Найти в Дзене
Время Романовых

Театр Петрушки. Главная народная забава на Руси.

Театр сегодня пусть и стал гораздо доступнее для массового зрителя, но все же оставляет за собой право называться чем-то почти элитарным. Но почему-то забывается, что зарождался он в нашей стране как развлечение не для тех, кто имеет острую тягу к прекрасному или толстый кошелек, а для простого народа, для посетителей городских ярмарок и увеселений, для бегущих следом за бродячими артистами детей, для тех, кто просто хочет посмеяться и отвлечься от проблем. И началось все с забавного, но поучительного театра Петрушки. И пусть главный герой в нем еще не был живым человеком, но он в легкой манере рассказывал зрителям самые увлекательные истории. Как же появился Петрушка? Кем он был? И исчез ли спустя века? Само понятие кукольного театра пришло к нам с востока, за звание его родины соревнуются между собой Китай и Индия. В 1904 году во время раскопок в Египте был найден древнейший из известных на сей день кукольный театр. Он датируется 6 веком до нашей эры. Бродячие артисты, передвигаясь н

Театр сегодня пусть и стал гораздо доступнее для массового зрителя, но все же оставляет за собой право называться чем-то почти элитарным. Но почему-то забывается, что зарождался он в нашей стране как развлечение не для тех, кто имеет острую тягу к прекрасному или толстый кошелек, а для простого народа, для посетителей городских ярмарок и увеселений, для бегущих следом за бродячими артистами детей, для тех, кто просто хочет посмеяться и отвлечься от проблем. И началось все с забавного, но поучительного театра Петрушки. И пусть главный герой в нем еще не был живым человеком, но он в легкой манере рассказывал зрителям самые увлекательные истории. Как же появился Петрушка? Кем он был? И исчез ли спустя века?

Само понятие кукольного театра пришло к нам с востока, за звание его родины соревнуются между собой Китай и Индия. В 1904 году во время раскопок в Египте был найден древнейший из известных на сей день кукольный театр. Он датируется 6 веком до нашей эры.

Бродячие артисты, передвигаясь не только по странам, но и по континентам, привезли его в Древнюю Грецию, а оттуда, как мы знаем, в Европе пошло почти все.

К 17 веку кукольный театр добрался и до России. По крайней мере, именно к этому времени относят самую старую из найденных кукол. Обнаружена она была под Новокузнецком.

Впервые его упоминания встречаются в записках немецкого путешественника Адама Олеария, который попал сюда с голшинскими послами. Он рассказывал о комедиантах, которые обвязывали вокруг талии простыню и на такой импровизированной ширме показывали представление. Это и можно считать первым известным примером кукольного театра в России. Примерно в то же время в Соборе Святой Софии в Киеве была создана фреска, на которой изображен кукольник, поднимающий занавес.

-2

Причем скоро появилось сразу три разновидности такого театра:

1) Марионеточный театр, в котором куклы были подвязаны на нитки;

2) Вертеп - театр, где кукол закрепляли на стержнях и передвигали по прорезям по специальному ящику;

3) Театр Петрушки - где куклы надевались на пальцы.

Вертеп был особенно популярен на юге страны и в Сибири, но использовался не часто, так как марионетки были сложны в своем производстве. А вот театр Петрушки стал очень популярен и постепенно вытеснил все остальные названия. Так главный герой перекочевал во все прочие кукольные представления и стал любимчиком среди зрителей по всей России.

-3

Кто же такой этот Петрушка? Первое его имя, кстати, Иван Ратутю. Затем он стал представляться как Пётр Иванович Уксусов. Под этим именем он и получил свою популярность, хотя встречались и другие: Пётр Петрович Самоваров, Ванька Рататуй. Петром, по одной из версий, стали его называть благодаря любимому шуту императрицы Анны Иоанновны по имени Педрилло. Другим вариантом происхождения имени стало его заимствование у одного из самых популярных кукольников, Петра Якубовского. Чтобы не путаться, наверно. Третья же версия повествуют, что имя герой получил из-за сходства его профиля и голоса с петухом.

Самый популярный его образ - это красная рубаха, холщовые штаны и остроконечный колпак с кисточкой. Несмотря на такое традиционно русское одеяние, черты лица почему-то ему придавали более восточные. У него были чрезмерно большие голова и руки, смуглое лицо, большие миндалевидные глаза и нос с горбинкой. Вероятно, дело в том, что прообразом Петрушки стал популярный в Италии герой по имени Пульчинелла. Кстати, многие принимают выражение лица, изображенное на кукле, как приветливую улыбку, на самом же деле это злобный оскал. Но о том, какой Петрушка, оказывается, негодяй, мы поговорим чуть позже.

-4

Спектакли показывали прямо на улице, а оборудование для него легко переносилось с места на место, так что оценить его могли в любом населенном пункте. Ширм поначалу никаких не было, актер просто надевал юбку или широкие штаны и привязывал к ним пояс. На него пришивался обруч, который поднимался, и кукольник скрывался от посторонних глаз. Артист, невидимый для зрителей, мог свободно двигать руками и отыгрывать сценки с участием двух персонажей, одним из которых неизменно был сам Петрушка. Почти всегда комедиант работал в паре с медвежьим вожаком и выполнял также функции шута.

Так сложилось, что кукольниками были исключительно мужчины. Однако голос Петрушки должен был быть гораздо выше, чтобы создавать комический эффект. Для этого в гортань артист вставлял особый свисток-пищик. Но из-за этого речь зачастую становилась неразборчивой, тогда на помощь приходит аккомпаниатор, объяснявший все зрителям. Еще одним важным правилом была ускоренная речь. А также кукольнику ни за что нельзя было смеяться над своими собственными шутками, как сильно бы они ему не нравились.

-5

Серьезнее к такому театру стали относиться в Петровскую эпоху. Петрушка стал главным героем ярмарок, собиравший плотную довольную толпу. Кукольников стало в разы больше, но оно и понятно: выросло количество мест, на которых они могли выступать. Приезжали даже иностранные труппы, привозя с собой и зарубежных «Петрушек», то есть популярных в их странах героев-кукол: того самого Пульчинеллу, Гансвуста и Панча. Они тоже имели огромный успех, но русскому человеку все же ближе был родной неугомонный мужичок.

Тексты тогда не записывались, а передавались устно от артиста к артисту. Дословно повторять друг друга они не могли, но старались сохранять основную ветвь повествования и, конечно, характер любимого героя.

-6

Ширма появилась только в 1840-е годы. Представляла из себя она три скрепленные рамы, затянутые ситцем. Ее ставили прямо на землю, ведь главной задачей было скрыть кукольника, а не произвести эстетический эффект. Тогда же появилось и специальное слово, «петрушечник», то есть человек, выступающий с куклой. Часто они выступали сразу по несколько человек на одной территории, и каждый собирал вокруг себя немалое число зрителей. Бывало, что вместе с куклами артисты брали с собой обученных животных или птиц, которые передвигались среди публики и вынимали для желающих пакеты со «счастьем».

Если «Петрушку» ставили в балагане, то сначала он появлялся на наружном балкончике и зазывал людей к себе на представление. Например, он мог начать свой монолог с фразы «Здравствуйте, господа! Я пришел сюда из Гостиного двора наниматься в повара — рябчиков жарить, по карманам шарить!». Затем шел вступительный проигрыш музыканта и приветствие зрителей, у хороших кукольников «Петрушка вступал в переговоры и объяснения с публикой — это был один из самых живых эпизодов представления». Разговор при этом мог не иметь никакого отношения к содержанию представления, с Петрушкой просто говорили на разные темы, актуальные для того времени. Так непринужденно артист втягивал зрителей в свое выступление, давая понять, что он не понаслышке знает проблемы и радости своей аудитории.

-7

Другим важным атрибутом образа Петрушки была шарманка. Именно ее звуками зазывали зрителей и оповещали о начале представления. Уже непосредственно в последние секунды перед «выходом» Петрушки на сцену кукловод дул в специальный свисток и привлекал всеобщее внимание. В конце представления тот же музыкант проходил мимо зрителей и собирал с них оплату за просмотр.

Петрушка хоть и был главным и самым популярным персонажем, но далеко не единственным, встречались по ходу сценария барин, солдат, немец, лекарь, цыган, барышня и другие. Но остальные герои, конечно, не вызывали такого интереса у зрителей и даже, бывало, не имели имен. Был среди них самый зловещий, который неизменно побеждал Петрушку. И это была Смерть. Обычно между ними случалась словесная перепалка, а потом Смерть забирала героя с собой. Но всегда случалось чудо - герой волшебным образом воскресал и оказывался уже в новом месте, а дальше представление продолжалось. Такие сценарии привели к тому, что Петрушку стали ассоциировать с каким-то языческим божеством.

-8

Бывало, что кукловод и сам выскакивал на сцену к удивлению ничего не подозревающей публики. Соответствуя образу, артист тоже был в костюме Петрушки, причем надевал не только красный колпак, но и похожий длинный нос. Оставаясь какое-то время в качестве действующего лица, кукловод вместе с куклой продолжал разыгрывать ролевые сценки. Петрушка же мог обращаться как к своему кукловоду, так и ко всем зрителям, задавая им вопросы и отпуская различные шутки.

Сюжеты тоже были различными, но не эксклюзивными. Чаще всего повторялись сценки обучения солдатской службе, лечения, свидания с девушкой, покупки лошади. Проще говоря, самые банальные темы, которые легко понимались всеми зрителями. Петрушка постоянно попадал в какие-то передряги (которые сам себе и создавал), ругался, дрался, но неизменно выходил сухим из воды. По времени ограничений не было: выступление шло до тех пор, пока зрителям это было интересно. Если публика хотела продолжения, она могла кричать, аплодировать и даже бросать деньги в импровизированную сцену. Тогда у артистов не могло быть сомнений: представление должно идти дальше.

-9

Как пример приведу популярную последовательность сценок: Петрушка собирается купить лошадь у цыгана. После долгих споров по поводу цены, герой просто начинает драться с продавцом, отчего тот убегает, а лошадь достается Петрушке. Он пытается на нее взобраться, но та его сбрасывает и отправляется за цыганом. Подходит доктор, который осматривает Петрушку и расспрашивает его о прочих болезнях. Выясняется, что главный герой имеет тысячу разных хворей, но ему это не нравится. Он называет врача невежей и тоже вступает с ним в драку. Появляется квартальный, который спрашивает, за что Петрушка избил доктора. Тот отвечает, что лекарь «плохо знает свою науку». Следом он бьет и самого квартального. Прибегает собака, а Петрушка в этот момент обращается к публике с просьбой о помощи. Параллельно он пытается подружиться с псом и обещает ему разные подарки, например, говорит, что будет кормить его мясом кошек. Псу же это не особо нравится, он хватает Петрушку за нос и утаскивает куда-то за пределы сцены. Занавес.

Другим распространенным сценарием была «Свадьба Петрушки». Герою показывают невесту, а он рассматривает ее, будто это была лошадь. По итогу он соглашается жениться, но уговаривает девушку проявить к нему ласку до свадьбы. Все это сопровождается сальными шуточками, которые были не для всех ушей. Женщины чаще всего уходили и забирали с собой детей, а вот мужчины с удовольствием оставались и смеялись над происходящим. Отсюда мы делаем вывод, что Петрушка не всегда был героем для детей, порой сценарии из его жизни могли быть грубыми и даже жестокими.

Бывали сцены с невестой и поприятнее. В одних сюжетах Петрушка с удовольствием рассказывал зрителям, что нашел-таки себе подходящую женщину, описывал все ее плюсы и полагающееся приданое, а потом предлагал познакомиться с ней вживую. Тогда на сцене появлялась пышная круглолицая нарумяненная девица, которая к тому же оказывалась курносой, «кирпатенькой» или «хромой на один глаз». Петрушка же предлагал музыканту сыграть что-то и пускался со своей возлюбленной в пляс.

Другой сценарий. Петрушка отправлялся к своей невесте Матрене Ивановне, а та с порога начинала ругать жениха, который совсем про нее забыл и даже не присылал писем. Следовала сцена оправданий героя, их конфликт, за которым обязательно следовало примирение, и невеста уходила готовить самовар.

-10

Русский народный театр Петрушки около трех веков пользовался огромной популярностью у людей всех возрастов и сословий. Причинами тому стали как злободневность показанных сюжетов, так и их простота. Особо ценившие выступления кукольников зрители даже приглашали их к себе домой, чтобы смотреть представление в кругу семьи. Князь Долгорукий в 1813 году написал: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят...Зрители хохочут и очень счастливы». А вот на улице выступать становилось все тяжелее: полицейские стали прогонять кукольников, объясняя это нарушением общественного порядка.

В 1876 году в журнале «Дневник писателя» Достоевский опубликовал рассказ на тему кукольного театра Петрушки. В нем он описывал представление, происходившее в доме художников в Петербурге. Разные поколения, отцы и дети, с интересом наблюдали за происходившим на сцене, а автор задавался вопросом: почему вам так смешно из-за Петрушки? Почему он доставляет столько радости и старикам, и детям?

-11

Встречались воспоминания о Петрушке и в биографиях Шаляпина, Горького, Бенуа, Некрасова. Последний, например, в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» писал такие строки:

Шалаш полным-полнехонек,

Народ орешки щелкает,

А то два-три крестьянина

Словечком перекинутся —

Гляди, явилась водочка:

Посмотрят да попьют!

Хохочут, утешаются

И часто в речь Петрушкину

Вставляют слово меткое,

Какого не придумаешь,

Хоть проглоти перо!

А Стравинский даже посвятил Петрушке балет, который до сих пор часто ставится на больших сценах ведущих театров. Много ли вы знаете кукольных персонажей, заслуживших такое?

Были выпущены даже сборники с текстами выступлений куклы. Кстати, сцены с участием церковных служащих (которых тоже было немало), в такие сборники не входили из-за цензуры, поэтому их подробные описания не сохранились.

-12

После революции стали открывать кукольные театры, важным героем которых был Товарищ Петрушка. Крупнейший из них появился в Москве, назывался он Главный центральный театр кукол, а сегодня носит название Театр кукол имени С.В. Образцова в честь его первого руководителя. Сначала у него не было помещения, и спектакли давали в школах, клубах, больницах и даже просто во дворах. Сейчас постоянный адрес, конечно, есть (ул. Садовая-Самотёчная 3), и посетить его может любой желающий.

Товарищ Петрушка уже не мог так беззаботно шутить и издеваться над людскими пороками. Он должен был их искоренять путем агитации. События в пьесах в то время были направлены на призывы к соблюдению гигиены, овладению грамотой и сбору вторичного сырья. Товарищ Петрушка осуждал пьяниц и бездельников и растолковывал зрителям нормы порядочности и приличного поведения в обществе. Красную рубаху он тоже сменил: теперь герой ходил в гимнастерке или косоворотке, а вместо заостренного колпака надевал фуражку, буденовку или кепку. Даже его длинный нос с горбинкой укорачивался и становился самым обычным. Стоит только взглянуть на названия спектаклей того времени: «Петрушка-рабфаковец», «Кооперативный Петрушка» и др.

А на сцене рядом с ним теперь нередко появлялись «классовые враги», например, поп в рясе, с которыми Петрушка активно боролся для достижения процветания нового государства. Место городового на сцене заняли белогвардейцы, которые чертами могли напоминать лидеров «вражеского» движения - Колчака, Деникина, Врангеля. Конечно, Петрушка всегда ловко справлялся с буржуями и привычно поколачивал неприятелей.

В Праге, к слову, установлена мемориальная доска, объединяющая известных кукольных персонажей со всего мира. Среди них сидит и Петрушка. Увековеченный теперь и в камне. Его образ и сам стал вдохновением для других литературных персонажей. Думаю, вы точно сможете найти черты Петрушки в характере Буратино.

-13

Следом стали открываться и другие кукольные театры, а в 1989 году появился народный театр «Петрушка», созданный для популяризации и сохранения традиций русских уличных представлений. Их выступления до сих пор могут организовываться на улицах, а перед началом самого действа зрителей знакомят с историей балаганного театра и самого образа Петрушки. Реквизит для таких представлений - точная копия ширм и кукол, которые развлекали публику 200 лет назад.

Если в начале своего жизненного пути Петрушка был балагуром и плутом, причем не самым добрым и обходительным, то сегодня он воспринимается нами в первую очередь как безобидный весельчак и друг детей самого разного возраста. Он уже давно не бьет своих партнеров по сцене, а только ругает и прогоняет.

И все же театр Петрушки живет. В России даже существует Гильдия Петрушечников, объединяющая в себе артистов, выступающих в этом жанре.

А лучше всего, как мне кажется, значимость Петрушки для нашей культуры описал в своей книге Борис Привалов. На его словах и закончим: «Петрушку все знали, везде любили, всегда ждали, как дорогого гостя. Петрушка становился бесстрашным и злым, когда встречался с врагом. Он был бесшабашно удалым задирой, когда встречался с другом. Он никогда и никому не позволял посягать на самое дорогое — на свободу».

Театры
6771 интересуется