манеру письма. Она характеризовалась гармоничным сочетанием импрессионистической палитры, глубокого психологизма в изображении персонажей и заимствований из художественного наследия мастеров прошлых столетий, начиная от романтического Делакруа и заканчивая классицистом Пуссеном.
Ренуар стал первым среди импрессионистов, кто завоевал настоящее признание и финансовый успех у богатой парижской публики, благодаря своему непринуждённому стилю и уникальной манере письма.
В середине 1880-х годов Ренуар фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к эстетике классицизма, вдохновляясь творчеством Энгра.
На этой картине изображены близкие знакомые художника: натурщики, коллеги-живописцы, частые гости этого места, где можно различить писателя Жоржа Ривьера, художников Норбера Генетта и Франк-Лами, расположившихся на первом плане, а также женщину по имени Эстель, сидящую на скамье, и Фредерика Самуэля Кордея.
Последние 20 лет жизни Ренуар жил с тяжёлой формой ревматоидного артрита, болезнь калечила его тело, в руках не осталось сил, он не мог вставать и ходить, но художник продолжал рисовать. Работа давала ему стимул к жизни, творчество спасало, заставляя забывать о боли.
Всю свою жизнь он был предан живописи, а в период недуга она превратилась в убежище для души. Все полотна Ренуара излучали спокойствие и радость, творчество помогало художнику заглушить тревогу и чувство безысходности.
До конца жизни Огюст Ренуар сохранил умение замечать прекрасное и восхищаться красотой окружающего мира. Ренуар часто говорил: «Боль пройдёт, а красота останется».
Революционным для той эпохи стало новаторское применение Ренуаром выразительных световых эффектов, размытости контуров и энергичных мазков кисти.
Художник достигал создания живой и впечатляющей обстановки, наделяя свои полотна иллюзией динамики и непринужденности, полным ощущением эффекта присутствия.
"Живопись Ренуара празднична, наблюдательна и поэтична. Эти женщины, освещённые солнцем, эти девушки с рыжеватыми челками, с телом кормилицы и сильфиды, эти детские лица, покрытые нежным румянцем, создают мир, чуждый искусственности и чуждый вульгарности, не знающий, что такое усталость". – писал В. Гаевский.
В работах Ренуара не было печальных сюжетов, несмотря на то, что жизнь самого живописца была полна трудностей. Он столкнулся с крайней нищетой, непониманием и отторжением его творчества, пережил насмешки, оскорбления и даже клевету, размолвки с друзьями и возлюбленными, продолжительную и изнурительную болезнь. Однако все эти жизненные испытания не нашли отражения в его картинах.
Полотна Ренуара наполнены сияющим солнечным светом, ощущением радости и жизненной силы, красотой и молодостью, счастливыми лицами. Художник словно хотел показать зрителям, что счастье доступно, что оно окружает нас буквально повсюду – в ощущении насыщенной жизни, в простых человеческих радостях, в ярких цветах, в звонком детском смехе, в дружеских посиделках, в очаровательной улыбке женщины.
За свою долгую карьеру, охватывающую шесть десятилетий, Пьер Огюст Ренуар создал приблизительно четыре тысячи живописных полотен, многие из которых признаны настоящими мировыми шедеврами.
Его называли живописцем счастья, мастером гармонии, поэтом детей и женщин. В кругу художников того времени он был самым уравновешенным и тактичным, мягким человеком, всегда стремился помочь.
Пьер Огюст Ренуар – яркий пример богемного парижского художника, хотя и более серьёзный, чем принято считать. Его завораживающие цветовые сочетания в картинах – это не просто результат работы на открытом воздухе, опыт и мастерство, не только воздух Парижа и небо Франции. Это свет мира в тот редкий момент, когда человек ощущает полную гармонию с ним.