Найти в Дзене

Киношные истории: Советский Дон Кихот Юрий Деточкин

(Закадровые тайны о том, как рождался фильм «Берегись автомобиля») Эту незатейливую комедию любят зрители всех возрастов за прекрасную игру актёров, увлекательный сюжет и острые диалоги, разлетевшиеся на крылатые фразы. Спустя шестьдесят с лишним лет, картина до сих пор собирает самые высокие оценки у зрителей на разных киноплатформах. А начиналась ее история так... Однажды Юрий Никулин рассказал Эльдару Рязанову занятную историю: якобы в Куйбышеве живет мужчина, который угоняет автомобили у преступников, продает их и отправляет деньги в детские дома. Тогда режиссер вместе со сценаристом Эмилем Брагинским начал разыскивать информацию о советском Дон Кихоте. Но выяснилось, что это обычная городская легенда. Однако сценаристов так захватила история, что они все равно решили снимать кино. Так как прототип героя не нашёлся, Рязанов и Брагинский придумали его сами, основываясь на трёх личностях - Дон Кихоте, Чарли Чаплине и князе Мышкине. Но по сценарию дали главному герою говорящую фамил

(Закадровые тайны о том, как рождался фильм «Берегись автомобиля»)

Эту незатейливую комедию любят зрители всех возрастов за прекрасную игру актёров, увлекательный сюжет и острые диалоги, разлетевшиеся на крылатые фразы. Спустя шестьдесят с лишним лет, картина до сих пор собирает самые высокие оценки у зрителей на разных киноплатформах. А начиналась ее история так...

Однажды Юрий Никулин рассказал Эльдару Рязанову занятную историю: якобы в Куйбышеве живет мужчина, который угоняет автомобили у преступников, продает их и отправляет деньги в детские дома. Тогда режиссер вместе со сценаристом Эмилем Брагинским начал разыскивать информацию о советском Дон Кихоте. Но выяснилось, что это обычная городская легенда. Однако сценаристов так захватила история, что они все равно решили снимать кино.

Так как прототип героя не нашёлся, Рязанов и Брагинский придумали его сами, основываясь на трёх личностях - Дон Кихоте, Чарли Чаплине и князе Мышкине. Но по сценарию дали главному герою говорящую фамилию. Вы никогда не задумывались, почему он - Деточкин? Нет, не потому, что помогает детским домам. А потому что он сам как ребенок.

-2

«Мы видели эту историю как добрую и немного грустную комедию. Кажется, что ее главный герой — не такой, как все, но он нормальнее многих других. Ведь этот человек неравнодушен к тому, мимо чего мы часто проходим. Этот человек - большой, чистосердечный ребенок», - говаривал Рязанов.

Страховой агент Деточкин (Смоктуновский) решил бороться с несправедливостью в робингудовском стиле: он угонял автомобили, купленные на нетрудовые доходы, а вырученные деньги переводил детским домам, ничего не оставляя себе. Отвлечься от тяжёлых мыслей ему помогала игра в любительском театре, в котором его партнёром по сцене оказался следователь, занимавшийся поиском пропавших машин.

-3

По легенде, самой первой идеей творческого дуэта было снять фильм в стиле вестерн - с погонями и перестрелками. Однако от неё почти сразу отказались, решив делать комедию, пусть и с динамическими элементами. Сценарий написали быстро, а вот дальше появились проблемы. Вопросы начали задавать в Госкино. Почему герой не идёт жаловаться в ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности), а угоняет машины? А что, если потом зрители последуют его примеру? Известно, что тогдашний начальник комитета Алексей Романов остался очень недоволен сценарием и ленту «законсервировал». Так что Рязанов и Брагинский вынуждены были идти другим путём. В 1964-м в журнале «Молодая гвардия» опубликовали повесть «Берегись автомобиля», которую тепло встретили читатели и критики. После успеха на бумаге Рязанов всё же получил добро на съёмки фильма.

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский
Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский

Помучились с поисками главного героя - Деточкина. Хотя и были достойные претенденты, однако, как выяснилось, Леонид Быков - слишком народный, Леонид Куравлёв - слишком пролетарский, Олег Ефремов - слишком волевой. На главную роль в итоге утвердили Иннокентия Смоктуновского.

Жуликоватого Диму Семицветова решили доверить сыграть Андрею Миронову - герой был малоприятный, в сценарии его прочти не прописали, и авторам нужен был актёр, который создаст яркий образ и доиграет всё недосказанное. Роль тестя Семицветова досталась другу и коллеге Миронова по театру - Анатолию Папанову, и Рязанов вспоминал, что этот дуэт обеспечил на съёмочной площадке непрекращающееся веселье. Фразы «Тебя посодют, а ты не воруй», «Положь птичку!», «Твой дом - тюрьма» были придуманы именно Папановым, в сценарии реплики его героя были гораздо скучнее. Режиссёр даже просил Папанова убавить комедийных красок - ему всё время казалось, что актёр переигрывает и не должно быть так смешно.

-5

От Ольги Аросевой, которая сыграла возлюбленную Деточкина - Любу, режиссер Рязанов потребовал не только научиться водить машину, но и окончить курсы и получить профессиональный диплом водителя троллейбуса. "И я сделала это, - рассказывала актриса. - На первой же съемке я должна была ехать в потоке машин, а Деточкин радостно на мой троллейбус кидался. Мне сказали: затормозишь в трех с половиной метрах от Смоктуновского.

-6
-7

Пассажиры даже не знали, что за рулем артистка Аросева. Я поехала. Вижу: высокий улыбающийся человек бежит наперерез движению и прямо ко мне на ветровое стекло кидается. Такой эмоциональный, порывистый, нервный, с воздетыми от восторга руками. А я только думаю, лишь бы мне его не задавить. Затормозила. Не задавила".

-8

Интересный факт, в финальной сцене, когда Деточкин возникает перед лобовым стеклом троллейбуса, на водительское кресло садился сам Эльдар Рязанов, и знаменитую фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!» Смоктуновский говорил именно режиссёру.

Известно, что легендарная «угнанная» «Волга ГАЗ-21» была собственностью «Мосфильма» и режиссёр отвечал головой за её сохранность, поэтому только что получивший права Смоктуновский ездил на ней медленно и по прямой, а все погони и трюки выполнял каскадёр Александр Микулин. Эта машина несколько раз встречалась с актёрами «Берегись автомобиля» на разных съёмочных площадках. Именно за её рулём сидел Анатолий Папанов, предлагая «такси на Дубровку» в «Бриллиантовой руке», а таксист в исполнении Олега Ефремова возил на ней героиню фильма «Три тополя на Плющихе».

К слову, машина сохранилась до наших дней и сейчас выставлена в музее Мосфильма в отреставрированном состоянии.

Вот она, эта легендаргая "мосфильмовская" "Волга" в фильме...
Вот она, эта легендаргая "мосфильмовская" "Волга" в фильме...
-10
-11
-12
... а это  она же -  теперь уже в музее!
... а это она же - теперь уже в музее!

Но, какой детективный сюжет без трюков и погони?! Ставил динамичные сцены каскадер Александр Микулин. До 1960-х годов в Советском Союзе сложные трюки практически не снимали, поэтому и особой необходимости в каскадёрской школе не было — специалисты приходили из спорта. Перенявший любовь к моторам от отца, Александр Александрович увлекался гонками, был заядлым мотолюбителем. За почти сорокалетнюю карьеру он принял участие в съёмках практически всех лент Союза с трюковыми элементами, причём без единого происшествия.

Александр Микулин
Александр Микулин

Совершенно точно, что сцены погони в «Берегись автомобиля» обошлись без монтажа: Александр Микулин в самом деле на полном ходу заезжал на движущийся прицеп, пролетал под трубовозом, двигался по откосу эстакады, разворачивал «Волгу» с ходу на 180 градусов… В некоторых сценах можно даже заметить следы, оставшиеся после предыдущих дублей. К примеру, эпизод с проездом машины между деревьями пришлось переснимать несколько раз - от тряски на кочках самопроизвольно открывался багажник.

-15

После одного из дублей каскадёр при всей съёмочной группе предложил
режиссеру Рязанову испытать трюк на себе. Темпераментный Эльдар Александрович не мог отказаться. Он так потом писал в своих воспоминаниях:
«Напуская на себя безразличие, я соглашался, садился в автомобиль, и трюк проделывался ещё раз, теперь уже вместе с режиссёром. Когда, в частности, мы проскакивали под трубовозом, я, отлично зная, что зазор между трубами и крышей “Волги” достаточно велик, всё равно инстинктивно пригнул голову. Микулин радостно засмеялся».

Единственным трюком, в котором не обошлось без «магии», оказался выезд задним ходом с крутого холма. Внимательные зрители приметят трос, вытягивающий тяжёлую заднеприводную машину со скользкой травы. Сам с таким препятствием серийный ГАЗ-21 просто не справился бы. И каскадеру во время сцены пришлось доехать задним ходом до другого края дороги, чтобы техник незаметно отцепил машину.

Известно, что на площадке нередко доходило и до споров, когда режиссёр хотел, чтобы в кадрах погони снимался сам Смоктуновский, а каскадер был против. И не просто так: Микулин трезво оценивал риски, так как до начала съёмок Смоктуновский не умел водить машину! Азам управления, в том числе и экстремального, Иннокентия Михайловича обучал сам Александр Александрович. Благодаря наставлениям Микулина актёр после съёмок получил водительское удостоверение и купил себе машину. По легенде, ей тоже оказалась «двадцать первая». «Волги» Смоктуновский любил до конца жизни, предпочитая их другим моделям.

-16

Не обошлось в любимой комедии и без киноляпов. Как без них-то, хотя атмосферу киноленты они совсем не портят! Первую ошибку можно заметить в самом начале фильма: троллейбус, который ведёт Люба - Ольга Аросева, имеет номер «413», а отъёзжает от остановки уже другая машина, под номером «478».

-17

Во время погони у милиционера происходят чудеса с мотоциклом: металлическая рамка ветровика окрашена то чёрной эмалью, то белой краской, то её нет совсем. Различаются от кадра к кадру и другие детали мототехники. Всё потому, что роль одного мотоцикла сыграли сразу пять!

-18

В сцене, где Деточкин залетает на трейлер, съёмка проводилась из салона. Для удобства пришлось снять заднюю левую дверь — это видно при быстром повороте камеры. А через секунду в зеркале заднего вида появляется лицо кинооператора. Переснимать этот ляп не стали. Кстати, уже в следующем кадре левое зеркало попросту исчезает.

-19

Неразбериха происходит и с номерами угнанных машин. Номер «Волги» Семицветова «49-04 МОТ» Деточкин сразу же меняет на подменный «82-15 МОП». Но когда его на трассе останавливает милиционер, на машине вновь оказывается комбинация «49-04». А через пару кадров ГАЗ опять щеголяет поддельными номерами.

-20

Известно, что фильм стартовал в прокате в мае 1966-го - времени для премьеры самом неудачном, потому что потенциальные зрители были заняты дачными заботами и готовились к отпускам. Однако до конца 1966-го комедию "Берегись автомобиля" посмотрели 29 миллионов зрителей. Фильм был награжден почетными дипломами на международных кинофестивалях в Эдинбурге (Шотландия) и в Сиднее (Австралия). В том же году Иннокентий Смоктуновский был отмечен призом за лучшее исполнение мужской роли на кинофестивале в Картахене (Испания). В 1967 году картины получила Почетный диплом на международном кинофестивале в Мельбурне (Австралия). По опросу журнала "Советский экран" Иннокентий Смоктуновский стал лучшим актером 1966-го.

Словом, фильм получил заслуженную славу, с момента выхода картины и до сегодняшних дней её посмотрели десятки миллионов зрителей. И, вряд ли, среди вас найдутся те, кто не смотрел или хотя бы не слышал об этом кино. А уж не любить его просто невозможно!

-21

В 2012-м в Самаре, где родился режиссёр фильма Эльдар Рязанов, была установлена скульптура Юрия Деточкина. Скульптор запечатлел тот самый финальный кадр перед троллейбусом. Двухметровая бронзовая фигура страховщика, актёра и угонщика стоит на Комсомольской площади напротив железнодорожного вокзала.

Спасибо, что дочитали!

Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, фото и факты найдены на просторах интернета

Прочитав статью, поставьте, пожалуйста, лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно! Просьба в комментариях соблюдать корректность к автору и по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают. Подписка на канал приветствуется. Спасибо!