Найти в Дзене
АРТ ПЛОЩАДКА

Фарфоровый оракул любви и имперского тщеславия

Оглавление

Когда вы держите в руках старинную фарфоровую тарелку, что вы видите? Работу мастера, тонкую роспись, отзвуки ушедшей эпохи…

Ваза-мороженица «Война и Мир». Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г.
Ваза-мороженица «Война и Мир». Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г.

А если представить, что эта тарелка — не просто предмет для десерта, а закодированное послание, почти что магический артефакт, который мог решить судьбы целых династий? Вот такая вещь — "Олимпийский сервиз" севрской мануфактуры: фарфоровое произведение, чья тайна доселе терзает умы искусствоведов, а сюжеты на его тарелках — будто иллюстрированная книга свадебных предостережений.

Только представьте: за шелестом платьев и звонким смехом на парижской свадьбе 1807 года разыгрывалась столь же сложная партия, как в боге между богами Олимпа.

Передача бутылочная. Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г. Художник Фонтен
Передача бутылочная. Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г. Художник Фонтен

Погрузитесь с нами в историю одного серовато-голубого шедевра, который, кажется, знал о людях больше, чем многие из его обладателей. После этой статьи вы будете смотреть на фарфор и на себя — иначе.

Тарелка десертная «Венера и Амур в бассейне после суда Париса» Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г.
Тарелка десертная "Эрато пишет вдохновенные стихи Амуру" Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г. Художник Адам
Тарелка десертная «Венера и Амур в бассейне после суда Париса» Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г. Тарелка десертная "Эрато пишет вдохновенные стихи Амуру" Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г. Художник Адам

Вы научитесь видеть в искусстве то, что в нем зашифровано специально для внимания лишь самых пытливых…

Сахарница. Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г.
Сахарница. Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г.

Невеста, Император и фарфоровая дипломатия: как кувшины вершили судьбы

В начале XIX века, когда грохот наполеоновских войн разлетался по Европе, никто не мог предположить, что важнейшее политическое решение окажется написано… на сервизе для пирожных.

Без преувеличения — "Олимпийский" сервиз стал не просто подарком на свадьбу, но и инструментом власти, зеркалом имперских амбиций и, возможно, посланием на века.

Представьте: Наполеон, этот корсиканский гений, уже создал Французскую империю, а теперь твердо решает закрепить победы не только саблей, но и венчальными кольцами. Европа — не поле битвы, а бал, цветущий серпантин свадебных союзов.

Тарелка досертная «Парис и Елена». Севрская мануфактура, Художник Ж.Жорже
Тарелка десертная «Дафнис и Хлоя», Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г. Художник Э.-Ш. Лe Ге.
Тарелка досертная «Парис и Елена». Севрская мануфактура, Художник Ж.Жорже Тарелка десертная «Дафнис и Хлоя», Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г. Художник Э.-Ш. Лe Ге.

Женитьба братьев и сестер на представителях ведущих аристократических домов становится тихой стратегией умиротворения. Для младшего брата, Жерома Бонапарта, он выбирает не просто супругу, а немецкую принцессу — Екатерину Вюртембергскую. Свадьба роскошна до предела, Париж сияет золотом люстр — и вот среди сотен подарков появляется сервиз, в котором загадочно сплелись мифология, государственный расчет и семейное наставление.

Создание "Олимпийского" доверили лучшим головам Франции. Тогда мануфактуру вел Александр Броньяр — учёный, химик, новатор, именно ему Севр обязан настоящим "жестким" фарфором, столь прочным, что, казалось, переживет и Бонапарта, и его династию. Проект и дизайн поручены сыну, Теодору Броньяру. Архитектор и интеллектуал, он словно протёр стекло времени и вплел вечность Олимпа в блеск фарфора.

Корзина для  жасмина. Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г.
Корзина для жасмина. Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г.

Почему так важна эта предыстория?

Потому что фарфоровые сервизы в ту эпоху были не столовыми наборами, а посланиями — аллегориями и компромиссами, визитными карточками держав. За каждым сюжетом на тарелке могли стоять дипломатические ноты, семейные тайны, политические реформы…

Ампирный театр: фарфоровые боги и хитрый код любви

Тарелки, чаши, вазы, мороженицы — каждый предмет "Олимпийского" сервиза будто часть мозаики, оформленная в пышной античной эстетике ампира. Вся эта роскошь не плод случайной фантазии: ампир — стиль, который сам себя декларирует как ремейк римского триумфа, выверенная калька с мифологического пантеона. Но французские художники (Жакото, Жорже, Перрено, Адам и другие) создали не копии античных образцов, а свой тайный театр, где мифы становятся подсказками, а сцены — аллегорическими советами молодой паре.

Тарелка досертная «Кефал и Прокрида». Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г. Художник Адам
Тарелка десертная «Дафнис и Хлоя», Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г. Художник Адам
Тарелка досертная «Кефал и Прокрида». Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г. Художник Адам Тарелка десертная «Дафнис и Хлоя», Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г. Художник Адам

167 предметов, среди которых — скульптуры, фруктовые чаши и бутылочные передачи, каждая роспись не случайна.

Основной цвет — серовато-голубой, словно клочья облаков над Олимпом, обрамлённый тёплой терракотой и россыпью золота. На марлях тарелок — розовые гирлянды, каждое звено сплетено с филигранной точностью.

Чаша для фруктов. Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г.
Чаша для фруктов. Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г.

Но самое важное содержится не в декоре, а в сюжетах. И вот здесь начинается настоящее алхимическое шоу. На первый взгляд — Олимп полон обнажённых богов, любовных интриг и нежной эротики. Но, если углубиться, окажется: здесь нет агрессивных или жестоких божеств. Никаких Аидов и Марсов. Зато — Венера и Амур, Юнона и Юпитер, Психея, герои, что встраивают на фарфоре целый свод законов любви, доверия и предостережений.

В росписи тарелок узнаются работы Рафаэля, Энгра, Давида, помпеянские фрески: но художники творят не копии, а вариации. Некоторые тарелки подписаны даже несловом "писал", а гордым "сочинял и писал" — тут фантазия автора становится внутренним голосом всей сервизной истории.

Фарфоровые лекции по психологии любви: для невесты и для мира

Задумайтесь: на обычном свадебном подарке разворачивается рассказ не о веселье, а о подводных камнях брака! 69 тарелок, каждая — иллюстрация к вечному курсу молодожёнов: как полюбить, как простить, как отпустить.

Тарелка десертная «Амур обнаруживает беременность Психеи».  Севрская мануфактура, 1804—1807 г.г. Художних М.В. Жакото.
Тарелка десертная «Амур обнаруживает беременность Психеи». Севрская мануфактура, 1804—1807 г.г. Художних М.В. Жакото.

Среди них:

- "Геркулес, побежденный Амуром": сила уступает любви.

- "Покинутая Психея": и человеческая душа уязвима, и она требует нежности, а не наказания.

- "Дафнис и Хлоя": чистота любви — высшее счастье.

- "Медея, покинутая Ясоном": ревность — страшное зло.

- "Кефал и Прокрида": без доверия любви не бывает.

В каждом сюжете — послание и жениху, и невесте. Не быть тщеславной (Психея), не искать счастья на стороне (Парис и Елена), беречь материнство, избегать надменности… Эти уроки, помещённые на изысканное фарфоровое полотно, словно тихая проповедь из-под серовато-голубой глазури, были написаны для одной-единственной молодой женщины, но звучат по-прежнему современно и в наши дни.

Сегодняшние психологи, возможно, упаковали бы эти сюжеты в семинары по семейным отношениям, но севрские мастера сделали всё гораздо изящней — тайна, кропотливо закодированная в фарфоре.

Судьба вещей и люди-загадки: что дарил Наполеон и что осталась России

Но на этом танец смыслов не заканчивается. После свадьбы младшего брата сервиз внезапно отправляется… не в сервант невесты, а в долгий путь на север, к императору Александру I — вместе с "Египетским" и "Ботаническим" наборами. Почему? Никто точно не знает. Быть может, Наполеон хотел таким образом передать весть о будущих глобальных союзах (и даже о собственных брачных намерениях), а может, желал навеки сохранить главную ценность фарфора в национальной коллекции, но под дипломатическим прикрытием. Александр I, несмотря на учтивость, встречает дар с подозрением и цитирует Гомера: "Боюсь данайцев, дары приносящих".

Передача рюмочная. Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г.
Передача рюмочная. Севрская мануфактура, 1804-1807 г.г.

Ведь даже подарок порой — только ход в большой шахматной партии.

С того момента "Олимпийский" сервиз меняет своё предназначение. Не свадебная реликвия, а музейная мишень, семейная драгоценность России, уцелевшая сквозь войны и революции.

Его никогда не дублировали (это уникально среди севрских шедевров), а несколько недоукомплектованных тарелок так и остались символом незаконченых амбиций и нераскрытых сценариев.

Вглядываясь в хрупкие боковые стенки морожениц, в сюжеты о войне и мире, о нежности и потерях, мы словно вглядываемся в зеркало эпохи — амбиции, надежды, страхи одной несравненно пестрой эпохи.

И вдруг становится понятно: подлинные смыслы искусства не умирают, даже если их никто не ест за завтраком и не оспаривает на семейных собраниях. Даже сегодня "Олимпийский сервиз" остаётся как бы немым оракулом — и о любви, и о том, что любое произведение искусства всегда больше себя самого.

Так какое произведение искусства перевернуло взгляд на вашу жизнь? Какая "фарфоровая тарелка" стоит у вас на внутренней полке памяти? Делитесь историями — возможно, они когда-нибудь тоже станут семейными реликвиями…