Всего в пятидесяти километрах от столицы Беларуси, недалеко от посёлка Радошковичи, находится гидрологический памятник природы республиканского значения «Родники святые криницы», к которым проложена одноимённая тропа.
Мы на эту тропу пришли с грунтовой дороги, на которой оставили машину, и, пройдя участок леса насквозь, оказались у деревни Гайдуковка, от которой, в принципе, тоже можно стартовать. Кому как удобнее, в общем.
Ну а поскольку автомобиль наша небольшая компания припарковала, немного не доехав до шлагбаума, у которого экотропа начинается, и фотографий исходной точки с той стороны у меня нет, то опишу наш маршрут так, как если бы мы шли от Гайдуковки.
Итак, если начинать свой путь отсюда, то ориентируемся на указатель со стрелкой, на которой написано «Экологическая тропа».
Уходим под сень деревьев.
Поначалу и лес как лес, и тропинка как тропинка, ничего необычного, но в скором времени мы приходим к сосне, которая всем своим видом намекает, что не только на Куршской косе в Калининградской области имеется Танцующий лес.
И тут же, неподалёку - информационный стенд, рассказывающий о жизни и повадках бобра европейского.
А находится он здесь неспроста, поскольку мы выходим к небольшой речке Удре. Правда, бобровых хаток на ней не видно, и плотин тоже поблизости вроде нет, иначе река была бы более медленная в течении, и более глубокая, а так её вполне свободно можно перейти вброд.
При желании, конечно, ибо для удобства путников через Удру перекинут деревянный мост.
Следом - мостик чуть поменьше, перейдя который, мы выходим на большую поляну, к ещё одному указателю.
Здесь стрелочек уже три, однако в сторону родников указывает всего одна из них, и становится немного непонятно: экотропа здесь уже заканчивается, или же всё-таки верхняя стрелка на столбе подсказывает тем, кто пришёл с противоположного конца маршрута, что есть смысл идти дальше.
Почему в таком случае нет похожего указателя в другую сторону, для тех, кто идёт от деревни?
Непонятно, в общем.
На краю поляны, под высокими соснами, большая крытая беседка, где можно посидеть за столом, причём поместится за ним добрых два десятка посетителей, если не больше.
Глядя на такое добротное массивное сооружение и огромную поляну рядом с ним, можно было бы предположить, что это сделано для проведения каких-нибудь мероприятий, типа туристических слётов или чего-то подобного.
Но уже у следующего сооружения мы увидим большой информационный стенд, на котором будет чётко указано, что запрещено посетителям гидрологического памятника природы республиканского значения «Родники "Святые криницы"», коим с 2008 года является данная территория.
А запрещено практически всё, и среди прочего — установка палаток, разведение костров, проведение массовых мероприятий, проезд на автомобилях, квадроциклах, мотоциклах. В основном - правильные запреты, я считаю, уникальные природные территории должны оставаться максимально нетронутыми.
Хотя, если зайти на сайт государственного лесохозяйственного учреждения «Красносельское», то можно обнаружить следующее:
Поскольку место считается природным памятником, на его территории нельзя устраивать пикники, разжигать костры или ставить палатки. Но специально для туристов было выделено место под палаточную стоянку, а также здесь расположена деревянная беседка, где посетители могут отдохнуть и насладиться красотами местной природы.
То есть получается, что оставшаяся за нашей спиной поляна с огромной беседкой как раз и предназначена для установки палаток. Жалко, что этой информации на месте нигде не прочитать, почему-то с тем, что запрещено, нас ознакомили, а вот насчёт того, что разрешается, решили скромно умолчать.
К слову говоря, посещение тропы бесплатное, но желающие помочь развитию и благоустройству могут оплатить добровольный взнос в 2 рубля, белорусских, конечно же.
Функциональное же назначение сооружения в виде беседки осталось не совсем ясным, скорее всего, если ориентироваться по иконкам на одном из столбов, а также огаркам свечей, — часовенка. Кроме того, под крышей висят два колокола, сделанные из обрезанных газовых баллонов. Правда, один из них, тот, что справа, своим краем упирается в укосину, поэтому звук из него получается извлечь совсем не мелодичный.
Ну а левый вроде ничего, нормально звучит. Не идеально, конечно, ну так и колокол-то не бронзовый, а обычная сталь.
В общем, слово «святые» в названии родников подчёркивается наличием часовни.
Вообще, если верить легенде, когда-то здесь, на возвышенности, стояла церковь, которая по каким-то причинам за одну ночь ушла глубоко под землю, и именно оттуда, с этой глубины, от стен исчезнувшей церкви, начали бить родники.
От этой часовни обычная лесная тропинка уже переходит в деревянный настил, в самом начале которого - ещё один интересный объект, замшелый валун с высеченным на нём крестом.
Интересно, католический это крест или православный? И церковь, если предположить, что она действительно стояла в этих местах, к какой ветви христианства относилась? Всё-таки как-никак, а мы сейчас находимся на пограничной территории, и чем западнее, тем больше будет католиков, а чем восточнее - православных.
Собственно, я уже как-то обращал внимание на желание наших людей придать святости обычным камням путём нанесения на них христианской символики. Подобный объект нам попадался, например, у источника Сергия Радонежского.
А может быть, в глубине души мы всё-таки остаёмся язычниками, иначе чем объяснить такое притяжение к валунам, занесённым в наши края ледником тысячи и тысячи лет назад?
Впрочем, оставим эти размышления теологам, а сами отправимся уже к родникам.
Ручьи, текущие с возвышенности вниз, к реке, начинаются сразу за валуном, и первый по ходу движения — как раз за его, если так можно выразиться, спиной.
Места вокруг поистине сказочные, здесь можно остановиться на некоторое время и просто созерцать, забыв об оставленной где-то там, по ту сторону реальности, городской суете.
А ещё помните, как у Пушкина в «Руслане и Людмиле»:
Там лес и дол видений полны...
Здесь можно эту же строчку применить, только "видений" заменить на "растений"
То, что попало в объектив моего смартфона - всего лишь малая часть окружавшего нас разнообразия цветов. Листайте карусель.
И красавец люпин!
Иногда сквозь деревья на склоне проблёскивает зеркало Удры, в которую ручьи несут свои воды.
Говоря учёным языком, возвышенность эта представляет собой кренополе, что в переводе на общедоступный означает, что множественные выходы подземных вод на поверхность образуют топкое заболоченное место. Собственно, как раз для удобства посетителей и проложены эти деревянные настилы, без них пришлось бы ходить в насквозь мокрой обуви, что, согласитесь, мало кого может порадовать.
В некоторых местах от тропы сделаны ответвления и дополнительные лестницы, дабы человек мог подойти непосредственно к роднику.
Одному из источников я дал условное название «Под трухлявым пнём», очень уж живописно протекает этот ручей под стволом упавшего когда-то большого дерева, от которого остался торчать только пень, постепенно разрушающийся и зарастающий мхом.
Не мог не заснять на видео эту красоту.
А в процессе съёмок сам попал в кадр. Племянница выступила в роли папарацци, и получился вот такой вот, говоря современным языком, бэкстейдж.
Всего родников, попадалась где-то в сети такая информация, четырнадцать, к большинству из них удобный доступ отсутствует, хотя, конечно, если есть желание испить из них водицы, то препятствий нет, кроме вышеупомянутой топкой местности и, соответственно, мокрой обуви.
Но как минимум к двум сооружён подход, и к первому, тому, который «Под трухлявым пнём», мы с вами уже спустились по лестнице, а ко второму ведёт просто ответвление вбок от основной тропы.
Этот родник, учитывая близкое расположение небольшого деревянного павильона для отдыха путешественников, я, не мудрствуя лукаво, назвал «У беседки».
По соседству, в зарослях растительности, бежит ещё один ручей. Листайте галерею, он на третьем фото.
Ну и раз уже снял на видео первый, то разве можно проигнорировать второй и не сделать то же самое? Я решил, что нельзя, поэтому вашему вниманию — родник «У беседки».
Естественно, попробовали водицы что из одного источника, что из второго. Для дегустации у нас с собой были бумажные стаканчики, естественно с надписью "Беларусь"!
Вода холодная, и очень вкусная. Если есть среди читателей специалисты, то, возможно, они что-то почерпнут из той информации, что я нашёл в интернете:
Характер образования родников определяет химический состав воды, общая минерализация которой составляет 365 мг/л. В отличие от других источников Минской возвышенности вода Святых криниц имеет повышенное содержание гидрокарбонатов (около 285 мг/л) и кальция (62 мг/л). В ее составе отмечается также присутствие марганца, натрия, меди, цинка, кадмия, других микроэлементов. Вода родников имеет приятный вкус. Местные жители считают ее целебной и применяют для лечения глазных болезней.
Эх, знать бы заранее про глазные болезни, я бы набрал парочку канистр, а то уже что-то, как у Крылова:
Мартышка к старости слаба глазами стала.
И опять бэкстейдж.
Ну и, собственно, всё! Ещё каких-то двадцать пять-тридцать метров, и деревянный настил опять переходит в обычную лесную тропинку.
С этой стороны ещё раз видим табличку с предложением добровольно поучаствовать своими финансами в благоустройстве местности, именуемой «Экологическая тропа «Святые криницы»».
Пришла пора вернуться к машине. Заняла наша неспешная прогулка туда и обратно что-то около часа.
Подытоживая, хотел бы сказать, что ехать на эту тропу из Минска специально, наверное, не стоит, правильнее будет, если запланировать к посещению ещё какой-то объект поблизости от Радошковичей, например, гидропарк санатория «Сосновый Бор» на реке Рыбчанке, потому что тратить два часа на дорогу из Минска и обратно к Святым криницам ради часа прогулки по экотропе как-то не очень-то целесообразно.
И да! Не забудьте захватить репелленты! Комары там злющие, и, как говорил в фильме «Формула любви» герой Леонида Броневого, правда, имея в виду клопов:
Так они, сударь, не разбирают, кто магистр, а кто не магистр.