Найти в Дзене
Взгляд учителя Елены

"Улан Далай" Натальи Илишкиной и путешествие в Калмыкию

Если вы, как и я, уже на эту тему читали, то история семьи Чолункиных вас уже не поразит. Татары, кавказские народы, евреи — сколько их было, страдальцев-переселенцев в нашей истории.

Но тем острее читаешь книгу о калмыках. Острее, потому что книга-то написана в 23-ем году, когда уже активно начали пресекаться разговоры о неудобном прошлом.

Я прожила три дня вместе с Баатром и его семьёй, в компании и Алексея Багдасарова, в его исполнении можно слушать любую книгу.

Итак, "Улай Далай" - это рассказ о нескольких поколениях калмыцкой семьи.

Похожее читали у Яхиной, только у Яхиной рассказ о татарском народе, у Илишкиной - о калмыках.

Элиста. Пагода Семи Дней
Элиста. Пагода Семи Дней

В 2017 году, отдыхая на Кавказе, побывали в Калмыкии, в Элисте. Калмыкия — это бескрайнее небо, много солнца, необозримые степи, буддистские храмы и очень плохие дороги.

Молитвеннве барабаны. Вращать такие барабаны нужно строго по часовой стрелке. Хозяйки в Калмыкии даже суп так размешивают
Молитвеннве барабаны. Вращать такие барабаны нужно строго по часовой стрелке. Хозяйки в Калмыкии даже суп так размешивают

Сага "Улан Далай" начинается с конца 19 века, герои проходят через исторические события, избежать которых не смог ни один человек. Так или иначе это коснулось всех. Японская война, Первая мировая война, Революция, Гражданская война, голод, коллективизация, раскулачивание, репрессии. Но в этой семье еще депортация.

Вроде бы сколько такого прочитанного! Но почему уже в первый день я прочитала/прослушала половину книги?

Книга, как я уже сказала, написана в 23 году. Не в период Перестройки или нулевые? Почему сейчас? Можно подумать, что автор нашла семейные записи и решила ими поделиться. Открыла ли она Америку? Нет.

Но любой исторический роман пишется не ради прошлого. Вернее, не только ради него. Он пишется ради настоящего. То есть в 23-ем назрела опять необходимость напомнить читателю, как страшна тирания любого народа. Это книга для нас с вами, и написана она ко времени. Ведь история в таком ключе продолжается.

ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИИ

"Выпьем за быструю победу и благополучное возвращение", - говорит брат брату. С Японской войны брат не вернется, а Баатр будет думать, что это виновата картошка, которую он посадил (калмыкам духи не позволяли копаться в земле). Учитель 22 лет спрашивает Баатра: "То есть это не царь, который отправил брата на войну, виноват, а картошка?"

Вообще, любой малообразованный народ спокойно можно убедить в чем угодно. Убедить и покорить.

В описании к книге указано, что книга в духе Шолохова и Яхиной. Про Яхину я вам сказала, а вот Шолохов.. Да, показ Гражданской войны, когда брат шёл на брата, это не только Шолохов, это и "Конармия" Бабеля. Бабель, как мне кажется, острее показал братоубийственную войну. В этом Илишкина идет за Шолоховым и Бабелем. Как и в рассказе Бабеля "Мой первый гусь", так и здесь показана убогость новой власти, их пренебрежение к жизни человека, унижение другого, часто более разумного.

— Мы тут ваших много посекли.

— Да, поср*ть было некогда.

И лозунги комиссаров и председателей тоже неновы:

"Эти казни (рубили всех подряд) будут оправданы историей, так как историю совершает новый прогрессивный класс, сметающий со своего пути пережитки капитализма и народного невежества"

"Так мы зачем мировую революцию делаем? Чтобы нести культуру отсталым народам" (каждый раз думаю: кто-то просил о помощи?). Это ИМ (калмыкам) оказали услугу: пожалуйста, вам целая автономная республика, и не ВРЕМЯ СЧИТАТЬСЯ И ПОМНИТЬ ОБИДЫ, надо сплотиться и бок о бок строить новую жизнь. Поэтому не дают народам обособиться, так как к концу века "намечено построение коммунизма".

В книге звучат голоса недовольных людей. Этот гул нарастает, его просто невозможно не заметить. Это замечает и герой, коммунистический деятель, сын Баатра.

"Почему в Москве столько еды, а в Самаре ее нет? Должны ли крестьяне государству за то, что получили землю?" (должны, конечно, только человек и должен)

"А довести людей до голодной жизни не преступление?"

Герой задумывается, но сам сначала строит великое коммунистическое завтра, а потом эта же машина подминает и его, и его семью.

Раскулачивание и коллектвизация в Калмыкии ничем не отличаются от раскулачивания в других регионах.

— Ты нас гонишь в крепостное право (о колхозах).

— Какое крепостное право, давно нет помещиков и царей.

— Твоя партия теперь и помещики, и цари.

Очир заметил, что в царской армии к жизни солдата, а уж тем более казака, относились куда бережливее и распоряжались разумнее. И победить немецкие войска с их самой современной техникой "тремя ржавыми шашками да при таком расточительном командовании" не выйдет (это уже позже, в войну Отечественную)

Колоски, указы, расправы. Теперь калмыкам умереть или от голода, или от пули. И опять это ж "жертвы неизбежны".

Закрытие хурулов, церквей, мечетей, священников - в лагеря. Чтобы выполнить план, искали даже бывших священников.

Святые в буддизме. Если тебе протягиваю ногу, помощь уже в пути
Святые в буддизме. Если тебе протягиваю ногу, помощь уже в пути

"Киргизия, Узбекистан, Чечено-Ингушетия, Карелия — везде одно и то же, как под копирку: вождизм, троцкизм, шпионаж.

Сколько о таком уже читали
Сколько о таком уже читали

Но книга интересна не только событиями истории, но и этнографическими сведениями: богатый пласт жизни калмыков.

Их БЫТ, ТРАДИЦИИ.

В пиале - джомба. Калмыцкий чай с молоком, маслом. В книге - с мускатным орехом. Мы пили с трудом. Ближе - манты
В пиале - джомба. Калмыцкий чай с молоком, маслом. В книге - с мускатным орехом. Мы пили с трудом. Ближе - манты

Калмыки оказались самыми неприспособленными к колхозной жизни и к переходу от мясо-молочного рациона к растительному. Остальное народонаселение знало множество съедобных корешков, а калмыки корней не копали- вроде как свой корень подсекаешь. И собак не ели, так как убить собаку -преступление.

Калмыки бьют в ладоши, если проклинают.

"Вот сейчас у тех, кто зол на советскую власть, есть возможность без страха бить в ладоши, проклиная её" (о патриотическом спектакле)

Внук просит рассказать деда о прошлой жизни. Дед перечисляет: несметные табуны, перекочевки, ярмарки, песня джанграчи (певец), праздники в хуруле, чума, потеря родителей, гибель брата на войне, обучение русской грамоте

— Дедушка, вы жили, как в сказке.

Внук знает о чем говорит: к этому моменту он уже познал горечь потери, отрыв от родной земли, щемящее чувство голода и унижений.

Борцоги - пресные лепешки.
Борцоги - пресные лепешки.

У автора есть один обнадеживающий прием. Очень часто за содеянное человеку прилетает расплата. То есть воздастся. И еще можно отмолить. Младший брат, религиозный, своей аскетичной жизнью и молитвами хочет искупить грех каждого из семьи.

Золотая обитель Будды Шакьямуни.
Золотая обитель Будды Шакьямуни.

Это книга о семейственности. Несмотря на разницу во взглядах, члены большой семьи стараются держаться вместе. И когда после расставания собираются, то обнимаются и плачут. Хотя собираются под одной крышей разные братья: белогвардеец и брат, выбравший власть красных, и почти блаженный младший брат, который предан религии. Все они не просто уживаются, а поддерживают друг друга, несмотря ни на что. Центром этой семьи является мудрый Баатр, на глазах которого распадется вся семья.

Ступы земли. Здесь сходятся энергия земли и энергия неба
Ступы земли. Здесь сходятся энергия земли и энергия неба

В одном отзыве прочитала: "Надеюсь калмыки нас простят". Интересно, а мы просили прощения у всех малых народов, чтоб нас прощать? Я о таком не слышала. Слышу я как раз другую риторику.

"Власть всегда против людей, в какие бы одежды она ни рядилась"

Главное пожелание буддистов: я желаю счастья всем живым существам
Главное пожелание буддистов: я желаю счастья всем живым существам

Книга может показаться слабенькой, может, кому-то не хватит мощности, кому-то, как в случае с Яхиной, захочется упрекнуть. Главное одно: о таком не молчат. Об этом говорят. И сейчас это особенно важно.

"Белой дороги" желают в Калмыкии. Пожелание всего хорошего, удачного, мирного.

Хочется, что человечество уже шло исключительно БЕЛОЙ дорогой. Но пока что-то плохо получается.

Спасибо за внимание!

P. S. комментарии к фотографиям не из книги. Из экскурсии в Элисту.