Найти в Дзене

Особняки, дворец и церковь на Английской набережной в Санкт-Петербурге, продолжаем ее исследовать

Здравствуйте, уважаемые друзья! Продолжаем путешествовать по Санкт-Петербургу! В прошлый раз мы с Вами, начав тот отрезок нашего пути в самом конце Английской набережной и направляясь к ее началу, остановились после дома номер 62 – особняка Челищева, осмотрев до этого несколько старинных особняков и один дворец (если не читали – заходите по этой ссылке). Теперь идем дальше! Следующий небольшой, но примечательный особняк под номером 60 обрел такой вид в 70-е годы XIX века. Но еще в 30-е годы XVIII века здесь были построены двухэтажные каменные палаты для Степана Васильевича Лопухина. Затем владельцы этого дома неоднократно менялись, в XIX веке на протяжении почти двадцати лет он принадлежал Почтовому ведомству. В 1864 году особняк приобрел бывший директор Луганского завода и отставной горный инженер Николай Николаевич Теплов. Для него в 1870 году архитектор Павел Петрович Мижуев перестроил в стиле эклектики особняк XVIII века, обильно украсив фасад различной лепниной. А на треугольном ф
Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте, уважаемые друзья! Продолжаем путешествовать по Санкт-Петербургу! В прошлый раз мы с Вами, начав тот отрезок нашего пути в самом конце Английской набережной и направляясь к ее началу, остановились после дома номер 62 – особняка Челищева, осмотрев до этого несколько старинных особняков и один дворец (если не читали – заходите по этой ссылке). Теперь идем дальше!

Фото автора
Фото автора

В чем-то схожая история двух особняков

Следующий небольшой, но примечательный особняк под номером 60 обрел такой вид в 70-е годы XIX века. Но еще в 30-е годы XVIII века здесь были построены двухэтажные каменные палаты для Степана Васильевича Лопухина. Затем владельцы этого дома неоднократно менялись, в XIX веке на протяжении почти двадцати лет он принадлежал Почтовому ведомству.

Фото автора
Фото автора

В 1864 году особняк приобрел бывший директор Луганского завода и отставной горный инженер Николай Николаевич Теплов. Для него в 1870 году архитектор Павел Петрович Мижуев перестроил в стиле эклектики особняк XVIII века, обильно украсив фасад различной лепниной. А на треугольном фронтоне этого дома красуется вензель уже другого владельца – купца из остзейских немцев Радау, чья семья жила здесь с 1901 года и до революции 1917 года.

И следующий дом по набережной ведет свою историю с первой трети XVIII века, когда здесь был построен двухэтажный дом в стиле барокко для моряка и дипломата графа Николая Федоровича Головина. Затем и этот дом также много раз менял своих владельцев. В 1780 году барочное здание перешло по купчей в Кабинет Ея Величества, а спустя полгода Екатерина II пожаловала его фрейлине Елизавете Дмитриевне Кушелевой, сестре фаворита Александра Дмитриевича Ланского. Тогда особняк был надстроен и перестроен в стиле классицизма, украсившись шестиколонным портиком.

Фото автора
Фото автора

В конце того же десятилетия дом перешел к офицеру Измайловского полка Василию Васильевичу Ададурову, который был сыном сенатора и ученого Василия Евдокимовича Ададурова, у которого, в свою очередь, училась русскому языку будущая императрица Екатерина II. После дальнейшей неоднократной смены владельцев в 1858 году на двадцать с лишним лет домовладелицей становится жена губернского секретаря и иркутского купца-золотопромышленника Екатерина Александровна Занадворова. Для нее архитектор Юлий Осипович Дютель здание частично приспособил под доходное, убрав портик и оформив фасад в стиле неоренессанса. Примерно таким мы его сейчас и наблюдаем.

Фото автора
Фото автора

Англиканская церковь Иисуса Христа

Следующее здание, второй этаж которого по своей высоте сравним с двумя этажами соседних зданий, похоже на чей-то очередной дворец, возможно оно и было бы дворцом, если бы не одно обстоятельство. Трехэтажный каменный дом на участке дома № 56 по Английской набережной был возведен в 30-е годы XVIII века и принадлежал графу Петру Борисовичу Шереметеву.

Фото автора
Фото автора

В 1753 году английский министр-резидент и банкир барон Вульф при содействии императрицы Елизаветы Петровны приобрел дом графа Шереметева. После необходимых переделок, в марте 1754 года, в здании открыли Англиканскую церковь Иисуса Христа. Просторный молитвенный двусветный зал, отделанный в итальянском стиле, располагался на втором этаже дома. Но у этого зала было два ряда окон, поэтому с парадного фасада здание выглядело трехэтажным.

Фото автора
Фото автора

В начале XIX века численность англиканской общины Санкт-Петербурга значительно возросла, и возникла необходимость реконструкции церковного здания. В 1814 году по проекту Джакомо Кваренги начали работы по перестройке здания. Фасад здания, выходившего на Неву, имел центральный ризалит с портиком из 4 колонн и 2 пилястр коринфского ордера. На треугольном фронтоне по углам установили три скульптурные фигуры: «Вера», «Надежда», «Милосердие». По бокам от центрального полуциркульного окна в подвальном этаже расположили две фигуры сфинксов на постаментах.

Фото автора
Фото автора

К юбилею королевы Виктории, являвшейся главой Англиканской Церкви, в 1876 году для очередной реконструкции храма английская община пригласила гражданского инженера Федора Карловича Болтенгагена. Через два года работы по реконструкции были завершены. В целом Болтенгаген сохранил замысел Кваренги, но вместо двух рядов окон второго и третьего яруса сделал один ряд высоких окон, так что снаружи здание стало выглядеть двухэтажным. Несмотря на неоднократные попадания в здание вражеских снарядов во время войны, его после войны отреставрировали, теперь здание так и выглядит, кроме статуй с фронтона и сфинксов, которые были утрачены в 60-70-е годы XX века.

Фото автора
Фото автора

Дворец еще одного Великого князя

Следующее здание разительно отличается по своему стилю от большинства зданий на этой набережной. Некоторые знатоки Петербурга давно спорят – к чему отнести этот стиль: одни говорят – модерн, другие – неоклассицизм или что-то переходное. Но оставим этот спор специалистам, а обратимся к его истории. Как и большинство владений на Английской набережной, это начинает свой отсчет со второго десятилетия XVIII века, но каменный дом появился здесь, как и в предыдущих случаях, в 30-е годы того века, когда участок достался лейб-гвардии капитану Сергею Автономовичу Головину.

Фото автора
Фото автора

И дальше, обычное дело, владельцы дома довольно часто менялись. Среди владельцев были и обладатели знаменитых и знатных фамилий, например, в начале XIX века владелицей стала княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, а затем здесь поселилась имеретинская царица Анна Матвеевна, вдова царя Давида, с сыном Константином. В 1830 году дом был приобретен с торгов для начальника Главного морского штаба светлейшего князя Александра Сергеевича Меншикова. Тогда особняк был перестроен по проекту архитектора Василия Алексеевича Глинки.

Фото автора
Фото автора

При Владимире Александровиче Меншикове в 1874 году особняк перестроил архитектор Карл Карлович Рахау в модном тогда стиле эклектики. После его смерти в конце XIX века наследники продали владение Кабинету Его Императорского Величества. В 1913 году придворный архитектор Роберт Фридрих Мельцер вновь переделал особняк для нового владельца – великого князя Михаила Александровича, младшего брата императора Николая II.

Фото автора
Фото автора

Но новый владелец почти не появлялся в этом доме, сначала он был удален за пределы империи, так как женился морганатическим браком, затем – война, тогда он, вернувшись и командуя Дикой дивизией, редко появлялся в Петербурге, а если появлялся, то жил в Гатчине, где и был арестован во время революции, а в 1918 году расстрелян где-то под Пермью. А дворец его уже больше ста лет сохраняет тот облик, созданный Мельцером.

Дом «курской Салтычихи»

Следующий двухэтажный особняк не стал исключением на этой набережной, начав свою историю в первой трети XVIII века. Тогда был построен первый каменный дом на этом участке для генерала от инфантерии Автонома Михайловича Головина. В конце XVIII века домом владела (предыдущим домом, кстати, она тоже недолго владела), сестра Платона Зубова Ольга Александровна Жеребцова, которая принимала участие в заговоре против Павла I. Уехав за границу, она продала дом генералу Якову Алексеевичу Потемкину.

Затем дом перешел к теще Потемкина, тайной советнице Ольге Константиновне Брискорн, по первому мужу – Струковой, в девичестве Маврогени из рода бессарабских бояр, которую позже прозвали «курской Салтычихой» за жестокость в отношении крепостных крестьян. При ней этот особняк в конце 20-х годов XIX века перестроил (предположительно) архитектор Павел Степанович Филиппов, а также на этом участке возвел доходный дом, выходящий фасадом на Галерную, в котором в 1831-1832 годах проживал со своей красавицей женой Александр Сергеевич Пушкин.

Здесь мы пока с Вами остановимся, но и здесь, на этой набережной, и дальше, еще много интересного нас ждет впереди!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!