(Закадровые тайны о том, как рождался фильм «Берегись автомобиля»)
Эту незатейливую комедию любят зрители всех возрастов за прекрасную игру актёров, увлекательный сюжет и острые диалоги, разлетевшиеся на крылатые фразы. Спустя шестьдесят с лишним лет, картина до сих пор собирает самые высокие оценки у зрителей на разных киноплатформах. А начиналась ее история так...
Однажды Юрий Никулин рассказал Эльдару Рязанову занятную историю: якобы в Куйбышеве живет мужчина, который угоняет автомобили у преступников, продает их и отправляет деньги в детские дома. Тогда режиссер вместе со сценаристом Эмилем Брагинским начал разыскивать информацию о советском Дон Кихоте. Но выяснилось, что это обычная городская легенда. Однако сценаристов так захватила история, что они все равно решили снимать кино.
Так как прототип героя не нашёлся, Рязанов и Брагинский придумали его сами, основываясь на трёх личностях - Дон Кихоте, Чарли Чаплине и князе Мышкине. Но по сценарию дали главному герою говорящую фамилию. Вы никогда не задумывались, почему он - Деточкин? Нет, не потому, что помогает детским домам. А потому что он сам как ребенок.
«Мы видели эту историю как добрую и немного грустную комедию. Кажется, что ее главный герой — не такой, как все, но он нормальнее многих других. Ведь этот человек неравнодушен к тому, мимо чего мы часто проходим. Этот человек - большой, чистосердечный ребенок», - говаривал Рязанов.
Страховой агент Деточкин (Смоктуновский) решил бороться с несправедливостью в робингудовском стиле: он угонял автомобили, купленные на нетрудовые доходы, а вырученные деньги переводил детским домам, ничего не оставляя себе. Отвлечься от тяжёлых мыслей ему помогала игра в любительском театре, в котором его партнёром по сцене оказался следователь, занимавшийся поиском пропавших машин.
По легенде, самой первой идеей творческого дуэта было снять фильм в стиле вестерн - с погонями и перестрелками. Однако от неё почти сразу отказались, решив делать комедию, пусть и с динамическими элементами. Сценарий написали быстро, а вот дальше появились проблемы. Вопросы начали задавать в Госкино. Почему герой не идёт жаловаться в ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности), а угоняет машины? А что, если потом зрители последуют его примеру? Известно, что тогдашний начальник комитета Алексей Романов остался очень недоволен сценарием и ленту «законсервировал». Так что Рязанов и Брагинский вынуждены были идти другим путём. В 1964-м в журнале «Молодая гвардия» опубликовали повесть «Берегись автомобиля», которую тепло встретили читатели и критики. После успеха на бумаге Рязанов всё же получил добро на съёмки фильма.
Помучились с поисками главного героя - Деточкина. Хотя и были достойные претенденты, однако, как выяснилось, Леонид Быков - слишком народный, Леонид Куравлёв - слишком пролетарский, Олег Ефремов - слишком волевой. На главную роль в итоге утвердили Иннокентия Смоктуновского.
Жуликоватого Диму Семицветова решили доверить сыграть Андрею Миронову - герой был малоприятный, в сценарии его прочти не прописали, и авторам нужен был актёр, который создаст яркий образ и доиграет всё недосказанное. Роль тестя Семицветова досталась другу и коллеге Миронова по театру - Анатолию Папанову, и Рязанов вспоминал, что этот дуэт обеспечил на съёмочной площадке непрекращающееся веселье. Фразы «Тебя посодют, а ты не воруй», «Положь птичку!», «Твой дом - тюрьма» были придуманы именно Папановым, в сценарии реплики его героя были гораздо скучнее. Режиссёр даже просил Папанова убавить комедийных красок - ему всё время казалось, что актёр переигрывает и не должно быть так смешно.
От Ольги Аросевой, которая сыграла возлюбленную Деточкина - Любу, режиссер Рязанов потребовал не только научиться водить машину, но и окончить курсы и получить профессиональный диплом водителя троллейбуса. "И я сделала это, - рассказывала актриса. - На первой же съемке я должна была ехать в потоке машин, а Деточкин радостно на мой троллейбус кидался. Мне сказали: затормозишь в трех с половиной метрах от Смоктуновского.
Пассажиры даже не знали, что за рулем артистка Аросева. Я поехала. Вижу: высокий улыбающийся человек бежит наперерез движению и прямо ко мне на ветровое стекло кидается. Такой эмоциональный, порывистый, нервный, с воздетыми от восторга руками. А я только думаю, лишь бы мне его не задавить. Затормозила. Не задавила".
Интересный факт, в финальной сцене, когда Деточкин возникает перед лобовым стеклом троллейбуса, на водительское кресло садился сам Эльдар Рязанов, и знаменитую фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!» Смоктуновский говорил именно режиссёру.
Известно, что легендарная «угнанная» «Волга ГАЗ-21» была собственностью «Мосфильма» и режиссёр отвечал головой за её сохранность, поэтому только что получивший права Смоктуновский ездил на ней медленно и по прямой, а все погони и трюки выполнял каскадёр Александр Микулин. Эта машина несколько раз встречалась с актёрами «Берегись автомобиля» на разных съёмочных площадках. Именно за её рулём сидел Анатолий Папанов, предлагая «такси на Дубровку» в «Бриллиантовой руке», а таксист в исполнении Олега Ефремова возил на ней героиню фильма «Три тополя на Плющихе».
К слову, машина сохранилась до наших дней и сейчас выставлена в музее Мосфильма в отреставрированном состоянии.
Но, какой детективный сюжет без трюков и погони?! Ставил динамичные сцены каскадер Александр Микулин. До 1960-х годов в Советском Союзе сложные трюки практически не снимали, поэтому и особой необходимости в каскадёрской школе не было — специалисты приходили из спорта. Перенявший любовь к моторам от отца, Александр Александрович увлекался гонками, был заядлым мотолюбителем. За почти сорокалетнюю карьеру он принял участие в съёмках практически всех лент Союза с трюковыми элементами, причём без единого происшествия.
Совершенно точно, что сцены погони в «Берегись автомобиля» обошлись без монтажа: Александр Микулин в самом деле на полном ходу заезжал на движущийся прицеп, пролетал под трубовозом, двигался по откосу эстакады, разворачивал «Волгу» с ходу на 180 градусов… В некоторых сценах можно даже заметить следы, оставшиеся после предыдущих дублей. К примеру, эпизод с проездом машины между деревьями пришлось переснимать несколько раз - от тряски на кочках самопроизвольно открывался багажник.
После одного из дублей каскадёр при всей съёмочной группе предложил
режиссеру Рязанову испытать трюк на себе. Темпераментный Эльдар Александрович не мог отказаться. Он так потом писал в своих воспоминаниях: «Напуская на себя безразличие, я соглашался, садился в автомобиль, и трюк проделывался ещё раз, теперь уже вместе с режиссёром. Когда, в частности, мы проскакивали под трубовозом, я, отлично зная, что зазор между трубами и крышей “Волги” достаточно велик, всё равно инстинктивно пригнул голову. Микулин радостно засмеялся».
Единственным трюком, в котором не обошлось без «магии», оказался выезд задним ходом с крутого холма. Внимательные зрители приметят трос, вытягивающий тяжёлую заднеприводную машину со скользкой травы. Сам с таким препятствием серийный ГАЗ-21 просто не справился бы. И каскадеру во время сцены пришлось доехать задним ходом до другого края дороги, чтобы техник незаметно отцепил машину.
Известно, что на площадке нередко доходило и до споров, когда режиссёр хотел, чтобы в кадрах погони снимался сам Смоктуновский, а каскадер был против. И не просто так: Микулин трезво оценивал риски, так как до начала съёмок Смоктуновский не умел водить машину! Азам управления, в том числе и экстремального, Иннокентия Михайловича обучал сам Александр Александрович. Благодаря наставлениям Микулина актёр после съёмок получил водительское удостоверение и купил себе машину. По легенде, ей тоже оказалась «двадцать первая». «Волги» Смоктуновский любил до конца жизни, предпочитая их другим моделям.
Не обошлось в любимой комедии и без киноляпов. Как без них-то, хотя атмосферу киноленты они совсем не портят! Первую ошибку можно заметить в самом начале фильма: троллейбус, который ведёт Люба - Ольга Аросева, имеет номер «413», а отъёзжает от остановки уже другая машина, под номером «478».
Во время погони у милиционера происходят чудеса с мотоциклом: металлическая рамка ветровика окрашена то чёрной эмалью, то белой краской, то её нет совсем. Различаются от кадра к кадру и другие детали мототехники. Всё потому, что роль одного мотоцикла сыграли сразу пять!
В сцене, где Деточкин залетает на трейлер, съёмка проводилась из салона. Для удобства пришлось снять заднюю левую дверь — это видно при быстром повороте камеры. А через секунду в зеркале заднего вида появляется лицо кинооператора. Переснимать этот ляп не стали. Кстати, уже в следующем кадре левое зеркало попросту исчезает.
Неразбериха происходит и с номерами угнанных машин. Номер «Волги» Семицветова «49-04 МОТ» Деточкин сразу же меняет на подменный «82-15 МОП». Но когда его на трассе останавливает милиционер, на машине вновь оказывается комбинация «49-04». А через пару кадров ГАЗ опять щеголяет поддельными номерами.
Известно, что фильм стартовал в прокате в мае 1966-го - времени для премьеры самом неудачном, потому что потенциальные зрители были заняты дачными заботами и готовились к отпускам. Однако до конца 1966-го комедию "Берегись автомобиля" посмотрели 29 миллионов зрителей. Фильм был награжден почетными дипломами на международных кинофестивалях в Эдинбурге (Шотландия) и в Сиднее (Австралия). В том же году Иннокентий Смоктуновский был отмечен призом за лучшее исполнение мужской роли на кинофестивале в Картахене (Испания). В 1967 году картины получила Почетный диплом на международном кинофестивале в Мельбурне (Австралия). По опросу журнала "Советский экран" Иннокентий Смоктуновский стал лучшим актером 1966-го.
Словом, фильм получил заслуженную славу, с момента выхода картины и до сегодняшних дней её посмотрели десятки миллионов зрителей. И, вряд ли, среди вас найдутся те, кто не смотрел или хотя бы не слышал об этом кино. А уж не любить его просто невозможно!
В 2012-м в Самаре, где родился режиссёр фильма Эльдар Рязанов, была установлена скульптура Юрия Деточкина. Скульптор запечатлел тот самый финальный кадр перед троллейбусом. Двухметровая бронзовая фигура страховщика, актёра и угонщика стоит на Комсомольской площади напротив железнодорожного вокзала.
Спасибо, что дочитали!
Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, фото и факты найдены на просторах интернета
Прочитав статью, поставьте, пожалуйста, лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно! Просьба в комментариях соблюдать корректность к автору и по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают. Подписка на канал приветствуется. Спасибо!