Найти в Дзене
ЧС ИНФО

Новосибирские пилоты впервые в мире испытали самолет со «слепой кабиной»

Специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина приняли участие в первых в мире испытаниях интеллектуальных технологий бортового оборудования перспективного сверхзвукового гражданского самолета. В национальном исследовательском центре «Институт имени Н. Е. Жуковского» впервые в мире прошли испытания интеллектуальных технологий для сверхзвукового гражданского самолета, реализующих концепцию «от терминала до терминала» в условиях «закрытой кабины» (кабины без остекления). Пилоты подняли в небо демонстратор интеллектуальных технологий в составе летающей лаборатории Як-40 и управляли им из кабины без остекления с использованием систем внешнего видения на базе камер разных спектральных диапазонов. В состав летного демонстратора вошли: система внешнего видения (СВВ), инновационные средства навигации и наблюдения. СВВ перспективного сверхзвукового гражданского самолета, состоящая из пяти камер видимого диапазона и двух камер инфракрасного диапазона, обес

Специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина приняли участие в первых в мире испытаниях интеллектуальных технологий бортового оборудования перспективного сверхзвукового гражданского самолета.

В национальном исследовательском центре «Институт имени Н. Е. Жуковского» впервые в мире прошли испытания интеллектуальных технологий для сверхзвукового гражданского самолета, реализующих концепцию «от терминала до терминала» в условиях «закрытой кабины» (кабины без остекления).

Пилоты подняли в небо демонстратор интеллектуальных технологий в составе летающей лаборатории Як-40 и управляли им из кабины без остекления с использованием систем внешнего видения на базе камер разных спектральных диапазонов.

В состав летного демонстратора вошли: система внешнего видения (СВВ), инновационные средства навигации и наблюдения. СВВ перспективного сверхзвукового гражданского самолета, состоящая из пяти камер видимого диапазона и двух камер инфракрасного диапазона, обеспечила возможность управления воздушным судном в кабине без остекления за счет формирования видеопотоков от камер и комплексирования информации о закабинной обстановке.

Экспериментальные исследования демонстратора провели специалисты СибНИА имени С. А. Чаплыгина. Полет выполнил экипаж, состоящий из командира воздушного судна, второго пилота, бортмеханика, а также бортового оператора-испытателя и летчика-испытателя, кресло которого занял директор СибНИА заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Евгеньевич Барсук. В ходе выполнения полетов управление самолетом осуществлялось с использованием систем дистанционного управления и внешнего видения.

По информации СибНИА, исследования включали отработку процедур руления, взлета, полета по маршруту и посадки из кабины без остекления с применением СВВ. Были собраны данные о работе навигационных средств, СВВ, алгоритмов обнаружения препятствий и распознавания угроз, а также натурные данные для обучения нейросетевых алгоритмов. Результаты подтвердили принципиальную осуществимость технологии посадки перспективного сверхзвукового гражданского самолета в условиях управления кабины без остекления.