27 июня 2025 года завершилась история московского монорельса. История, продлившаяся чуть больше 20 лет.
Монорельсовая линия проходила от ВДНХ (станция "Улица Сергея Эйзенштейна") через Останкино до Тимирязевской. Общая протяженность 4,7 километра.
Столичный монорельс заработал в ноябре 2004 года. Поначалу он действовал как экскурсионный - два состава с интервалом 30-40 минут. Был и ограниченный режим работы: с 10:00 до 16:00. Монорельсовая система Москвы стала первой на всём постсоветском пространстве.
Подвижным составом служили поезда ЭПС (расшифровывается как эстакадный электропоезд скоростной). Это доработанная в столице версия швейцарских поездов Intamin P30. Всего построено 10 шестивагонных составов.
Депо монорельса возвели на 1-м Сельскохозяйственном проезде, на территории трамвайного депо имени Баумана.
В 2008 году монорельс интегрировался в систему городского транспорта Москвы. Для оплаты сделали доступными проездные билеты метрополитена.
Одновременно курсировали 6 поездов, а минимальный интервал движения достигал 7 минут.
С течением времени власти вернулись к теме возврата надземного рельсового транспорта в экскурсионный режим.
И действительно: с января 2017 года московский монорельс снова стал курсировать раз в 30 минут с 7:00 до 20:00. Забегая вперёд скажу, что такой график придерживался вплоть до закрытия системы. Официальной причиной явилось снижение пассажиропотока из-за запуска МЦК и открытия новых станций Люблинско-Дмитровской линии метро.
На протяжении последних лет вокруг уникальной для РФ системы ходили разные слухи. То на месте монорельса возведут трамвай, то вообще закроют без альтернативы. Угроза закрытия случилась летом 2020 года. Тогда даже подготовили замену в виде электробусного маршрута №668.
Разумеется маршрут-заменитель должен был делать петлю по улицам Ботаническая и Комдива Орлова. Но информация о закрытии монорельсовой системы в конечном счёте не подтвердилась.
Спустя 5 лет, в июне 2025, монорельсу совершенно неожиданно всё же вынесли приговор: на его месте будут строить городской парк! Разумеется не на всём протяжении эстакады, а на отрезке в районе ВДНХ.
Финальные дни работы монорельса ознаменовались бешеным ажиотажем. Поезда ходили забитые до отказа...
Мало прокатиться на уходящем в историю поезде, так ещё надо обязательно насладиться летними деньками, ну и конечно видами из окна!
Понятное дело, что будущее монорельса было окутано туманом во многом из-за неопределенности с обслуживанием вагонов и всей инфраструктуры.
Но после закрытия город лишился прямой транспортной связи между районами Останкино и Бутырский. Никакой прямой альтернативы на данный момент нет.
Давайте вернёмся к официальной инфографике, где показаны варианты проезда от ВДНХ к Тимирязевской:
Преградой между соседними районами служит Октябрьская железная дорога. Именно монорельсовая эстакада обеспечивала прямую короткую связку, благодаря которой добраться с Тимирязевской до ВДНХ было легко за каких-то 20 минут.
Сейчас же поездки из районов ВДНХ и Останкино до той же Фонвизинской или Тимирязевской возможны только с пересадками: через БКЛ, МЦК...
Ещё можно и прогуляться - перейти пути Октябрьской ЖД по подземному переходу между улицей Академика Королева и Огородным проездом. Или воспользоваться переходом у платформы Останкино, куда в будущем пройдёт трамвайная линия.
С одной стороны немного грустно, что московский монорельс стал частью истории. Без него до недавнего времени было сложно представить одно из самых популярных мест Москвы - ВДНХ. Даже несмотря на то, в каком виде монорельс работал последние годы.
А с другой стороны отсутствие конкретных планов по развитию системы и самое главное по её поддержанию, означало неминуемое закрытие. Не в этом году, так в следующем. Поэтому исход вполне логичен.
На сегодня у меня всё. Всем большое спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Читайте другие публикации на канале: