Следующие несколько историй напоследок - от людей, которые добились успеха в разных сферах деятельности. Как вы сможете увидеть благодаря им, несмотря на приведенные нами выше ориентиры и принципы, универсальной и единственно правильной стратегии успеха не существует: каждый приходит к нему по-разному. Кто-то через несгибаемое упорство и отстаивание своих убеждений, кто-то через драматичные повороты судьбы и умение извлечь из этого максимальную выгоду, а кого-то на активные действия толкают пережитые кризисы, депрессия и настоящие трагедии…
1. Кэтрин Вуд: от биржевого аналитика до крупнейшего технологического инвестора
История успеха Кэти Вуд – увлекательная история о том, как частный инвестор может поставить под сомнение давно установившиеся правила инвестиционной игры. Ее путь начинался с самых низов в индустрии инвестиций и финансов.
Кэти Вуд родилась и выросла в Лос-Анджелесе в семье ирландских эмигрантов, которая имела небольшой семейный бизнес. Ее отец был изобретателем и предпринимателем, что зародило в ней интерес к инновациям и бизнесу. Однако ее путь к успеху начался не с бизнеса, а со школьной скамьи.
В университете Южной Калифорнии она отлично училась, и всегда выбирала дополнительные курсы по экономике и финансам, что помогло ей получить стажировку в компании Capital Group. Это была ее первая работа в инвестиционном бизнесе. Диплом вуза помог ей пойти дальше и стать главным экономистом в инвесткомпании Jennison Associates. В этой компании она проработала 18 лет и смогла дойти до поста директора.
За время своей работы Вуд присмотрелась к ценным бумагам компаний, которые работали на стыках несколько индустрий. Хотя они слабо отслеживались тогдашними инвесторами, Кэтрин поняла, что именно такие компаниями станут двигателями прогресса и источниками новых технологий.
Ее первый крупный успех в этом направлении был связан с инвестициями в интернет-компании в конце 90-х. В то время многие инвесторы относились к интернету крайне скептически, считая его лишь модной новинкой, которая не сможет оказать существенного влияния на экономику. Но Кэти Вуд видела в интернете потенциал и решила рискнуть. Ее ставки оказались верными, и ее портфель значительно вырос. В частности, она также обратила внимание на компанию Reuters, которая занималась сбором и обобщением данных финансовых компаний. На тот момент в жизнеспособность этой бизнес-модели тоже особо никто не верил.
Именно в этот период своей карьеры Кэтрин и поняла, что в обычных инвестиционных компаниях распространен крайне консервативный подход к инвестициям, и что там ей будет трудно реализовать свои идеи.
Поэтому она бросила должность директора и Кэти перешла в другую компанию – AllianceBernstein. Здесь она стала стратегом по исследованиям и портфельным менеджером и начала вкладываться в компании, работающие в сфере новейших технологий. Она занималась управлением активов более чем на 5 млрд. долларов и инвестировала в бумаги эмитентов с небольшой капитализацией, но которые показывали быстрый рост. Ее решения, казавшиеся странными и слишком рискованными ее коллегам (а также отпугивающими для многих клиентов), в итоге оказались успешными и принесли огромную прибыль.
Столкнувшись с неодобрением своего подхода к инвестированию, в 2014 году Кэти основала свою собственную инвестиционную компанию - ARK Investment Management. В компании было всего несколько сотрудников, и она начинала с маленького стартового капитала. В первое время у компании не было даже своего офиса. Она инвестировала в компании, которые, по ее мнению, могли создать будущее: биотехнологии, искусственный интеллект, блокчейн, космос, геномные технологии, финтех. Она осознавала, что многие из этих технологий еще не были полностью понятны и признаны, но уверенно вложила средства в них. И к 2017 году активы ARK Investment Management увеличились в 10 раз, а сама Вуд попала в список Bloomberg 50. Также ее стали называть “Уорреном Баффетом в юбке”.
Однако настоящий успех пришел к ней в 2020 году. В год пандемии когда многие компании и фонды терпели убытки, ее фонды принесли огромную прибыль. В частности, верным оказалось ее решение инвестировать в Tesla, когда акции компании падали - затем они взлетели до невероятных высот, а ее фонд стал одним из самых успешных.
Побуждение Кэти Вуд всегда вкладываться в рискованные инвестиции было связано с ее твердой верой в технологии и инновации и уверенностью в том, что они будут формировать будущее экономики. С самого начала своего пути она готова была идти против общепринятых мнений, рисковать и вкладываться в то, что, по ее мнению, имеет большой потенциал.
2. Деви Шетти: от студента медицинского колледжа до 'Генри Форда медицины'"
Деви Шетти родился в индийской семье из девяти детей в Мангалоре. Его семья не была бедной, так как родители держали сеть закусочных на западном побережье Индии. С самого детства Деви проявлял большой интерес к технике - постоянно все собирал и разбирал. Из-за его неугомонных рук его уже во втором классе оставили на второй год.
Но однажды школьный учитель рассказал классу историю о первой в мире пересадке сердца, которую накануне провел врач из Южной Африки. Тогда Шетти загорелся мечтой - когда-нибудь повторить то же самое.
После школы он поступил в медицинский колледж. За время обучения он проводил бесчисленное количество часов на практике, а также самостоятельно погружался в предмет. В учебных больницах Шетти пережил настоящий культурный шок. Пациенты, например, никак не могли восстановиться после операций, и только потому, что крайне плохо питались - им банально недоставало белка. Тогда Шетти начал раздавать им сваренные вкрутую яйца, за что даже получил прозвище Яичного Доктора.
Однажды, еще будучи студентом, он столкнулся с трагедией, которая сыграла судьбоносную роль в его будущем. Его близкого друга сбила машина, и он умер в больнице от кровоизлияния, так как не было хирурга, который мог бы оперировать его. Это пробудило в Шетти желание стать хирургом и спасти как можно больше жизней. Вскоре он стал действительно выдающимся хирургом и заслужил репутацию одного из лучших в стране.
Но его амбиции были выше, и в 1989 году он получил возможность работать с известным хирургом - профессором Магди Якубом в Лондоне. Встреча с Якубом стала поворотным моментом в его карьере. Благодаря ему он открыл в себе страсть к кардиохирургии. Вместе с Якубом они провели многие сложнейшие операции. Однако в сердце самого Шетти всегда была Индия и люди, которые там нуждались в медицинской помощи. На практике в одной из лондонских больниц он воочию видел, что местные кардиологи успевали выполнить по шесть операций в сутки, что было неслыханным темпом для индийских больниц.
После возвращения в Индию в 2000 году, Шетти от своего свекра-девелопера получил 20 млн. долларов, чтобы открыть Narayana Health в Бангалоре, которая предлагала качественные медицинские услуги за низкую цену. Больница была смелым проектом, построенным на принципе "экономии масштаба", где большее количество операций означало меньшие затраты на каждую из них. Обычный хирург Narayana Health выполняет в шесть раз больше процедур в год, чем его американский коллега. Для ускорения диагностики Шетти внедрил использование телемедицины, а чтобы не задерживать больных в больницах быстрее отпускал их на попечение родственников, давая им необходимые инструкции по уходу - ведь по опыту наблюдений, так больной получал гораздо больше внимания, чем от постоянно занятых врачей. Это было революционное решение для обеспечения доступности качественной медицинской помощи в Индии.
Сегодня сеть "Narayana Health" - это более 20 медицинских учреждений по всей Индии и за рубежом. Говорят, что цены на лечение в больницах Шетти выглядят так, как будто к ним забыли добавить ноль в конце. Например, удаление раковой опухоли стоит всего 700 долларов, а пересадка сердца 11 тыс. долларов - в США такая операция стоит в 36 раз дороже. Такие цены считаются низкими даже по меркам Индии, поэтому в больницы Шетти съезжаются пациенты со всей планеты.
Успех Narayana Health привлек внимание всего мира. За свой инновационный подход к доступности здравоохранения Деви Шетти получил звание "Генри Форда медицины" от The Wall Street Journal.
Несмотря на мировую славу, Шетти остается предан своей миссии предоставления доступного медицинского обслуживания каждому, кто в ней нуждается. Как говорит сам Шетти, его настоящий успех в том, что он знает, что спас больше жизней, чем мог бы представить в своих самых смелых мечтах. "Если вы хотите быть богатым, у вас есть миллион путей к этому. Но если вы хотите стать человеком, который имеет значение, то нет лучшего места, чем здравоохранение”.
3. Яёи Кусама: от суицидов и детских травм до художника с самым продаваемым творчеством
Яёи Кусама родилась в 1929 году в японском провинциальном городке Мацумото, в семье торговцев семенами. В юном возрасте она начала проявлять интерес к искусству и рисованию. Уже в детстве она начала испытывать галлюцинации, которые потом стали ключевым источником вдохновения для её поздних работ.
Но семья была против того, чтобы Яёи становилась художницей. Родители мечтали лишь о том, чтобы дочь просто удачно вышла замуж и родила детей. Мать то и дело отбирала у Яёи ее рисунки, не давая их закончить. Хуже того, она заставляла дочку шпионить за загулявшим отцом и его любовницей. Из-за этого у Яёи с детства возникло отвращение к сексу и появилось желание сбежать из дома.
Однажды Кусама написала письмо своему кумиру - американской художнице Джорджии О'Киф, которая создавала фантастические картины природы. «Я только ступила на трудный путь жизни художника. Укажете мне дорогу?». О'Киф ответила ей - и дала совет браться за любую работу, которую она найдет.
Пытаясь оторваться от строгих общественных ожиданий и традиционной роли женщины в Японии, Кусама решилась на переезд в США. Перевозить деньги из Японии было запрещено, поэтому она зашила доллары к кимоно, и отправилась покорять Америку. В 1957 году она попала в Нью-Йорк.
Судьба Яёи в США сначала складывалась непросто. Хотя ее работы похвалили пара художественных критиков, сначала она жила в бедности, продавая свои рисунки за еду и занимаясь случайными подработками. В Нью-Йорке она столкнулась с тем, что женщине на этом поприще гораздо труднее добиться признания, чем мужчинам. Более того, эти же художники смело “вдохновлялись” творчеством Яёи и откровенно заимствовали ее идеи, что повергало ее в депрессию.
Поворотным моментом стал 1965 год, когда Яёи Кусама создала первую в мире инсталляцию в виде первой зеркальной комнаты - на ее создание ушло очень много времени и труда. Эта работа, как и последующие, была наполнена бесконечными отражениями - воплощениями ее детских галлюцинаций, которые и легли в основу ее творчества. Однако выставка не стала успешной, а люди почему-то не оценили авангардистский подход. Но уже через несколько месяцев другой авангардный художник, Лукас Сампрас, выставил свою зеркальную установку в более престижной галерее, и она имела успех. Разгневанная этим фактом, Яёи выбросилась из окна своей квартиры, но чудом выжила.
Тем не менее, благодаря поддержке друзей и владелице галереи Беатрис Уэбб, Яёи удалось перебороть себя. Тогда она решила, что теперь перестанет быть “рабой системы галерей” и только сама будет решать, где, как и когда демонстрировать свое искусство. И уже в следующем году без приглашения она заявилась на Венецианскую биеннале, чтобы показать свою работу под названием Narcissus Garden. А после возвращения в США Кусама принялась организовывать свои выставки в общественных местах.
Сначала такой подход не принес ей успеха. Многие из ее работ были чрезмерно откровенными, что привело к скандалу в Японии и к позору для ее консервативной семьи. За желание привлечь к себе внимание любой ценой Кусаму критиковали даже в американской прессе. Вернувшись в Японию и не получив поддержку от семьи, Яёи пришла к мысли о том, что у нее никогда и не было никакого таланта, и снова попыталась покончить жизнь самоубийством. Но после нового кризиса, больницы и курса арт-терапии Яёи снова захотела жить дальше и продолжать создавать нечто прекрасное.
Когда про нее, казалось бы, все забыли, она вернулась на прежний путь. В 1989 году в Центре международного современного искусства в Нью-Йорке была проведена ретроспектива ее работ, а через несколько лет японский искусствовед Акира Татехата убедил правительство в необходимости сделать Яёи первой художницей, которая представит Японию на Венецианской биеннале.
Хотя из-за нервных срывов Кусама продолжала пользоваться услугами психотерапевта, она, наконец, добилась славы и огромного успеха. И ее наконец-то приняли на родине. Огромную популярность ей принесли социальные сети, благодаря которым ее творчество активно завирусилось и стало узнаваемым. Сегодня Кусама стала одним из самых известных современных художников, а её работы теперь самые продаваемые в мире. И, несмотря на свой пожилой возраст (в 2023 году Яёи уже исполнилось 94 года), она продолжает работать каждый день, превращая свою борьбу и страхи в творчество. Яёи считает, что искусство, в первую очередь, должно приносить удовольствие и радовать окружающих, а тревоги надо превращать в чудесные «поля бесконечности».