Ситуация в городе-герое сложилась так, что по все фронтам ощущается дефицит общественного транспорта, действующие перевозчики не справляются со всеми маршрутами, и есть ещё много уголков, где ничего нет.
Частные перевозчики понемногу стараются, так "Евротранс" в этом году купил 3 "Веги" для маршрута № 8, в прошлом году тот же "Евротранс" с "Зенит-Автотрансом" и "Севтранстрестом" купили несколько новых ПАЗиков "Вектор-Некст". Но этого недостаточно. На многих маршрутах по-прежнему ходят микроавтобусы в разных количествах. На маршрутах №№ 4, 26, 71, 83, 112 и 400 есть несколько регулярных "Спринтеров", "Газелей" и "Транзитов", а на №№ 25, 28, 84, 97 и 113 обычно по одному микроавтобусу, на № 66 работает единственная "Мальва", которая иногда заменяется на "Газель". Из перечисленного на №№ 83 и 400 со "Спринтерами" работают обычно 2-3 ПАЗика, и на № 84 тоже иногда 1 ПАЗик появляется. Вот такие печальные дела у частников, перевести микроавтобусы хотя бы на ПАЗики они не могут, не хватает финансов.
У государственного перевозчика ГУП "Севэлектроавтотранс" имени Александра Круподёрова дела запутанные. Выделяемые деньги из федерального бюджета почему-то не поступают напрямую в регион, а перечисляются посреднице ГТЛК, которая превращает федеральные деньги в кредит для региона. По такой схеме во многих регионах уничтожили государственных перевозчиков, севастопольский держится, но ему тяжело. В 2016 году были выделены большие деньги на автобусы, но закуплены всего 25 штук НефАЗ-52994, на остальные купили 90 штук НефАЗ-3297 "Бравис", которые по сути не нужны были, ну, по крайней мере, в таком количестве. Очень быстро "Брависы" поставили под стенку, сейчас на ходу не больше 10 штук, часть автобусов даже никогда не выходила на маршруты. Далее в 2018-2020 годах СЭАТ купила 150 штук КАвЗ-4270-70, они показали себя настоящими трудягами, стали автобусным лицом общественного транспорта Севастополя. И, наконец, в прошлом году были куплены 18 штук ЛиАЗ-5292.67, часть из них работает на маршруте № 3, а часть, похоже, стоит под забором. В этом году региональный бюджет выделил 60 млн рублей на закупку 4 автобусов, результаты пока неизвестны. Всё это очень мало, СЭАТ не справляется со всеми маршрутами, на некоторых работают всего 1-2 автобуса, в этом году даже пришлось отдать "Евротрансу" маршруты №№ 8, 27 и 97, на последний частнику пока автобуса не хватает, там теперь обитает "Газель", которая раньше на 31 маршруте была.
Минимальная потребность Севастополя в автобусах на городские и пригородные маршруты составляет 700-800 автобусов, из них желательно не меньше 500 большой вместимости, чтоб были покрупней обычных ПАЗиков. Сейчас такого нет, в совокупе все перевозчики города не могу выставить столько автобусов, оттуда и проблемы. Люди постоянно жалуются на тот или иной маршрут, перевозчики реагируют просто - добавляют рейсы за счёт уменьшения рейсов другого маршрута, на который пока не жалуются. Но иногда людям везёт, у перевозчиков появляются новые автобусы.
В общем, вот такая ситуация, которую можно улучшить появлением нового перевозчика.
Предлагаемая схема.
На схеме есть старые и предлагаемые новые маршруты.
Предлагаю забрать маршруты у двух перевозчиков.
Маршруты "Севтранстреста" делятся на две категории, первая - маршруты, о которых заботятся - это №№ 1, 17, 107, 109, 110 и 195, эти маршруты уже почти полностью обновлены новыми ПАЗиками, в основном "Вектор Некст" короткой версии (хотя всё же интервал на большинстве маршрутов нуждается в уменьшении), и вторая категория - это маршруты №№ 4, 25, 26, 28, 66, 71 и 112, перевозчик не развивает эти маршруты, они полностью деградировали до маршруток, только на № 66 бывает "Мальва", вот эту вторую категорию и нужно забрать и развивать.
Второй перевозчик это "Зенит-Автотранс", тоже никак у него не получается распрощаться с маршрутками, только на №№ 2, 10, 22 и 85 ПАЗики, а на любимом перевозчиком № 16 всё ещё появляются "Спринтеры". Есть попытки внедрить ПАЗики на №№ 83 и 400 (на последнем в июле стало больше ПАЗиков), хотя там всё же преобладают те же "Спринтеры", ну и самый нелюбимый призрачный маршрут это № 84. В общем, там надо забрать для развития №№ 83 и 84, остальное перевозчик доведёт до ума.
Нынешний маршрут № 4 является укороченной версией № 112, поэтому их можно объединить, и под № 4 на схеме я показал абсолютно новый маршрут, вот с него и начну рассказывать, что на схеме.
Сразу напишу, что предлагаю в Ушаковой балке сделать односторонне движение для общественного транспорта на участке своеобразного треугольника улиц Дмитрия Загорулько, Генерала Хрулёва и Адмирала Макарова. То есть так, как сейчас ходят троллейбус № 1 и маршрутки №№ 4 и 28, предлагаю сделать для всех.
Итак, маршруты.
№ 4: Гвардейское - Сахарная Головка (Фруктовая улица).
Путь следования: Мекензиевы Горы, Инкерман, ГРЭС, Октябрь, Штурмовое.
Длина оборотного рейса 53,27 км, необходимый минимум 10 автобусов.
Преимущество маршрута:
- Фруктовая улица на Сахарной Головке впервые получит общественный транспорт (предлагается два маршрута №№ 4 и 28);
- жители ГРЭСа, Мекензиевых Гор и Гвардейского смогут без пересадки добраться до Октября, Штурмового и Сахарной Головки и наоборот;
- на маршруте есть три популярные локации - в Гвардейском филиал парка "Патриот" (а рядом и музей 30 батареи), в Инкермане мужской православный монастырь и сквер имени 60-летия Октябрьской Революции, плюс единственный в этом районе кинотеатр "Октябрь".
№ 6: улица Николая Музыки - Парковая улица.
Путь следования: улицы Маршала Бирюзова, 4 Бастионная (обратно Николая Гоголя), Очаковцев (обратно Большая Морская), Капитанская, набережная Примирения, проспект Юрия Гагарина, улицы Коралловая и Адмирала Фадеева.
Длина оборотного рейса 27,50 км, необходимый минимум 6 автобусов.
Преимущества маршрута:
- улицы Маршала Бирюзова и Николая Музыки (микрорайон Куликово Поле) впервые получат общественный транспорт;
- идёт по всем основным студенческим локациям Южной стороны города. В начале улицы Ивана Кожанова находится Торгово-экономический техникум, на улице Николая Гоголя несколько институтов Севастопольского университета (СевГУ, институты на Гоголя - Гуманитарно-педагогический, Морской, Политехнический и Финансов, экономики и управления), на набережной Адмирала Корнилова ещё один корпус СевГУ, на Капитанской улице Академия хореографии, на улице Николая Пожарова Архитектурно-строительный колледж, в начале улицы Ильи Репина Морской колледж СевГУ, на проспекте Юрия Гагарина Институт истории и археологии Византии и Причерноморья СевГУ, рядом на соседних улицах ЧВВМУ имени Адмирала Нахимова, Экономико-гуманитарный институт КФУ имени Академика Вернадского и Многопрофильный колледж имени Маршала Геловани, далее маршрут пролегает мимо Студенческого городка СевГУ со стороны Коралловой улицы, где также находятся ещё несколько институтов, ну и в финале на Парковой улице находятся ещё один корпус ЧВВМУ и филиал НВМУ. Поэтому маршрут будет удобен и студентам, и преподавателям;
- идёт через популярные локации - парк имени 60-летия СССР, Панорама, Культурный городок на Капитанской, набережная Примирения, Херсонес и парк Победы.
№ 15: улица Героев Бреста - Диорама.
Путь следования: улицы Бориса Борисова, Правды, шоссе Камышовое и Генерала Моргунова.
Длина оборотного рейса 32,40 км, необходимый минимум 6 автобусов.
Преимущества маршрута:
- экспресс по прямой линии между Камышовой бухтой и Сапун-Горой, расстояние почти в 2 раза меньше, а скорость прибытия в 2-3 раза быстрей, чем у № 107, который ходит по более сложному маршруту;
- идёт через крупнейший транспортный узел на 5 км Балаклавского шоссе;
- улица Героев Бреста впервые получит общественный транспорт.
№ 25: улица Ивана Ковальчука - Ластовая площадь.
Путь следования: Урожайная улица, бульвар Гидронавтов, проспект Генерала Острякова, улица Николая Гоголя, Вокзалы.
Длина оборотного рейса 30,50 км, необходимый минимум 7 автобусов.
Действующий маршрут, предложил немного продлить от Урожайной улицы до улицы Ковальчука. Соединяет микрорайон 7 км Балаклавского шоссе, спальные микрорайоны проспекта Острякова, учебные заведения улицы Гоголя и Корабельной стороны, Вокзалы и Аполлонову балку.
№ 26: улица Генерала Жидилова - Кальфа.
Путь следования: Килен-Балка, улица Адмирала Макарова, площадь Геннериха, Малахов Курган, Вокзалы, улица Николая Гоголя, проспект Генерала Острякова.
Длина оборотного рейса 34,10 км, необходимый минимум 8 автобусов.
Действующий маршрут без изменений, за исключением участка в Ушаковой балке, о чём писал выше. Маршрут соединяет Абрикосовку, Килен-балку, Ушакову балку, Малахов Курган, Вокзалы, улицу Гоголя, проспект Острякова и посёлок Кальфу, в котором находится крупнейшее на сегодня действующее городское кладбище.
№ 28: Сахарная Головка (Фруктовая улица) - Троицкая Балка.
Путь следования: Штурмовое, Диорама, улица Генерала Мельника, Малахов Курган, площадь Геннериха, улица Адмирала Макарова, Килен-Балка, улицы Генерала Жидилова и Мореходная.
Длина оборотного рейса 47,26 км, необходимый минимум 9 автобусов.
На основе действующей маршрутки с продлением от Малахова Кургана до Сахарной Головки. Маршрут соединит Сахарную Головку, Штурмовое, Сапун-гору, Воронцову гору, Малахов Курган, Ушакову и Килен балки, Абрикосовку и Троицкую балку.
№ 44: Балаклава (Благодать) - Стрелецкая бухта.
Путь следования: Строительная улица, площадь 1 Мая, улица Генерала Новикова, бульвар Гидронавтов, улица Николая Хрусталёва, "Севастополь-Бакалея", Центр занятости, проспект Юрия Гагарина.
Длина оборотного рейса 43,46 км, необходимый минимум 8 автобусов.
На основе бывшего действующего маршрута № 44, который отменили в начале года из-за нехватки автобусов в СЭАТ, ходил от Стрелецкой бухты до 5 км Балаклавского шоссе, в нынешнем варианте предлагаю продлить до Балаклавы и вместо проспекта Острякова назначить улицу Хрусталёва, это крупный промышленно-спальный район с большим дефицитом общественного транспорта, по улице ходил троллейбус № 13, но его отменили, не хватило на него троллейбусов, сейчас ходит автобус № 13, но всего один на маршруте (соединяет центр города с 5 км через улицу Хрусталёва). А № 44 соединит Балаклаву, улицу Хрусталёва, "Севастополь-Бакалею" микрорайоны Матюшенко и Грушевка и Стрелецкую бухту.
№ 66: улица Майора Бордова - улица Адмирала Макарова.
Путь следования: Лукомская улица, Диорама, улицы Генерала Мельника, Коли Пищенко, Пластунская, Лазаревская, Льва Будищева, Брестская, Малахов Курган, площадь Геннериха.
Длина оборотного рейса: 24,48 км, необходимый минимум 4 автобуса.
Действующий маршрут с продлением до улицы Макарова и заменой части маршрута с заездом в микрорайон Бомборы (вместе с маршрутом № 82), где сейчас нет общественного транспорта (но был в советское время). Маршрут соединит Сапун-гору (нижний и верхний микрорайоны и хутор Лукомского), Воронцову гору, Бомборы, Малахов Курган и Ушакову балку.
№ 71: Балаклава (площадь 1 Мая) - Приморский бульвар.
Путь следования: улица Андрея Крестовского, Первомайка, Диорама, Малахов Курган и Вокзалы.
Длина оборотного рейса: 49,24 км, необходимый минимум 12 автобусов.
Действующий маршрут с продлением в Балаклаву и заездом в военно-исторический парк Федюхины высоты. Маршрут соединит Балаклаву, Сапун-гору, Корабельную сторону и Центральное кольцо города. Самый рентабельный маршрут из 15 представленных.
№ 78: улица Ивана Ковальчука - улица Генерала Челнокова.
Путь следования: Урожайная улица, бульвар Гидронавтов, Камышовое шоссе, улицы Тараса Шевченко, Евгения Колобова, проспект Октябрьской Революции, Омега.
Длина оборотного рейса: 32,86 км, необходимый минимум 6 автобусов.
Преимущества маршрута:
- улица Тараса Шевченко получит общий маршрут для 5, 6 и 7 микрорайонов Камышовой бухты, сейчас подобного маршрута нет;
- по улице Генерала Челнокова впервые автобус пойдёт дальше ЖК "Омега-Сити", до 17 и 19 домов;
- жители Лётчиков и Камышовой бухты получат второй прямой маршрут до крупнейшего мебельного центра ТЦ "Домино" (первый это редкий № 34 с Балаклавы до Парковой улицы), а жители микрорайона 7 км Балаклавского шоссе получат прямой доступ и к продуктовым базам на Камышовом шоссе, и к Медгородку, и к пляжу Омега.
№ 81: улица Адмирала Макарова - улица Генерала Челнокова.
Путь следования: площадь Геннериха, Малахов Курган, Вокзалы, площадь Восставших, Студгородок, завод ЖБИ, "Добрострой", Столетовский проспект, улица Бориса Борисова, проспект Героев Сталинграда, Омега.
Длина оборотного рейса: 36,96 км, необходимый минимум 9 автобусов.
На основе маршрута № 81, отменённого из-за ухода перевозчика Федчишена, никто не подхватил, не было возможности, в первом варианте маршрут был с улицы Макарова, во втором с Ластовой площади, предлагаю на основе первоначального варианта, но вместо проспекта Октябрьской Революции проспект Столетовский, это во-первых, будет меньше ходить под троллейбусными проводами, а во-вторых на Столетовском дефицит общественного транспорта.
№ 82: Инкерман (площадь 60-летия Октября) - Приморский бульвар.
Путь следования: Октябрь, Штурмовое, Диорама, улицы Генерала Мельника, Коли Пищенко, Пластунская, Лазаревская, Льва Будищева, Брестская, Вокзалы.
Длина оборотного рейса 50,95 км, необходимый минимум 10 автобусов.
Преимущества маршрута:
- восстанавливается связь Инкермана с Севастопольским морским заводом и учебными заведениями рядом, ранее был маршрут № 32, отменённый после ухода перевозчика Федчишена;
- микрорайон Бомборы получит общественный транспорт (маршруты №№ 66 и 82);
- удачно дополнит существующий маршрут № 92, который ходит через проспект Генерала Острякова.
№ 83: 5 микрорайон Камышовой бухты - Центральный рынок.
Путь следования: "Добрострой", Октябрьская площадь, Студгородок, набережная Примирения, Капитанская улица.
Длина оборотного рейса: 16,96 км, необходимый минимум 4 автобуса.
Действующий маршрут, вместо площади Восставших предложены набережная Примирения и Капитанская улица (через Культурный городок), а также площадь Адмирала Лазарева в сторону Центрального рынка.
№ 84: микрорайон Горпищенко - 5 микрорайон Камышовой бухты.
Путь следования: улицы Костромская, Муромская, Ярославская, Арсенальная, Павла Горпищенко, Малахов Курган, Вокзалы, площадь Восставших, Студгородок, завод ЖБИ, "Добрострой".
Длина оборотного рейса: 30,84 км, необходимый минимум 7 автобусов.
Действующий маршрут, вместо кольца Дергачи предложен большой микрорайон преимущественно частного сектора за 26 школой, и без покатушек по центру (на площадь Адмирала Лазарева - № 83).
№ 112: Античный проспект - улица Генерала Жидилова.
Путь следования: проспекты Героев Сталинграда, Октябрьской Революции, Студгородок, площадь Восставших, Вокзалы, Малахов Курган, площадь Геннериха, улица Адмирала Макарова, Килен-Балка.
Длина оборотного рейса 39,84 км, необходимый минимум 10 автобусов.
Действующий маршрут, убраны покатушки по центру (там есть другие маршруты) и изменения в Ушаковой балке, о которых писал выше.
Необходимый минимум на 15 представленных маршрутов 116 автобусов.
Неожиданно, но найти цены на новые автобусы довольно сложно в открытом доступе, в основном встречаются цены на колхозный ПАЗик и "Вектор-Некст" (обычно до 7 млн). Другого почти не удалось найти.
Цены на автобусы от интернет-магазина BusMagaz.
ПАЗ-422320-04 "Ситимакс 9" - 11,99 млн рублей.
Yutong ZK6890HGQ CNG (газовый) - 12,72 млн рублей.
А сайт Gruzovik сообщает, что в нашей стране можно купить большие новые автобусы Mercedes-Benz Akia, произведённые в Польше в 2024 году, цена 18,5 млн рублей, но там вполне реальны проблемы с запчастями, автобусы из ныне недружественной страны.
Ну а власти Севастополя в этом году закупают 4 автобуса и ориентируются на цену в 15 млн рублей за штуку.
Чтоб вы понимали, не обязательно ориентироваться на 12 метровые автобусы. Желательно, чтоб автобусы были общей вместимостью не меньше 70-80 человек. Такие как КАвЗ-4270-82, Лотос-105 или ПАЗ-422320-04 "Ситимакс-9". Хотя бы такие, уже будет хорошо. Для нынешнего плана нужно ориентироваться на минимальную сумму в 1,5 (полтора) млрд рублей на закупку автобусов.
Остальных цифр я пока не знаю. Но могу сказать по строительству АТП. Лучше всего подходит Индустриальная улица, там есть заброшенные пром объекты. Конечно, лучше всего место, где уже было АТП, и в том районе действительно было АТП "Атлантика", Камышовое шоссе 12, но сейчас его не найти на карте, насколько я понял, территорию включили в состав будущего индустриального парка "Гераклид" (Камышовое шоссе 8).
Кроме АТП и автобусов могут быть и другие расходы. Обустройство конечных, возможно, расходы на АЗС, если брать метановые автобусы (в Севастополе дефицит метановых заправок), возможно, что ещё.
В общем, вот такая картина.
На развитие творчества 2202 2069 2065 9682 Сбер или донаты. Буду рад благотворительности, заказам на фото и статьи и любым рабочим предложениям.
С уважением к читателям, писатель и фотограф Александр Рыжов.