Защитный механизм в психологии — это бессознательный психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний, предотвращение чувства тревоги или угрозы для самооценки.
История открытия
Концепция защитных механизмов была предложена Зигмундом Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы». Согласно его теории, механизмы запускаются в экстремальных ситуациях, чтобы снять внутренний конфликт между сознанием и бессознательным.
Развитие идеи произошло в работах Анны Фрейд, которая обобщила и систематизировала знания о защитных механизмах, описав их виды и функции.
Основные виды:
*Вытеснение — это временный и ограниченный механизм защиты, который не позволяет человеку выбирать, что именно ему нужно забыть, а что оставить в памяти. Поэтому вытеснение позволяет сохранить психику в равновесии в период психологической травмы, но также может и навредить, когда вытесняет желания и потребности, что может привести к неудовлетворенности своей жизни.
Наши негативные эмоции и переживания вступают в конфликт с нашим сознанием и желанием жить в гармонии. И чтобы избежать болевые ощущения, в психике запускается механизм вытеснения и весь негатив уходить глубоко в бессознательное.
Вытесненные переживания не исчезают, а остаются на стороже и проявляются навязчивыми мыслями или невротическими реакциями.
Согласно теории Фрейда, существуют две фазы вытеснения.
В первой фазе происходит блокировка события, связанного с конфликтом или влечением, которое просто не может попасть в сознание, а во второй фазе происходит вытеснение всех связанных с влечением элементов, так называемое забвение. То-есть при травматичном опыте, человек не может вспомнить часть своего опыта и всё то, что может возродить вытесненное механизмом, испытывая сильный эмоциональный стресс.
Если сознательно удерживать в памяти какие-то мысли или чувства, то в некоторых обстоятельствах, психические функции, удерживающие их могут ослабеть и дать прорваться вытесненному. В психоанализе это называется возращением вытесненного.
*Проекция (проектная идентификация) является защитным механизмом, при котором индивид приписывает другим людям или вещам те качества, которые он не признает в себе или не замечает. Этот механизм даёт возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми. Существует и интроекция защитный механизм, где человек включает в свой внутренний мир взгляды, установки, т.е. интроекты от других людей.
В контексте проекции, влечение Фрейда можно рассматривать как субъектное внутреннее состояние, которое может стать объектом проекции в случае, когда оно вызывает сильное напряжение и требует защиты. Проекция служит способом избежать внутреннего напряжения, перенеся его на другого человека или объект. Например, необоснованная ревность может быть результатом проекции.
Но проекция не только реакция на внутренние психические процессы, но и способ понимания внешнего мира, основанный на субъективном опыте и желаниях. Важно учитывать, что проекция может быть полезной и конструктивной в определенных ситуациях, например, в терапии или творчестве, где проекция может помочь субъекту выразить свои внутренние чувства и мысли.
*Замещение — это защитный механизм, при котором индивид замещает свои бурные эмоции на другой объект, который представляет меньшую для него угрозу, например: срывы на близких или домашних питомцев. Замещение имеет разные по сложности формы компенсаций, включающие в себя: подавление и проецирование.
Виды замещения:
1. Подмена Объекта
Это способ замещения, когда человек вымещает свои эмоции на другом объекте, позволяя снизить напряжение, но его минус в том, что человек из-за злоупотребления данного способа, начнет срываться по поводу и без, теряя контроль надо собой и своими эмоциями.
2. Подмена потребности
Замещение может проявляться в поведении, когда человек не получил желаемого и подменяет одну потребность другой. Например: заменяет потребность в любви на потребность в еде или когда курение замещается на жевательную резинку. Это сработает только тогда, когда новая потребность полностью заменит первоначальную и будет к ней близка в системе ценностей человека, иначе это не сработает и как вследствие может привести к постоянному дискомфорту и неудовлетворенности своею жизнью.
*Рационализация — это механизм, который помогает человеку скрыть правду и волнующие его эмоции. Так скажем происходит блокировка искренних мотивов на более приемлемые для окружающих и самого себя объяснения. Например: «Витя не пошел на встречу выпускников, объясняя(рационализируя) тем, что времени нет, денег, да и работа, дела. Но причины оказались другими: «Я хотел пойти и график можно было перестроить, но я боюсь увидеть, что мои одноклассники добились больше, чем я».
При рационализации человек пытается логически объяснить себе, что стало причиной его поведения и при этом может не понимать или не хочет признавать истинных причин. Когда человек прибегает часто к рационализации это может попросту насильственно заблокировать чувства и эмоции, что приведет к неспособности человека правильно оценивать свои эмоции и нравственные убеждения. Поэтому нужно стараться выражать свои чувства более открыто и честно.
*Реактивное образование — это предание чувству или эмоции противоположного значения. От положительного к негативному и наоборот. Например, человек может демонстрировать излишнее дружелюбие к знакомому, который ему очень не нравится, чтобы скрыть свои истинные чувства от самого себя. Часто из-за этого формируется гомофобия, расизм и другие виды стигматизации. Или, когда мальчику очень симпатизирует девочка и он начинает дергать ее за косички и доставать. Такая защита спасает мальчика от тревоги отвержения, если мальчик не верит, что ему ответит девочка взаимностью, психика заменит любовь мальчика на ненависть.
Может проявится реактивное образование, например в абюзивных отношениях, когда девушка подвергается систематическому насилию со стороны супруга, психика решает защититься на более *приемлемые чувства* из страха и тревоги и замещает на чрезмерную *любовь* (тот же стольгомский синдром). Психика решает, что бежать и злиться опасно, и подменит гнев на яростную любовь.
Фрейд считал этот защитный механизм средством преодоления внутренних конфликтов и давления со стороны общества.
Лицам, постоянно использующим реактивную форму поведения, становится все труднее найти общий язык со своим истинным *я*, что приводит к внутреннему смятению и к психологическому дистрессу.
*Регрессия — это бессознательное обращение к более ранним и не зрелым образцам поведения с целью снизить тревогу и переживания. Например, если взрослый человек на новость об увольнении в ответ начинает плакать и требовать отменить решение, то это нам говорит о том, что под натиском страха и неспособности переварить психикой данную информацию, психика выбирает регрессию и сводит к детской реакции «Я заплачу, меня пожалеют, я получу то, что хочу».
Регрессию отводят к манипулятивным видам защиты. Выделяется фантазирование и защитный механизм ухода в болезнь (при ОРВИ человек, может, например отказаться от ответственности за свое состояние и требовать повышенное внимание, оправдывая поведение болезнью, чтобы давить на близких было проще).
*Сублимация — это она помогает пережить внутреннее напряжение с помощью трансформации деструктивных импульсов на позитивные и более полезные для человека и общества в целом. Фрейд считал этот процесс признаком психологической зрелости и утверждал, что она позволяет людям действовать социально одобрительно, но при этом не подавляя своих желаний. Например: негативные эмоции реализуют через бокс, или страх одиночества может человека направить в волонтеры, чтобы чувствовать себя нужным и полезным.
*Отрицание – это отказ признавать существование негативных процессов. Защита уходящая в детский эгоцентризм: "Если я не признаю этого, это не происходит". Индивид отрицает информацию, которую он не может принят и травмирует психику.
Вот мы и подошли к концу статьи, спасибо за внимание, хорошего настроения 👋