Когда речь заходит о самозванцах в истории, в России вспоминается история со Лже-Дмитриями, Емельяне Пугачеве или якобы выжившую великую княгиню Анастасию Романову. Но самозванцы, вероятно, существовали с незапамятных времен, появляясь в разные века и в разных странах. Люди, желавшие выдавать себя за важных лиц, часто увлеченные выдать себя за правителей, при разных обстоятельствах пытались настолько глубоко погрузиться в избранную ими роль, что порой они сами в неё уверовали. Во всяком случае, им удавалось убедить в этом других. Такие случаи были, в частности, и на немецких землях. Первыми самозванцами в Германии, которые так сильно повлияли на людей, что даже попали в историографию, были лже-Фридрихи.
***
Фридрих II (1194–1250) был императором Священной Римской империи германской нации с 1220 года, которая в те времена простиралась от границ северной Германии до Средиземноморья. Как ни всякий император до него, за свою жизнь он поработал над укреплением закона и порядка в своей империи.
Он гарантировал равенство всех граждан перед законом и с этой целью ввел централизованное управление. Но сильная централизованная власть приводила к постоянным конфликтам со средневековыми региональными князьями. Более того, последние годы его правления были отмечены постоянной борьбой за власть между императором и папой.
После смерти Фридриха его сын Конрад IVунаследовал империю. Но он не получил поддержки германских князей. Это, наряду с дальнейшими постоянными нападками папы, привело к ослаблению Священной Римской империи как государственного формирования - началу периода территориальной раздробленности.
Простой народ особенно страдал от последовавших после смерти Фридриха II потрясений, связанных с системой правления, от стремления немецких князей к власти миную системы сдержек и противовесов, существовавших при прежнем императоре. Население страдало также от произвола различных местных землевладельцев, особенно в плане экономической ситуации и финансовой нестабильности. Потому люди заскучали о возвращении старой, единой Германской империи с её сильной центральной властью, олицетворявшей большую социальную справедливость и правовую безопасность. Одним словом, они жаждали возвращения императора, такого, как Фридрих II, и восстановления старого порядка.
Так в народе быстро возникла легенда о том, что император Фридрих жив, что он совершает покаянную поездку, крестовый поход, либо бежал в далёкие страны, спасаясь от преследований папы. Другие же считали, что император умер, но вскоре воскреснет из мёртвых, «поставит своих противников на колени» и принесёт Германии новый период процветания и мира.
Неудивительно, что вскоре некоторые самозванцы попытались воспользоваться этим настроением, выдавая себя за почившего императора Фридриха II. В истории того периода некоторые из них упоминаются как лже-Фридрихи.
Самым успешным и, следовательно, самым известным из них был некто Тиле Колуп, впервые появившийся в Кёльне в 1284 году и сначала лишь в узком кругу, а затем и публично выдававший себя за настоящего (в тот момент бы достигшего 90-летнего возраста) императора Фридриха II. Его история не слишком убедила более образованных горожан, и в конце концов он оказался в тюрьме. Но даже в тюремных стенах Тиле так упорствовал в своих заявлениях о том, что он старый император, что в конечном итоге его сочли не мошенником, а сумасшедшим. Согласно обычаю того времени, его публично выставили на рыночной площади с нелепой короной на голове, вызвав презрение и насмешки толпы, а затем изгнали из города.
Но на этом история Колупа не закончилась. В том же 1284 году он отправился вниз по Рейну в город Нойс, где снова представ в образе Фридриха II. Но в отличие от Кёльна, тут ему удалось очаровать достаточно большое число доверчивых граждан. В конце концов Колупу подыскали соответствующие площади под его резиденцию в Нойсе как законному императору.
Настоящий Фридрих II был женат трижды в своей жизни, по крайней мере второй и третий браки, вероятно, были преимущественно политически мотивированными. Помимо этих браков, у него было множество любовных связей, в результате которых родилось несколько внебрачных сыновей и дочерей.
По одной из версии Тиле Колуп на самом деле был одним из внебрачных сыновей Фридриха II. Однако это маловероятно, поскольку император Фридрих заботился о воспитании своих внебрачных детей не меньше, чем о законных. В частности, он позаботился о том, чтобы все его дети получили образование, которое открыло им путь к обеспеченной жизни.
Тиле Колуп, по всей видимости, был простым гражданином до своей «карьеры» Фридриха II и нигде не оставлял ранее какого-либо следа в истории. Некоторые даже утверждали, что незадолго до того, как отправиться в Кёльн и Нойс, он и вовсе скитался по стране как простой нищий.
Он также получил щедрую финансовую поддержку и в последующие годы действительно смог обрасти внушительным двором. При нем появились канцлер, маршал, камергеры, слуги и телохранители. Из своей канцелярии Тиле даже завел переписку с различными немецкими князьями, естественно, прикрепляя к своим письмам подлинно выглядящую императорскую печать. Другие формальности и форма выражения его мыслей в личных письмах, должно быть, также казались современниках достоверными, потому что некоторые из этих князей впоследствии признавали его законным императором.
Вполне войдя в образ императора, лже-Фридрих II уверенно выступал в роли верховного судьи и в этом качестве посылал наставления своим «подчиненным».
Переписка по этому вопросу достигла кульминации в письме к Рудольфу I Габсбургу, крестнику настоящего Фридриха II и избранному законным королем Германии в 1273 году, в котором он просил его подтвердить свою корону и королевское достоинство или отказаться от престола.
Он уже перегнул палку в отношениях с церковью, когда, осуществляя императорскую власть, возобновил различные привилегии, предоставленные аббатисе Берте Эссенской, истекшие в 1282 году. Это настолько разгневало архиепископа Кёльнского Зигфрида, что в 1285 году он с вооружёнными войсками подошёл к воротам Нойса, требуя выдачи предполагаемого императора. Хотя жители Нойса отвергли это требование, Колуп, похоже, уже не чувствовал себя в полной безопасности в городских стенах. Или же он посчитал, что время расширять территории влияния. Как бы то ни было, он вскоре вместе со своим двором отправился в Вецлар. Там его также тепло приняли.
Выбор Вецлара в качестве новой резиденции казался чрезвычайно удачным ходом, поскольку 9 мая 1285 года город объединился с Франкфуртом, Фридбергом и несколькими другими небольшими городами центрального Гессена, образовав союз против короля Рудольфа Габсбурга. Причиной этого восстания против короля стал налоговый спор.
Легитимный немецкий король Рудольф, очевидно, опасался неприятностей после продолжения деятельности предполагаемого императора Фридриха в Вецлар. Так или иначе, в начале июля 1285 года король с войском подошёл к городским воротам и потребовал экстрадиции Колупа. И вот то, что поначалу казалось прямым и волевым ходом, обернулось против короля: лже-Фридрих II стал удобной пешкой в политическом противостоянии короля с князьями и горожанами Среднегессенского союза.
Король в итоге пошел на уступки. Он предложил урегулировать вопросы, связанные с налогами. А взамен добился экстрадиции предполагаемого императора, как Рудольф и требовал.
Так закончилось “правление” лже-Фридриха II. Опять же, следуя обычаям того времени, Рудольф распорядился подвергнуть самозванца пыткам и в конце концов добился от пленника признания, что “император”, как самозванец сам называл себя, на самом деле был простолюдином по имени Тиле Колуп. Впоследствии несчастный Колуп был приговорён к смерти как еретик и как колдун. Он был сожжён на костре у ворот города Вецлар 7 июля 1285 года. Но, Тиле и на смертном одре запомнился свое прощальной речью. Он, как сообщается, обратился к своим сторонникам с призывом отправиться во Франкфурт, где они вскоре встретятся с ним вновь!
***
И действительно, вскоре во Франкфурте появился новый, второй лже-Фридрих II, утверждавший, что он восстал из пепла после казни в Вецларе на третий день. Однако, в отличие от Тиле Колупа, восставший из пепла император на этот раз не выбрал конкретный город своим местом обитания, а вместо этого путешествовал по разным городам и деревням в течение последующих нескольких лет, неизменно рассказывая историю о том, что он – воскресший Фридрих II. Сначала его схватили и заключили в тюрьму в Генте. После чудесного освобождения он перебрался в Утрехт. Когда самозванец попытался продолжить называть себя императором и там, его снова посадил в темницу, но на этот раз он отправился из застенок на виселицу.
***
В 1286 году в Любеке появился старик, выдававший себя за ещё живого императора Фридриха II. Но, в отличие от своих предшественников, он был разоблачён быстро, поскольку город Любек когда-то получил императорскую свободу от настоящего Фридриха II, и некоторые члены совета лично знали старого императора в связи со старыми торжествами в городе по этому случаю. Любек оказался особенно неблагоприятным местом для третьего лже-Фридриха. Есть некоторые сведения об участи самозванца. По одной версии старику удалось бежать, но другие свидетельства скорее всего более правдоподобны: «Ему выделили мешок вместо гроба и реку вместо кладбища», то есть самозванца просто запихнули в мешок и утопили в реке.
***
Ещё в 1295 году — когда настоящий Фридрих IIуже как 45 лет был упокоен (а если бы не так, ему бы шел 101 год) — по Германии, как говорят, путешествовал человек под именем императора Фридриха II. Оный самозванец даже приобрёл сторонников. В конце концов, этот последний лже-Фридрих II был схвачен в Эсслингене. Как и Тиле Колуп, он был обвинён в ереси и сожжён на костре.
***
Вероятно, что и Тиле Колуп и другие самозванцы были просто обычными людьми, не преуспевшими в жизни, но вдохновлёнными авантюрной идеей с помощью фарса стать важной персоной. В частности, сам Тиле видимо впитал в себя всё, что знал о дворянстве и князьях своего времени, и вообразил себя одним из них. При этом не относительно незначительным территориальным князем, а сразу самым могущественным из всех – императором.
***
Интерес к Колуп не угасает на протяжении веков.
В 1787 году Иоганн Филипп Готфрид фон Гюлих и Мария Анна Рюдинг установили три памятных камня на своей земле, на месте нынешней Фриденштрассе.
В 1868 году учитель гимназии Виктор Майер написал книгу об этом персонаже. Местное приложение к газете «Wetzlarer Neue Zeitung» в начале 1950-х годов посвятило этой истории несколько номеров. В 2002 году организация «Инициатива по борьбе с безработицей Вецлара» воскресила его в пьесе и построила для него «пламенный трон» из бетона и мозаики, который теперь находится в бывших казармах Шпильбурга.
«Император» — название оперы Г. А. Шлемма, которую Камерный оркестр Вецлара исполнил на Гессентаге в 2012 году. Несчастный Тиле Колуп продолжает напоминать о себе в статьях, эссе и, не в последнюю очередь, в исторических романах, таких как «Как ягненок среди львов» Тильмана Рёрига и «Лжеимператор» Экарта цур Нидена. Так или иначе, он в некотором роде прославился в веках.
Границы между фантазиями самозванцев и реальностью по мере вхождения в роль, судя по всему, становились всё более размытыми, пока тот или иной лже-император полностью не осваивался в выбранной роли. Самозванцы, должно быть, были убедительны, иначе вряд ли бы они смогли успешно продолжать свою игру. В случае Тиле она велась больше года. Кроме того, требовалось привлекать на свою сторону всё больше и больше немецких влиятельных фигур, тех же князей. Но как бы долго фарс не продолжался, самозванцы очень рискуют растерять свое признание в противостоянии настоящим монархам.