Bentley Arnage (1998–2009) прошёл сложный путь эволюции, включавший смену двигателей и множество специальных версий. Рекомендация: для повседневной эксплуатации оптимален Arnage R (особенно модификации после 2006 года) – он сочетает комфорт представительского седана с достаточной мощностью (450 л. с.) и улучшенной надёжностью. Самая динамичная версия – Arnage T (после 2007) или лимитированная Final Series 2009 с 507 л. с., способная разгоняться 0–100 км/ч ~5,2 с. Для инвестиций наилучший потенциал имеют редкие серии: Final Series (96 экз.), юбилейная Diamond Series (59 экз.) и Arnage Le Mans (153 экз.), которые уже стали коллекционными.
Arnage предлагает уникальный опыт традиционной британской роскоши: ручная сборка, культовый 6,75-литровый V8 в поздних версиях и классический дизайн. Однако эксплуатация требует готовности к высоким расходам: реальный расход топлива часто превышает 20 л/100 км, а обслуживание сложных систем (гидравлических тормозов, адаптивной подвески) обходится дорого. Надёжность Arnage уступает современным немецким конкурентам – отмечены типичные проблемы с электрикой, утечками жидкостей и износом подвески. Тем не менее, благодаря поддержке независимых специалистов (например, Flying Spares) запчасти доступны, а многие узлы (в том числе двигатель BMW в ранней версии) относительно надёжны. В сравнении с соперниками (Rolls-Royce, Maybach и др.) Arnage выделяется более драйверским характером и относительно компактными размерами, хотя уступает им в технологичности. Ниже представлены подробные данные и рейтинги каждой модификации Arnage, а также сравнительный анализ конкурентов.
Сводная таблица: версии Bentley Arnage (1998–2009)
В таблице суммированы основные характеристики всех модификаций Bentley Arnage 1998–2009 годов, включая специальные и экспортные версии. Также приведена итоговая интегральная оценка (0–100) каждой версии, рассчитанная по критериям производительности, надёжности, затрат на эксплуатацию, доступности запчастей, экологичности, коллекционной ценности и эмоциональной привлекательности (см. формулу ниже).
Arnage Green Label (BMW 4.4, 1998–1999):
4,4 л V8 Twin Turbo (BMW M62), 350 л.с./570 Н·м, 5-ст. автомат ZF, задний привод.
Особенности: облегчённое шасси (на ~272 кг легче Red Label), развесовка 51/49, стандартная подвеска, тормоза Ø348 мм спереди.
Выпуск: несколько сотен (до 1999) + 7 в 2000.
Цена новой: ~$210 000 (6,3 млн ₽ на 1998). Сейчас: 1–2 млн ₽.
Оценка: 56/100
Arnage Birkin Edition (BMW 4.4, 2000–2001):
Та же техника, лимит 52 шт.
Особенности: серия в честь Тима Бёркина — уникальные приборы, декор салона.
Цена новой: ~$220 000 (6,6 млн ₽). Сейчас: 2–3 млн ₽.
Оценка: 57/100
Arnage Red Label (6.75, 1999–2002):
6,75 л V8 Turbo (L410E), 405 л.с./835 Н·м, 4-ст. автомат GM, задний привод.
Особенности: классический Bentley V8, тяжелее и прочнее, увеличенные тормоза Ø362 мм.
Выпуск: ~2 000 шт.
Цена новой: ~$220 000 (6,6 млн ₽). Сейчас: 1,5–2,5 млн ₽.
Оценка: 49/100
Arnage Le Mans Series (2001):
Тот же мотор, 153 шт., спецсерия к Ле-Ману: расширенные арки, 4 трубы, вентиляция на крыльях, спортподвеска Mulliner.
Цена новой: £170 000 (8,5 млн ₽). Сейчас: 3–4 млн ₽.
Оценка: 51/100
Arnage R (Series 2, 2002–2006):
6,75 л V8 Twin Turbo (Garrett T3), 405 л.с./835 Н·м, 4-ст. автомат, задний привод.
Особенности: усиленное шасси, доработанная подвеска, электронные демпферы, мягкая настройка.
Выпуск: сотни в год.
Цена новой: $205 000 (5,9 млн ₽). Сейчас: 2–3 млн ₽.
Оценка: 54/100
Arnage RL (LWB Mulliner, 2001–2009):
Удлинённая база (на 250–450 мм), моторы как у R, 400–456 л.с., 4- или 6-ст. автомат.
Особенности: Mulliner-салон, опции под заказ, иногда перегородка.
Выпуск: ~100 шт.
Цена новой: +€30–50k к базе. Сейчас: 3–5 млн ₽.
Оценка: 53/100
Arnage T (Series 2, 2002–2006):
6,75 л V8 Twin Turbo, 450 л.с./875 Н·м, 4-ст. автомат.
Особенности: спорт-версия, более жёсткая подвеска, сниженный клиренс, усиленные тормоза.
Цена новой: $210 000 (6,0 млн ₽). Сейчас: 3–4 млн ₽.
Оценка: 58/100
Arnage R (обновлённый, 2007–2009):
6,75 л V8 Twin Turbo (Mitsubishi), 450 л.с./875 Н·м, 6-ст. автомат ZF.
Особенности: турбины с низкой инерцией, быстрый разгон (~5,5 с до 100), Vmax 270 км/ч.
Выпуск: сотни.
Цена новой: $230 000 (5,8 млн ₽). Сейчас: 4–5 млн ₽.
Оценка: 58/100
Arnage T (обновлённый, 2007–2009):
6,75 л V8 Twin Turbo (Mitsubishi), 507 л.с./1000 Н·м, 6-ст. автомат.
Особенности: самая мощная версия, разгон до 100 — 5,2 с, Vmax 288 км/ч, спорт-подвеска, 20” колёса.
Цена новой: $250 000 (6,3 млн ₽). Сейчас: 4–6 млн ₽.
Оценка: 63/100
Arnage Diamond Series (2006):
Юбилейная серия (60 лет завода Крю), мотор как у T, 450 л.с., спецдекор: ромбы в коже, шпон с инкрустацией, бамперы из нержавейки.
Выпуск: 59 шт.
Цена новой: £250 000 (12,5 млн ₽). Сейчас: ~5 млн ₽.
Оценка: 57/100
Arnage Final Series (2008–2009):
Финальная серия (50 лет V8), мотор 507 л.с., 6-ст. автомат, разгон ~5,3 с, Mulliner-декор, фирменный шпон “Flying B”.
Выпуск: 96 шт.
Цена новой: $289 000 (8,7 млн ₽). Сейчас: 6–7 млн ₽.
Оценка: 66/100
Arnage Mulliner Armoured B6 (2003–2009):
Бронированный лимузин: мотор как у T (450 л.с., дефорс.), удлинение на 250–728 мм, спецподвеска, усиленные тормоза, масса +1 т, разгон ~7 с, Vmax ~200 км/ч.
Цена: база +£200 000 (~25 млн ₽ с опциями), только спецзаказ.
Оценка: 42/100
Примечание:
— Годы выпуска, теххарактеристики, особенности шасси/подвески, тираж, цена новой и ориентировочная стоимость на 2025 г. указаны для каждой версии.
— Оценка субъективная, учитывает историческую, инженерную и коллекционную ценность.
Примечания: Мощность/момент указаны по заводским данным. Экологический стандарт приведён по ЕС (Euro 2–4); все версии для США сертифицированы по EPA (Tier 1/LEV II). MSRP – ориентировочная цена нового в США или Британии (без налогов), в рублях по курсу того периода. Рын. цена 2025 – оценка стоимости на вторичном рынке РФ или Европы (Hagerty, Classic.com) для экземпляров в хорошем состоянии.
Формула расчёта интегральной оценки
Итоговый балл версии (0–100) рассчитан как сумма взвешенных оценок по семи категориям:
- Производительность (30% веса) – мощность, разгон, управляемость;
- Надёжность (20%) – ресурс агрегатов, частота поломок;
- Эксплуатационные расходы (15%) – расход топлива, стоимость сервисов;
- Доступность запчастей (10%) – наличие и цена деталей, сервисная сеть;
- Экологичность (10%) – соответствие нормам, уровень СО₂ и вредных выбросов;
- Коллекционная ценность (10%) – редкость, рост цены на аукционах;
- Эмоциональный фактор (5%) – имидж, историческая значимость, «характер» модели.
Каждая категория оценивается по 10-балльной шкале, затем умножается на вес. Например, Final Series с отличной мощностью (9/10) и высокой эмоциональной привлекательностью (10/10) получает ~66 баллов из 100 (см. таблицу выше), немного превосходя Rolls-Royce Phantom VII по суммарным показателям. Ниже приведена таблица весов критериев:
КритерийВес (в итоговом балле)
Производительность 30%
Надёжность 20%
Эксплуатационные расходы 15%
Доступность запчастей 10%
Экологичность 10%
Коллекционная ценность 10%
Эмоциональный фактор 5%
(Пример расчёта: Arnage T 2007–09 – производительность 9/10 ⇒ 27 очков, надёжность ~5,5/10 ⇒ 11 очков, расходы 2,5/10 ⇒ 3,8 очка и т.д., суммарно ≈63 из 100.)
Подробный анализ модификаций Bentley Arnage
Arnage Green Label (1998–2000) – «зелёная этикетка»
Двигатель и трансмиссия: Первая серия Arnage оснащалась 4,4-литровым V8 BMW M62 с парой турбокомпрессоров (Cosworth). Этот высокотехнологичный мотор (32 клапана, DOHC) развивал ~350 л. с. и 560 Н·м, что позволяло тяжелому седану разгоняться 0–100 км/ч примерно за 6,5 с. Двигатель агрегатировался с 5-ступенчатой автоматической КП ZF 5HP30, поскольку её максимальный крутящий момент (≈560 Н·м) ограничивал форсировку двигателя– задний, как у всех Arnage. Green Label соответствовал эконормам Euro 3 и был значительно экономичнее последующего 6.75-литрового варианта. Расход топлива: порядка 17 л/100 км (смешанный цикл), CO₂ ~≈ ~<400 г/км (оценочно).
Шасси и подвеска: Arnage изначально разрабатывался под более лёгкий мотор BMW, поэтому Green Label на 272 кг легче версии с 6.75 V8. Развесовка близка к идеальной (51/49), что положительно сказывалось на управляемости – современники отмечали более “лёгкий нос” и отзывчивое рулевое управление. Кузов имел недостаточную жёсткость, поэтому после 1999 его дополнительно усилили даже для версий с BMW-мотором. Подвеска – независимая пружинная (двухрычажная спереди, многорычажная сзади) с адаптивными амортизаторами Automatic Ride Control. Тормоза: передние дисковые 348 мм, задние 340 мм, ABS. После усиления кузова в 2000 г. диаметр передних тормозных дисков увеличен до 362 мм для компенсации возросшей массы на версиях Red Label (эти изменения коснулись и поздних Green Label 2000 м.г.).
Надёжность и проблемы: Иронично, но BMW-мотор оказался надёжнее старого 6¾ V8 – отмечалось, что Green Label в долгосрочной перспективе требует меньше обслуживания. Клиенты ценили и сравнительно умеренный аппетит: даже с двумя турбинами расход был значительно ниже, чем у 6.75 Turbo. Серьёзных хронических “болезней” за короткий выпуск Green Label не проявил; большинство агрегатов (двигатель, АКПП) – массовые от BMW, и при регулярном обслуживании проблем не доставляли. Однако снижение продаж из-за неопределённости с поставками (конфликт BMW-VW) привело к скорому снятию модели. Типичные для Arnage проблемы электроники (например, глючащие датчики парковки, сбои навигации) встречались и на ранних машинах, но решались по гарантии. В целом Green Label считается одной из наиболее надёжных версий Arnage – “детских болезней” нового шасси она практически избежала, а сложный немецкий двигатель проявил себя хорошо.
Эксплуатационные расходы: Стоимость планового обслуживания у официальных дилеров Bentley была высока (межсервисный интервал – ~10 000 км). Однако владельцы отмечают, что половина узлов Green Label – от BMW 7-серии, поэтому некоторые работы можно выполнять у специалистов BMW, а расходники покупать дешевле. Расход топлива – 98-й бензин, в городе до 25 л/100 км. Налог на роскошь (для РФ) – >250 л. с. Запчасти сейчас доступны благодаря складским остаткам и разборкам: BMW до сих пор выпускает некоторые детали M62, а кузовщина унифицирована с поздними Arnage.
Производство и эксклюзивность: Всего с 1998 по 2000 выпущено около ~550 экземпляров Green Label (оценка на основе общего тиража Arnage). После появления Red Label «зелёная» версия была переименована и фактически свернута: в 2000 г. собрали лишь 7 машин Arnage Green Label (все с левым рулём), а оставшиеся BMW-двигатели направили в лимитированную серию Birkin (52 шт.). На вторичном рынке Green Label – редкость, но ценится относительно невысоко (редкие для Bentley ~1,5–2 млн ₽) из-за меньшего «родословного» мотора. Тем не менее, для покупателя, который хочет именно Arnage для езды, Green Label – практически самый практичный выбор: надёжный, сравнительно экономичный и менее затратный в обслуживании экземпляр Bentley.
Arnage Birkin Edition (2000) – лимитированная серия
Отличительные черты: Серия Arnage Birkin (названа в честь сэра Генри “Тима” Бёркина, легендарного Bentley Boy 1920-х) стала «лебединой песней» для 4,4-литрового двигателя. В 2000–2001 гг. выпущено 52 экземпляра Birkin, все – с турбомотором BMW. Отличие от обычного Green Label – эксклюзивная отделка: приборная панель с тремя крупными циферблатами по центру (вместо пяти раздельных приборов), особые комбинации двухцветной кожи и шильдики Birkin. По технике – никаких отличий: тот же V8 350 л. с. и 5-ст. автомат. Шасси также стандартное, но весь комплекс доработок 2000 г. (усиление кузова, большие тормоза) применён на этих авто.
Производительность и характер: Arnage Birkin сочетал живой отклик лёгкого передка Green Label с атмосферой классического Bentley. Разгон 0–100 км/ч занимал ~6,5 с; максимальная скорость – около 250 км/ч. По отзывам, версия казалась более «спортивной» на дороге, чем более тяжёлые Red Label: руль точнее, крены чуть меньше. При этом Birkin – полноценный ультра-люксовый седан с богатейшей комплектацией: мультимедиа Alpine с навигацией (для 2000 г. – редкость), электропакет, телефон, отделка лучшим деревом и т.д.
Надёжность и обслуживание: Как и Green Label, Birkin славится надёжностью – немецкая электроника и мотор не преподнесли неприятных сюрпризов. Почти все экземпляры Birkin – праворульные для Великобритании (немногие – LHD для Европы), они хранились в коллекциях, проходили обслуживание у дилеров Bentley, поэтому данные Warranty Direct отсутствуют. На форумах отмечают лишь типичные проблемы возраста: отказ датчиков парковки, течи масла из турбопроводов и кондиционера – всё решается профилактикой. Стоимость владения схожа с Green Label; оригинальные детали (например, уникальная комбинация приборов) достать сложно, но при необходимости ремонт возможен (иногда ставят приборы от Red Label или реставрируют оригинальные).
Коллекционная ценность: Arnage Birkin – одна из самых редких версий марки (52 шт.). Несмотря на это, она недооценена на рынке: ценители Bentley предпочитают 6¾-литровые модели. Однако долгосрочно Birkin может вырасти в цене из-за своей уникальности (последний Bentley с двигателем BMW, дань «Bentley Boys»). Сейчас стоимость Birkin колеблется в районе 30–40 тыс. фунтов (≈3 млн ₽) – ненамного дороже аналогичного Green Label. Для коллекционера эта версия представляет интерес как необычный гибрид британского шасси и немецкого мотора, символ переломного момента истории Bentley.
Arnage Red Label (1999–2002) – возвращение 6¾ Litre
Исторический контекст: Arnage Red Label появился в конце 1999 года как ответ на сомнения публики в «настоящности» Bentley с чужим мотором. Volkswagen, получив контроль над Bentley, решил вернуть традиционный британский V8 6,75 л на замену двигателю BMW. В октябре 1999 г. на автосалоне в Токио дебютировал Arnage Red Label – внешне почти неотличимый, но с кардинально иной технической начинкой.
Двигатель: Знаменитый 6.75 L-Series V8 (16-клапанный OHV) был модернизирован и оснащён одним большим турбокомпрессором Garrett T4. Отдача – 405 л. с. и колоссальные 835 Н·м при ~1800 об/мин. Это был рекордный момент для серийного седана того времени. Однако старый мотор имел и минусы: он намного тяжелее (чугунный блок) и прожорливее. К тому же экологические нормы его «душили» – требовались срочные доработки, чтобы соответствовать требованиям 2000-х. Red Label формально укладывался в Euro 2, но к 2002 уже требовал перехода на Euro 3 с помощью улучшенных катализаторов. В США модель сертифицирована по Tier 1. Расход топлива: 23–25 л/100 км в городе, ≈15 л на трассе – один из худших показателей в классе (например, Rolls-Royce Seraph 5.4 V12 тратил ~18 л в городе). Трансмиссия осталась старой: 4-ступенчатый «автомат» GM 4L80-E, не имевший вручного режима и заметно устаревший к 2000-м годам.
Шасси и доработки: Чтобы выдержать массу и чудовищный момент 6.75 V8, конструкцию Arnage усилили: установили усилители в силовых элементах кузова, модернизировали рулевое (новый усилитель для уменьшения усилия на парковке), поставили более мощные тормоза. Даже с этим тормозной путь ухудшился: Red Label со 113 км/ч останавливался за 55 м, тогда как более лёгкий Green Label – за 52 м. Подвеску перенастроили на комфорт: пружины смягчили из-за возросшего неподрессоренного веса, но крены остались в разумных пределах. Штатные колёса – 18″, шины Pirelli. За счёт большей массы и смещения баланса вперёд управляемость стала чуть менее острой, чем у ранних машин – Arnage превратился скорее в роскошный крейсер, чем драйверский седан. Максимальная скорость ограничена ~240 км/ч, 0–100 км/ч занимает около 6,0 с.
Надёжность: Возвращение проверенного мотора принесло свои сложности. В первые годы на Arnage Red Label случались протечки масла и ОЖ – уплотнения старого дизайна не всегда справлялись, особенно под высоким наддувом. Bentley через дилеров проводил бесплатные доработки (замена прокладок, шлангов на модифицированные). Электрическая система Red Label в целом осталась от Green Label и отличалась стабильностью – большинство узлов (климат, приборы) были закуплены у BMW и хорошо работали. Однако массивный двигатель создавал сильное тепло – известны случаи перегрева вспомогательных агрегатов при движении в пробках (в 2001 м г. обновили радиатор и вентиляторы). Гидравлическая система (тормоза и автоподвеска – лицензионная Rolls-Royce) также требовала внимания: накопители давления (сферические аккумуляторы) служат ~5–7 лет, их замена обходилась в ~£1000. В целом, надёжность Red Label можно назвать удовлетворительной, но только при строгом соблюдении регламентов: регулярная смена всех жидкостей (масло – раз в 5000 км!), прокачка LHM-жидкости тормозов и т.д. В рейтингах Warranty Direct эти Bentley не фигурировали из-за малочисленности, но владельцы отмечают, что при пробегах 50–70 тыс. км серьезных отказов по механике (кроме навесного оборудования) не происходило.
Отзывные кампании: Arnage Red Label (как и ранние R/T) попал под несколько сервисных акций. Recall 02V187000 (1999) – замена тормозных шлангов от бачка к главному цилиндру из-за риска скопления воздуха. Recall 03V367000 (2003) – проверка прокладки топливной магистрали и трубок ABS, которые могли соприкасаться и истираться. Recall RE05/01 (2005) – замена шланга внутри топливного насоса (устанавливали “Noise Reduction Kit”), который мог треснуть. Эти работы проводились бесплатно. К счастью, массовых отказов не зафиксировано – превентивные меры сработали.
Эксплуатация и содержание: Покупка Red Label сегодня – относительно доступный входной билет в мир Bentley: цены начинаются от ~1,5 млн ₽ (около £15k) за экземпляры в хорошем состоянии. Однако расходы на содержание очень высоки. Например, замена тормозных сфер и блока клапанов системы давлений – ~150–200 тыс. ₽, капитальный ремонт АКПП 4L80-E – $5000–7000. Расход топлива в городе может достигать 30 л/100 км зимой. Налог (~300 л. с.) – порядка 45 тыс. ₽/год (для РФ). Страховка дорогая из-за высокой стоимости запчастей. Многие детали ходовой и трансмиссии унифицированы с Rolls-Royce Silver Seraph, которых тоже немного, поэтому цены на оригинальные запчасти Bentley высоки. Тем не менее независимые фирмы (Crew Heritage, Flying Spares) наладили выпуск и поставку большинства расходников – от прокладок до элементов подвески. Альтернативой оригиналу служат и детали от американских автомобилей: например, АКПП 4L80-E – аналогичная GM ставилась на Hummer H1, и ряд деталей (соленоиды, фильтры) можно найти оттуда.
Вывод: Arnage Red Label ценен как возвращение легендарного мотора Bentley, обладающего неповторимым характером – огромный крутящий момент «с холостых» обеспечивает монументальную тягу и королевскую плавность хода. Эта версия – выбор консерваторов, ценящих традиции. Однако в повседневной эксплуатации Red Label капризнее и дороже, чем его предшественник Green Label или более поздний Arnage R. При покупке важно проверить, проведены ли заводские доработки (шланги, радиатор), и заложить запас на обслуживание.
Arnage Le Mans Series (2001) – спорт в честь побед
Описание серии: К 2001 году Bentley триумфально возвращался в автоспорт, готовясь к Ле-Ману (итог – победа в 2003). В честь этого компания выпустила лимитированные серии Le Mans для моделей Continental R и Arnage. Bentley Arnage Le Mans Series 2001 основан на Red Label и улучшен силами отделения Mulliner. Планировалось 150 машин, выпущено 153 экземпляра Arnage Le Mans(спрос превысил план). Все – стандартной колёсной базы, с левым и правым рулём, официально поставлялись и в США.
Технические особенности: Двигатель и КПП остались прежними (6.75 Turbo 405 л. с., 4-ступ AT). Но Mulliner установил спортивную выхлопную систему с четырьмя выхлопными патрубками (двойные с каждой стороны), что улучшило звук и чуть снизило сопротивление. Подвеска получила более жёсткие пружины и амортизаторы (Mulliner Sport tuning), а тормоза – красные суппорты Brembo с перфорированными дисками. Внешне Le Mans отличался жабрами-вентиляторами на передних крыльях, расширенными колёсными арками и иными бамперами для более агрессивного вида. Эксклюзивные 5-спицевые диски и шильдики “Le Mans Series” дополняли образ. Цвета предлагались особые: Racing Green, Silver Storm, Black Oriole, а также любые на заказ.
Салон: Интерьер Le Mans Series – особый: приборы с зеленым фоном British Racing Green и надписью “Le Mans” на спидометре и тахометре. Отделка деревом – темный состаренный «бурш» (черный орех) с инкрустацией логотипов Bentley на дверных рейках. Сиденья – двуцветная перфорированная кожа с вышитыми крылатыми “B” на подголовниках. Рычаг КПП – особый, обшитый кожей и хромом, педали – алюминиевые с перфорацией, на порогах – таблички Le Mans. Весь салон выдержан в духе гоночных Bentley 1920-х, но с современным комфортом (кондиционер, электро-регулировки, аудиосистема остались без изменений).
Динамика и управляемость: Благодаря подвеске Mulliner Arnage Le Mans стал собраннее: крены сократились, реакции острее. Тесты отмечали, что Le Mans Series на удивление хорошо чувствует себя на треке, хотя весит ~2,5 т. Разгон до 100 км/ч занимает те же ~6 сек, но восприятие ускорения ярче из-за громкого “раскатистого” выхлопа. Максимальная скорость – около 250 км/ч (отсечка). На извилистой дороге Le Mans внушает уверенность: за сцепление отвечают шины Pirelli P Zero, а мощные тормоза не перегреваются при активном торможении, как на базовом Arnage. По сути, это первый “спортивный” Bentley седан новой эпохи, предвосхитивший Arnage T.
Надёжность: Механически Le Mans не нагружен сверх обычного Red Label, поэтому основные узлы столь же надёжны (или требовательны). Выхлоп Mulliner выполнен из нержавеющей стали – долговечен. Жестче подвеска приводит к несколько большему износу сайлент-блоков, но они взаимозаменяемы с обычными и доступны. Особое внимание – вентиляционным жабрам: некоторые владельцы жаловались, что через них под капот попадала вода и грязь, засоряя моторный отсек, особенно в дождливую погоду. Bentley предлагал установку дополнительных уплотнений для решёток. Иной серьёзной специфичной проблемы Le Mans Series не отмечено. Все сервисные кампании Red Label (см. выше) касались и машин Le Mans (Bentley уведомлял владельцев через дилеров США и Европы).
Цена и коллекционная привлекательность: Новым Arnage Le Mans стоил ~$230k (для США, 2001). Сейчас эти авто встречаются редко и ценятся: в Великобритании экземпляр с пробегом <20k миль оценивается Hagerty ~£30k (≈3 млн ₽), что выше обычного Red Label на ~30%. В США цены ещё выше (до $50–60k за идеальный экземпляр). Коллекционеры любят эту серию за связь с гоночной историей Bentley и за ограниченность тиража. Arnage Le Mans – часто желанный гость на клубных встречах, а его шильдики и выхлоп узнаются знатоками. В будущем, по прогнозам, стоимость этой серии будет расти, хотя пока рост сдержан из-за относительной “молодости” модели.
Итог: Arnage Le Mans Series – блестящий пример того, как Bentley сумел оживить свой классический седан спортивным духом. Эта версия сочетает всю роскошь Arnage с заметно более драйверским характером. Она стала переходным звеном к полноценному Arnage T и одновременно – данью уважения богатой истории марки в гонках. Для покупателя сегодня Le Mans – выбор души: рационально немного переплачивая за шильдики и декор, вы получаете весьма особенный Bentley, обладающий как коллекционной ценностью, так и практичностью обычного Arnage.
Arnage R (2002–2007) – модернизация и баланс
Обзор: В 2002 году Bentley провёл масштабное обновление Arnage, устраняя многие недостатки от спешной замены мотора в 1999-м. Появились две новые версии: Arnage R (Replacement/Refined – сменившая Red Label) и спортивная Arnage T. Arnage R позиционировался как основной комфортабельный вариант – преемник Red Label, но значительно улучшенный технически.
Двигатель: Главным новшеством стал переход на две турбины Garrett T3 вместо одной большой. Старый 6¾ V8 получил современный контроль Bosch Motronic и доработки для экологичности. Мощность осталась примерно 405 л. с., но обеспечивалась она плавнее и на более высоких оборотах; зато крутящий момент 835 Н·м теперь достигался уже с 1800 об/мин и держался “полкой” вплоть до ~3800 об/мин. Турбояма практически исчезла, отклик на газ улучшился. Bentley заявлял, что этот мотор ”готов к любым будущим эконормам” – в частности, он соответствовал Euro 3, а с 2005 г. – Euro 4. К 2006 году устаревший 4-ступенчатый автомат заменили на современную 6-ступенчатую КП ZF 6HP26, что заметно улучшило разгонную динамику и экономичность. Передаточные числа стали плотнее, появилась возможность двигаться на низких оборотах на высокой передаче, реализован ручной режим “Tiptronic”. Arnage R 2002–06 разгонялся 0–100 км/ч ~5,9 с, а с 6-ст КПП (с 2007 г.) – ~5,5 с, максимальная скорость ограничена ~250 км/ч. Расход топлива: около 22 л/100 км в городе и 12–13 л на шоссе (на 10–15% лучше Red Label).
Шасси: Arnage R получил ряд конструктивных усилений кузова (ещё +10% к жёсткости) и новую подвеску: сохранив архитектуру (двухрычажка и “multi-link”), инженеры установили электронно управляемые амортизаторы Continuous Damping Control (CDC) второго поколения. В базовом режиме Arnage R стал мягче предшественника – плавность хода сравнялась с Rolls-Royce. Но благодаря адаптивным амортизаторам, машина держала дорогу увереннее: крены и клевки минимизировались при активном маневрировании. Добавили и ESP (стабилизация) – на Red Label её не было. Рулевое управление осталось с переменным усилением (Servotronic) – лёгкое на парковке и более тугое на скорости. Тормоза: 4-поршневые, диски 348/340 мм (с 2007 г. увеличены до 362/335 мм). Arnage R также получил свежий дизайн передка в 2005 г.: фары стали разного диаметра (большие внешние, малые внутренние – как на старых Continental R) решётка радиатора чуть увеличилась. Этот рестайлинг визуально отделил его от ранних Arnage.
Интерьер: Салон подвергся лёгкой модернизации: появилась современная мультимедиа с цветным экраном (вместо устаревшей выдвижной Alpine), улучшена шумоизоляция. Для задних пассажиров – опционно индивидуальные электро-кресла, мультимедиа, холодильник. Arnage R предлагал широчайшие возможности Mulliner-персонализации: до 40 вариантов кожи, любые комбинации цветов, роспись эмалью, эксклюзивные шпоны и инкрустации. Многие автомобили этой серии уникальны по отделке.
Надёжность: Обновление 2002 г. позволило устранить большую часть унаследованных проблем. Двигатель 6¾ Twin Turbo в версии Arnage R зарекомендовал себя весьма выносливым: два небольших турбокомпрессора нагнетали меньшее давление каждый, снижая нагрузку, да и термический режим улучшился (меньше пиковых температур). Капитальный ремонт мотора обычно не требовался ранее 150–200 тыс. км (при должном уходе). Некоторые владельцы отмечали случаи прогорания прокладки головки на пробегах >80 тыс. км – эту деталь Bentley даже выпускал модернизированной через сету дилеров (причём позднее производители сторонних запчастей наладили её выпуск). Система охлаждения в целом перестала вызывать нарекания. Электроника Arnage R стала стабильнее: в частности, с 2005 г. перешли на новую шину передачи данных, устранив глюки “новодела” (у ранних Arnage могли ни с того ни с сего загораться чек-энджины – новая прошивка решила эту беду). Подвеска CDC достаточно надёжна, но стоит помнить: каждый амортизатор – дорогостоящий (≈£800), а ресурс их – около 60–80 тыс. км до начала потери эффективности. Впрочем, они ремонтопригодны (в Британии предлагают их регенерацию за полцены нового). Важный узел – управляющий блок ESP/ABS Bosch 5.3, расположенный рядом с выпускным коллектором: на машинах до 2006 г. тепло от двигателя могло перегревать разъёмы блока, вызывая периодические ошибки ABS. С 2006 г. установили улучшенный теплоэкран – стоит убедиться, что он есть. В остальном, Arnage R считается относительно надёжным для ультра-люксового авто того времени.
Обслуживание: Bentley скорректировал интервалы – ТО теперь каждые 10 000 км или раз в год. Стоимость у офдилера в Европе составляла ~£1200 за малое ТО и £3000 за большое. В России обслуживание Arnage R возможно либо у официальных дилеров (ограниченно), либо у специализирующихся на Bentley сервисов. Запчасти: большая часть узлов уникальна для Bentley, но Volkswagen (владелец марки) обеспечивал поставки вплоть до 10 лет с момента окончания производства. Сейчас (2025) оригинальные детали достать сложнее, но множество независимых поставщиков (особенно в Англии) продают как NOS (new old stock), так и аналоги. К примеру, все резиновые элементы подвески Arnage R производятся заново британскими фирмами. По стоимости эксплуатации Arnage R остаётся дорог: расход топлива высок, налог ~344 л. с., расходники премиум-сегмента. Зато этот Bentley устойчивее к потерям стоимости – худшая амортизация уже прошла в 2010-х, сейчас цены стабилизировались (~2–3 млн ₽), а редкие и ухоженные экземпляры даже начинают расти в цене.
Версии LWB (RL): На базе Arnage R выпускались длиннобазные модификации Arnage RL Mulliner. Их изготавливали индивидуально под заказ, удлиняя базу на 250 мм (или более для госзаказов). Технически они идентичны Arnage R тех же годов, хотя могли оснащаться усиленным задним стабилизатором (из-за увеличенной массы) и иным передаточным числом главной передачи (для плавности). Масса Arnage RL на ~130 кг больше. Разгон чуть медленнее (~6,2 с до 100). Такие машины часто поставлялись в Азию и на Ближний Восток как представительские лимузины. Надёжность и обслуживание RL аналогичны R, но кузовные детали уникальны – например, удлинённые задние двери стоят огромных денег при замене. RL выпускались малыми сериями до 2009 г. и сейчас редки (цена может достигать 5–6 млн ₽ за «госсоветников» с перегородкой). В нашем рейтинге RL имеет чуть более высокий коллекционный балл из-за редкости, но несколько меньшую практичность для обычного владельца.
Итог: Arnage R – золотая середина в гамме Arnage. Он предоставляет легендарный опыт Bentley – мощь и комфорт – без “крайностей” ранних и поздних версий. Владельцы ценят его за сравнительно отточенную конструкцию: в нём исправлены многие недочёты первых лет, но сохранен классический дух. Arnage R 2006+ с 6-ступенчатой коробкой – наиболее рекомендуемая модификация для тех, кто хочет использовать Bentley регулярно. Этот автомобиль – достойный конкурент Rolls-Royce того времени по роскоши, но с более живым характером на дороге и (относительно) более доступным ценником.
Arnage T (2002–2007) – самый мощный седан в мире
Позиционирование: Bentley Arnage T дебютировал одновременно с Arnage R в 2002 г. на Детройтском автосалоне. На тот момент компания смело заявила его «самым мощным серийным седаном планеты». Arnage T стал олицетворением возрождения спортивного имиджа Bentley: акцент на драйверские эмоции, сравнимые с купе Continental T прошлого поколения.
Двигатель: На Arnage T 2002–2006 тот же twin-turbo 6,75 L V8, но доведённый до 456 л. с. и 875 Н·м. Увеличение мощности достигнуто за счёт иного ПО управления, повышения наддува и доработки выпускной системы (меньше сопротивление). Пиковый крутящий момент – 645 lb·ft (~875 Н·м) – доступен с 3 000 об/мин. Разгон 0–60 миль/ч занимал 5,5 с, 0–100 км/ч ~5,5–5,7 с (по разным тестам). Максимальная скорость 270 км/ч – впечатляющая для 2,5-тонного седана. Первые годы Arnage T комплектовался 4-ступ. автоматом, не отличавшимся стремительностью переключений – при резких ускорениях чувствовались паузы между передачами. С 2007 г. пришёл 6-ступенчатый ZF – благодаря нему разгон до сотни улучшился до ~5,2 с, а эластичность на трассе стала феноменальной (80–120 км/ч менее 4 с). Расход топлива – до 28 л/100 км в городе при агрессивной езде; комбинированный ~18 л/100 км. Arnage T соответствовал нормам Euro 3 (с 2005 – Euro 4). В США сертифицировался как LEV II (для моделей 2007+).
Шасси и управление: Arnage T получил спортивную настройку подвески Mulliner: более жёсткие пружины и амортизаторы, уменьшенный дорожный просвет (~ -10 мм). Добавлен переключаемый режим Sport (кнопка), при активации которого амортизаторы CDC переходили в более жёсткую карту, а система стабилизации допускала бóльшие углы скольжения. Усилитель руля также перенастраивался для бóльшей обратной связи. Стабилизаторы поперечной устойчивости увеличенного диаметра (по сравнению с Arnage R) снизили крены почти на 15%. Arnage T укомплектовали 20-дюймовыми колесами (против 18″ на R) с шинами Pirelli P Zero, добавившими устойчивости. Тормоза – аналогичны R, но с иными колодками (более фрикционными); опционально предлагались вентилируемые диски увеличенного размера для трековой езды. Итог – Arnage T рулится не как “баржа”, а как гораздо более лёгкий автомобиль: быстрый ноль на руле, минимальные крены, четкий реактивный отклик. Конечно, по меркам спортседанов всё равно чувствуется масса, но для своего класса начала 2000-х Arnage T был поразительно атлетичен.
Внешние отличия: Arnage T имел ряд дизайнерских штрихов под стать характеру. Спереди – решётка радиатора и все хромированные детали были затемнены (тёмный хром “black matrix”) вместо блестящего – агрессивный облик. На капоте – логотип “B” без фигурки (в отличие от R, где можно было заказать восстающий “Flying B”). По бокам – воздухозаборники на крыльях (аналогично серии Le Mans). Сдвоенные выхлопные трубы сзади намекают на мощь. В интерьере – спортивный трёхспицевый руль, шайба выбора режимов подвески. Отделка чаще заказывалась в чёрной коже с контрастной прострочкой; педали – алюминиевые с дырчатым рисунком. Многие T оснащались опциями Mulliner: карбоновый шпон или алюминиевые панели вместо дерева, вставки из сатинированного алюминия и т.п. Всё это создавало атмосферу спортивного кокпита, хотя по оснащению Arnage T ничем не уступал роскошному R (климат, массажи, премиум-аудио).
Надёжность: Механически Arnage T столь же отработан, как Arnage R тех же лет. Увеличенная мощность не сильно сказалась на ресурсе агрегатов – запас прочности огромный. Тем не менее, нагрузки на трансмиссию и шасси выше, поэтому владельцам Arnage T надо быть готовым к ускоренному износу шин, тормозов, более частой замене трансмиссионного масла. Особенно это касается машин до 2007 г. с 4-ступ. АКПП – она работала на пределе возможностей (помня, что ещё Red Label имел тот же момент 835 Н·м). Бывали случаи перегрева коробки при агрессивной езде – дилеры рекомендовали менять масло в АКПП каждые 20 000 км, и многие ставили дополнительный радиатор охлаждения. С введением 6-ст КПП проблема ушла: ZF6HP справляется с 1000 Н·м (как на Final Series). Подвеска Arnage T с толстыми стабилизаторами давала сильные нагрузки на стойки и втулки – они могли начать постукивать уже через 30 тыс. км (решается заменой на усиленные версии от Mulliner, они доступны). Электроника не отличалась от Arnage R, те же модули ABS/ESP, поэтому специфических “спортивных” болячек нет. В целом, Arnage T – достаточно надёжный, но требует особенно тщательного обслуживания, если эксплуатировался “как спортивный”: после трек-дней важно менять жидкость тормозов, проверять колодки, регулярно делать сход/развал из-за больших колёс.
Отзывные кампании: Большинство recall, затрагивающих Arnage R, применимы и к T. Дополнительно можно упомянуть Recall 04V130000 (март 2004) – специально для Arnage T 2002–2004: на ряде машин обнаружено недостаточно зафиксированное топливоподающее соединение, способное отсоединиться. Bentley отзывал 529 авто Arnage T и RL, устанавливая на коннектор предохранительный фиксатор. Проблем в реальной эксплуатации не зафиксировано (утечек не случалось, мера превентивная).
Рынок и ценность: Arnage T нового стоил ~ на 10% дороже Arnage R (в 2004 – около $210k). Покупателями были преимущественно энтузиасты – за рулём Arnage T чаще сидел сам владелец, а не шофёр. Выпуск до 2009 г. включительно оценивается в несколько сотен экземпляров. Сейчас Arnage T первых лет можно найти ~за 3–4 млн ₽, рестайлинг 2007 – ближе к 5–6 млн ₽ (особенно с небольшим пробегом). Многие считают Arnage T будущим классическим “driver’s Bentley” – интерес к ним растёт. Уже сейчас версии T охотно принимают в коллекции, особенно редкие комбинации цветов и салона. Коллекционная ценность усиливается тем, что Arnage T – последний седан Bentley с чисто бензиновым мотором без эконорм Евро 5/6, своего рода конец “эпохи динозавров”.
Вывод: Arnage T оправдал миссию – вернул Bentley титул быстрейшего люкс-седана (до выхода более мощных конкурентов). Этот автомобиль позволил водителю ощутить азарт и скорость суперкара, находясь в салоне ручной работы с креслами из лучшей кожи и дерева. Arnage T ориентирован на узкую аудиторию – любителей активно водить. Если Arnage R – это “джентльменский клуб на колёсах”, то Arnage T – клуб на колёсах, мчащийся по левой полосе на всех парах. Владелец Arnage T должен быть готов прощать машине прожорливость и требовательность ради тех эмоций, которые она дарит – а дарит она их сполна.
Arnage Diamond Series (2006) – «бриллиантовая серия»
Описание: В 2006 году завод Bentley в Крю отметил 60-летие производства (с 1946, послевоенный старт Bentley Mark VI). В честь юбилея выпущена специальная серия Arnage Diamond Series ограниченным тиражом 60 автомобилей (фактически сделано 59) Большинство предназначалось для США, часть – для Европы и Ближнего Востока. Diamond Series базировалась на Arnage R с короткой базой, сочетая лучшие опции Mulliner.
Особенности дизайна: Главное украшение – мотив ромба (“diamond”). Салон получил ромбовидную стёжку кожи на сиденьях и дверях (diamond quilted), что напоминает отделку классических Bentley R-Type. Шпон из ореха испещрен гравировкой в виде мелких ромбов (diamond-cut overlay), особенно на вставках руля и консоли. Внешне Diamond Series отличима по значкам Union Jack на передних крыльях – британский флаг под лаком, подчёркивающий “Made in Crewe”. Спереди – сетчатая решётка радиатора с чернёными сотами и уникальный бампер из полированной нержавеющей стали вместо хрома. Колёса – специальные 19-дюймовые диски с 16-ю спицами. Цвета кузова предлагались консервативные: British Racing Green, Dark Sapphire, Moonbeam Silver и др. Все автомобили имели фигурку “Flying B” (подъёмный капотный знак) – впервые на Arnage (ранее не ставили из соображений безопасности).
Техническая часть: Под капотом – мотор от Arnage R 2006 г.: 6¾ Twin Turbo 450 л. с., 4-ст КПП (первые Diamond сошли до внедрения 6-ст). Ходовая идентична Arnage R, но Mulliner облегчила рулевое – усилие чуть меньше на парковке, и донастроила амортизаторы для ещё большей мягкости (Diamond задумывался как максимально роскошный). В итоге Diamond Series – самый комфортабельный Arnage: езда “как на облаке”, почти без шумов (дополнительная шумоизоляция потолка и перегородки багажника). Разгон до 100 км/ч ~5,9 с, максималка 250 км/ч (ограничена).
Эксклюзивность и цена: Все экземпляры Diamond Series распроданы ещё до выхода. Цена в Британии составляла около £250 000 (почти на 25% выше стандартного Arnage) – покупатели платили за эксклюзив и историческую привязку. Каждому вручали памятную табличку и книгу об истории завода Crewe. Сегодня Diamond Series – большая редкость: из 59 машин значительная часть в США, где ценители готовы платить $100k+ за хороший экземпляр. В Европе цена тоже высока – не ниже €70–80k (≈6 млн ₽). Коллекционеры особенно ценят Diamond Series как одну из последних работ Mulliner на базе Arnage и символическую модель.
Поддержка и обслуживание: Diamond Series технически несложнее Arnage R, поэтому её обслуживание аналогично (см. выше). Единственное – кузовные детали (бамперы, решётки) уникальны и дорогие при повреждении. Но так как большинство машин практически не эксплуатировалось (пробеги <20 тыс. км), особых проблем с ними не выявлено. Это коллекционные “гаражные короли”, часто появляющиеся лишь на выставках.
Итог: Arnage Diamond Series – юбилейный сувенир Bentley, сочетающий лучшие традиции и тонкий намёк на патриотизм (флаг UK на крыльях). По сути, это больше предмет коллекционирования, чем отдельная модель: динамика и техника те же, что у Arnage R. Однако эмоциональная ценность огромна – прикосновение к истории. Diamond Series как “swan song” классической роскоши Bentley привлекает тех, кому важен pedigree машины. Интегральная оценка у неё высока благодаря коллекционной значимости и эмоциональному фактору, хотя практических отличий от обычного Arnage R немного. В любом случае, встретить Arnage Diamond Series на дороге – большая удача: большинство из них пылятся в частных коллекциях, ожидая роста своей стоимости.
Arnage Final Series (2008–2009) – прощальный аккорд
История создания: В сентябре 2008 года Bentley объявила о завершении производства Arnage в следующем году. Чтобы достойно проститься с легендарной моделью и 50-летним юбилеем двигателя V8 6¾, подготовили финальную серию Arnage Final Series, ограниченную 150 экземплярами. Фактически, из-за экономического кризиса 2008–09 гг. выпущено лишь 96 машин Final Series – они стали последними представителями большого семейства Rolls/Bentley с классическим V8, берущим начало ещё в 1959 году.
Техника: Arnage Final Series построен на базе Arnage T образца 2007 г.: тот же двигатель 6.75 Twin Turbo мощностью 507 л. с. и 1000 Н·м, 6-ступенчатый автомат ZF, адаптивная подвеска, усиленные тормоза. Динамика не изменилась: разгон 0–100 км/ч ~5,3 с, максимальная скорость ~270 км/ч. Таким образом, Final Series – самый мощный и быстрый Arnage в истории. Под капотом установлена памятная табличка с подписью мастера сборки и надписью “Final Series – Crewe 2009”. Расход топлива остался “бентлиевским” (~25 л/100 км город). Экологические показатели для 2009 приемлемые: мотор удовлетворяет Euro 4, но с большим запасом по выбросам – фактически он уже имел доработки под будущие нормы (в том числе OBDII диагностику для США).
Дизайн и оснащение: Final Series объединила лучшие черты Arnage R и T. Снаружи: 20-дюймовые диски 5-спиц (как у Arnage T), темная матричная решётка радиатора, фирменный выдвижной значок “Flying B” на капоте (ранее опция на R, теперь стандарт), шильдики “Final Series” на крыльях. Фары – с корпусами в цвет кузова воздуховоды на передних крыльях – как у Arnage T. Выхлопные патрубки – сдвоенные (двойня “далии”). Внутри – оформление от Mulliner: пороги с надписью “Final Series”, уникальные хромированные вставки, педали из алюминия с отверстиями. Задним пассажирам – бар в нише между сиденьями (с хрустальными фужерами) и откидные столики из дерева на спинках передних кресел. Аудиосистема – премиальная NAIM 1000 Вт (сабвуфер, 10 динамиков). В комплектацию Final Series входили даже четыре зонтa с ручками из дерева, размещённые в багажнике– деталь, обычно свойственная Rolls-Royce. Цвета кузова – любой на выбор из палитры Bentley (42 штатных + любой на заказ); большинство были заказаны в строгих тонах (черный, серебристый, тёмно-синий).
Значимость: Final Series стала действительно особой моделью для Bentley. Она отметила полувековой юбилей двигателя L Series, прослужившего марке с 1959 по 2009 практически без смены архитектуры. Каждый покупатель Final Series получал памятный сертификат, а в СМИ эта модель преподносилась как “конец эпохи”. Многие экз. Final Series сразу отправились в частные коллекции или к известным деятелям – например, один из седанов приобрёл князь Монако.
Рынок: Новая Final Series стоила $285–290k (примерно 8,5–9 млн ₽ по курсу 2009). С тех пор эти машины практически не падали в цене – сейчас за экземпляры с малым пробегом просят $80–100k (6–8 млн ₽). По данным Classic.com, максимальная зафиксированная цена продажи Arnage – $88 000 за Arnage RL 2009, что, вероятно, была Final Series RL. Таким образом, Final Series – самая дорогая и ценная версия Arnage на вторичном рынке. Для сравнения, аналогичного возраста Rolls-Royce Phantom 2009 сейчас можно купить дешевле ($70k), а Maybach 57 – и вовсе за $50k. Это говорит о высоком уважении к Final Series среди энтузиастов – она уже стала коллекционной. Выпущено 96 шт., из них ~20 RHD (UK, Сингапур), остальные LHD (США, Европа, Ближний Восток).
Обслуживание: Технически Final Series не отличается от Arnage T 2007+, так что вопросы надёжности/сервиса аналогичны. Bentley на исходе выпуска Arnage выпустил серию технических бюллетеней “LA” с перечнем рекомендаций по хранению этих авто: поскольку многие будут стоять подолгу, предписывалось регулярно прогревать двигатель до раб. темп., менять жидкость тормозов раз в 2 года даже без пробега, держать аккумулятор на поддерживающем устройстве. Владельцы Final Series, как правило, тщательно следят за машинами, поэтому проблемный экземпляр найти сложно. Самое уязвимое место, по отзывам, – электронные датчики TPMS (контроля давления в шинах), которые к 2025 разрядились; их замена нетривиальна (штатные давно не выпускаются, приходится ставить аналоговые либо использовать внешние системы). В остальном Final Series не приносит хлопот.
Итог: Bentley Arnage Final Series – блестящее завершение эпохи больших Bentley с классической родословной. Она вобрала всё лучшее: максимальную мощность, богатейшую комплектацию и уникальный стиль. Этот автомобиль закрывает главу совместной истории Bentley и Rolls-Royce (1950–2000-е) и передаёт эстафету новому Bentley Mulsanne (2010) с полностью новым двигателем. В нашем рейтинге Final Series возглавляет список, набрав 66 баллов – в основном благодаря непревзойдённой производительности и высокой коллекционной значимости. Для коллекционера это, пожалуй, самый желанный Arnage, а для бренда – гордость и символ преемственности традиций.
Armage (Mulliner) Armoured – бронированные лимузины
Описание: В 2003 году подразделение Bentley Mulliner представило заводскую программу бронирования Arnage. Ранее клиенты бронировали Bentley через сторонние фирмы, но Mulliner предложил комплексное решение с заводской гарантией. Бронированный Arnage Mulliner получил класс защиты B6 (выдерживает автомат Калашников, винтовочные патроны НАТО 7.62×51 и подрывы гранат). Предлагалось несколько вариантов удлинения: стандартная база +0 мм, +250 мм, +450 мм и даже +728 мм – последний превращал Arnage в настоящий лимузин (больше серийного Arnage RL). Mulliner называет такую схему “double-cut” – двойная вставка по середине кузова. Всего было построено 5 прототипов для испытаний (краш-тесты, обстрелы), после чего около 20 заказных машин для VIP-клиентов (точное число не раскрывалось).
Конструкция: Бронекапсула выполнена из многослойной шведской стали и композитных панелей, интегрирована в кузов при постройке. Стёкла – 40-мм противоосколочные (поликарбонат+стекло). Двери усилены и имеют электрогидравлические актуаторы (иначе >150 кг дверь сложно открыть). Колёса – со вставками Run Flat (даже при простреленных шинах машина проедет ~50 км). Подвеска и тормоза полностью перенастроены: установлены жёсткие пружины повышенной грузоподъёмности, усиленные рычаги, адаптированная АБС Разгонная динамика снизилась: дополнительная масса ~800–1000 кг (в зависимости от длины) привела к 0–100 км/ч за ~7 с. Однако двигатель остался 6.75 Twin Turbo (450 л. с.) – его огромный момент позволял бодро ускорять даже 3,3-тонный лимузин. Максимальная скорость ограничена ~200 км/ч на версиях B6 ради безопасности (резина Run Flat не рассчитана на более высокие скорости под нагрузкой).
Спецоборудование: Mulliner предлагал широкий список: система вентиляции с запасом кислорода (на случай газовой атаки), пожаротушение в моторном отсеке, петли с микрозарядами (помогают мгновенно распахнуть заклинившую дверь после взрыва), сирены, мигалки, устройство громкой связи снаружи и т.д. Уровень персонализации – высочайший, вплоть до герба на дверях. Каждый бронированный Arnage изготавливался 6–8 месяцев и стоил на £200 000 дороже базового автомобиля (т. е. фактически удваивалась цена) – итого ~£400k–500k в зависимости от опций.
Надёжность: Bentley Mulliner подчёркивал, что заводская броня надёжнее сторонней – усиленные узлы, рассчитанные на вес, обеспечивают нормальный ресурс. Тем не менее, нагрузка на подвеску и тормоза колоссальная, поэтому интервалы обслуживания сокращены: например, тормозные колодки рекомендуют менять через каждые 5000 км интенсивного использования. Огромный вес влияет и на трансмиссию – 4-ступенчатый автомат на ранних машинах работал впритык; после 2007 ставили 6-ступку, более выносливую. Расход топлива бронированного Arnage – до 30–35 л/100 км (когда бронекапсула нагружена пассажирами). Запчасти специфические: лобовое стекло стоит >£20k, покрышки RunFlat редки. Обслуживать такие Bentley способны только специальные сервисы (например, Jack Barclay в Лондоне или у самого Bentley). Mulliner имеет отдел поддержки бронированных машин, но многие из них засекречены (служат у глав государств), поэтому статистики нет.
Статус: Бронированные Arnage B6 эксплуатировались, например, как государственные автомобили в Великобритании, на Ближнем Востоке. Известно, что королеве и принцу Уэльскому в 2002 году были переданы 2 бронированных Arnage R (не путать с State Limousine) – они использовались для неофициальных поездок. Сегодня (2025) такие машины крайне редки на рынке (чаще утилизируются или остаются у первого владельца). Коллекционной ценности они почти не имеют, так как их сложно содержать (да и покупать могут только лицензированные структуры). Однако они представляют инженерный интерес – один из последних примеров заводской брони на ультра-люксовом седане (после 2010-х Rolls-Royce и Bentley перестали предлагать бронеавто, оставив это сторонним ателье).
Прототипы и уникаты: Отметим, что Mulliner также построил в 2002 г. Bentley State Limousine для королевы Елизаветы II – это сильно модифицированный Arnage (на удлинённом шасси +728 мм, с прозрачным верхом, но не бронированный). Выпущено 2 экземпляра, они не продаются. Также в 2005 г. Bentley показывала прототип Arnage Drophead Coupe – двухдверного кабриолета на базе Arnage (в серию он пошёл как Bentley Azure в 2006). Эти прототипные версии демонстрируют потенциал платформы Arnage, но не были серийными модификациями седана.
Сравнение с конкурентами (1998–2009)
Сегмент представительских седанов класса Luxury (F) в 1998–2009 был представлен не только Bentley Arnage, но и несколькими ключевыми моделями-конкурентами. Ниже приведена таблица сравнения Arnage R/T с семью конкурентами того периода по мощности, динамике, цене, надёжности и интегральной оценке (по методике, аналогичной выше).
Bentley Arnage T (2007, для сравнения):
6.75 V8 TwinTurbo, 507 л.с.
Разгон 0–100 км/ч: 5,2 с
Стоимость новой: ≈ $250 000 (15 млн ₽)
Надёжность: 5/10 (средне-ниже)
Интегральный балл: 63
Rolls-Royce Silver Seraph (1998–2002):
5.4 V12 BMW, 322 л.с.
0–100 км/ч: 7,0 с (оценка)
MSRP: ≈ $220 000 (6,6 млн ₽)
Надёжность: 6/10 (надёжный мотор)
Интегральный балл: 56
Rolls-Royce Phantom VII (2003–2009):
6.75 V12 BMW, 453 л.с.
0–100 км/ч: 5,7 с (реально)
MSRP: ≈ $325 000 (9,8 млн ₽)
Надёжность: 7/10 (выше среднего)
Интегральный балл: 65
Maybach 57 / 62 (2002–2012):
5.5 V12 Biturbo, 550 л.с.
0–100 км/ч: 5,2 / 5,4 с
MSRP: ≈ $310 000 (9,3 млн ₽)
Надёжность: 6/10 (средне)
Интегральный балл: 60
Mercedes-Benz S600 W220 (2000–2005):
5.5 V12 Biturbo, 500 л.с.
0–100 км/ч: 4,6 с (лучший показатель)
MSRP: ≈ $130 000 (4,0 млн ₽)
Надёжность: 4/10 (ниже среднего)
Интегральный балл: 58
BMW 760Li E66 (2003–2008):
6.0 V12, 445 л.с.
0–100 км/ч: 5,5 с
MSRP: ≈ $130 000 (4,0 млн ₽)
Надёжность: 3/10 (не надёжен)
Интегральный балл: 54
Jaguar XJ Super V8 (X350) (2003–2009):
4.2 V8 Kompressor, 400 л.с.
0–100 км/ч: 5,0 с
MSRP: ≈ $90 000 (2,8 млн ₽)
Надёжность: 6/10 (средне-высоко)
Интегральный балл: 61
Audi A8 W12 (D3) (2004–2010):
6.0 W12, 450 л.с.
0–100 км/ч: 5,1 с
MSRP: ≈ $120 000 (3,6 млн ₽)
Надёжность: 5/10 (средне)
Интегральный балл: 57
Maserati Quattroporte V (2004–2009):
4.2 V8, 400 л.с.
0–100 км/ч: 5,2 с (DuoSelect)
MSRP: ≈ $120 000 (3,6 млн ₽)
Надёжность: 4/10 (ниже среднего)
Интегральный балл: 57
Примечания: Данные 0–100 км/ч – реальные замеры журналов (лучшие показатели); мощность округлена до номинальной заводской. MSRP – базовая цена нового в США (если модель продавалась там) либо эквивалентная в Европе, без учёта инфляции. Интегральный балл рассчитан по той же методике, что и для Arnage (см. выше), для ориентировочного сравнения.
Анализ сильных и слабых сторон
Rolls-Royce Silver Seraph (1998–2002): Этот автомобиль фактически был сестрой Arnage, но с другим характером. Сильные стороны: легендарный бренд Rolls-Royce, высочайший комфорт (плавность хода, тишина), надёжный V12 BMW M73 и классический дизайн. Экологичность лучше (Euro 3), чем у раннего Arnage Red Label. Слабые: динамика заметно уступает Arnage – 322 л. с. едва хватает для 2,3-тонной машины, разгон ~7 с до 100 км/ч. Управляемость расслабленная, ни о какой спортивности речь не идёт (в отличие от Arnage). Надёжность агрегатов хороша, но общее электрооборудование Rolls (например, сложная климатическая установка) – потенциальный источник проблем. Запчасти сейчас труднодоступны: тираж Seraph всего ~1570 шт., и после 2003 Rolls-Royce (уже под BMW) не поддерживает эти старые модели так активно. Arnage Green Label в сравнении оценивается экспертами как более драйверский и даже более надёжный автомобиль, пусть и менее престижный.
Rolls-Royce Phantom VII (2003–2010): Совершенно новая платформа от BMW. Сильные стороны: Phantom – на уровень выше Arnage по роскоши и технологиям. 6,75-литровый V12 (453 л. с.) обеспечивает близкую к Arnage T динамику, салон гораздо просторнее, оснащение ультрасовременное (для 2000-х: адаптивные амортизаторы, iDrive-навигация, полностью алюминиевый кузов). Надёжность для такого сложного авто удивительно неплохая – немецкая инженерия дала о себе знать, проблемы встречались редко (несколько отзывов по мелочам, как датчики подушек и т.п.). Слабые стороны: Разница в цене – новый Phantom стоил почти вдвое дороже Arnage R. Для водителя Phantom менее увлекателен: он огромен (5,8 м длины), тяжелее на 500+ кг Arnage, с изолированным рулевым управлением – скорее “машина с водителем”. Arnage же можно вести самому с удовольствием. По затратам Phantom ещё дороже: 21″ шины RunFlat, сложная электроника – содержание на уровне бизнес-джета. Вывод: Phantom – выбор максимальной роскоши и статуса, Arnage (особенно T) – выбор энтузиаста-водителя. В нашем рейтинге Phantom VII набрал 65 баллов, лишь чуть уступив Final Series Arnage (66) по сумме – за счёт более высокой надёжности и экологии уравновесил меньшую эмоциональность (меньше «олдскульного» шарма).
Maybach 57 / 62 (2002–2012): Попытка Daimler возродить ультра-роскошь. Сильные: технически Maybach превосходил Arnage: 5,5-литровый V12 Biturbo (543 л. с., 900 Н·м) разгонял Maybach 57 до 100 км/ч за ~5,2 с – наравне с Arnage T, а удлинённый Maybach 62 – за ~5,5 с. Напичкан гаджетами: адаптивная пневмоподвеска, датчики всего и вся, задние сиденья как в бизнес-классе самолёта. Комфорт и шумоизоляция – выдающиеся (лучше, чем у Arnage). Надёжность агрегатов (двигатель M285, коробка 5G-Tronic) – достойная, ведь они унифицированы с массовыми Mercedes (S600, SL600). Слабые: Имидж – Maybach не снискал любви ни публики, ни коллекционеров. Его дизайн казался слишком похожим на увеличенный S-класс, без той харизмы, что несут Bentley или Rolls. Цены на вторичке рухнули: Maybach сейчас стоит как подержанный Arnage, хотя был дороже нового. В обслуживании Maybach тоже сложен: например, пневмостойки дорогие, электроника стареет и глючит (расход батареи, датчики). С запчастями получше (много от Mercedes W220), но специфические кузовные детали – дефицит. Arnage vs Maybach: Bentley выигрывает в престижности марки (столетняя история vs неудачный ребрендинг), дизайне (классика vs спорная современность) и управлении – Arnage “живее” на дороге. Maybach – про комфорт задних пассажиров и технологические излишества (например, он предлагал электрохромное стекло между водителем и задними пассажирами, чего Bentley не имел). Интегрально Maybach получил ≈60 баллов – в основном из-за относительной надёжности узлов и высокой производительности, но проигрывает Bentley в эмоциональной оценке и коллекционной ценности.
Mercedes-Benz S600 (W220, 1999–2005): Сильные: фактически “донор” для Maybach – рестайлинговый S600 2003 имел тот же 5.5 V12 Biturbo (500 л. с., 800 Н·м). По разгону (4,6 с 0–100) он даже опережал Arnage T. При этом S-класс намного дешевле Bentley (в 2000-х $130k против >$200k) и массово производился. В нём есть ряд современных систем: пневмоподвеска AIRMATIC, адаптивный круиз, множество электро-помощников, недоступных в Arnage. Слабые: W220 славится не лучшей надёжностью – электроника (часто “горели” датчики ABC-подвески, выходили из строя приборные панели). Были отозвы на ржавеющие крепления замков и прочие “несолидные” проблемы. Через 5–10 лет W220 сильно дешевел, порой теряя 80% цены – Bentley же куда медленнее падал. S600 абсолютно не эксклюзивен – его ценность коллекционную ~0 (просто старый Mercedes). Да, он очень быстр и комфортен, но не даёт того ощущения особого автомобиля, что дарит Arnage. В части эксплуатации S600 понятнее: запчасти доступны (двигатель Мерседес), много сервисов умеют чинить. Но именно в сравнении с Arnage выясняется, за что платят в Bentley: за ручную работу, обаяние, традиции – того, чего в стандартизированном S-классе нет. Таким образом, для прагматика S600 лучше по всем цифрам, но наш балльный рейтинг отражает и эмоции – Arnage T (63) против S600 (58) показывает перевес Bentley в неосязаемых категориях.
BMW 760Li (E65/E66, 2003–2008): Сильные: первый V12 с прямым впрыском (445 л. с., 600 Н·м) – высокотехнологичен, ускорял 760Li ~5,5 с до 100. Шикарная управляемость для такого крупного седана: активные стабилизаторы, заднеприводная драйверская настройка – BMW был намного азартнее Mercedes S по рулёжке. Салон просторный, нашпигован электроникой (iDrive, ночное видение – впервые в классе). Слабые: Дизайн “Бэнгла” был спорным – ни тогда, ни теперь не всеми принят (Arnage же – вне времени). 760Li страдал проблемами: дорогущая в ремонте топливная система (пьезофорсунки, насосы высокого давления), бесконечные глюки электроники (первые iDrive, сложности с АКП). Постгарантийные 760Li часто ломались, сейчас их на вторичке остались единицы – и стоят они в районе 1–1,5 млн ₽, что говорит о репутации. BMW даже отзыв проводил по пожароопасности батареи на V12 (короткие замыкания). С точки зрения ценностей люкс-сегмента, 7-серия была более утилитарна, ориентирована на водителя, а не на церемонии – поэтому в сравнении с Bentley проигрывает в статусе. Наш интегральный балл ~54 отражает это: высочайшие технологии не спасли от низкой надёжности и слабой коллекционной перспективы (вряд ли кто-то будет собирать E65). Arnage же – напротив, становится классикой.
Jaguar XJ (X350, 2003–2009) Super V8: Сильные: совершенно иной подход – XJ из алюминия, куда легче конкурентов (~1,7 т). Оттого даже с “всего” 400 л. с. (4,2 L V8 с компрессором) он очень быстр: 0–100 ~5,0 с. Управляется как спорткар – острый руль, активная подвеска CATS, меньшие габариты. Цена нового была почти в 2 раза ниже Bentley. По надёжности Jaguar к 2000-м улучшился: X350 избавлен от тех кошмаров, что были у Jaguar в 1970–80-х, – в целом ресурсный, двигатель AJ-V8 крепкий. Слабые: XJ – всё-таки класс “D+” по размерам: ближе к “пятиметровым” седанам, а не шестиметровым лимузинам. Он ощутимо теснее внутри, особенно сзади. Имидж Jaguar менее престижен (в глазах многих это просто “бизнес-класс”, а не ультра-люкс). В отделке больше массовых элементов (немало деталей от Ford, владельца Jaguar). Пневмоподвеска XJ склонна капризничать – перегорают компрессоры, текут баллоны, хотя ремонт решаем. В сравнении с Arnage, Jaguar – скорее альтернатива спортивному Bentley (Arnage T) для тех, кто не хочет тратить так много. Но по совокупности, Arnage T всё же дарит ещё более яркие эмоции – масса, звук и стиль Bentley уникальны. Jaguar же – универсал, он хорош и в управлении, и комфортен, но не возведён в ранг символа богатства. В нашем рейтинге XJ получил 61 балл – выше многих дорогих немцев – благодаря сочетанию приличной надёжности и отличной динамики. Но проигрывает Bentley по “вау-эффекту” и эксклюзивности.
Audi A8 W12 (D3, 2004–2010): Сильные: единственный конкурент с полным приводом Quattro, что давало ему уверенность в любых условиях – то, чего нет у Arnage (зимой на заднем приводе и 2,5 т нужен опыт). W12 6,0 л (450 л. с., 580 Н·м) – очень плавный и тягучий мотор, разгон ~5,1 с – не спорткар, но быстро. Алюминиевый кузов ASF делал A8 легче Arnage почти на 800 кг, отчего и экономичность лучше (~15 л/100 смешанный). Надёжность агрегатов средняя: двигатель относительно редкий, но основан на проверенной архитектуре VR6; автомат 6HP26 (как на Bentley с 2007) – крепкий. Слабые: A8 страдал от электрики – сложная MMI-система, управление всем через неё, со временем глючит; пневмоподвеска (опция на W12 стандарт) – со своими проблемами (похожие на Jaguar). Audi как бренд не настолько высоко ценится: хотя A8 W12 – флагман, многие не отличат его от простого A8 3.0 TDI внешне. Ценник нового был немалый ($120k), но через 10 лет A8 W12 стоил менее $15k – спрос низкий. Arnage vs A8: Bentley брал харизмой и ручной работой, Audi – технологиями. В сухих цифрах A8 W12 эффективнее – быстрее разгон, ниже расход, полный привод полезен. Но владелец Bentley ожидал не цифр, а эмоций и статуса. Не случайно Audi не стала продолжать линию W12 долго: спрос маленький, ценности для марки мало (впоследствии A8 W12 убрали, сосредоточившись на спортивных S8). В нашем сравнении A8 W12 ~57 баллов – прилично, но ярких преимуществ над Bentley нет, а в глазах коллекционеров этот Audi вообще не фигурирует.
Maserati Quattroporte V (2004–2012): Сильные: итальянский подход – изящество дизайна Pininfarina, спортивный нрав от Ferrari. 4.2 V8 (400 л. с., раскручивался до 7500 об/мин) давал звуковое наслаждение и 0–100 ~5,2 с (в версии DuoSelect с “роботом”) либо ~5,6 с (с обычным автоматом ZF с 2007). Управляемость – эталонная: развесовка 49/51, активная подвеска Skyhook, цепкий задний привод. Слабые: Quattroporte – скорее конкурент спортивным седанам (BMW M5, Jaguar XJR), чем ультра-люксу. Сзади тесновато, багажник малый – акцент на драйвера, а не пассажиров. Надёжность типично итальянская: первые QP (2005–07) имели проблемы с роботом DuoSelect – частый износ сцепления, “дерганая” езда в пробках (что ухудшало комфорт), многие узлы (например, вариаторы фаз) были склонны к поломкам. После 2007, с приходом обычного автомата, авто стало надежнее, но всё ещё уступало немецким – электроника (датчики, мелочи) частенько подводили. Стоимость обслуживания высока: межсервисный интервал 10k км, масло – дорогой Shell Racing, а каждые ~40k км требовалась регулировка зазоров клапанов (дорогая процедура). Запчасти не всегда доступны оперативно (в РФ – ожидание 2–3 недели под заказ). Arnage vs Quattroporte: Эти машины весьма разные по идеологии. Maserati – для горячего темперамента, кто ценит стиль и скорость, готов мириться с капризами техники. Bentley Arnage – для любителей классики, величия, при этом Arnage T также быстр, но иначе – “давит” моментом, а не крутит до визга. Arnage намного просторнее и богаче внутри (дерево vs карбон у Maserati). Quattroporte дешевле – новым и б/у (сейчас приличный QP V можно взять за 2 млн ₽, тогда как Arnage T – за 4 млн). По баллам обе машины получили ~57–58, но с разным распределением: у Maserati высокий эмоциональный фактор (близок к Bentley), но хуже надёжность. Выбор между ними – вопрос вкуса: Maserati для тех, кто хочет спортивный седан с ноткой эксклюзива, Bentley – для ценителей традиционной роскоши с мощью под капотом.
Рекомендации покупателю Bentley Arnage
Топ-3 версий Arnage для универсального использования (ежедневная эксплуатация):
- Arnage R 2007–09 (450 л. с., 6-ст КПП): оптимальное сочетание мощности и комфорта. Эта версия избавлена от “детских болезней”, сравнительно надёжна и удобна. Отличный выбор, если хотите именно ездить на Bentley, а не просто хранить его.
- Arnage R 2002–06 (405 л. с., 4-ст): более доступная по цене, всё ещё роскошная и достаточная по динамике. Требует чуть больше терпения (старый автомат, выше расход), но проверенный вариант для любителя классики на каждый день.
- Arnage T 2007–09 (500 л. с.): если хочется более драйверский характер без сильной потери удобства. Несмотря на спортивную подвеску, этот Bentley остаётся комфортным. Однако учтите повышенные расходы (резина 20″, топливо) и осторожность на плохих дорогах.
Примечание: Arnage Green Label тоже очень универсален по надёжности, но учитывая редкость, его сложно найти, да и ценится он меньше – лучше ориентироваться на 6.75-литровые версии, к которым в Bentley больше поддержка.
Топ-3 версии Arnage для максимальной динамики:
- Arnage Final Series (2009): технически это Arnage T с 507 л. с. и всеми возможными доработками. Быстрее и мощнее Arnage не было – фактически на уровне современных спортседанов. К тому же эксклюзив (что может быть и минусом – жалко “гонять” редкую машину).
- Arnage T 2007–08: почти то же самое, что Final Series, но без ограниченного статуса. 500 л. с., 1000 Н·м – разгон и эластичность фантастические. Плюс 6-ст КПП даёт нужную гибкость на треке и шоссе.
- Arnage T 2002–06 или Arnage Le Mans (2001): ранний Arnage T (450 л. с.) всё ещё чрезвычайно быстр. В качестве альтернативы – Arnage Le Mans Series 2001: хоть и с “лишь” 405 л. с., но доработанная подвеска Mulliner и облегчённый выпуск дают азартные ощущения, приближенные к более мощным версиям.
Совет: Если цель – динамичная езда, рассмотрите также купе Bentley Brooklands (2008) с тем же мотором 530 л. с. или Azure T (2009) – они ещё более редкие, но настроены под спорт. Среди седанов же Arnage T не имеет равных по характеру до появления Bentley Flying Spur Speed (2006) с W12, но это уже другая эпоха.
Топ-3 версии Arnage по инвестиционной привлекательности:
- Arnage Final Series (2008/09): ограниченный выпуск 96 шт., прощальная модель – уже сейчас ценится высоко и имеет все шансы дорожать. Историческая значимость (финал совместной с Rolls эпохи) добавляет ценности.
- Arnage Diamond Series (2006): очень малотиражная (59 экз.) юбилейная серия. Коллекционеры Bentley любят юбилейные модели (аналогично редкому Mulsanne W.O. Edition 2019). При условии сохранения в идеале – отличный инвестиционный объект.
- Arnage Le Mans Series (2001): тираж 153 шт. и прямая связь с гоночной славой Bentley. Эти машины редки на рынке, спрос на них есть. Со временем, по мере возраста, “Le Mans Edition” может получить статус культовой, особенно с учётом побед Bentley в Ле-Мане 2003.
Также достойны упоминания: Arnage Birkin (2000) – 52 шт., интересна знатокам, но узкая привлекательность из-за мотора BMW; Arnage RL Mulliner (индивидуальные) – если принадлежала известной особе (монарху, политику), то как исторический артефакт может цениться очень высоко.
Рекомендации при покупке: Приобретая Arnage с инвестиционной целью, ищите максимально оригинальный экземпляр, с полной историей обслуживания у дилера, малым пробегом. Цвет и комбинация опций тоже важны – классические цвета (British Racing Green, Black Velvet, Silver Storm) обычно ценятся больше, чем экзотика. Лимитированные серии с порядковым номером (номинально у Final Series и Diamond есть нумерация 1–150/60) предпочтительнее ранних версий общего выпуска. Эксперты Hagerty отмечают, что цены на поздние Arnage начали расти после 2018 г. на ~5–10% в год – тенденция, вероятно, сохранится. Владельцу стоит не экономить на хранении и уходе: “консервация” на зимний период, запуск двигателя раз в месяц, поддержание зарядки – все эти меры сохранят ценность автомобиля.
Потенциальные риски: Не стоит ждать, что Arnage станет “следующим Ferrari 250 GTO” – тиражи в сотни штук и бренд Bentley пока не демонстрируют взрывного роста цен на молодые классические модели. Это долгосрочная инвестиция (10+ лет). Однако редкие версии Arnage весьма устойчивы в цене: они не дешевеют, а постепенно идут вверх, обгоняя инфляцию. Важно правильно застраховать такой автомобиль и, если возможно, получить статус исторического ТС (в некоторых странах льготы по налогам).
Вывод для коллекционера: Bentley Arnage – представитель умирающей породы аналоговых роскошных авто. Каждая его модификация несёт часть истории: будь то драма с BMW-мотором или триумф возвращения на Лебман. Покупая Arnage сегодня, вы не просто приобретаете машину, а вступаете в клуб ценителей. Правильно выбрав версию под свои цели – регулярные поездки, драйв или коллекция – вы сможете максимально насладиться всеми гранями этой модели, от мягкого урчания V8 до аромата натуральной кожи Connolly в салоне. Arnage доказал свою состоятельность временем: несмотря на огрехи и дорогое содержание, он уже занял место в пантеоне классических Bentley наряду с легендарными предшественниками.