Найти в Дзене

"Экипаж": история об авиаторах, а не авиации

Мой любимый советский фильм - "Экипаж". Я его первый раз посмотрела лет в 12-13. И с тех пор пересматривала бесчисленное количество раз. У меня даже традиция появилась: посмотреть "Экипаж" перед полетом куда-либо. Не страшно, не пугает. И пересматривая фильм, каждый раз открываешь что-то новое. И, конечно, с возрастом еще и понимаешь, насколько это жизненный фильм, когда речь идет о взаимоотношениях героев. Это был первый опыт по съемке фильма-катастрофы в СССР, как все знают. И фильм получился очень советский - в лучшем смысле этого слова. По моему скромному мнению, секрет успеха "Экипажа" - как раз не в "катастрофной" части. Хотя, конечно, когда смотришь вторую серию, да еще и в первый раз, напряжение там такое, что его можно ножом резать. Но настоящий бриллиант фильма- все-таки первая серия. Не просто так фильм назван "Экипаж". Первая серия ведь не об авиации, а об авиаторах - на земле. Есть вот такие люди. Суровый и справедливый КВС Андрей Тимченко, которого дома ждет любящая,

Мой любимый советский фильм - "Экипаж". Я его первый раз посмотрела лет в 12-13. И с тех пор пересматривала бесчисленное количество раз. У меня даже традиция появилась: посмотреть "Экипаж" перед полетом куда-либо. Не страшно, не пугает.

И пересматривая фильм, каждый раз открываешь что-то новое. И, конечно, с возрастом еще и понимаешь, насколько это жизненный фильм, когда речь идет о взаимоотношениях героев.

Это был первый опыт по съемке фильма-катастрофы в СССР, как все знают. И фильм получился очень советский - в лучшем смысле этого слова.

-2

По моему скромному мнению, секрет успеха "Экипажа" - как раз не в "катастрофной" части. Хотя, конечно, когда смотришь вторую серию, да еще и в первый раз, напряжение там такое, что его можно ножом резать.

Но настоящий бриллиант фильма- все-таки первая серия. Не просто так фильм назван "Экипаж". Первая серия ведь не об авиации, а об авиаторах - на земле. Есть вот такие люди. Суровый и справедливый КВС Андрей Тимченко, которого дома ждет любящая, заботливая жена и внезапно беременная дочь. Всем прекрасный, добрый и мягкий Валентин Ненароков, чья семейная жизнь похожа на кошмар. Обаятельный бабник Игорь Скворцов (даже фамилия у него птичья, порхающе-певучая), у которого что ни день - то новая пассия. И совсем еще неопытная стюардесса Тамара - девушка красивая, очень молодая. Тем не менее, ей хватает гордости не показывать тому же Скворцову, как ей больно и грустно после разрыва.

-3

И вот все эти характеры режиссер Александр Митта раскрывает нам в первой серии - а потом кидает в бой во второй. Тимченко демонстрирует настоящую выдержку и храбрость, беря на себя огромную ответственность и не давая слабины. Ведь если он, КВС, поддастся панике, то не долетит никто.

Бабник Скворцов и плюшевый Ненароков оказываются способны собраться в критической ситуации, действовать с холодной головой. При этом план, как залатать дыру, придумывает Игорь, а первым на задание отправляют Ненарокова. Потому что "у него больше опыта, больше хладнокровия". КВС действует не из-за симпатий-антипатий, которые ему припоминает Скворцов, а рассчитывая, кто, где и как будет полезен.

Но настоящий герой - Тамара. Ей очень, очень страшно. Если летчики сидят в кабине, то работа Тамары - выйти к пассажирам. Улыбаться и сохранять спокойствие. Ведь если среди пассажиров начнется паника и хаос - ничем хорошим это не кончится. И девушка собирается и старается сделать все, чтобы пассажиры, которым точно так же страшно, не почувствовали ее огромного страха.

Эту историю, разумеется, подарили нам блистательные актеры - увы, в живых уже нет ни Георгия Жженова, ни Леонида Филатова, ни Александры Яковлевой. Анатолий Васильев, к счастью, здравствует. Украшение фильма - музыка Альфреда Шнитке. Но ничего бы этого не было, если бы не режиссер и сценарист Александр Митта. Ему и всей команде удалось создать такой фильм-катастрофу, которому посчастливилось не устареть. Который не стал одноразовой жвачкой.

-4

Потому что в центре истории были люди и их отношения. Не все у них получается, не все складывается так, как хотелось бы - и этим они так близки зрителю. И в 1980-м, и в 2025-м.

И будут близки и дальше.

Светлая память режиссеру 🕯

-5

"Если человек сделал не как хотел, а поддался боли; или страху, или еще какому-нибудь на него давлению — после и жалко и стыдно будет, а уже не переделаешь… А между прочим, человек — это такой прочный механизм, что может вытерпеть бесконечно много. Больно, а ты терпи. И придет вроде второго дыхания — легче станет".

К/ф "Экипаж", 1979 год.