С началом Великой Отечественной войны все предприятия нашего города срочно были перепрофилированы на выпуск военной продукции. На заводах им. Андрэ Марти и 61 коммунара экстренно достраивали корабли и суда, которые можно было использовать для обороны. Горожане были мобилизованы на рытье противотанковых рвов и заграждений вокруг города. В июле 1941 года в Николаеве начали создаваться дружины народного ополчения. Возглавил оборону города контр-адмирал И.Д. Кулишов. Понимая, что велика вероятность захвата вражескими войсками города корабелов заводы срочно эвакуировали. Суда с оборудованием и семьями рабочих уходили в Поти, Батуми, Севастополь, тем же образом отправлялись «коробки» недостроенных кораблей. Приходилось прорываться через Днепро-Бугский лиман под огнем фашистов.
После прорыва немецких танков у Полигона со стороны Херсона, стало ясно что Николаев находится в полуокружении. В результате трезвого анализа ситуации 14 августа 1941 года было принято решение оставить город. 16 августа город покинули последние части. Основные стапеля и цеха на заводах были взорваны. А фашистские войска заходили в город через район Водопой. Город попал в оккупацию.
Однако в Николаеве осталось действовать подполье, которое возглавлял Виктор Лягин, расстрелянный фашистами в июле 1943 года (посмертно Герой Советского Союза). Он со своей группой совершил немало дерзких вылазок. Так, 10 марта 1942 года, под руководством Лягина, была совершена диверсия на военном аэродроме за Ингульским мостом. Были взорваны два ангара, авиамастерские, 27 самолётов, 25 авиамоторов и большой запас бензина.
Николаевцы свято чтут память Виктора Лягина. Его именем названа улица в центре города, и на этой улице расположен музей его имени, посвященный Великой Отечественной войне.
Были и другие подпольные группы. Так в мае 1942 года в Николаев была заброшена группа В.И. Андреева. А связными у него были геройски погибшие от рук гестаповцев пионеры Шура Кобер и Витя Хоменко. Их имена тоже были всегда на слуху в городе корабелов. Например, их именем была названа пионерская дружина средней школы №2, в которой я учился.
За время оккупации в Николаевской области фашистами были уничтожены около 75 тыс. местных мирных жителей и более 30 тыс. военнопленных. От 25 до 50 тыс. жителей Николаева и окрестностей захватчики угнали в рабство. В результате население города сократилось втрое — до 65 тыс. человек.
Значительная часть Николаевской области входила в румынскую зону оккупации Транснистрию. Здесь румынские приспешники гитлеровцев создали под селом Богдановка Доманёвского района Николаевской области концлагерь. В нем только в конце 1941 года погибли около 55 тыс. человек.
К концу 1943 года практически все подпольные группы были раскрыты гестаповцами и почти поголовно расстреляны, однако герои подпольщики безусловно вложили вклад в освобождение родного города.
В освобождении Николаева особую роль сыграл десант под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского. В ночь на 26 марта 1944 года десантный отряд, состоящий из 55 моряков-десантников добровольцев, сапёров, связистов и проводника, высадился в тыл фашистам в торговом порту Николаева в районе Старого элеватора. У отряда было две задачи. Первая — оттянуть силы противника и вторая — спасти зерно в элеваторе, которое немцы хотели взорвать. Заняв несколько зданий порта и приспособив их к обороне, отряд двое суток до подхода войск 3-го Украинского фронта вёл бой, отбив 18 атак и уничтожив до 700 солдат противника. В первоначальном плане десант должен был продержаться менее суток, но реальность внесла свои коррективы. В живых из десанта Ольшанского осталось 8 человек. Это единственный случай в истории Великой Отечественной войны, когда всем 68-ми участникам, включая проводника, присвоили звание Героев Советского Союза. Памятник Героям-Ольшанцам стоит в центре Николаева на площади недалеко от областной администрации. Именно этот горячо чтимый николаевцами памятник и стал местом начала Русской весны в Николаеве.
Я знал дочь Героя Советского Союза Николая Яковлевича Медведева, одного из выживших в той десантной операции. Она приехала и осталась в Николаеве потому, что этот город освобождал ее отец. В первой части этой книги, в разделе «Достойные», я уже рассказал о Галине Николаевне, бесстрашной патриотке в лучшем смысле этого слова.
Освобожденный город безусловно был подвергнут разрушениям, но учитывая стремительное бегство фашистов во многом выстоял. Основные разрушения на заводах были сделаны еще при отступлении наших войск, гражданская инфраструктура была разрушена только на 5 процентов. В основном это дома в центре – бывшие театр, облисполком и обком партии, Советская площадь и улица Советская до улиц Большой Морской и Шевченко.
Осенью 1944 года в город вернулся из эвакуации Николаевский кораблестроительный институт, начав работу в одной из уцелевших школ и одновременно занялись восстановлением главного корпуса НКИ на улице Скороходова.
В январе 1946 года в Николаеве прошел суд над военными преступниками, оккупационным руководством города, причастным к казням местного населения. Семь из девяти подсудимых были приговорены к смерти и повешены на городской Базарной площади. За их казнью наблюдали более 60 тыс. человек
В 1947 году началось строительство судостроительного завода «Океан», который стал функционировать в 1952 году. Это третий судостроительный завод Николаева после «Завода имени Носенко» (бывший «Завод Андрэ Марти») и «Завода имени 61 коммунара». Почти одновременно с ним в Николаеве был заложен ещё один завод — «Южнотурбинный» (ЮТЗ), предназначенный для изготовления судовых турбин. К 1948 году были полностью восстановлены все судостроительные заводы, а с 1952 года продолжилась постройка кораблей и судов уже на 3 заводах.
В 1959 году «Завод имени Носенко» спустил на воду огромную китобазу «Советская Украина». В этом же году появилось Николаевское телевидение.
На месте постройки подводных лодок началось массовое производство рыболовных траулеров и параллельно опытных отсеков атомных подводных лодок для пробных пусков баллистических ракет.
Активно работал и «Завод им. 61 коммунара». Здесь строили новейшие эскадренные миноносцы, противолодочные корабли.
В 1960 году «Завод им. Носенко» начал строительство океанских траулеров, а с 1968 года после смены названия предприятия на «Черноморский судостроительный завод» (ЧСЗ) было запущено проектирование и создание авианесущих крейсеров — гордости флота. Первыми крейсерами-вертолетоносцами были «Москва» и «Ленинград», а первым авианосцем стал «Киев», спущенный на воду в 1972 году. За ним построили еще шесть — «Минск», «Новороссийск», «Адмирал Горшков», «Адмирал Кузнецов», «Варяг» (увы, так и не достроенный на ЧСЗ и проданный Китаю в 1998 году, ныне авианесущий крейсер «Ляонин» официально вышедший на боевую службу в составе ВМФ КНР в 2012 году), а потом порезанный на металл уникальный на то время, атомный тяжелый авианосец «Ульяновск», который должен был стать флагманом ВМФ СССР.
К свершениям советского периода следует также отнести строительство «Николаевского глиноземного завода» (НГЗ), начавшееся в 1972-м и законченное в 1980 году. Переработка бокситов в глинозем — промежуточная стадия для создания алюминия. Для целей НГЗ был пущен и новый Днепро-Бугский порт (Сегодня завод конфискован у собственников властями Украины).
В 1982 года в городе корабелов был открыт детский городок «Сказка» с макетом парусника с алыми парусами под названием «Счастье», скульптурой «Конек-горбунок» и настоящим паровозом, каруселями и аттракционами, горячо любимый детьми.
В 1987 году на яхте «Икар», сконструированной и построенной студентами и сотрудниками Николаевского кораблестроительного института (НКИ), команда в составе 7 человек (капитан — почётный гражданин Николаева Борис Немиров) впервые на Украине осуществила кругосветное плавание по маршруту Николаев – Канарские острова – австралийский остров Тасмания – мыс Горн – остров Святой Елены – порт Сеута на Средиземноморском побережье Марокко – остров Мальта – Афины – Варна – Николаев за 327 дней.
В 1988 году в начале Пушкинской улицы, у Ингульского моста, был установлен памятник Александру Сергеевичу Пушкину и создан Пушкинский сквер — любимое место для николаевских пушкинистов, поэтов, русских организаций и просто ценителей великого таланта. По инициативе художественной студии при Доме политпросвещения, стены сквера были расписаны сюжетами из сказок Пушкина, сделанные детьми. (К сожалению, в нынешнем Николаеве, уже после начала СВО, памятник Пушкину исчез с пьедестала.)
Во времена СССР в Николаеве действовало более десятка ВУЗов. Пожалуй, самым знаковым и уровневым из них был Николаевский кораблестроительный институт имени адмирала С. О. Макарова. ВУЗов такого профиля было всего два в Союзе. Николаевский успешно конкурировал с Ленинградским кораблестроительным институтом (ЛКИ). Когда я учился в НКИ, у ВУЗа было 3 корпуса — на улице Скороходова, на Проспекте Ленина и в микрорайоне Соляные. Каждый из корпусов был головным для одного из трех профильных факультетов: Кораблестроительного, Машиностроительного и Электромеханического. Учеба в НКИ считалась престижной для студентов и даже среди девушек со стороны, поглядывающих на студентов-корабелов с обожанием. Нас называли «принцами из НКИ».
Наиболее значительным событием для Николаева всегда был спуск корабля. На подобные мероприятия собиралась добрая треть горожан, не только заводчан. Достать пригласительные на это мероприятие – большая удача. Так и видится эта картина. Собирается народ — приодетый, радостный, с детьми, в руках у детей шарики и флажки, которые бесплатно раздают тут же. Высокое начальство из столицы и руководители завода выступают с торжественными речами, звучит музыка, связка бутылок с шампанским традиционно разбивается о борт корабля. Махина пошатывается, начинает движение и с плеском входит в воду. Звучит «ура!». Праздник! Победа! Все причастные получат премии и радость продолжится и в семьях кораблестроителей!
Так город жил, развивался и исполнял свою миссию!
Приобрести полную версию книги "Ольшанцы Русской весны" в печатном варианте вы можете в издательстве "Солон-Пресс" по ссылке https://solon-press.ru/vneserijnaya-literatura/olshancy-russkoj-vesny-v-nikolaeve С радостью жду новых читателей.