Ему пророчили большое футбольное будущее, за ним охотились многие европейские клубы, но он так и не смог раскрыть свой талант даже на 50%. Он играл за «Спартак» больше 10 лет, но так и остался вечно молодым и перспективным. Самый молодой автор забитого мяча в истории «Спартака», любимец Карпина и человек, карьеру которого загубили травмы.
Всё это о Джано Ананидзе — грузинском футболисте и об одном из запоминающихся игроков в истории красно-белых. Сегодня мы вспомним его карьеру, полную взлетов и падений, надежд и разочарований. Меня зовут Максим, это новый выпуск рубрики «Спартаковцы», и мы начинаем.
Детство игрока
Джано Амиранович Ананидзе родился 10 октября 1992 года в небольшом грузинском городе Кобулети. Его отец Амиран был футболистом, а позже стал тренером в местной футбольной школе, мать Светлана — домохозяйка. Так что неудивительно, что именно отец привел Джано в футбол и именно он был его первым проводником в этот вид спорта.
Начиная с шести лет каждое утро с семи утра юный пацан со своим папой отправлялись на море, где занимались тренировками с мячом. Там он учился чеканить мяч, причем весьма необычным способом — привязывал мяч к мешку картошки, который вешался на шею. Куда бы ни отбивал мяч — тот отскакивал к нему. Как вспоминал Джано, отец у него был очень строгий и требовательный, и практически не хвалил своего сына. Можно сказать, держал его в ежовых рукавицах.
Вот пример одной из историй из детства Джано. Когда ему было восемь лет, он должен был утром пойти на тренировку, а затем в школу. Джано проснулся рано, но его отец ещё спал, так как поздно вернулся домой. Тогда отец сказал ему, мол: «Иди один, ты знаешь, что делать». Мальчику нужно было побегать, размяться и выполнить классические упражнения, которые тот делал каждый день, но из-за дождя и слякоти ему было лень их делать. В итоге Джано сделал лишь половину заданий, больше валяя дурака.
Однако, оказалось, что отец Джано в это время уже не спал и наблюдал за ним, стоя за деревом. После этого он строго отчитал сына. Этот «пихач» Джано запомнил навсегда. Отец тогда спросил его: «Если я завтра умру, ты бросишь футбол? Ты его только из-за меня любишь?». И пригрозил отнять у Джано мяч. После этого случая Джано осознал, что футбол — это его жизнь. Впоследствии, тренируясь один, он каждый раз боялся, что отец снова следит за ним из-за дерева и может выскочить, начав кричать.
В 2004 году Джано поступает в академию «Динамо» Тбилиси. Там сразу стал выделяться на фоне своих сверстников, и через два года его пригласили в академию киевского «Динамо». В Украине Джано тоже стал ярко проявлять себя, в результате чего его захотели натурализовать, причем, как вспоминал его агент Реваз Челебадзе, делали это в ультимативной форме: либо Ананидзе принимает украинское гражданство и перестает считаться легионером, либо дальнейшая дорога в основу ему закрыта. Но игрок и его агент твёрдо придерживались позиции, что тот будет выступать только за флаг Грузии, в следствии чего им пришлось сменить Киев на Москву.
Спартак заприметил юного таланта, когда сборная Грузии до 16 лет проводила два своих товарищеских матча в Москве. Ананидзе тогда забил два гола в этих играх. После этого он должен был отправиться в Киев, однако в федерацию футбола Грузии пришло письмо от «Спартака», в котором говорилось, что Джано им приглянулся. Вместе с отцом и Ревазом Челебадзе, который его поддерживал, Джано и отправился в «Спартак».
Впоследствии Челебадзе признавался:
«Жано приглашали не только в «Спартак». Его звали в Англию, в Германию, причем в последнем случае свой интерес обозначали такие гранды, как «Бавария» и дортмундская «Боруссия». В частности, Херберт Цангер, главный тренер грузинской сборной до 18 лет, очень хотел, чтобы талантливый парень перебрался в его страну. Но западные клубы к нам обращались через агентов, а мы с Амираном, отцом Жано, хотели общаться с потенциальными работодателями напрямую».
Так начался спартаковский этап карьеры Ананидзе.
Карьера в «Спартаке»
В 2007 году Джано приехал на просмотр в академию «Спартака». Там он сначала начал тренироваться со сверстниками 92 года рождения. Как вспоминал позже Ананидзе:
«Я был удивлён их уровнем, подумав: Куда я приехал? Это «Спартак или команда второй лиги?».
На первой же тренировке Джано с лёгкостью забил восемь голов, поэтому на следующий день его перевели к игрокам уже 91 года, где уровень был немного выше, но всё равно не представлял для него сложности.
На третий день Джано вызвали на матч дубля «Спартака» в КФК, который тренировали Кечинов и Ромащенко. И там вышла весьма веселая история. Джано на ту игру заявили под именем Максим Житнев, одного из игроков дубля, хотя Ананидзе едва говорил по-русски и понимал через раз. В раздевалке, где были ребята 89-го и 90-х годов рождения, он чувствовал себя шокированным из-за разницы в возрасте. Джано вручили футболку с шестым номером и фамилией Житнева, и когда другие игроки спросили его имя, он ответил: «Максим, Максим!». А они ему в ответ: «Какой ты Максим! По-русски даже не говоришь», и потом долго смеялись.
Правда, смех и подколы продолжались недолго. В том матче «Спартак» проигрывал после первого тайма 0:1. Джано вышел на второй тайм и перевернул ту игру. Он забил два гола и сделал два ассиста, а «Спартак» по итогу разгромил соперника 5:1. На том матче присутствовали отец Джано, технический директор «Спартака» Евгений Смоленцев и Станислав Черчесов. Черчесов, посмотрев тот матч, сыграл ключевую роль в судьбе футболиста, настояв на том, что Джано обязательно нужно взять в команду. Что «Спартак» и сделал, заплатив, как позже выяснится, за переход Ананидзе 300 тысяч долларов.
В 2009 году, через 10 дней после прихода на пост главного тренера Валерия Карпина, Ананидзе неожиданно переводят из дубля в основу. Карпину сразу приглянулся молодой щупленький паренек с невероятной техникой, который здорово смотрелся в молодежке. Он называл его ласково «грузинчик» и всячески доверял ему.
15 июля 2009 года Ананидзе дебютировал в основном составе «Спартака» в кубковой игре с «Краснодаром» и на 90-й минуте матча забил гол. Невероятный дебют для 16-летнего парня. После этого Ананидзе окончательно закрепился в основной обойме и стал потихоньку выходить в матчах чемпионата России, а 18 октября всё того же года в матче 25-го тура в дерби против «Локомотива» Джано забил свой первый гол, установив тем самым рекорд как самый молодой автор гола в чемпионатах России в возрасте 17 лет и 8 дней.
По итогу в том сезоне Ананидзе провел за «Спартак» 24 матча, забил 3 гола и отдал 1 голевую передачу. В этом же году его признали на родине лучшим футболистом Грузии. Невероятный результат для столь юного парня.
После столь успешного старта во взрослой карьере руководство «Спартака» захотело сделать Джано российский паспорт, чтобы вывести молодого таланта из-под лимита. Ему предложили значительно увеличить зарплату, и он вполне мог в скором времени играть за сборную России, но, как и в Киеве, Ананидзе оказался непреклонен и, сказав Карпину: «Георгич, я с грузинским паспортом докажу, что готов к «Спартаку» и не стал менять гражданство.
Карпин с грустью говорил об этом инциденте:
«Обидно должно быть людям, которые руководят российским футболом. В мае мы посылали в РФС письмо с просьбой рассмотреть возможность предоставления Жано гражданства РФ, чтобы он мог играть за сборную России, но получили письменный отказ. Дескать, не положено. И только когда он вышел за сборную Грузии, опомнились, стали звонить».
Юного таланта сразу заметили в Европе. Было предложение от лондонского «Арсенала» в размере 5 млн евро, но «Спартак» отказался, так как рассчитывал выручить за талантливого грузина через год минимум 20. Забегая вперед, отмечу, что по ходу его карьеры в «Спартаке» к нему проявляли интерес «Валенсия» и «Витесс», но до конкретики дело так и не дошло.
Кстати, хотел бы тебе порекомендовать мой Телеграм-канал «Мясной Фанат». Там регулярно проходят различные розыгрыши с классными призами: футболки «Спартака» с автографами, билеты на матчи и многое другое. Также там я оперативно делюсь своим мнением по главным новостям «Спартака» и вместе с другими подписчиками обсуждаю их. Присоединяйся в наше уютное красно-белое сообщество, ну а мы продолжаем.
В новом сезоне Джано продолжил свой прогресс. Он дебютировал в Лиге Чемпионов в игре против «Челси», забил победный гол в 1/16 финала Лиги Европы против «Базеля», став настоящим героем в глазах миллионов болельщиков. Его уже во всю начинают сравнивать с новым Титовым, и казалось, что в «Спартаке» появился игрок, вокруг которого будет строиться игра еще долгие годы, но счастье продлилось недолго. Начиная с этого сезона Ананидзе начинает получать травмы, которые по итогу и погубят его футбольную карьеру игрока. В итоге, вместо того чтобы играть, половину сезона он залечивал то одну, то другую травму.
В сезоне 11/12 Джано и вовсе появился на поле в двух матчах, продолжая лечение. В сезоне 12/13 Ананидзе вернулся после долгого с больничной койки, начал снова играть, но уже не всегда ярко, чередуя один хороший матч с тремя плохими, а потом и вовсе опять получил травму. На этот раз разрыв мениска. Мне кажется, за свою карьеру Джано получил все возможные травмы, какие только существуют у футболистов.
В итоге на следующий сезон руководство «Спартака» решило отдать Джано вместе с Артёмом Дзюбой в аренду в «Ростов». И именно этот отрезок можно считать лучшим в его карьере. Миодрагу Божевичу удалось найти подход к Жано, отдав ему весь левый фланг, чтобы тот мог на пространстве создавать моменты. Эта задумка сработала на ура. За год аренды в «Ростове» Ананидзе провел 25 матчей, забил 5 голов и отдал 9 голевых передач.
Стоит отметить, что в этот период времени травмы его не беспокоили. Это позволило ему войти в топ-5 лучших ассистентов сезона, выиграть кубок России и в хорошем расположении духа вернуться в «Спартак». Правда, счастье продлилось недолго.
В сезоне 13/14 «Спартаком» уже рулил швейцарец Мурат Якин. Весьма любопытный персонаж, со своим виденьем игры в футбол. Он предпочитал ставить максимально примитивную игру, на первое место ставились футболисты, обладающие хорошими физическими данными. Поэтому неудивительно, что техничный Ананидзе сходу попал у него в опалу, предпочитая больше других игроков, например Патрика Эберта.
Отношения у Якина и Джано не заладились, из-за чего грузин практически не играл за основу, а порой и вовсе, добирая свою форму в молодежной лиге. Самая памятная история того периода — кубковый матч «Спартака» со «Сменой» из Комсомольска-на-Амуре. Лететь туда предстояло долго, и Ананидзе должен был отправиться туда с далеко не основным составом. Однако в самый последний момент он спрятался в шкафу в своем номере, выключил телефон и просто ждал, когда автобус с командой уедут без него. Как ты понимаешь, его так и не смогли найти, поэтому Ананидзе остался в Москве.
Джано позже объяснил свой поступок тем, что у него действительно болела нога, но тренерский штаб ему не поверил. По итогу он получил штраф в размере 50 тысяч евро, принес извинения перед командой и был сослан в дубль, а через месяц ему все-таки прооперировали его больную ногу.
«Тот период недоверия меня довел. Нога болела, в матче с "Тереком" я не играл, просто числился в заявке, а через три дня был матч в Комсомольске-на-Амуре. На тренировке почувствовал боль, пошел к врачу, он – к Якину. И тут помощник Якина Осеро говорит: "Ты даже если ногу сломаешь – все равно полетишь". И всё, меня впервые по-настоящему перемкнуло. Бегали мысли: "Как ты можешь мне не верить? Как вообще можно такое говорить футболисту"? Я просто собрал вещи, уехал с базы домой и не отвечал на звонки. Сейчас понимаю, что стоило успокоиться, поговорить с самим Якином, но психологически я уже не мог терпеть». - Ананидзе
Сезон 15/16. Джано снова травмирован большую часть чемпионата. Кроме концовки сезона, где он хотя стал выходить на поле, вспомнить-то особо и нечего.
Однако следующий сезон 16/17 стал знаковым не только для Ананидзе, но и для всего «Спартака». Завалив начало чемпионата, на пост главного тренера был назначен Массимо Каррера, который поверил в нашего грузинского паренька, и тот его не подвел. Со времен своего дебютного сезона Джано выдал лучший отрезок в «Спартаке» — 24 матча, 5 голов и 2 ассиста. Благодаря чему он вместе с командой смог стать чемпионом России, а чуть позже выиграть еще и Суперкубок.
«Тот титул — чума. Если бы я в итоге ушёл без чемпионства — это был бы капец. Каррера — главная причина того успеха. Создал атмосферу, подключил своё видение по тактике. Больше футболисту ничего не надо, зарплата каждый месяц капает — всё по кайфу. Массимо, конечно, нереальный мотиватор, плюс у него был классный переводчик. Но я переводчика во время речей Карреры не слушал. Массимо так говорил, что я сразу итальянский начинал понимать — мурашки бежали». - Ананидзе
Казалось, ну вот, теперь попрет. Но нет. Старые травмы никуда не делись. В новом сезоне Ананидзе провел всего 8 матчей, лечась сначала от травмы лодыжки, а затем и вовсе порвал кресты, что означало возвращение лишь в новом чемпионате.
Старт сезона 18/19 Джано пропустил, так как продолжал восстанавливаться после крестов, и, чтобы тот поскорее набрал форму, «Спартак» отдал Ананидзе в аренду в самарские «Крылья Советов», к своему старому знакомому Миодрагу Божевичу, с которым тот уже был знаком по «Ростову».
«У Джано был большой перерыв, связанный с травмами. Мне его жалко, потому что это очень техничный и талантливый игрок. Надеюсь, в этом сезоне он перезагрузит карьеру. Ему всего 26 лет, и он может играть на большом уровне еще долго». - Божевич
И казалось бы, что всё действительно получится. Джано стал получать игровое время и набирать форму. В своем дебютном матче за «Крылья» он сразу забил гол, но вернуться на прежний уровень не получилось. В конце сезона Ананидзе получает очередную травму колена и вновь отправляется в лазарет.
Это стало последней каплей. Болельщики, руководство, да и сам игрок уже все понимали: так дальше продолжаться не может. В январе 2020-го «Спартак» объявил об официальном уходе Ананидзе. Он покинул клуб на правах свободного агента. Так закончился спартаковский этап карьеры Джано.
«Спартак дал мне всё. Я прилетел сюда 15-летним парнишкой. Сейчас многие спрашивают: «Почему не уходил раньше?» А я не уходил потому, что до Кононова в «Спартаке» был Каррера, и это был лучший Спартак, за который я играл. Мы стали чемпионами, я попадал в основу и конкурировал. Ни разу не было такого, чтобы я пять матчей подряд не выходил на поле. И даже три матча подряд. Но при Кононове я понял, что это уже не тот Спартак. И что мне тут делать, если на меня не рассчитывают? Я решил, что надо уходить. Когда первая половина чемпионата подошла к концу, я сам пришёл к Томасу Цорну и сказал: «Я найду варианты, отпустите, пожалуйста. Не мучайте ни меня, ни себя. Мне уже 27, сидеть на лавке не хочется. Надо решать, что дальше». - Ананидзе
Карьера после «Спартака»
Сразу после «Спартака» Ананидзе подписал контракт с кипрским клубом «Анортосис», который на тот момент лидировал в своем чемпионате. Джано с воодушевлением говорил об этом переходе:
«Рад стать игроком Анортосиса. Этот клуб соответствует моим целям и амбициям. Всегда хочу играть в командах, которые ставят перед собой большие задачи. Большую причину в выборе Анортосиса сыграл главный тренер Темури Кецбая, который рассказал мне о целях и философии команды. Были ли другие предложения? Да, из России, Греции и Турции, но я рад, что оказался в Анортосисе».
Однако, угадай с одного раза, что произошло дальше? Конечно же, снова травма. На одной из тренировок Джано столкнулся с партнером по команде и порвал боковую связку колена, что поставило крест на его кипрской карьере, ведь там, как в «Спартаке», ждать его возвращения после травмы не стали. В итоге Джано провел на Кипре всего лишь пару месяцев, провел 291 минуту в 8 матчах и снова оказался без клуба.
После неудачного зарубежного вояжа Ананидзе вернулся в Россию и подписал однолетний контракт с волгоградским «Ротором». Правда, так за него по итогу и не сыграл. Дело в том, что изначально у «Ротора» и Джано была договоренность, что они готовы дать ему шанс, если по здоровью у него все будет хорошо. Однако, проведя пару месяцев в команде, стало ясно, что ничего хорошего ждать не стоит, и стороны расторгли контракт по обоюдному согласию.
Вот что сказал по этому поводу генеральный директор «Ротора» Андрей Рекечинский:
«Когда мы вели переговоры с Жано, то понимали, что идем на риск. Было ясно, что ему потребуется какое-то время, чтобы вернуть оптимальные кондиции. При хорошем раскладе мы бы получили усиление в лице одного из лучших полузащитников РПЛ, но судьба распорядилась немного иначе».
После неудачи в «Роторе» Джано вернулся в родную Грузию, где продолжил залечивать свои болячки, а заодно подписал контракт с «Динамо» Тбилиси. К сожалению, дела там у него лучше не стали.
За тбилисское «Динамо» за сезон он провел всего лишь 26 минут в одном матче, после чего покинул команду и присоединился к «Динамо» из Батуми. Вместе с ними он выиграл еще один трофей — Суперкубок Грузии, но и так хронические болячки не дали ему проявить себя. В итоге в возрасте 29 лет Ананидзе закончил свою карьеру игрока.
«Если подводить итог, то у меня была достойная карьера. По Грузии я хожу с высоко поднятой головой, все говорят спасибо за игру в футбол. Я рано начал, рано закончил. Значит, так было нужно», - Ананидзе
Сейчас Джано занимается строительным бизнесом у себя на родине, строит гостиницы и планирует стать большим бизнесменом.
«Мне очень жаль, что он завершил карьеру. Джано — великий футболист, большой талант, но прежде всего серьезный профессионал и великий человек, возможно, он добился меньшего успеха, чем заслуживает! Я искренне желаю ему всего наилучшего в его новой карьере!» - Каррера
«Жано – игрок огромного таланта. Футболист от бога – умный и техничный. Он многое умел, был здорово оснащен технически, но здоровье не позволяло раскрыться полностью. Но он все равно играл в "Спартаке" - на хорошем уровне. Взял Кубок России в "Ростове". Да, не получилось поиграть в "Реале" и "Барселоне", но кто-то мечтает о таких достижениях, как у Ананидзе, и это остается только в мечтах». - Кечинов
«Очень жаль, что так все сложилось. Такой талант из-за большого количества травм не смог раскрыться. На этом ведь жизнь не заканчивается, он еще совсем молод». - Карпин
Если подвести итоги всей карьеры Ананидзе, то мы можем сделать вывод, что, по сути, он не смог реализовать и половину своего потенциала. Но в футболе такое бывает, когда талантливый игрок не может реализовать себя в полной мере из-за травм. Для меня Джано останется в памяти вечно молодым и перспективным талантом и, как говорят в народе, стеклянным игроком. Такое ощущение, что большую часть своей карьеры он больше лечился, нежели играл. Тем не менее свой след в истории «Спартака» Джано оставил.
Пиши в комментариях, каким ты запомнил Ананидзе и историю про какого игрока «Спартака» тебе поведать в следующий раз. Не забывай ставить свой красно-белый лайк и подписываться на канал, если тебе понравился этот формат!