Найти в Дзене

Об охране госграницы в первые дни советской власти.

Точнее, не об охране, а о пропуске лиц... К 1917 г. на европейской границе Российской империи остался только один наземный пункт пропуска через границу - Торнео. Что, в общем, понятно - остальное, в лучшем случае - фронт И вот наступает 25 октября (7 ноября) 1917 г... К этому времени в Торнео свой комиссар - Г. Светличный.
Я так и не понял был он назначен ВРК или как, в документах ВРК данных об этом назначении нет, но ВРК он подчинялся. В результате 27 октября (9 ноября) ВРК шлет Светличному телеграмму: "Военно-Революционный Комитет при Петроградском Совете Рабочих и Солдатских Депутатов предлагает Вам впредь до особых распоряжений нового Министерства Иностранных Дел пропускать едущих за границу шведских подданных по удостоверениям г. Шведского Посланника". Ну пока все нормально, но... 3 (16) ноября ВРК шлет в Торнео телеграмму следующего содержания: "КОМИССАРУ ТОРНЕО Граница временно закрыта. Без особого распоряжения Военно-Революционного Комитета никто пропущен быть не может". При



Точнее, не об охране, а о пропуске лиц...

К 1917 г. на европейской границе Российской империи остался только один наземный пункт пропуска через границу - Торнео. Что, в общем, понятно - остальное, в лучшем случае - фронт

И вот наступает 25 октября (7 ноября) 1917 г...

К этому времени в Торнео свой комиссар - Г. Светличный.
Я так и не понял был он назначен ВРК или как, в документах ВРК данных об этом назначении нет, но ВРК он подчинялся.

В результате 27 октября (9 ноября) ВРК шлет Светличному телеграмму: "Военно-Революционный Комитет при Петроградском Совете Рабочих и Солдатских Депутатов предлагает Вам впредь до особых распоряжений нового Министерства Иностранных Дел пропускать едущих за границу шведских подданных по удостоверениям г. Шведского Посланника".

Ну пока все нормально, но...

3 (16) ноября ВРК шлет в Торнео телеграмму следующего содержания: "КОМИССАРУ ТОРНЕО

Граница временно закрыта. Без особого распоряжения Военно-Революционного Комитета никто пропущен быть не может".

При этом, на основании чего была отправлена данная телеграмма мне непонятно. В протоколах заседаний ВРК вопрос о закрытии границы не стоял. В советских книгах по истории ПВ просто писалось: "Была телеграмма". Но с этим я постараюсь позже разобраться)))

Между тем, из Питера в Торнео идут поезда, где довольно много людей, желающих покинуть Российскую республику.

В результате, 6 (19) ноября у балтийского матроса Светличного, видимо, срывает планку и он шлет в Питер телеграмму, которую иначе чем крик души назвать не получается...
"Почему отправляете пассажиров из Петрограда в [то] время, как мне даете предписание о закрытии границы. Дайте мне точные инструкции, кого пропускать и кого не пропускать. В городе Улеаборге собралось очень много едущих за границу, преимущественно иностранные подданные. Консулы заявляют протесты по поводу их задержки в шведском городе Хапаранда. В свою очередь собралось очень много едущих в Россию, среди них много несостоятельных. Прошу разъяснить, как с ними поступать. Я нахожусь в очень плачевном состоянии, не имея точных инструкций. Датский дипломатический курьер камер-юнкер Кастенскиольде, врач Датского Красного Креста доктор Ларсен, инженер Гаустед и Жарнес Недермарк через границу не проезжали совсем. По пропускам от Военно-революционного комитета я пропускаю. Консулы и дипломатические курьеры мною пока пропускаются, пропускаются также русские эмигранты с консульской визой, но по усмотрению. Немедленно телеграфируйте подробную инструкцию
... Подтвердите правильность телеграммы, посланной в Торнео комиссару Светличному для пропуска пассажиров с дипломатическими паспортами".

8 (21) ноября ВРК бьет телеграмму Светличному: "За границу пропускайте только лиц, снабженных удостоверениями Военно-революционного комитета, дипломатических чиновников и курьеров союзных и нейтральных держав, снабженных паспортами с надписью Passeport diplomatique. В Россию только дипломатических чиновников и курьеров, снабженных Passeport diplomatique. Камер-юнкера Кастенскиольда, врача Ларсена, инженеров Гаустеда и Жарнеса Недермарка при проезде пропустить. Русских эмигрантов пропускать. Правильность телеграммы о пропуске пассажиров с дипломатическими паспортами подтверждаем. Все старые правила осмотра багажа и о деньгах остаются в силе. Не подлежат осмотру только вещи, опечатанные дипломатическими печатями и Военно-революционным комитетом".

Одновременно с этим идет телеграмма комиссару станции Белоостров: "Комиссару станции Белоостров
В виду закрытия Государственной границы Военно-Революционный Комитет разъясняет Вам, что свободным пропуском за границу пользуются лишь дипломатические курьеры имеющие паспорта с надписью «[Passeport diplomatique]». Все остальные лица могут быть пропускаемы через границу лишь в том случае, если они имеют особые удостоверения от Военно-Революционного Комитета и фотографии, скрепленные печатью Военно-Революционного Комитета".

8 (21) ноября идет новая телеграмма в Торнео: "Приехавших из-за границы отправляйте Белоостров не всеми поездами, а только одним. Сообщите Комитету и Белоостровскому комиссару время отхода поезда Торнео".

Надо отметить, что в данный период пропуска на выезд за границу, по всей видимости, выдавало и бывшее градоначальство Питера.
Так что, 9 (22) ноября ВРК дает предписание комиссару бывшего градоначальства М. А. Фаерману: "Комиссару бывшего Граданачальства [Петроградского]

Военно-Революционный Комитет ставит Вам на вид, что никаких пропусков для выезда за границу Вы выдавать не должны. Граница закрыта и разрешения на выезд за границу в изъятие этого постановления может выдаваться только Военно-Революционным Комитетом".

Светличный тем временем, видимо, продолжает бомбардировать ВРК телеграммами со списками лиц, желающих пересечь границу.
9 (22) ноября ВРК сообщает: "Торнео
Комиссару Сверличному (так в тексте)

Сведений о лицах перечисленных Вами телеграммах 383 и 440 у нас нет поступите общем основании".

И, наконец, 12 (25) ноября ВРК рождает два документа.
Как они родились я, опять же, не знаю, т.к. в протоколах заседаний ВРК этого нет, но, тем не менее...

Первый документ называется "ИНСТРУКЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОМУ ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННОГО КОМИТЕТА ПРИ В.Ц.И.К-т Сов. Раб. и Сол. Деп. И.П. ФЛЕРОВСКОМУ" и гласит: "Военно-революционный комитет при Ц.И.К. Сов. Раб. и Солд. Деп. поручает товарищу Ивану Петровичу ФЛЕРОВСКОМУ передать Комиссарам Военно-Революционного Комитета на станциях Белоостров и Торнео к немедленному и неуклонному выполнению ими Инструкции Военно-Революционного Комитета о порядке пропуска лиц через границу Российской Республики.
Военно-революционный комитет предписывает своим пограничным Комиссарам подробно ознакомить тов. ФЛЕРОВСКОГО со всеми ранее изданными инструкциями о пропуске лиц через границу.
Военно-Революционный комитет предлагает Комиссарам, если у них имеются не разрешенные дела с пропуском через границу, ознакомить с таковыми тов. ФЛЕРОВСКОГО, причем тов. ФЛЕРОВСКИЙ может при участии Комиссаров разрешить эти дела или передать их на решение Военно-революционного комитета".

А второй - это как раз та самая инструкция. По сути, первая советская нормальная инструкция по пересечению госграницы.

"12 ноября 1917 года

Инструкция Военно-революционного Комитета при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Сов. Раб. И Сол. Леп.

Комиссарам в Торнео и других пунктах Европейской границы Российской Республики.

1. Все, выезжающие за границу, как иностранцы, так и русскоподданные, должны иметь соответствующие документы, удостоверяющие их личность. Документы действительны лишь в том случае, если при них находится фотография предъявителей документов.
2. Разрешение на выезд из Российской Республики действительны только за подписью лиц, специально уполномоченных Военно-Революционным Комитетом, а на выезд лиц, проживающих в Финляндии за подписью лиц, уполномоченных Финляндским Областным Комитетом Сов. Раб. И Сол. Депутатов
Примечание: Фамилии лиц, подпись коих действительна, сообщается Комиссарам по телеграфу.
3. Все лица, выезжающие за границу, мужчины, женщины и дети, подвергаются тщательному личному обыску; обыску тажке подлежат и все вещи выезжающих.
Примечание: Обыску не подлежат лица, снабженные дипломатическими документами и их вещи /члены посольств, миссий и курьеры/.
4. При обыске у выезжающих за границу конфискуется все недозволенное к переводу через границу.
Примечание: Запрещается к вывозу:
а. Документы, могущие повредить политическим и экономическим интересам Российской Республики.
в. золото и серебро в слитках и монетах, платина и другие металлы, перечисленные в прежних инструкциях, а также и драгоценные камни.
с. деньги в бумажных знаках сверх суммы пятьсот /500/ рублей или 1000 /тысяча/ крон или Финляндских марок.
Примечание к пункту с: Исключения означающего пункта допускаются лишь по специальному разрешению Военно-революционного комитета или Областного комитета Финляндии.
д. всякого рода оружие /огнестрельное и холодное/
е. всякие продукты питания сверх необходимой суточной нормы личного потребления.
ф. Ткани, обувь и всякие товары, перечисленные в ранее изданных инструкциях.
5. Все конфискованные деньги, драгоценности, оружие, а также все компрометирующие бумаги должны незамедлительно доставляться в Военно-Революционный комитет в сопровождении копии протокола обыска.
6. Лица, у коих будут найдены компрометирующие бумаги, арестовываются и препроваждаются в распоряжение Военно-Революционного Комитета Ц.И.К. Сов. Раб. И Сол. Деп.
7. Въезд в Россию допускается лишь с разрешения Военно-Революционного Комитета.
8. Иностранцы и русскоподданные, въезжающие в пределах Российской Республики, также подвергаются обыску со всеми последствиями, означенными в вышеперечисленных пунктах.

Настоящая инструкция передается к немедленному и неуклонному исполнению Комиссарами Военно-революционного комитета при Всеросс. Ц.И.К. Сов. Раб. и Сол. Депутатов в Белоострове, Торнео и других пунктах границы".