В 1975 году, в разгар непростых политических и культурных процессов, на южноафриканской сцене появилась группа Circus - новый, дерзкий коллектив, который предпочёл не следовать канонам, а бросить вызов самому устройству музыкального пространства ЮАР (насколько опасно при апартеиде было иметь свои взгляды на происходящее в стране, можно узнать из фильма "Побег из Претории"). Все члены Circus были профессиональными молодыми (менее 23 лет) музыкантами, объединенными непоколебимой верой в собственный успех - их заслуженно называли новыми романтиками Южной Африки.
Появление Circus в портовом городе Порт-Элизабет (привет Ливерпулю и Гамбургу!) нельзя назвать случайным. Это было то место, где контркультура начинала жить по-своему, нарушая звуковую сегрегацию, которую навязывала государственная радиосеть SABC (одна музыка для чёрных, другая - для белых). Молодые музыканты наблюдали за тем, как рок постепенно пробивается сквозь навязанные нормативы, и попытались создать не просто музыкальную группу, а театрализованный коллектив, в котором соединяются вокальная экстравагантность, яркий, "глэмовый" визуальный стиль и сложные, многослойные аранжировки.
Фронтмен Circus Берни Миллар выходил на сцену в придуманном им образе - эксцентричном, гламурном, вызывающий ассоциации с Зигги Стардастом. Его стиль не укладывался в цензурные рамки, а сцена становилась местом визуального и музыкального освобождения. Клавишник Рон “Bones” Бреттелл строил плотные текстуры, вплетая в материал неожиданную синкопированную структуру. Гитарист Сэнди Робби, басист Гэри ван Зил и ударник Уолли Каллис отвечали за драйв и риффовый каркас.
Группа постоянно гастролировала и давала около 300 концертов в год. После того, как у неё появился продюсер Грэм Беггс, в 1977 году был заключён контракт с Sunshine Label. В том же году был выпущен сингл "Conquistador/Stupid Boy" и альбом "In The Arena", который стал по сути манифестом - оформленным в формат глэм-хард-прог-рока, лишённого оглядки на ограничения, но наполненным сценическим драйвом и звуковым разнообразием.
Альбом "In The Arena", вышедший на лейбле Sunshine Records, состоял из девяти треков, каждый из которых представлял собой отдельный эпизод музыкальной драмы. Особенное внимание привлекла композиция "Long Legged Lady", вокруг которой возник мини-скандал: на съёмках клипа была задействован настоящий гепард, который, по слухам, сбежал с площадки, вызвав панику в клубе. Возможно, эта история повлияла на концепцию обложки альбома, на которой красуется "портрет" анфас большой кошки. Видео, в итоге, запретили к показу на ТВ - официально из-за "излишней откровенности сценического образа Миллара", но очевидно, что дело было не только в внешнем виде, а в самой провокационности группы.
Музыкально альбом оказался стилистически разнообразным: здесь находились и фанковые риффы, и симфонические вставки, и баллады, и манифесты свободы. Песня "I Wanna Be Free" звучала как лозунг целого поколения, которое пыталось найти форму выражения своего несогласия с "политикой партии и правительства" правящего африканерско-английского класса, в условиях, когда даже его визуальное проявление могло быть признано вне закона. "Michelle" - более личная, почти интимная клавишная баллада, создающая контраст с эпическими номерами. Особо стоит отметить оригинальною интерпретацию классической песни Procol Harum "Conquistador", с "театральным" вокалом Берни Миллара.
После выхода пластинки Circus столкнулась с традиционной для неформатных проектов проблемой - группу попытались переделать, приглушить, а затем просто отодвинуть. Продюсер Грэм Беггс переключился на женскую поп-группу Clout, а сами участники Circus сыграли инструментальную партию для её дебютного сингла "Substitute", не подозревая, что он станет мировым хитом с продажами более 9 миллионов копий. За свою работу они получили по 34 ранда, что, фактически, означало работу "за спасибо". Контракт со студией был расторгнут, мастер-ленты (возможно) уничтожены, но было поздно - группа Circus всё равно вошла в историю прогрессивного рока.
Слушая "In The Arena" сегодня, не перестаёшь удивляться тому, насколько это был эмоционально насыщенный, стилистически разнообразный проект! Музыка цепляет - то мелодией, то настроением, то самой идеей противостояния окружающей косной реальности. В обзорах Rock Archeologia и Rock.co.za группу Circus сравнивают с Queen, Mott the Hoople, Styx, а иногда даже с Rocky Horror Picture Show - Но, скорее по духу, чем по форме.
"In The Arena" - это пластинка, которая и сегодня может звучать ярко и свежо, особенно, если вслушиваться в то, что она хочет сказать. Например, о праве выходить на сцену, даже если не ждёшь аплодисментов.
Альбом "In The Arena" вышел в 1977 году на лейбле Sunshine (GBL (L) 507), и больше на LP не переиздавался.
- Берни Миллар (Bernie Millar) / вокал
- Рональд Бреттелл (Ronald "Bones" Brettell) / клавишные
- Гэри ван Зил (Gary van Zyl) / бас-гитара
- Сэнди Робби (Sandy Robbie) / гитара
- Уолли Каллис (Wally Cullis) / ударные
Послушать и скачать альбом в Hi-Res Audio, Flac 24/96, можно на моём канале в Telegram:
01. In The Arena – 4:25
02. Liberated Lady – 5:17
03. Stupid Boy – 2:59
04. Conquistador – 5:46
05. Long Legged Lady – 2:50
06. Speed Queen – 2:42
07. I Wanna Be Free – 4:58
08. In Spite Of It All – 4:00
09. Michelle – 5:06
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.