Найти в Дзене
Авраменко Елена

Эстетика поэзии

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЭЗИИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА И НАРОДА. Многозначность поэтического образа. Как складываются основные элементы поэтического, выражающие особое эстетическое отношение к миру? Необходимо уточнить исходные элементы, выступающие в качестве структурных частей эстетически отмеченного, поэтического текста. К ним принадлежат ещё у истоков развития поэзии РИТМ, ПОВТОРНОСТЬ и, возникающие на их основе, "СИМВОЛЫ И МЕТАФОРЫ". Соотнесённость ранних словесных текстов с ритмом и циклами природы находила выражение в символизации и "поэтических формулах", и была тесно связана С МУЗЫКОЙ, но в дальнейшем это стало ненужным, так как голос мог акцентировать любое слово или группу слов вне зависимости от их места в ритмическом ряду. Поэзия - явление, возникшее из языка и опирающееся на его свойства. ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - МЫШЛЕНИЕ В ОБРАЗАХ. Подавляющее большинство слов всех человеческих языков и наречий являются словами ПЕРЕНОСНОГО И ОПИСАТЕЛЬНОГО значения. Это

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЭЗИИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА И НАРОДА.

Многозначность поэтического образа.

Как складываются основные элементы поэтического, выражающие особое эстетическое отношение к миру?

Необходимо уточнить исходные элементы, выступающие в качестве структурных частей эстетически отмеченного, поэтического текста. К ним принадлежат ещё у истоков развития поэзии РИТМ, ПОВТОРНОСТЬ и, возникающие на их основе, "СИМВОЛЫ И МЕТАФОРЫ".

Соотнесённость ранних словесных текстов с ритмом и циклами природы находила выражение в символизации и "поэтических формулах", и была тесно связана С МУЗЫКОЙ, но в дальнейшем это стало ненужным, так как голос мог акцентировать любое слово или группу слов вне зависимости от их места в ритмическом ряду.

Поэзия - явление, возникшее из языка и опирающееся на его свойства.

ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - МЫШЛЕНИЕ В ОБРАЗАХ.

Подавляющее большинство слов всех человеческих языков и наречий являются словами ПЕРЕНОСНОГО И ОПИСАТЕЛЬНОГО значения. Это вытекает из самого хода человеческой мысли, когда новое и неизвестное всегда объясняется с помощью уже известного и названного. Человеческая речь поэтична в самой своей основе, и любой - словесный, поэтический, художественный образ всегда опирается на жизненные реалии.

Образ чувственный, вырастая в образ поэтический, сплошь и рядом приобретает многозначность, вытекающую из его обобщающих свойств:

"Измерять и оценивать всякое ХУДОЖЕСТВО надо НЕ как ДВУХМЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ - образ, скрытый в материи, а как ТРЁХМЕРНОЕ СОЗДАНИЕ - предмет, облекшийся в образ и явленный через материю. Сей предмет, конечно, не вещественный, а эстетический и имеет духовную природу".

(И. А. Ильин. Стр. 18:

"Русские писатели, литература и художество") 1975г.

Что же происходит при двухмерном, упрощенном восприятии художественного, поэтического текста?

Тогда, " через БЕСКОНЕЧНЫЙ СКВОЗНЯК НЕНУЖНОГО ТЕКСТА узреть можно лишь ненужный бред о несостоявшихся героях.. хаос эмбриональных образов, тщетно ищущих связи, строя.. ЕДИНОЙ ФАБУЛЫ НЕТ, - и не узренный автором художественный предмет... остаётся вне литературного произведения эстетически неосуществлённым.. Лучей его автор не воспринял и читателю не показал". И человек, обращающийся к такому поэтическому тексту нищает духовно и становится неспособен воспринимать серьёзную, глубокую поэзию. Она остаётся забытой, невостребованной обществом. И взрослыми, и даже ещё неиспорченными обществом детьми:

ПОЭТУ НАШИХ ДНЕЙ

Молчи, поэт, молчи: толпе не до тебя.

До скорбных дум твоих кому какое дело?

Твердить былой напев ты можешь про себя,

Его нам слушать надоело...

Не каждый ли твой стих сокровища души

За славу мнимую безумно расточает, Так за глоток вина последние гроши

Порою пьяница бросает.

Ты опоздал поэт: нет в мире уголка,

В груди такого нет блаженства и печали,

Что тысячи певцов об них во все века,

Во всех краях не повторяли.

Ты опоздал, поэт: твой мир опустошён, -

Ни колоса - в полях, на дереве - ни ветки;

От сказочных пиров счастливейших времён

Тебе остались лишь объедки.

Попробуй слить всю мощь страданий и любви

В один безумный вопль ; в негодованье гордом

На лире и в душе все струны оборви

Одним рыдающим аккордом, -

Ничто не шевельнёт потухшие сердца,

В священном ужасе толпа не содрогнётся

И на последний крик последнего певца

Никто, никто не отзовётся!

Дмитрий Мережковский

1884г.

В изучении же истинно глубоких произведений ".. отверзаются духовные очи ребёнка - и он видит Бога; и мир он видит по-новому, а себя и свой народ ОН НАЧИНАЕТ РАЗУМЕТЬ СВЯЩЕННО. И всё это проникает в его родовое, национальное ощущение и пробуждает в нём древнюю глубину общенародной памяти".

Иван Алексеевич Ильин.

(" О сопротивлении злу силою" 1-ое издание, Берлин, 1925 год; 2-ое издание, Лондон, Канада, 1975 год.):

Выткался на озере алый свет зари

На бору со звонами плачут глухари

Плачет где - то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло..

Сергей Есенин

1910г.

Итак, что же такое поэзия? Какую формулировку можно дать этому явлению?

Приглашаю порассуждать на эту тему в следующей статье:

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПОЭЗИЯ?
Авраменко Елена16 июля

Читайте также:

Индивидуальное представление поэтов - символистов о мире.
Авраменко Елена26 июля

Комментарии приветствуются.