"Главное, не перепутать: взрыв эмоций со всплеском дури…"
Эмоции (экстравертные чувства как результат восприятия энергии)
Определения
- Эмоции (экстравертные чувства) - это функциональный психический процесс объективного восприятия восприятия энергетической информации чувствами.
- Эмоции - психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
- Эмоции называют также экстравертными чувствами, экстравертной этикой, объективными чувствами, чувственными переживаниями, эмоциональными реакциями и т.п.
Базовые эмоции
- Базовых (фундаментальных) эмоций восемь: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.
- Остальные эмоции производные от этих восьми. Всего известно более ста эмоций.
- В базовых эмоциях: одна положительная, одна нейтральная и шесть отрицательных.
- Условно нулевая эмоция - состояние покоя.
- Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
- Удивление - не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
- Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
- Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
- Адаптивные функции гнева более очевидны в эволюционной перспективе, нежели в повседневной жизни. Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность. Таким образом, эмоция гнева выполняет полезную функцию и в жизни человека. Кроме того, умеренный, контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.
5. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
6. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
- Гнев, отвращение и презрение — самостоятельные дискретные эмоции, но они часто взаимодействуют друг с другом. Ситуации, активирующие гнев, часто в той или иной мере активируют эмоции отвращения и презрения. В любой комбинации эти три эмоции могут стать главным аффективным компонентом враждебности.
- Распространено мнение, что гнев и презрезние вместе образуют злость.
7. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
8. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Свойства эмоций
- Эмоции в чистом виде наделяют информацию чувственной реакцией без процессов мышления.
- Работе эмоций свойственно все оценивать и эмоционально окрашивать и отвечать себе на вопрос "какие эмоции это у меня вызывает?".
- Если долго имитировать ту или иную эмоцию, например отвращение или злость, эти эмоции охватывают по-настоящему.
- Функции эмоций аналогичны функциям чувств (см. статью "Главные психические процессы: чувства")
- Эмоциональные процессы в проявлении бывают возбуждающие и успокаивающие. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.
- С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов “горы перевернуть”. И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности - это астенические эмоции. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут “подгибаться колени”.
- На основе возбуждения и успокения, влияние эмоций на деятельность сформирована шкала эмоций (шкала эмоциональных тонов писателя и саентолога Р.Хаббарда 1911-1986). Данная шкала многих сторонников, но пока еще неоднозначна в научной среде, как и большинство теорий связанных с эмоциями. Шкала эмоций прослеживается в основе теории дифференциальных эмоций И.Кэррола (1923-2017), карте сознания Д.Хокинса (1927-2012). В общем и целом данная шкала эмоций Р.Хаббарда или карта сознания Д.Хокинса позволяет лучше познать работу эмоций.
- Мужчины испытывают те же самые эмоции, что и женщины. Отличие в их выражении.
Объединение эмоций с другими психическими процессами
- Рабочее функциональное состояние формируется корректной работой всех психических процессов. Аналогично существуют функциональные расстройства, когда отдельные психические процессы работают некорректно.
- Настроение формируется от совместной работы чувств (эмоций/отношений) и воли. Настроение - самое длительное, или “хроническое”, эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Настроение отражает бессознательную обобщенную оценку того как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженнее склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов.
- Совместная работы чувств (эмоций/отношений) и комфорта определяет получение удовольствия или неудовольствия. Предметы внешней среды могут вызывать многогранные ощущения и чувства, включая в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие, или иначе называемую амбивалентностью. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас может одновременно с тяжелым чувством вызывать и радость от сознания того, что это неприятное осталось где-то в прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело.
- Фрустрация - нарушение эмоциональных и волевых процессов. Фрустрация - это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая целом. Фрустрация может быть выражена вялостью, безразличием, безынициативностью или агрессивностью, упрямством, завистливостью, озлобленностью. Для избежания фрустрации у ребенка нежелательно добиваться требований пережимом и местами помогать ему достичь поставленных целей.
- Аффект - другой вид нарушения эмоционально-волевых процессов. Примеры аффекта - сильный гнев, ярость, ужас, паника, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Это эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, словно он теряет дар речи. Аффект можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах. Для избежания аффектов необходимо анализировать свое поведение в сложных и опасных ситуациях, визуализировать лучшее свое поведение при аналогичной ситуации.
- В слиянии эмоций, вариативности и рациональностью формируются адектватные и объективные оценки явлениям, которые делают процесс принятия решений качественным. При формировании устойчивых нейронных связей (привычки) такие оценки ситуации происходят мгновенно, а процесс принятия решения быстрым. Аналогично слияние отношений, вариативности с логикой образуют субъективные оценки.
Здоровое и нездоровое проявление эмоций
- Здоровая эмоциональность заключается в способности:
- Эмоциональной включенности, что делает жизнь человека интересной, чувственно яркой, наполненной различными оттенками чувств, артистичной.
- Получения от жизни удовольствие.
- Развитая шкала верхних эмоциональных тонов позволяет создавать веселую атмосферу, развлекать массу людей, создавать праздники.
- Распознования эмоций, как у себя, так и других людей по лицу, голосу, мышечному состоянию и прочим деталям. Это является базовым навыком в управлении эмоциями.
- Создания благоприятной эмоциональной среды или обстановки. Поддержки людей, помогания людям раскрывать их реальные чувства, лечить разные психологические проблемы, помощи в управлении совими эмоциями.
- В нездоровом проявлении:
- Как приведено в разделе "Объединение эмоций с другими психическими процессами" нездоровое проявление эмоций, в слиянии с волевыми процессами, могут сформировать фрустрацию или аффект.
- Излишняя эмоциональность, вытесняет мышление и интуицию. Из-за этого человек может отрываться от реальности, выдавать глупые реакции, забывать важные составляющие, чувствовать себя тупым.
- Излишняя эмоциональность отвлекает других людей, нарушает их спокойствие. Возможны аффекты, истерики.
- Эмоциональность в погоне за новыми эмоциями бывает часто уходом от реальности, что делает человека неадекватным или отдаляющим от достижения целей.
- Эмоциональному поведению в нездоровых проявлениях сложно принять к себе безразличие.
- Слабая эмоциональность не может распознавать свое и других эмоциональные состояния. От чего может формироваться бестактное и неудобное поведение.
Развитие эмоций
- Главным условием воспитания здоровой эмоциональности, обеспечивающей развитие личности, является создание благоприятной и безопасной среды, которая способствует развитию эмоциональной сферы, отсутствием негативных факторов к выражению эмоций (наказаний, критики, осуждения и т.п.).
Эмоциональность также развивается:
- пониманием и распознаванием своих эмоций и других людей;
- выражением своих эмоций;
- выражением эмпатии, сочувствия;
- приложением волевых усилий для выражения своих эмоций блокированных страхом или дискомфортом. Практикой публичной речи;
- самоанализом протекающих эмоций в различных ситуациях. Медитацией.