Найти в Дзене
Geek.Portal

28 лет спустя: Как рок-н-рольный хоррор превращается в сеанс терапии.

"28 дней спустя" - это франшиза, не нуждающаяся в представлении. По-настоящему культовая дилогия, подарившая миру переосмысление жанра зомби-хорроров, одни из лучших открывающих сцен в истории кино и незабываемый саундтрек. Хулиганское настроение Дэнни Бойла дало свежее дыхание в жанре, сделав размышление о вопросе "Кто наибольшее чудовище - разлагающийся монстр или сам человек?" законом жанра настолько, что сейчас отсутствие этой темы в любой постапокалиптической истории считается моветоном. На фоне такого бэкграунда анонс возвращения франшизы в виде триквела был принят мной с огромным энтузиазмом, а первый трейлер, ставший интернет-сенсацией, подлил масла в и без того разбушевавшийся огонь ожиданий. Так каким же вышел "28 лет спустя" и смог ли новый фильм удержать наследие столь великой франшизы? Несмотря на богатую фильмографию Бойла сложно не заметить, что оригинальная дилогия не отличалась глубиной героев. Каждый фильм давал понятный типаж персонажа и помещал его в контекст зомби
Оглавление

"28 дней спустя" - это франшиза, не нуждающаяся в представлении. По-настоящему культовая дилогия, подарившая миру переосмысление жанра зомби-хорроров, одни из лучших открывающих сцен в истории кино и незабываемый саундтрек.

Хулиганское настроение Дэнни Бойла дало свежее дыхание в жанре, сделав размышление о вопросе "Кто наибольшее чудовище - разлагающийся монстр или сам человек?" законом жанра настолько, что сейчас отсутствие этой темы в любой постапокалиптической истории считается моветоном.

На фоне такого бэкграунда анонс возвращения франшизы в виде триквела был принят мной с огромным энтузиазмом, а первый трейлер, ставший интернет-сенсацией, подлил масла в и без того разбушевавшийся огонь ожиданий. Так каким же вышел "28 лет спустя" и смог ли новый фильм удержать наследие столь великой франшизы?

Драма действий, а не персонажей

Несмотря на богатую фильмографию Бойла сложно не заметить, что оригинальная дилогия не отличалась глубиной героев. Каждый фильм давал понятный типаж персонажа и помещал его в контекст зомби хоррора, а переживания мы испытывали из базовых человеческих инстинктов. Что говорить, для подобного жанра глубоко прописанные герои в целом редкость. Триквел наследует эту тенденцию и взамен простым архетипам "Мама", "Папа", "Сын" противопоставляет безумный и эмоциональный аттракцион.

-2

Повествовательно "28 лет спустя" можно отнести к жанру роуд-муви, хотя и приключение происходит в два захода. Авторы ловко чередуют ужасающие и шокирующие сцены с зомби с убаюкивающими и эмоциональными мизансценами, демонстрируя сохраняющуюся красоту мира даже в столь мрачных обстоятельствах. Фильм переизобретает собственный мир, методично погружая нас в быт выживших, их культурные особенности. При этом новый свет обретают и инфицированные, со своей иерархией и законами. Повторное знакомство с тем, что ты, казалось бы, знаешь годами, вышло настолько свежим и неожиданным, что уже осточертевшие зомби вновь пугают и вызывают животный страх. Каждая новая стычка с зараженными предстает новым испытанием с новым контекстом, не скатываясь в череду однообразных погонь.

Видимое напряжение держится весь фильм, даже в самые спокойные моменты невозможно до конца выдохнуть. Подобное напряжение выстраивается за счет мастерского и крайне своевольного монтажа и саунддизайна, на которых мы еще остановимся.

Благодаря всему вышеперечисленному напряжение в фильме схоже с натянутой тетивой лука из-за чего банально нет времени задумываться о том, что действующие лица на экране буквально описываются их же внешностью: есть мальчик, есть его мама. Тем не менее этих вводных становится вполне достаточно, так как желание ребенка спасти свою маму настолько универсально и понятно всем, что нет особой необходимости добавлять что-либо сверху.

-3

Альтруизм взамен эгоизму

Постоянное напряжение, кровавая брутальность, оторванные конечности - все это магистрально подгоняло героев к цели, заставляя сжиматься в кресло, то и дело задерживая дыхание от волнения.

При всем при этом в голове то и дело сидел вопрос - а что дальше? Не как требующая интонация, сидящая в высокомерном положении "удивите меня", а как искреннее любопытство, что же теперь выкинет фильм. Так как с годами заданный нарратив о проявлении низменности человека в жанре зомби хоррора стал настолько очевидным, что его одного уже недостаточно. И тут вновь, как и с первым фильмом, авторы задают новое слово.

-4

Если сделать пару шагов назад и вспомнить, что мир пережил карантин и международную пандемию, то становится очевидным, как пережитые события отобразились в ленте. Хоть и события Ковида не привели к самым страшным сценариям, описываемых фантастами, он показал интересную вещь - что люди более склонны к человечности, к тому, чтобы поддержать друг друга, нежели озлобиться. Так из страшной пандемии мы скорее запомнили поддержку врачей, трогательные концерты на балконах, онлайн-кинопоказы и иные формы проявления единства и гуманности. Эта воодушевляющая идея перекочевала и в фильм. Из-за этого вместо просящейся кульминации со страшными страстями, падении человека и звериной жестокости фильм выдает невероятно трогательную, человечную и по-настоящему терапевтическую сцену, напоминающую о фундаментальных вещах, о которых будто бы в современном кино говорить уже не принято.

Третий акт "28 лет спустя" предлагает любовь и смирение в страшном и бескомпромиссном мире, доводя все до простого уравнения отношений матери и ребенка, которое не может оставить равнодушным. Так, фильм позволяет вспомнить о красоте и чуде жизни, о необратимости смерти и о том, как прожить этот каскад сложных эмоций.

Memento Mori.

Memento Amoris.

-5

Отход от канонов

Вдобавок к вышесказанному хочется отметить стремление фильма быть самобытной историей. Не только в вопросе фундаментального высказывания, но и в деталях. Даже отход от уже культового саундтрека "In the House - In the Heartbeat" в сторону новых композиций демонстрирует уверенность авторов в своем произведении, когда даже сами фанаты не были бы против от заигрывания с уже привычными формами. Такой принципиальный отказ от эксплуатации ностальгии в нынешнюю эпоху не может не вызывать восхищения, к тому же это позволяет эмоционально оценивать фильм в отрыве от предыдущих частей.

Новизна фильма в целом ярко видна и в монтаже. Столь эксцентричного и смелого монтажа на экране не было давно. Причудливые формы, склейки с наложениями, передающие вес кулаков, абстрактные вставки исторических битв с пиром зомби. Монтаж буквально раскрывает новые границы в визуальном повествовании и вызывает непонятные чувства, сложно выразить, почему те или иные решения работают, но они погружают и заставляют тонуть в картинке.

Музыкальное сопровождение с саунддизайном не остаются в стороне и тоже экспериментируют с формами и подачами. Помимо ярких и выразительных музыкальных номеров группы Young Fathers что-то конкретное выделить в фильме не представляется возможным, но не ввиду невзрачности, а из-за цельного организма, коим предстает звук в фильме. Тяжело различить, где граница между музыкой, шумами, звуками и интершумом. Звук в фильме всепоглощающий и буквально ведет тебя за ручку. Подобный эффект я последний раз испытывал разве что при просмотре "Дюнкерка".

-6

28 просмотров спустя

Не передать в достаточной мере градус моего восхищения фильмом. Смелая, новаторская, гротескная и трогательная история о желании жить, умении и смелости любить. С момента первого тизера и до выхода из кинотеатра "28 лет спустя" впервые за долгое время дарит ощущения большого кинособытия, которые нужно проживать в кинотеатре. Авторам хватило смелости сделать новое высказывание взамен обыгрывания привычных канонов и вновь переизобрести жанр.

"28 лет спустя" — просто-напросто хорошее кино, которое хочется пересматривать и которое хочется обсуждать с сияющими от восторга глазами.