Условие: Рассматриваются новые седаны B-класса (не китайских марок), официально продающиеся в России по состоянию на июнь 2025 года. Все модели оснащены автоматической коробкой передач (AT, CVT или DCT) и имеют двигатель мощностью не менее 150 л. с. (при недостатке моделей с точно 150 л. с. включены близкие по характеристикам варианты). Цена нового автомобиля у дилера (без учёта трейд-ин) не превышает 1 000 000 ₽. Надёжность силового агрегата (двигатель+АКПП) подтверждена независимыми рейтингами 2024–2025 гг. на уровне не ниже 4 из 5.
Критерии оценки (вес): Надёжность двигателя и АКПП — 40 %; Мощность и тяга (л. с., Н·м/кг) — 25 %; Актуальная цена — 20 % (чем ниже, тем лучше); Наличие у дилеров (по РФ) — 10 %; Средняя стоимость ТО-60 000 км — 5 %.
1. Kia Rio IV (седан 1.6)
Итоговый балл: ≈79
Двигатель: 1.6 л бензин (G4FC), R4
АКПП: 6AT (гидротрансформатор)
Мощность: 123 л.с.
Цена: ~900 000 ₽
Надёжность: 4.5 из 5
Примечание: Самый сбалансированный выбор (надежность, ресурс)
2. Hyundai Solaris IV (Accent)
Итоговый балл: ≈79
Двигатель: 1.6 л бензин (G4FC), R4
АКПП: 6AT (гидротрансформатор)
Мощность: 123 л.с.
Цена: ~900 000 ₽
Надёжность: 4.5 из 5
Примечание: Аналог Rio: ресурсный двигатель 1.6 (300 тыс. км+)
3. Renault Logan II
Итоговый балл: ≈76
Двигатель: 1.6 л бензин (K4M/HR16)
АКПП: 4AT или CVT
Мощность: 102–113 л.с.
Цена: ~800 000 ₽
Надёжность: 4.5 из 5
Примечание: Простой и «неубиваемый» мотор (1.6 л), недорогое обслуживание
4. Iran Khodro Dena
Итоговый балл: ≈74
Двигатель: 1.7 л турбо, R4
АКПП: 6AT
Мощность: 150 л.с.
Цена: ~1 000 000 ₽*
Надёжность: 4.0 из 5
Примечание: Новый игрок: турбомотор 150 л.с. + автомат, высокая тяга
5. Skoda Rapid I (рестайлинг)
Итоговый балл: ≈73
Двигатель: 1.6 л бензин (EA211), R4
АКПП: 6AT или DSG
Мощность: 110 / 125 л.с.
Цена: ~950 000 ₽
Надёжность: 4.5 из 5
Примечание: Надёжный 1.6 MPI (ресурс ~250–300 тыс. км), есть версия TSI 125 л.с.
6. VW Polo Sedan V (рестайлинг)
Итоговый балл: ≈73
Двигатель: 1.6 л бензин (EA211), R4
АКПП: 6AT или DSG
Мощность: 110 / 125 л.с.
Цена: ~950 000 ₽
Надёжность: 4.5 из 5
Примечание: Одноплатформенный с Rapid: надежный мотор и коробка
7. LADA Vesta NG (1.8 CVT)
Итоговый балл: ≈72
Двигатель: 1.8 л бензин (ВАЗ-21179)
АКПП: CVT
Мощность: 122 л.с.
Цена: ~1 200 000 ₽*
Надёжность: 4.0 из 5
Примечание: Самый сбалансированный отечественный седан, прочный агрегат
8. Datsun on-DO (AT)
Итоговый балл: ≈72
Двигатель: 1.6 л бензин (ВАЗ-21127)
АКПП: 4AT
Мощность: 106 л.с.
Цена: ~600 000 ₽
Надёжность: 4.0 из 5
Примечание: Японский бренд на агрегатах LADA: надежный движок и АКПП
9. Chevrolet Cobalt (Ravon R4)
Итоговый балл: ≈70
Двигатель: 1.5 л бензин (GM A15SMS)
АКПП: 6AT
Мощность: 106 л.с.
Цена: ~700 000 ₽
Надёжность: 4.0 из 5
Примечание: Простая и крепкая конструкция, адаптация под РФ условия
10. Iran Khodro Tara (IKCO)
Итоговый балл: ≈56
Двигатель: 1.6 л бензин (Peugeot EC5)
АКПП: 6AT
Мощность: 113 л.с.
Цена: ~2 000 000 ₽*
Надёжность: 4.5 из 5
Примечание: Новинка на базе Peugeot 301: ресурсный мотор EC5 >400 тыс. км
Примечания: * – ориентировочная цена с учётом акций/скидок (официальная стоимость моделей Iran Khodro выше заявленного предела). Надёжность указана по независимым оценкам (звёздочками; 5☆ = максимально).
Краткие обзоры моделей
1. Kia Rio IV. Самый популярный седан B-класса последних лет, отличающийся сбалансированными характеристиками. 1,6-литровый атмосферный двигатель (123 л. с.) известен высокой надёжностью и ресурсом за 300 тыс. км, а классический 6-ступенчатый гидроавтомат обеспечивает плавность хода. Сильные стороны: крепкий и экономичный мотор, доступность запчастей, высокий клиренс для класса. Слабые стороны: посредственная шумоизоляция и упрощённая отделка салона бюджетных версий.
2. Hyundai Solaris IV (Accent). Близкий технический родственник Rio с тем же 123-сильным двигателем G4FC и 6-ступ. автоматической коробкой. Надёжность силового агрегата на высоте – двигатель прощает редкое обслуживание и невысокое качество топлива (при своевременной замене масла и катализатора). Solaris ценят за современный дизайн, устойчивую подвеску и богатые опции (в старших комплектациях). Плюсы: динамика и экономичность, высокий ресурс узлов, тёплый салон (эффективная печка). Минусы: после ухода официального бренда – ограниченный выбор новых машин у дилеров и рост цен.
3. Renault Logan II. Простой и надёжный городской седан, заслуживший репутацию “неубиваемого” автомобиля. Бензиновый 1,6-литровый мотор (8V K7M или 16V K4M/Н4М – 82–113 л. с.) известен своей неприхотливостью: спокойно переваривает 92-й бензин и требует лишь вовремя менять масло и ремень ГРМ. АКПП — либо проверенный 4-ступенчатый автомат, либо CVT (в поздних версиях) – также отличается надёжностью при правильной эксплуатации. Сильные стороны: энергоёмкая подвеска и высокий дорожный просвет, недорогое ТО, крепкий кузов. Слабые стороны: устаревший дизайн и слабая динамика разгона (≈12–13 с до 100 км/ч), безопасность по современным меркам средняя.
4. Iran Khodro Dena. Иранский седан B-класса с амбициями: оснащён турбированным двигателем 1.7 (150 л. с., 215 Н·м) в паре с 6-ступенчатым автоматом. По параметрам тяги Dena опережает одноклассников – турбомотор обеспечивает уверенное ускорение (~9–10 с до 100 км/ч) и эластичность на трассе. Базируется на проверенной платформе Samand/Peugeot, поэтому агрегаты в целом отлажены. Плюсы: лучшая в классе мощность и тяговитость, богатое оснащение (климат, камеры, датчики парковки и т. д.), просторный салон. Минусы: марка новая для РФ – ограниченная дилерская сеть, цены на новые машины с турбомотором приближаются к 1,5–1,7 млн ₽ (с учётом акций удалось снизить до ~1 млн ₽), статистика долговечности пока ограничена.
5. Skoda Rapid I (рестайлинг). Практичный субкомпактный лифтбек/седан, локализованный в РФ. Отличается высоко надёжным 1,6 MPI (110 л. с.) – безнаддувным двигателем, способным пройти ~250–300 тыс. км до капремонта. В сочетании с классическим 6-ступенчатым автоматом Aisin такой силовой агрегат крайне долговечен и прост в обслуживании. Опциональный 1.4 TSI (125 л. с., 200 Н·м) с DSG даёт Rapid-у спортивный характер, но несколько снижает средний рейтинг надёжности (требовательность к топливу и обслуживанию). Сильные стороны: сбалансированная подвеска (комфорт и управляемость), большой багажник 530 л, оцинкованный кузов. Слабые стороны: интерьер скучноват, в базовых версиях минимальный набор опций; официально бренд Skoda ушёл, новые машины предлагаются через альтернативных дилеров.
6. Volkswagen Polo Sedan V. Технический близнец Rapid (выпускался на том же заводе в Калуге). Имеет аналогичные силовые агрегаты – самый массовый 110-сильный мотор 1.6 MPI с 6-ступ. автоматом признан одним из самых надёжных современных двигателей. После рестайлинга Polo получил кузов лифтбек, современную мультимедиа и стал очень популярным среди такси и семейных автовладельцев. Плюсы: надёжность и ремонтопригодность (массовые запчасти, простой атмосферник), умеренный расход топлива ~7 л/100 км, стойкость кузова к коррозии. Минусы: дефицит новых машин после 2022 г., часть дилерских авто – ввезённые из соседних стран, а не официальные поставки; динамика обычной версии уступает турбоконкурентам.
7. LADA Vesta NG (1.8 CVT). Флагман отечественного автопрома B+ класса (новое поколение 2023–25 гг.), предлагающий сбалансированные характеристики. Обновлённая Vesta получила модернизированный 1,8-литровый двигатель (122 л. с., 170 Н·м) и вариатор Jatco, что улучшило плавность хода и комфорт в городе. Надёжность силового агрегата оценивается как высокая: двигатель ВАЗ доработан под Euro-5, а используемый CVT ранее устанавливался на модели Nissan и показал ресурс при бережной эксплуатации ~150–200 тыс. км без капитального ремонта. Vesta известна также недорогим обслуживанием и прочной подвеской. Сильные стороны: самый доступный крупный седан на рынке (цены от ~1,2 млн ₽) с богатым оснащением в топе (ESP, климат, мультимедиа), высокая ремонтопригодность, дешёвые запчасти. Слабые стороны: мощность ниже конкурентов (разгон ~11–12 с до 100 км/ч), вариатор чувствителен к перегреву и качеству масла; дефицит двигателя >150 л. с. в линейке (версия Sport пока выпускается только с МКПП).
8. Datsun on-DO (4AT). Бюджетный японский бренд (дочерний Nissan), адаптированный для России: модель on-DO по сути являлась переработанной Lada Granta. Оснащалась 1,6-литровым 8-клапанным (87 л. с.) или 16-клапанным (106 л. с.) вазовским двигателем в паре с 4-ступенчатым автоматом Jatco. Главный плюс – надёжность и неприхотливость этого тандема: по оценкам экспертов, японско-российский силовой агрегат получился весьма удачным и долговечным. Стоимость ТО и запчастей – одна из самых низких в классе. Плюсы: высокая доступность (новым стоил ~500–600 тыс. ₽), простой в ремонте мотор, большой дорожный просвет 174 мм, объёмный багажник 530 л. Минусы: устаревшая конструкция и система безопасности (платформа 2004 г.), скромная динамика и расход топлива около 8–9 л/100 км, бренд Datsun ушёл с рынка (после 2020 г.), доступен лишь с пробегом.
9. Chevrolet Cobalt (Ravon R4). Компактный седан разработки GM, продававшийся в России под брендом Ravon (узбекская сборка) в 2016–2020 гг. Отличается проверенным временем агрегатом: 1,5-литровый бензиновый двигатель (106 л. с.) семейства GM B15D2, сопряжённый с 6-ступенчатым классическим автоматом. Этот силовой тандем прост в обслуживании и славится ресурсом не менее 200 тыс. км без серьёзных поломок. Cobalt адаптирован для российских условий: энергоёмкая подвеска, крепкий гидроусилитель, высокая устойчивость к перегрузкам. Сильные стороны: неприхотливость, самый большой багажник в классе (563 л), богатое базовое оснащение (кондиционер, полный электропакет, ABS+EBD и пр.). Слабые стороны: морально устаревший дизайн салона, слабая динамика (4-цилиндровый 8-клапанный мотор разгоняет автомобиль медленно), на новых авто отсутствуют современные системы безопасности. В 2025 г. модель доступна лишь на вторичном рынке.
10. Iran Khodro Tara. Новинка 2024 года – иранский седан на платформе Peugeot 301 (PF1). Главные узлы – французские: 1,6-литровый двигатель EC5 (113 л. с.) и 6-ступенчатый автомат Aisin. Надёжность этого силового агрегата доказана многолетней эксплуатацией в Peugeot/Citroen: ресурс двигателя EC5 превышает 400 тыс. км при своевременной замене ремня ГРМ и катализатора, а японская АКПП известна безотказностью. Tara предлагает хороший уровень комфорта (просторный салон, мягкая подвеска) и современные опции (мультимедиа с экраном, камеры, обогревы и пр.). Плюсы: крепкая техническая начинка, высокий рейтинг надёжности двигателя, заводская гарантия 3 года, постепенное развитие дилерской сети IKCO в РФ. Минусы: не вписывается в рамки «до 1 млн ₽» – объявленная цена около 2 млн ₽; разгон не самый быстрый (≈12 с до 100 км/ч при полной массе ~1200 кг); дизайн и оснащение уступают некоторым китайским аналогам.