Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".
Научная фантастика не обязана быть строго достоверной. Само определение "science fiction" подразумевает скорее "выдумку о науке", нежели точное отражение научных реалий. Фантастика создаёт нечто несуществующее, чтобы лучше понять существующее. Брэдбери и Уэллс прекрасно осознавали отсутствие жизни на Марсе, однако их произведения, наряду с фильмами Кэмерона, Скотта и Верховена, остаются образцами научной фантастики, а не реализма. Реализм, к слову, предполагает правдивое отображение действительности.
Впрочем, существуют фильмы, относящиеся к жанру "твёрдой" научной фантастики, которые сложно упрекнуть в недостоверности даже самым придирчивым экспертам. Создатели подобных картин привлекают научных консультантов и углубляются в изучение астрофизики, стремясь придать своему вымыслу максимальную убедительность. Предлагаю вашему вниманию перечень не самых реалистичных, но весьма научных фантастических фильмов, авторы которых прислушивались к мнению учёных.
Космический рейс (1935)
Западные источники часто упоминают фильм Фрица Ланга "Женщина на Луне" как первую научно обоснованную демонстрацию космического полёта. Безусловно, Ланг впервые представил невесомость и ракету, отдалённо напоминающую реальную. Однако сложно назвать реалистичным фильм, где персонажи прогуливаются по Луне в летней одежде.
Подлинно научный подход к изображению полёта на Луну впервые реализовал советский режиссёр Василий Журавлёв в 1935 году. Фильм "Космический рейс", в создании которого участвовал сам Константин Циолковский, по меркам науки 30-х годов является образцом достоверности. Журавлёв реалистично показал невесомость, сниженную лунную гравитацию и не забыл о необходимости скафандров.
Как отмечал сам Константин Циолковский, создание "Космического рейса" было настоящим подвигом со стороны "Мосфильма" и товарища Журавлёва, и эта работа заслуживает всяческих похвал.
Конечно, некоторые элементы фильма устарели, например, стартовая площадка в виде арки или антиперегрузочные камеры с жидкостью. Что-то казалось наивным даже в то время: вряд ли экипаж первой лунной экспедиции мог состоять из пожилого профессора, молодой девушки и случайно попавшего на борт пионера. Тем не менее "Космический рейс" занимает важное место в истории кино как первый фильм, чьи недостатки сводятся к таким незначительным деталям, а не к полному отсутствию научной правдоподобности.
Космическая одиссея 2001 года (1968)
Совместное творчество Артура Кларка, возможно, самого научно подкованного писателя-фантаста, и Стэнли Кубрика, новаторского режиссёра, породило произведение, которое многие западные кинокритики считают вершиной научной фантастики в кинематографе. Однако "Космическая одиссея 2001 года" оказалась сложной для восприятия широкой публикой, требуя от зрителя самостоятельного толкования инопланетных артефактов и финала.
Кубрик избегал прямых объяснений, предпочитая визуальный язык. "Одиссея" стала прорывом в области визуальных эффектов. Фильм, созданный в эпоху докомпьютерной графики, до сих пор не уступает по зрелищности таким картинам, как "Гравитация" и "Интерстеллар". Кларк опирался на существующие космические разработки, представив в "Одиссее" вращающуюся космическую станцию, имитирующую гравитацию, и правдоподобную невесомость. Космическое питание, дизайн космических кораблей – все детали были тщательно проработаны, и многие из них впоследствии нашли отражение в реальности.
Генетик Дэвид Кирби отмечал, что для своего времени "2001 год" был одним из самых научно точных фильмов. Доктор биологии Марк Хом подчёркивал, что, несмотря на научный прогресс и развитие кинотехнологий, "Одиссея" остаётся непревзойдённой в плане реализма, предвидения будущих технологий, загадочности и способности стимулировать размышления.
Убедительность "Одиссеи" породила конспирологическую теорию о том, что Кубрик снял в студии высадку Нила Армстронга и Базза Олдрина на Луну. Разумеется, это неправда: Кубрик снял бы это ещё более правдоподобно.
Контакт (1997)
Экранизацией книги "Контакт", написанной астрофизиком и популяризатором науки Карлом Саганом, занимался Роберт Земекис, известный по фильму "Назад в будущее". К сожалению, Саган не увидел премьеру, скончавшись за несколько месяцев до неё. Тем не менее фильм является и его работой, так как учёный принимал участие в создании сценария, внося в него правки. Вероятно, результат пришёлся бы ему по душе.
Каким образом произойдёт контакт с развитой инопланетной цивилизацией? Скорее всего, это будет не случайная встреча на далёкой планете, а обмен сигналами, их длительная расшифровка и попытки понять полученную информацию. Даже в "Контакте" некоторые вещи не имеют научного объяснения. Инопланетные технологии, представленные ближе к концу фильма, выходят за рамки нашего понимания. Однако научная работа, особенно с радиотелескопами, показана настолько реалистично, что многие учёные считают "Контакт" одним из наиболее правдивых научных фильмов.
Астроном Фил Плэйт подчёркивает, что "Контакт" выделяется среди других научно-фантастических фильмов своим стремлением к достоверности. Большая часть сюжета базируется на уже доказанных физических теориях или является экстраполяцией существующих гипотез.
Генетик Дэвид Кирби отмечает реалистичность окружения, диалогов и процесса проверки научных открытий. Подтверждение открытий должно быть получено с другого конца света, прежде чем объявить об их реальности.
Создатели "Контакта" затрагивают тему противостояния науки и религии, показывая различные точки зрения. Главный антагонист – религиозный экстремист, стремящийся предотвратить контакт любой ценой. В то же время христианский теолог поддерживает главную героиню, когда её открытия подвергаются сомнению. Иногда учёным не хватает данных и доказательств, и им остаётся только верить.
Столкновение с бездной (1998)
Картина Мими Ледер, повествующая о грядущей катастрофе, оказалась в тени более масштабного и популярного "Армагеддона" Майкла Бэя, вышедшего практически одновременно и предлагавшего схожий сюжет. Обе ленты рассказывают о летящем к Земле астероиде и попытках американских астронавтов его уничтожить. Многие зрители, вероятно, посчитали, что Ледер пытается воспользоваться успехом блокбастера, и предпочли обойти её фильм стороной. И совершенно зря.
Разница кроется в деталях. "Армагеддон" – это зрелищное, юмористическое и крайне неправдоподобное кино о спасении мира чудаковатыми героями, среди которых затесался русский космонавт в шапке-ушанке. "Столкновение с бездной", напротив, подходит к теме серьёзно. Президент утаивает правду об угрозе, чтобы избежать паники, и тайно готовит убежища для избранных. Для борьбы с астероидом отправляют не дилетантов-бурильщиков, а опытных космонавтов. Взрыв не уничтожает астероид целиком, а лишь раскалывает его на части. И финал "Столкновения с бездной" едва ли можно назвать счастливым, ведь даже небольшие обломки приводят к гибели миллионов.
Это своего рода поучительная история. Обнаружить фильм с настолько реалистичным изображением физики астероидов – приятная неожиданность.
Томас Джонс, астронавт.
Астроном Фил Плэйт, известный критикой научных нелепостей в космических фильмах на своём сайте Bad Astronomy, обнаружил в "Столкновении с бездной" лишь одну серьёзную ошибку (попытку взрыва астероида вблизи Земли) и в целом оценил фильм положительно:
Создатели 'Столкновения', по-видимому, стремились к достоверности и максимально использовали консультации учёных.
Странники (2003)
Признаюсь, это не кинофильм, а аниме-сериал. Однако исключить его из списка было бы ошибкой. "Странники" повествуют о неброских работниках будущего – космических утилизаторах, чья задача – очистка орбит от устаревших спутников и их фрагментов. Без их труда космонавтика давно бы погрязла в инцидентах.
Тщательно проработанная научная фантастика – редкость для аниме, где чаще встречаются гигантские роботы и волшебницы-школьницы. Но этот сериал создавался при участии Японского агентства аэрокосмических исследований. Эксперты агентства консультировали режиссёра Горо Танигути, что обеспечило "Странникам" поразительную достоверность. Персонажи живут на станции, где гравитация возникает благодаря вращению. Для выхода в открытый космос необходимы не только скафандры, но и громоздкое космическое бельё, напоминающее подгузники. И никакого звука в космосе, кроме звуков внутри шлемов!
Научная составляющая на удивление качественна для аниме. Здесь постоянно обсуждаются орбитальные переходы, пояса Ван Аллена, относительное движение, риски лучевой болезни, атрофия мышц в невесомости. В большинстве сериалов это заменяется псевдонаучной тарабарщиной. Здесь же сценаристы явно изучили тему, но не выставляют это напоказ. Как отмечает астроном и блогер Джон Войси, "Странники" реалистичны и в том, как они разрушают романтический образ космонавта. Космос великолепен, но работа орбитального уборщика – опасна, неблагодарна и, главное, монотонна. Герои в основном занимаются заполнением документов, спорами с начальством и отбиваются от назойливых страховых агентов, а не спасают мир.
Чужая планета (2005)
Телевизионный псевдодокументальный фильм канала Discovery был вдохновлён альбомом художника Уэйна Барлоу, впоследствии участвовавшего в создании "Аватара" и "Тихоокеанского рубежа". Барлоу разработал концепцию зондов с искусственным интеллектом, исследующих экзопланету Дарвин IV. Там они обнаруживают не просто жизнь, а целую экосистему с удивительными существами: гигантскими ходячими черепахами, двуногими скороходами, "древесными вампирами" и другими. Барлоу и сценаристы фильма детально проработали особенности питания, передвижения и размножения каждого придуманного вида.
По словам историка космонавтики Дуэйна Дэя, создатели "Чужой планеты" сумели выйти за пределы современной биологической науки, оставаясь при этом в рамках научной вероятности.
Не менее интересны и сами зонды – небольшие дирижабли, оснащённые камерами и миниатюрными роботами. Сценаристы наделили их индивидуальными чертами: программа зонда Лео побуждает его к постоянному риску, в то время как зонд Айк запрограммирован на осторожность и сохранение данных любой ценой. "Чужая планета" представляет собой редкий пример, когда "эмоции" роботов имеют научное обоснование.
Создатели научно-фантастических произведений часто привлекают к участию известных учёных, и в случае с Discovery этот подход был реализован в избыточной мере. Комментарии Стивена Хокинга, Мичио Каку и Джека Хорнера в "Чужой планете" представлены в количестве, превышающем необходимое для понимания сюжета.
Европа (2013)
Производство этого независимого международного фильма обошлось примерно в 10 миллионов долларов — сумма незначительная по меркам Голливуда: бюджет "Интерстеллара", например, был в 16 раз больше. Однако это практически не сказалось на качестве "Европы". Визуальные эффекты для такого бюджета вполне достойные, космический корабль и спутник Юпитера, к которому направляется экспедиция, выглядят правдоподобно. А использование ручной камеры в стиле "найденной записи" позволило режиссёру скрыть незначительные недостатки.
В "Европе" имеются неточности, но самая заметная из них — нелепое имя русской космонавтки Кати Петровны. В целом, это добротная научная фантастика недалёкого будущего, хотя и не оригинальная (сценарий основан на отдалённых идеях романа Артура Кларка "2001: Космическая одиссея"). В основе сюжета лежит вполне правдоподобное предположение о возможности существования жизни в подлёдных океанах спутников Юпитера. Если верить фильму, то даже хищной.
Фильм снят с большим уважением к науке: участники экспедиции готовы пожертвовать собой ради раскрытия тайны обитателей Европы. Учёные ценят такие фильмы. Неудивительно, что астроном Нил Деграсс Тайсон дал разрешение на использование фрагмента своей лекции в фильме. А консультировали создателей астробиологи Дэйв Мошер и Стив Вэнс.
Создатели прислушивались к нам, и я поражён их вниманием к деталям в конечном результате. Например, они учли, насколько сильной будет радиация и как она будет проявляться. Они допустили несколько незначительных ошибок, таких как неточные геологические термины, но в целом я впечатлён, — Дэйв Мошер, астробиолог.
Гравитация (2013)
Кинолента Альфонсо Куарона, получившая название "Гравитация", черпает вдохновение из теории астрофизика Дональда Кесслера, согласно которой скопление космического мусора может спровоцировать цепную реакцию разрушений. "Гравитация" стала одним из самых обсуждаемых фильмов 2013 года, а Джеймс Кэмерон назвал её выдающимся произведением, посвящённым космосу.
Неудивительно, что фильм подвергся детальному анализу, в ходе которого были выявлены некоторые неточности. Например, в реальности орбиты телескопа "Хаббл", МКС и станции "Тяньгун" значительно удалены друг от друга, что делает невозможным перемещение между ними с использованием ранцевого двигателя. Также вызвала вопросы сцена, где героиня Сандры Буллок удерживает героя Джорджа Клуни на тросе, поскольку неясно, почему Клуни уносит с такой силой. Эксперты не пришли к единому мнению относительно этой детали, так как необходимо учитывать множество факторов. В целом, эти два момента стали основными объектами критики, остальные замечания носят менее существенный характер.
По словам астронома Жана-Люка Марго, создатели фильма приложили усилия для соблюдения законов физики, опираясь на реалистичные предположения.
Важную роль в обеспечении научной достоверности сыграл астрофизик Кевин Грезье, работавший в NASA над проектом "Кассини-Гюйгенс", изучавшим Сатурн. Благодаря его консультациям недочёты были сведены к минимуму и стали заметны лишь специалистам. Фильм получил положительные отзывы как от известного критика Нила Тайсона (хотя он и указал на спорные моменты), так и от космонавтов, наблюдавших его прямо на МКС, где и разворачиваются события "Гравитации".
Астронавт Майк Массимино отметил высокую точность фильма, подчеркнув, что создатели не упустили ни одной детали, включая использование специальных инструментов, применяемых в открытом космосе. Он также добавил, что внешний вид телескопа "Хаббл" был воссоздан с большой достоверностью, что свидетельствует о тщательной работе над реалистичным изображением.
Интерстеллар (2014)
Чёткое разграничение между "научным" и "реалистичным" часто упускается из виду. Задача научной фантастики – не в точном воспроизведении действительности, а в создании нового, основанного на научных принципах. "Интерстеллар" служит ярким примером такого подхода. В его основе лежат не просто фантазии, а научные знания, предоставленные астрофизиком Кипом Торном.
Идея путешествия через червоточину в окрестности чёрной дыры принадлежит именно ему, а братья Нолан тесно сотрудничали с учёным на всех этапах создания фильма, консультируясь по каждому эпизоду. Джонатан Нолан даже посещал специализированный курс в университете, чтобы глубже понять сложные вопросы астрофизики.
Чем глубже познания человека в науке, тем выше его оценка "Интерстеллара". В то время как критики, далёкие от науки, высказывали недовольство, учёные, такие как Митио Каку и Нил Деграсс Тайсон, остались под впечатлением.
"Интерстеллар" стал новым эталоном научно-фантастических фильмов. Митио Каку, астрофизик и футуролог, и Тайсон в своих многочисленных публикациях в Twitter высоко оценили визуальное представление чёрной дыры и описание парадоксов пространства-времени. Единственное, что вызвало сомнение, — это идея поиска дома вблизи чёрной дыры.
Вы увидите эйнштейновскую теорию относительности времени в совершенно новом свете. Вы совершите путешествие через трёхмерный космический портал, доступный с любого направления – это и есть червоточина. Вас поразят гигантские волны, вызванные приливными силами, которые способна создать только чёрная дыра. Создатели фильма прекрасно понимают, как, когда и почему возникает невесомость в космосе. Приближение к чёрной дыре искажает окружающее пространство, и фильм передаёт это явление с поразительной точностью. Нил Деграсс Тайсон, астрофизик.
Даже спорный финал фильма имеет научное обоснование. Теория о существовании других измерений за пределами чёрной дыры, хоть и не доказана, активно обсуждается учёными.
Марсианин (2015)
Картина Ридли Скотта, повествующая о марсианских злоключениях Робинзона Крузо в лице Марка Уотни, заранее претендовала на успех. Сценарий опирается на скрупулёзно проработанный роман Энди Вейера, унаследовав от него научно-техническую достоверность. Поддержать этот уровень реализма в фильме помогли эксперты NASA, предоставившие Скотту ценные сведения. Поговаривают, режиссёр узнал об обнаружении воды на Красной планете за месяц до официального объявления.
В отличие от многих научно-фантастических фильмов, "Марсианин" фокусируется не на загадках космоса или глобальных катастрофах, а на проблеме выживания в экстремальных условиях чужой планеты. Этот фильм можно рекомендовать будущим участникам марсианских миссий: он демонстрирует способы получения кислорода, выращивания картофеля в марсианском грунте с использованием органических удобрений, применения радиоактивных элементов для обогрева и управления космическим аппаратом с повреждённой носовой частью.
Фильм прославляет не столько науку как таковую, сколько человеческий разум, способность человека преодолевать природные препятствия благодаря знаниям, изобретательности и смекалке, подкреплённой, казалось бы, простыми инструментами. Это относится не только к Уотни, но и к его коллегам на Земле, разрабатывающим план его спасения.
Самый невероятный аспект "Марсианина" заключается в том, что ключевые решения принимаются компетентными и образованными людьми. Нил Деграсс Тайсон — астрофизик.
В качестве бонуса — фильм "Аполлон-13" (1995)
В плане правдивости вымышленная фантастика уступает фильмам, основанным на реальных исторических фактах. Именно поэтому в рейтинге нет картин о настоящих космических полётах. Однако нельзя обойти вниманием наиболее впечатляющий пример — фильм "Аполлон-13", рассказывающий о катастрофе, произошедшей во время одноимённой миссии в 1970 году. Стремясь к предельной аутентичности, режиссер Рон Ховард подвергал актёров воздействию настоящей невесомости, воссозданной на специальном самолёте, выполняющем фигуры высшего пилотажа. Как следствие, многие эпизоды снимались короткими отрывками по несколько секунд, после чего самолёту требовалось вновь набирать высоту.