Найти в Дзене

Когда богатсво служит искусству. История княгини Тенишевой.

Золотой век русского меценатства пришелся на наконец XIX — начало XX века. В этот период появились выдающиеся покровители искусства, такие как Павел Третьяков. Савва Мамонтов, Савва Морозов, Алексей Бахрушин. Но сегодня речь пойдет о женщине, благотворителе, меценате, коллекционере, художнике и талантливой певице — Марии Клавдиевне Тенишевой. В 18 километрах к югу от Смоленска находится Талашкино, ставшее знаменитым на рубеже XIX-XX веков благодаря своей владелице. В соседнем Фленово, входившем в состав владений Тенишевой сохранились замечательные постройки — «Теремок», храм усыпальница Святого Духа, а так же реконструированы здания сельскохозяйственной школы и общежития для мальчиков. В 1892 году Мария Клавдиевна вступив в брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым обрела княжеский титул и положение княгини в обществе А его значительное состояние позволили ей реализовать мечты юности. Я хотела бы быть богатой. очень богатой для того, чтобы создать что -нибудь для п

Золотой век русского меценатства пришелся на наконец XIX — начало XX века. В этот период появились выдающиеся покровители искусства, такие как Павел Третьяков. Савва Мамонтов, Савва Морозов, Алексей Бахрушин.

Но сегодня речь пойдет о женщине, благотворителе, меценате, коллекционере, художнике и талантливой певице Марии Клавдиевне Тенишевой.

М. К. Тенишева
М. К. Тенишева

В 18 километрах к югу от Смоленска находится Талашкино, ставшее знаменитым на рубеже XIX-XX веков благодаря своей владелице. В соседнем Фленово, входившем в состав владений Тенишевой сохранились замечательные постройки — «Теремок», храм усыпальница Святого Духа, а так же реконструированы здания сельскохозяйственной школы и общежития для мальчиков.

В 1892 году Мария Клавдиевна вступив в брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым обрела княжеский титул и положение княгини в обществе А его значительное состояние позволили ей реализовать мечты юности.

Я хотела бы быть богатой. очень богатой для того, чтобы создать что -нибудь для пользы человечества

В 1893 году Вячеслав Николаевич подарил супруге ко дню ангела имение Талашкино. С этого момента и начинается воплощение ее идеи по созданию сельскохозяйственной школы для детей, строительства храма и талашкинских художественных мастерских. В дальнейшем имение Талашкино с высокоразвитым сельскохозяйственным производством превратилось в уникальный художественный , образовательный и культурно- просветительский центр. После приобретения хутора Фленово М. К. Тенишева перевела туда школу.

Здание сельскохлзяйственной школы княгиниМ. К. Тенишевой. Фото автора.
Здание сельскохлзяйственной школы княгиниМ. К. Тенишевой. Фото автора.

Учебный курс в Талашкинской средней школе был рассчитан на шесть лет: три года в подготовительных классах и три года в специальных. Каждый ученик обязательно изучал одно из ремесел. Мальчики по выбору изучали столярно -плотничное, гончарное, корзиночное, шорное и кузнечное ремесла. Девочки занимались рукоделием: учились шить белье и одежду. изучали различные техники вышивания и кружевоплетения.

Основной целью школы являлась подготовка воспитанников, способных вести как собственное хозяйство, так и работать в частных имениях старостами. приказчиками. помощниками управляющих.

В школе активно преподавали Закон Божий, поэтому Мария Клавдиевна задумала строительство храма. Был проведен своеобразный конкурс эскизов. Летом 1899 года в Талашкино приехал М. А. Врубель. Его кисти принадлежит портрет княгини в образе Валькирии. Художник выполнил эскизы будущей церкви на хуторе Фленово и расписал несколько балалаек.

Балалайки, расписанные М. А. Врубелем. Историко архитектурный комплекс Теремок.. Фото автора.
Балалайки, расписанные М. А. Врубелем. Историко архитектурный комплекс Теремок.. Фото автора.

К сожалению эскиз М. А. Врубеля княгине не понравился. Храм должен быть построен строго в Ярославском стиле.

Эскиз храма М. А. Врубеля. Фото автора.
Эскиз храма М. А. Врубеля. Фото автора.

Тогда по рекомендации М. А. Врубеля в Талашкино был приглашен С. В. Малютин. .Княгиня одобрила его проект .

Ко времени своего приезда С.В Малютин имел успешный опыт работы театральным художником -декоратором и иллюстратором, но раскрыть многие грани своего таланта сумел именно при поддержке княгини М. К. Тенишевой. Художник со всей семьей переехал в Талашкино, где смог заняться творчеством в благожелательной атмосфере.

Храм Святого Духа по проекту С.В. Малютина. Фото автора
Храм Святого Духа по проекту С.В. Малютина. Фото автора

Наиболее удобным местом для строительства церкви, по мнению Марии Клавдиевны. являлась вершина большого холма со старыми липами. елями и соснами на хуторе Фленово.

Храм Святого Духа по проекту С.В. Малютина. Фото автора
Храм Святого Духа по проекту С.В. Малютина. Фото автора

Одновременно с храмом с юго-восточной стороны на пригорке была возведена колокольня, разрушенная во время Великой Отечественной войны.

Малютин с большим интересом относился к русскому фольклору, не случайно этого художника считают создателем русской матрешки. Сергей Васильевич воплотил замыслы хозяйки поместья. дополнив природный ландшафт Талашкино и Фленово, затейливыми мостиками. воротами, калитками.

Ворота по эскизам  С. В.  Малютина. Фото автора
Ворота по эскизам С. В. Малютина. Фото автора

В течение « малютинского периода» ( 1900- 1903гг ) были созданы знаменитые мастерские, получившие широкую известность, усадебный флигель превращен в театр, а на хуторе Фленово построены храм Святого духа и « Теремок». При всем многообразии того, что делал в Талашкино Малютин « Теремок » (1901) стал самым запоминающимся его произведением. Это бревенчатое сооружение является подлинным произведением деревянного зодчества начала XX века.

Теремок по проекту С.  В. Малютина. Фото автора
Теремок по проекту С. В. Малютина. Фото автора

Наружный декор: окна. двери. карнизы. наличники и декоративное убранство интерьера — все искусно выпилено, украшено ажурной резьбой, ярко расписано

.

Теремок. Окно по проекту С. В. Малютина. Фото автора.
Теремок. Окно по проекту С. В. Малютина. Фото автора.

В наружном декоре сочетаются солнце и луна, драконы и лебеди, цветы и листья.

Теремок. Декоративный элемент. Фото автора.
Теремок. Декоративный элемент. Фото автора.

В интерьерах « Теремка » сохранился портал , созданный самой княгиней М. К. Тенишевой , выполненный в технике выемчатой эмали « Георгий Победоносец, поражающий копьем змея ».

Тенишева М. К. Фрагменты портала. «гГрргий  Победоносец, поражающий копьем змия» 1908-1911 годы. Фото автора.
Тенишева М. К. Фрагменты портала. «гГрргий Победоносец, поражающий копьем змия» 1908-1911 годы. Фото автора.

М. К. Тенишева по праву может считаться одним из ведущих художников талашкинских мастерских. Она расписывала ларцы и шкафчики, создавала эскизы для мебели, бытовых предметов и вышивки. Например часы , украшенные выемчатой эмалью.

М. К. Тенишева.  Часы. Фото автора.\
М. К. Тенишева. Часы. Фото автора.\

Для продажи талашкинских изделий М. К. Тенишева открыла в 1903 году в Москве магазин « Родник » , позже такой же магазин появился и в Смоленске. Изделия мастерских Тенишевой имели спрос не только в России, но и за границей.

Интерьер Теремка . Фото автора.
Интерьер Теремка . Фото автора.

Талашкино сыграло важную роль и в творчестве Н. К. Рериха. С 1903 года он часто приезжал в Талашкино, будучи единомышленником княгини, считал ее « большим человеком »

Портал западного входа храма Святого духа оформлен мозаикой « Спас Нерукотворный» по эскизам Н. К. Рериха мозаичистами петербургской мастерской В. А. Фролова. Объясняя свой выбор материала, Рерих не только называл его любимым, но и считал , что для русских климатов мозаика подходит как нельзя лучше.

Фрагмент портала храма Святого Духа  « Спас Нерукотворный»  по эскизам Н. К. Рериха. Фото автора
Фрагмент портала храма Святого Духа « Спас Нерукотворный» по эскизам Н. К. Рериха. Фото автора

С 1908 по 1914 годы Н. К. Рерих работал над росписью храма святого духа. Храм Николай Константинович расписывал сам вместе с помощниками и учениками.

В алтаре храма он изобразил образ Царицы Небесной, на центральной арке- шествие апостолов, а в арке правой галереи Николая Угодника.

Н. К. Рерих. Эскизы росписи храма Святого Духа.
Н. К. Рерих. Эскизы росписи храма Святого Духа.

Н. К. Рерих применил технологию росписи по холсту , наклеенному на кирпичные стены, . С началом Первой мировой войны творческая жизнь в поместье затихла ,храм перестал отапливаться, что со временем привело к гибели росписи.

Роспись храма святого духа . выполненная Н. К. Рерихом.
Роспись храма святого духа . выполненная Н. К. Рерихом.

Благодаря проведенным реставрационным работам в 2016-2018 годах Храм святого Духа был открыт для посетителей. Реставраторам удалось полностью восстановить уникальную мозаику Н. К. Рериха. Очень жаль, что росписи практически не созранились.

Храм святого духа. Интерьер. фото автора.
Храм святого духа. Интерьер. фото автора.

Сегодня от архитектурного ансамбля Талашкино конца XIX — начала XX века сохранилась только та часть . которая относится к хутору Фленово. Здесь и находится историко архитектурный комплекс « Теремок ».

Историко культурный комплекс « Теремок ». Фото автора.
Историко культурный комплекс « Теремок ». Фото автора.

Здесь царит особая атмосфера. связанная с творчеством великих художников.. Сюда непременно стоит приехать за вдохновением и порцией умиротворения от окружающей природы.

Природа в окрестностях " Теремка". Фото автора.
Природа в окрестностях " Теремка". Фото автора.

Буду признательна за комментарии и « сердечки », если статья была полезна.. И до встречи в следующих постах...