Кстати, наследником дела легендарного Павла Артемьевича Верещагина мне тоже довелось побывать! Конечно, лишь однажды и не совсем по-настоящему – но все-таки.
В качестве вступительной лирики – был у меня один добрый знакомый, назовем его условно Алексей. И вот однажды сей божий человек, заработав определенную сумму денег на разных темных делишках – вложил часть ее в приобретение жилой недвижимости, в просторечии квартиры. В престижном свежевыстроенном доме, тогда эта тема как раз возносилась на топ, то всё состоятельными людьми покупались «сталинки», переоборудованные из коммуналок путем расселения их бедных жильцов, а тут как раз стало разворачиваться крупномасштабное строительство европейского и мирового уровней. В общем, и жилищные условия улучшил Алексей, и статус свой подтвердил, добрал солидности.
Описывал своё новое пристанище Алексей так: «Очень удобно. У меня в подъезде, прям рядом – и мент, и гаишник, и прокурор, и таможенник, и даже какой-то хрен из Госдумы. Очень удобно. И еще даже сутенерша из Твери, но в принципе тоже…»
А маленький сынок Алексея подумал и переспросил: «Пап, а кто такой этот «сутенершаизтвери?» То есть, по менту, гаишнику, таможеннику и хрену из Госдумы вопросов у подрастающего поколения тоже не возникло – люди действительно важные и нужные.
А кто-то из товарищей взрослых подумал и сказал: «Эх, а как бы было здорово… Вот приезжаешь ты в такой дом – а в соседях у тебя школьный учитель, воспитательница детского сада, участковый врач, библиотекарь – тоже ведь небесполезные люди, если вдуматься… Дожить бы…»
Тоже верно. Ну, не доживем мы – доживут наши дети, уверен. Или внуки. И – конец лирического вступления.
Перенесемся теперь в июнь начала 1990-х, когда мы с драгоценным другом Сергеем Базилевичем сдали какой-то важный экзамен на родном Физтехе, и стали думать, как это дело отметить. То есть, сдала экзамен вся наша славная группа 034 – но отмечать успех собрались только мы с Сергеем. Но и то было неплохо.
Однако сразу приступить к празднованию не удалось, и по вполне объективным причинам. Точно – это был именно 1991 год, потому что мы уже были студенты, но времена свободной рыночной торговли еще не наступили. Соответственно, за пивом в обоих магазинах возле серегиного дома стояли полукилометровые очереди, а если без очереди у ловких личностей – то бутылка пива предлагалась по такой цене, что даже будущая повышенная стипендия за хорошо сданный экзамен не оправдывала вложений. Так если напрячься и вспомнить – то после мартовского «президентского» подорожания всего и вся пиво стало стоить не 40 копеек, а сразу рубль с чем-то, да еще и взять у барыги следовало сразу ящик, не менее. Ящик пива – это, безусловно, прекрасно, но не за половину же стипендии, тем более повышенной!
В общем, пива мы с Серегой не взяли, а поехали ко мне, а там сели на велосипеды, благо у нас дома их было два, мой и отцовский, взяли мячик футбольный – и покатили на легендарный стадион «Динамо-2», что у метро «Речной вокзал». Можно и просто постучать мячишком по воротам, а может и вписаться к кому в игру – а там и придумается что ещё на вечер.
Забегая вперед – так всё и произошло!
Этот самый «Динамо-2» у Речного – на самом деле очень приятное для меня было место, несмотря на чуждое название. Тут вот какая лирическая предыстория.
Когда я был маленький, но уже очень увлекался футболом, и сам маленько играл – появилась почти сразу у меня важная Мечта. Очень важная: очень мне хотелось попробовать поиграть на настоящем футбольном поле! На настоящем в данном случае – имеется в виду на травяном покрытии.
Что в настоящий футбол настоящие футболисты играют на специально постриженной траве – это я знал и видел по телевизору. Ну а поскольку сами мы во дворах играли на земле, на асфальте и на прочих грунтово-гравийных покрытиях – то возникновение Мечты было вполне естественным. Можно даже не играть для начала, а просто пройтись по футбольному газону, пощупать рукой и понять – как там мяч катится, какой отскок, и так далее. И в целом не было сомнений, что твоя отточенная на земле техника работы с мячом при переходе на настоящее футбольное покрытие – даст еще более впечатляющие результаты!
Вот эта Мечта как раз и сбылась на «Динамо-2». Как-то мы с отцом, как раз на велосипедах, когда я уже окреп и смог совершать сравнительно дальние заезды по Северной рабочей окраине – вот и доехали до «Динамо-2». Поиграть, конечно, не случилось – там играли старшие пацаны из местной ДЮСШ, но травяное поле было настоящее, и когда официальный матч завершился, то вполне допустилось выйти на газон, и опробовать что к чему.
Результатами я остался доволен. Оставалось еще чуточку подрасти, и дождаться, когда откроется набор в эту самую ДЮСШ для моего года рождения – а там уж я покажу себя! Уж я не буду мазать по воротам с линии вратарской, как эти горе-футболисты в динамовской форме – я по-нашему, по-спартаковски, вложу в самую девятку с сорока метров! На таком-то газоне!
Короче, приехали мы на «Динамо-2» с Серегой, спросили сторожа – да без проблем, вон, на том поле дальнем можете побегать, там только через полчаса какой-то матч, но пока свободно. Поле, правда, дальнее земляное, но ворота настоящие, с сеткой – вполне можно размяться.
А через полчаса действительно – прибыли два каких-то физкультурно-оздоровительных коллектива, и стали переодеваться у кромки. Более того, прибыл даже судья, что явно указывало на высокий статус предстоящей игры.
А потом внезапно – от одного из коллективов отделился мужик, и прямо к нам с Серегой. И вот с какой темой:
- Парни, привет. Мы тут, значит, с Шереметьевской таможни, у нас тут игра сейчас на первенство условной водокачки…
- Да-да, мы в курсе, уже уходим!
- Не-не, как раз наоборот. У нас походу двоих еще не добирается человек до одиннадцати хотя бы – вы как, сможете влиться? Один в поле, другой в рамку, например?
Вообще прекрасно. В качестве «резюме» я встал в рамку, Серега мощно пробил с линии штрафной под перекладину, я в эффектном прыжке отбил – берите футболки вон в сумке, через пять минут начинаем…
Судья свистнул – игра началась!
Если коротко – первые же минуты показали, что с растаможкой у наших новых партнеров явно получалось получше, чем с осмысленной комбинационной игрой. Но с другой стороны – золотое же было время, когда если объявлено первенство условной водокачки – то и играют в нем настоящие работники водокачек, в данном случае – таможенники. А в футбол – настоящие футболисты.
Потому что сейчас у нас в футбол кто только не играет – и «крепкие профессионалы», и «настоящие молодые дарования», и «легионеры», и «ложные девятки» с «инсайдами» и «бокс-ту-боксами» - вот только просто футболистов среди них немного. Отсюда и заметно проседает уровень этого самого футбола. Но это уже – аналитика, и другой разговор.
Если честно, несмотря на все усилия Сереги впереди, а мои на последнем рубеже – уже к перерыву «горели» мы примерно 0:4. А в итоге судья и вовсе внес в протокол что-то типа 1:7.
Но – почти никто не расстроился. В полном соответствии с олимпийским принципом «Главное не победа, а участие».
А особенно не расстроились мы с Серегой. Потому что наш новый друг Володя на прощание сказал следующее:
- Серега, Миха – спасибо, выручили. Сразу не уходите, сейчас я с вами выйду!..
Выходим, подходим с Володей к подержанной, но вполне приличной иномарке (ну, таможня всё-таки!), Володя открывает багажник, а там…
- По паре бутылок пива берите, спасибо вам, заслужили!
Пиво! Да практически холодное, несмотря на минимум два часа в багажнике! Ну не прелесть?
- Ну и там если по таможне будут у вас какие дела – обращайтесь смело. Меня там найти легко, все меня знают…
Эх, а надо было бы запомнить и потом обратиться! Но кто знал, как дальнейшая судьба Страны сложится… А своя «лапа» на Шереметьевской таможне – это ресурс, вполне себе ресурс, доложу я вам!
В общем, если что – таможня по-прежнему даёт добро.