В 1894 году Лев Толстой написал статью «Христианство и патриотизм». Статья оказалась пророческой не только в отношении Первой мировой войны, которая грянет через два десятилетия, но и в отношении будущего XX и нашего XXI века. Мысли Толстого, высказанные 130 лет назад актуальны и в нынешней России.
Политическое лицемерие
Поводом для написания статьи послужило российско-французское сближение в конце XIX века, которое впоследствии стало основой будущего военного союза. Толстой пишет о том, как внезапно воспылала симпатия между русскими и французами, хотя до этого отношения часто были враждебными. А потом началась любовь:
«сначала французская эскадра прибыла в Кронштадт, и офицеры эскадры, вышедши на берег, в разных местах много ели и пили разного вина, выслушивая при этом и произнося много лживых и глупых слов, и оттого, что в 1893 году такая же русская эскадра прибыла в Тулон, и офицеры русской эскадры в Париже много ели и пили, выслушивая и произнося при этом еще больше лживых и глупых слов, сделалось то что не только те люди, которые ели, пили и говорили, но и все те, которые присутствовали при этом, и все те даже, которые не присутствовали при этом, но только слышали и читали в газетах про это, все эти миллионы людей русских и французских вдруг вообразили себе, что они как-то особенно любят друг друга, т.е. все французы всех русских, и все русские всех французов».
Естественно, возникает вопрос, а что плохого в том, что два народа воспылали любовью друг к другу. Почему Толстой именует эти торжества «беснованиями»?
Толстой с печалью цитирует письмо российских студентов: «Эти празднества знаменуют собой печальное, но, надеемся, кратковременное явление, — измену Франции своей прежней великой исторической роли: страна, призывавшая когда-то весь мир разбить оковы деспотизма и предлагавшая свою братскую помощь всякому народу, восставшему за свое освобождение, теперь воскуряет фимиамы перед русским правительством, которое систематично тормозит нормальный, органический и живой рост народной жизни и беспощадно подавляет, не останавливаясь ни перед чем, все стремления русского общества к свету, к свободе и к самостоятельности».
Писатель считает эти празднества торжественным безумием, поощряемым властями повальным пьянством. И всё это делается только с одной целью – подчинить себе народы.
Из статьи Толстого ««Христианство и патриотизм»
«Правительства уверяют народы, что они находятся в опасности от нападения других народов и от внутренних врагов и что единственное средство спасения от этой опасности состоит в рабском повиновении народов правительствам. Так это с полной очевидностью видно во время революций и диктатур и так это происходит всегда и везде, где есть власть. Всякое правительство объясняет свое существование и оправдывает все свои насилия тем, что если бы его не было, то было бы хуже. Уверив народы, что они в опасности, правительства подчиняют себе их. Когда же народы подчинятся правительствам, правительства эти заставляют народы нападать на другие народы. И, таким образом, для народов подтверждаются уверения правительств об опасности от нападения со стороны других народов».
Ложь ведёт к человекоубийству
Толстой не верил в возникшую любовь, не верил речам и тостам. Он видел, что всё это ложь, причём злая, имеющая целью войну и человекоубийство. То есть на словах – мы хотим мира, а по умолчанию подразумевается война.
«Спрашивают: «Что тут дурного, что Франция и Россия выразили свои взаимные симпатии для обеспечения мира?» — Дурно то, что это ложь, а ложь никогда не говорится и не проходит даром. Дьявол — человекоубийца и отец лжи. И ложь всегда ведет к человекоубийству. И в этом случае очевиднее, чем когда-нибудь» — пишет Толстой.
Обман народа
Толстой считает, что все эти торжества имеют одну лишь цель – обмануть и так постоянно обманутый народ. Этот народ создаёт всё, чем пользуется кучка избранных, которая набивает свои тугие кошельки на народном бесправии и тяжком труде. Они делят между собой зоны влияния, природные недра, а идти воевать за их интересы должен опять обманутый народ. И не просто воевать, а умирать бессмысленной смертью.
А кучка праздных людей будет в это время говорить патриотические речи и петь патриотические песни, раздувая враждебность.
Из статьи Толстого ««Христианство и патриотизм»
«Зазвонят в колокола, оденутся в золотые мешки долговолосые люди и начнут молиться за убийство. И начнется опять старое, давно известное, ужасное дело. Засуетятся, разжигающие людей под видом патриотизма и ненависти к убийству, газетчики, радуясь тому, что получат двойной доход. Засуетятся радостно заводчики, купцы, поставщики военных припасов, ожидая двойных барышей.
Засуетятся всякого рода чиновники, предвидя возможность украсть больше, чем они крадут обыкновенно. Засуетятся военные начальства, получающие двойное жалованье и рационы и надеющиеся получить за убийство людей различные высокоценимые ими побрякушки — ленты, кресты, галуны, звезды».
А война будет продолжать подогреваться патриотическими речами и песнями, ложью газет, и всё ради получения баснословной прибыли и золотого дождя. Война дело прибыльное. И будут сидеть высокие начальники в генеральских мундирах и отмечать на карте места, где ещё надо поставить из того обманутого народа пушечного мяса, да так, чтобы на боеприпасы особо не потратиться. Пусть проявляют чудеса стойкости и героизма.
Всё так и произошло…
Из статьи Толстого ««Христианство и патриотизм»
«И, заглушая в своей душе отчаяние песнями, развратом и водкой, побредут оторванные от мирного труда, от своих жен, матерей, детей — люди, сотни тысяч простых, добрых людей с орудиями убийства в руках туда, куда их погонят. Будут ходить, зябнуть, голодать, болеть, умирать от болезней, и, наконец, придут к тому месту, где их начнут убивать тысячами, и они будут убивать тысячами, сами не зная зачем людей, которых они никогда не видали, которые им ничего не сделали и не могут сделать дурного».
Толстой не видит выхода из создавшегося положения. Эти толстосумы могут остановиться только на время, чтобы очистить передовую от раненых и убитых.
Из статьи Толстого ««Христианство и патриотизм»
«И когда наберется столько больных, раненых и убитых, что некому будет уже подбирать их, и когда воздух уже так заразится этим гниющим пушечным мясом, что неприятно сделается даже и начальству, тогда остановятся на время, кое–как подберут раненых, свезут, свалят кучами куда попало больных, а убитых зароют, посыпав их известкой, и опять поведут всю толпу обманутых еще дальше, и будут водить их так до тех пор, пока это не надоест тем, которые затеяли все это, или пока те, которым это было нужно, не получат всего того, что им было нужно».
После чего эти люди опять начнут говорить, что война необходима, и опять станут готовить к этому будущие поколения, с детства развращая их.
В заключение
Всё произошло так, как и предсказывал Лев Толстой. Россия вынуждена была вступить в Первую мировую войну за интересы Франции, оттянув войска противника с Западного фронта на Восточный. Простым солдатам, оставившим свои семьи на произвол судьбы, это война за проливы не была нужна, им было абсолютно всё равно где проведут какую границу и кому будет принадлежать Константинополь.
После поражения русской армии и её отступления в1915 году война приняла позиционный характер и в условиях снарядного голода солдаты месяцами кормили вшей в окопах, умирая от голода, холода, заразных болезней и немецких снарядов. А так называемые «снабженцы» фронта, земгоры и им подобные, молились, чтобы война продолжалась как можно дольше, а на них лился золотой дождь.
Таким образом рассуждения Толстого о патриотизме правильные: все патриотические призывы, пропаганда любви к Родине в условиях капитализма сводятся к тому, что богатые богатеют (особенно на войне), а бедные беднеют.
Статья Толстого была напечатана спустя 12 лет после написания, в 1906 году, издателя Фельтена привлекли к судебной ответственности.