Евгений Матвеев всегда играл роли ярких, серьезных, решительных мужчин. Его герои не станут прятаться за чужие спины, возьмут огонь на себя, поднимут землю из пепла.
Понятно, что многие считали, что ив жизни он такой же – решительный, упорный, уж, если пошел, так до конца, а если полюбил, так на всю жизнь.
Что и говорить, со своей женой Матвеев и в самом деле, прожил всю жизнь. Да только все ли было так гладко и красиво.
Об этом подробнее.
Ранние годы
Евгений Матвеев родился на Херсонщине, в небольшом селе Чалбасы. Мальчик появился на свет 8 марта 1922 года. Отец из семьи сразу же ушел, как только малыш появился. Этого и следовало ожидать, все говорили, что долго Надежда Федоровна и Семен Калинович не проживут вместе, уж больно они были разные. У него вся родня из бывших дворян, тонкий интеллигент, она же обычная крестьянка, без какого- либо образования.
Мать одна воспитывала Женю, хотя и нелегко приходилось. И родители постоянно ворчали, да ругались- а зачем пошла замуж без их благословения?! Вот и хлебай теперь горюшка полным лаптем. Дед уж очень был набожным, да все хотел, чтоб по его было. А дочь ослушалась! Не мог он ей этого простить.
И самому мальчишке было не сладко- все ребята его байстрюком называли, не хотели с ним играть, обзывались. Дав особенно и играть Жене было некогда – надо было матери помогать. Вот он и помогал- то воду пахарям привозил, то колоски собирал, то лошадей пас. А когда получил первую зарплату, то купил себе балалайку. Сначала обычное треньканье получалось, все не знали, куда от него бежать, а потом научился подбирать мелодии. И песню какую выдаст, и частушки .
Теперь уж односельчане стали зазывать его на свадьбы да дни рождения, где угощали парня, да еще и с собой давали.
Мать видела, как сын менялся, когда сидел с балалайкой, понимала- тяжек будет труд, если не по сердцу. Да и по собственной судьбе знала, как сложно жить безграмотному. А потому и переехала с сыном в райцентр.
Там мальчик пошел в школу, а потом записался в кружок самодеятельности. И так его затянуло, что он и дня уже не мог прожить без своего любимого дела.
А когда пошел в девятый класс, узнал, что при Херсонском театре есть студия, и туда ведется набор. Он умел хорошо петь, плясать, играл на балалайке, но перед комиссией так разволновался, что встал и запел… Интернационал. Все забыл. А потом расстроился и решил всех покорить своей пляской. Да так разошелся, что подошва старенького башмака не выдержала, оторвалась и полетела прямо в комиссию. Все, кто это видел, так хохотали, что долго не могли успокоиться. Пришлось парня брать.
Вот и стал Евгений учащимся студии, а в это же время еще и на сцене в массовке выходил играть. Потом ему и роли стали давать. Правда, небольшие, эпизодические, но каждое его появление приводило публику в неудержимый хохот. Еще бы- длинный, нелепый, в коротких штанах, с длинными неказистыми руками.
Именно в таком виде заметил его актер Черкасов, встретился с Матвеевым и сказал, что парню надо серьезно учиться, есть у него талант. Как раз именно в это время при Киевской киностудии открыли школу и Довженко набирает туда учеников. Матвееву обязательно надо показаться.
И Матвеева приняли сразу же. Он был таким одаренным, что педагоги не могли на него нахвалиться.
Но в 1940 году неожиданно ввели плату за обучение. Матвеев не смог потянуть обучение. Он продал единственные штаны- они у него были крепкие, и купил себе подешевле, да поплоше. Но этого не хватило даже не половину курса.
Довженко, когда узнал, что его учеников собираются отчислить из школы только за то, что они не могут оплатить обучение, сам оплатил их обучение.
И все равно, доучиться парню не пришлось- началась война.
Евгений написал заявление с просьбой отправить его на фронт, но парня отправили в тыл, в пехотное училище. Он так старался учиться лучше всех, чтобы ни у кого и мысли не возникло, что он не готов к фронту, но после окончания учебы его оставили в этом же училище обучать молодых бойцов. Там он стал руководить художественной самодеятельностью.
Когда закончилась война, Матвеев остался в Тюменском театре работать актером.
Но и там его заметили. Очень скоро он « вышел» на экраны, и потом уже режиссеры стали заваливать его предложениями сняться у них в кино.
Жизнь вне экрана
Яркий, эмоциональный, влюбчивый, актер постоянно играл влюбленных героев. Он и вэжизни очень любил женщин.
Но женой его была только одна женщина.
Когда он работал в Тюмени, ему встретилась оперная певица Лидия. Девушке было всего 21 год, а ему 24.
Сначала Матвеев услышал ее голос и влюбился в это звучание. А потом увидел и саму девушку.
Худенькая, стройная, с пышными локонами и огромными глазами, она сразу пленила парня. А вот он ей не сразу понравился. Но девушка согласилась встретиться. И их роман растянулся на долгое время. А потому что оба были молодые, горячие, постоянно то ссорились, то мирились. Неизвестно, чем бы все закончилось, если б не вмешалась будущая теща- ну сколько ж можно! Уже перед людьми неудобно.
И Лидочка в этот же вечер предложила пойти в ЗАГС и расписаться. Они так и сделали. И никаких особенных пышных свадеб не было. Зато жить стали хорошо, дружно. Через год родилась дочка Светлана.
Казалось бы- началась семейная жизнь, что еще нужно? Но молодая супруга прекрасно понимала, что нужно ее мужу. Она однажды узнала, что открывается всероссийский смотр актеров и настояла, чтобы муж туда поехал показаться. Она знала, что Евгению нужно учиться, развиваться.
Он поехал в Москву, показаться, и молодого актера сразу стали приглашать несколько театров. Столичная публика существенно отличалась от периферии, но его полюбили.
Матвеев сначала перебрался с семьей в Новосибирск, а потом и в Москву, где он уже играл в Малом театре.
Женщины
Теперь Матвеева приглашали не только на сцену театров, он теперь часто снимался в кино. Ну и, понятно, популярность, известность, слава- все это не то, чтобы вскружило голову, но развернуло новые «горизонты». Теперь возле Матвеева крутились прекрасные актрисы, с которыми у него даже случались романы.
Например, одним из наиболее известных стал роман с Вией Артмане. Они вместе снимались в фильме «Родная кровь», и сначала даже не понравились друг другу. Вия показалась холодной, надменной, а Евгений казался актрисе неотесанным мужланом. Но через пару недель отношения кардинально изменились. Оказалось, что мужлан умеет горячо любить, а холодная Вия умеет быть нежной и влюбленной,
Их отношения затянулись надолго. Уже и съемки закончились, а слухи все тянулись. Особенный всплеск сплетен появился после того, как Вия разошлась с мужем и родила девочку, и никому не говорила, кто отец. Да и говорить не надо было- все сами решили- от Матвеева. Кстати, перед смертью Артмане сама подтвердила- да, от него.
Матвеев не оставил семью. Но и с Вией у них сохранились очень трепетные отношения.
А что Лидия? Лидия делала вид, что ничего страшного не произошло. А по большому счету, что ей надо было делать? После почти каждого фильма с Матвеевым, сразу появлялись слухи- то у него роман с Хитяевой, то с Остроумовой, то с Заклунной.
Кстати, а с Заклунной и в самом деле, были очень близкие отношения. Девушка была влюблена в актера без памяти.
А ведь еще был и театр. Например, именно в театре он как-то влюбился в свою коллегу Ольгу Хорькову. Чувства были сильные и страстные. Долго метался, а жена сказала, чтобы он уходил. Она его будет ждать, но только год. А потом…
Матвеев уехал к другу, но через неделю вернулся- не смог он оставить семью. Лидия его приняла сразу, без разговоров. Эта женщина умела прощать. Они прожили вместе долгую жизнь, но никогда она не напоминала мужу про тот уход. Не было ни одного упрека.
Не только «сахар»
Да ведь было не только сладко в жизни.
Как только все начало налаживаться на работе, стало подводить здоровье. Старые травмы давали о себе знать. Страшно болел позвоночник. Терапия уже не помогала. Актер вынужден был передвигаться только в корсете. Да и перспективы были туманными.
А в это время ему предложили стать во главе Малого театра ( вместо Михаила Царева). Малый театр! Это ли не мечта каждого актера! Но он не мог согласиться. А если он будет прикован к постели? Как он будет возглавлять один их ведущих театров страны? И он отказался.
Он не мог подвести тех, кто ему верил. В это время лон даже собственную семью не мог обеспечивать- все заботы взяла на себя его Лида.
Ему было трудно, а завистники думали, что он только «мед хлебает». И начала наговаривать, писать кляузы, фельетоны. Ему тут же припомнили, что он был любимцем у партийной верхушки, начисто забыв, что его любил и простой народ.
Горячий Матвеев даже хотел покончить с жизнью. Это что же получается- то, что он делал, он все делал только для кучки партийцев? А больше это никому не надо? Да лучше он!…
Но сильная воля не дала смалодушничать. Да и родные не позволили.
Он снова стал спасаться работой. Так появился его фильм «Любить по- русски».
И настолько этот фильм понравился, что обычные люди стали присылать ему письма, в которых были вложены пятерки, десятки, рубли, даже Лукашенко деньги прислал - все для того, чтобы он поставил продолжение фильма. И он сделал продолжение.
А потом
В 2003 году Евгений Семенович стал резко худеть. Но это ли повод для беспокойства? Наверное, много дел, нервотрепки… Сначала он даже к врачам не обращался, его ничего не тревожило. Ну, если и были какие-то «звоночки», то кто ж их слушал. А потом жена настояла, чтобы он проверился.
Близким сообщили, что это онкология, они решили не говорить об этом актеру. Он строил планы, у него были в разработке новые проекты, он мечтал поставить еще один фильм, а потом еще один, а еще надо было поставить спектакль, а потом…
Он ушел из жизни, так и не узнав, что у него был рак. Он был счастлив, любим, востребован. Его ждали, приглашали, с ним советовались, он был в самом центре жизненного водоворота…
Мы и по сей день помним этого кипучего, светлого человека.