Найти в Дзене
Shnurok

ASICS (случайно) помогли создать Nike: вся история японской легенды

Оглавление

Прикинь, у истории Nike есть секретная глава, где главные герои — ASICS. Да, серьезно. Там всё очень дико. А еще ASICS — это аббревиатура... расшифруем ее по ходу повествования.


Видишь в ленте очередные асиксы и думаешь: «а, ну да, беговые кроссы». А что, если мы скажем, что у в их истории замешан. Да, до того как Фил Найт придумал свой «свуш», он основал компанию Blue Ribbon Sports, которая занималась одной простой вещью — привозила в Америку
офигенные японские кроссовки. И это даже не самый сок. Мы еще расскажем про дизайн, который подсмотрели у салата с осьминогом 🐙, и про кроссовки с таким хитрым язычком, что они просто изменили правила игры. Короче, пристегнись, сейчас будет полное погружение в историю ASICS — рассказ про послевоенные амбиции, японскую дотошность и удивительную связь с главным сникер-гигантом планеты.

Тигр, рожденный из пепла войны

Кихатиро Оницука с парой "Тигров"
Кихатиро Оницука с парой "Тигров"

Всё началось не в глянцевом офисе, а в Японии, которая только-только приходила в себя после войны. 1949 год. Бывший офицер Кихатиро Оницука смотрит на растерянную молодежь и понимает: им срочно нужна цель. И находит ее в спорте. В своем родном городе Кобе он открывает компанию Onitsuka Co., Ltd. с простой, но очень мощной идеей: помочь молодым через спорт.

Первая задача — сделать кроссы для баскетбола. Главная проблема — игроки скользят, как на льду. Оницука долго ломал голову, как сделать подошву цепкой. И тут, как в кино, его осеняет за ужином. Он ест салат с огурцами и осьминогом и замечает, как одно из щупалец намертво присосалось к тарелке. Присоски! Гениально! Он копирует этот принцип для подошвы, и на свет появляются баскетбольные кроссы с невиданным сцеплением. Так родился бренд Onitsuka Tiger, в который моментально переобулась вся национальная сборная Японии.

Приквел к Nike: как всё завертелось

Фирма, которая вскоре превратится в Nike
Фирма, которая вскоре превратится в Nike

А теперь — тот самый голливудский поворот. Начало 60-х. Обычный американский парень, бегун Фил Найт, после Стэнфорда катается по Японии. Он видит кроссовки Onitsuka Tiger, и его мозг взрывается: качество — топ, цена — копейки. Это же золотая жила! Он находит телефон господина Оницуки, на ходу придумывает историю про свою «крупную» компанию и каким-то чудом получает права на продажу бренда в США.

Вместе со своим старым тренером Биллом Бауэрманом Найт основывает фирму Blue Ribbon Sports (BRS) и начинает толкать японские кроссы буквально из багажника своей машины. Несколько лет BRS была главным и единственным поставщиком Onitsuka Tiger в Штатах. Они даже подкидывали японцам идеи по дизайну, что в итоге привело к созданию модели Cortez. Название знакомое? Ну еще бы! Когда их пути с японцами некрасиво разошлись, BRS сделала ребрендинг и выпустила свою версию этих кроссовок. И этот новый бренд... ну, ты понял. Nike. Да-да, до «свуша» был «тигр».

В здоровом теле — здоровый дух: рождение ASICS

Реклама Asics TM-42 Tiger Arrow из 1980-х
Реклама Asics TM-42 Tiger Arrow из 1980-х

После разрыва с американцами Onitsuka Tiger не стали унывать и продолжили делать крутые вещи. Легендарные «тигриные полосы» (сегодня мы их знаем как полосы ASICS) впервые засветились на модели Mexico 66 к предолимпийским играм 1968-го и стали по всему миру знаком японского качества.

А в 1977 году Onitsuka Tiger сливается с двумя другими фирмами, чтобы стать большим спортивным гигантом. Нужно было новое имя, которое бы отражало всю их философию. Они взяли латинскую поговорку «Anima Sana In corpore Sano» («В здоровом теле — здоровый дух») и составили из первых букв акроним. Так на свет появился ASICS.

GEL-революция и кроссы с раздвоенным язычком

Тот самый раздвоенный язычк ASICS
Тот самый раздвоенный язычк ASICS

80-е — это время, когда бренды мерились технологиями. И ASICS вышли на ринг с мощным хуком. В 1986-м они показывают миру свою технологию GEL — специальный силикон в подошве, который гасил удары так, как никто другой. Для бегунов это был просто космос 🚀: новый уровень комфорта и защиты ног.

Апогеем этой технологии стали кроссовки ASICS GEL-LYTE III, вышедшие в 1990 году. Но культовыми их сделал не только GEL, а совершенно сумасшедший дизайн. Знаешь это бесячее чувство, когда язычок у кроссовка вечно сползает набок? Дизайнер Сигэюки Мицуи тоже это знал. И он просто взял и разделил его надвое. Это гениальное и простое решение не только пофиксило проблему, но и создало ту самую фирменную, узнаваемую посадку. Эта фишка стала их визитной карточкой, которую сегодня узнает любой, кто хоть немного в теме.

Из марафонов на улицы

ASICS долгое время были брендом для «посвященных»: для серьезных атлетов и тех, кто ценил японскую дотошность, а не сиюминутный хайп. Но мода, как известно, ходит по кругу. В итоге мир догнал то, что сникерхеды знали всегда: продуманная функция — это и есть стиль.

Тренд на «батины кроссовки» и теквир-эстетику снова вытащил на свет ретро-силуэты ASICS. Коллабы с гигантами стритвира, вроде Kith Ронни Файга, превратили GEL-LYTE III в абсолютный грааль (то есть в вещь, за которой все охотятся), а расцветки улетали за секунды. А такие модели, как GEL-Kayano 14 и GEL-1130, прочно прописались в мудбордах модников за свою эстетику нулевых и, конечно, убийственный комфорт.

ASICS доказали, что не нужно гоняться за трендами, если ты сам по себе — тренд. Рано или поздно мода до тебя дорастет.

Так что в следующий раз, когда увидишь пару асиксов, вспомни эту историю: салат с осьминогом, секрет из прошлого Nike и тот самый раздвоенный язычок. Всё это не просто кроссовки. Это настоящий гимн японскому подходу к делу.

Захотел себе частичку этой истории? Оригинальные ASICS есть у нас на Шнурке — там точно найдется твоя идеальная пара.