"Я хочу быть живым произведением искусства", — однажды заявила маркиза о себе. Она смогла стать иконой стиля, а также музой для представителей искусства, моды и кино, однако последние свои дни провела в нищете и одиночестве.
Луиза Амман появилась на свет в Милане в январе 1881 года.
Луиза Амман, дочь богатого итальянского хлопкоторговца, получившего графский титул от короля Умберто I за заслуги в текстильной промышленности, росла в роскоши вместе со своей старшей сестрой Франческой. Их домашнее образование обеспечивали лучшие гувернеры. Однако, в 1894 году, после смерти матери, скончался и отец, оставив 15-летнюю Луизу и 16-летнюю Франческу сиротами и наследницами огромного состояния.
В 1900 году, на балу, Луиза, обладавшая яркой красотой и бездонными зелеными глазами, встретила маркиза Камилло Казати Стампа ди Сончино, представителя древнего миланского рода. 19-летняя Луиза мгновенно покорила 23-летнего аристократа, и вскоре они поженились. После медового месяца в Париже, молодожены поселились на вилле Казати в Чинизелло-Бальсамо.
Спустя год Луиза родила дочь Кристину. Малышку она назвала в честь Кристины Тривульцио, княгини Бельджойозо, которая занималась черной магией. Увлечение оккультизмом было тогда повсеместным. И в Европе, и в Америке обеспеченная публика гадала, узнавала будущее, говорила с духами умерших. Луиза занималась этим на протяжении всей жизни. В ее дворцах жили гадалки и астрологи, словно оракулы при императрице.
С первых же дней брака маркиза ощутила себя узницей роскоши и стремилась к свободе. Вскоре после свадьбы супруги стали жить раздельно, что привело к фактическому расставанию в 1914 году, хотя официально развод был оформлен лишь десять лет спустя. Луиза вошла в историю Италии как первая женщина, добившаяся церковного разрешения на расторжение брака.
Одной из причин краха семейной жизни стал роман Казати с известным европейским писателем Габриэле Д’Аннунцио. Маркиза и прославленный обольститель познакомились во время охоты, в которой Луиза участвовала вместе с мужем. Вскоре после этой встречи она стала его любовницей. Д'Аннунцио был очарован Луизой и дал ей прозвище Кора, в честь одного из имен греческой богини Персефоны. Согласно мифу, после похищения Аидом невинная дева превратилась в богиню подземного мира. Учитывая любовь Д'Аннунцио к мифологии и страсть Луизы к перевоплощениям, выбор этого имени для нее кажется вполне закономерным.
Габриэле Д'Аннунцио, страстный поклонник Луизы Казати, описывал ее как женщину поразительной красоты, одержимую идеей увековечивания своего образа. По его словам, Казати, словно триумфатор, оставляла свой отпечаток в воздухе, подобно гипсовому слепку, стремясь к своеобразному бессмертию. Д'Аннунцио видел в этом проявление жажды власти и вечности, присущей всякой красоте. Он утверждал, что каждый жест Казати запечатлевался в его памяти навечно. Восхищенная своим прозвищем "Кора", данным ей Д'Аннунцио, она даже начала подписываться на французский манер "Core". Поэт был настолько очарован Казати, что сделал ее прототипом главной героини своего романа "Может быть — да, может быть — нет" и называл ее "разрушительницей заурядности".
Луиза Казати была музой для многих художников и дизайнеров. Поль Пуаре создал для нее в 1910-х годах роскошное платье, усыпанное бриллиантами, а Леон Бакст в 1922 году - фантастический наряд "королева ночи" для парижского бала-маскарада. Ее экстравагантность не знала границ: однажды она появилась на вечеринке в платье из сотен электрических лампочек, которое, правда, вышло из строя, и маркизу даже слегка ударило током.
Маркиза Казати была известна своей невероятной эксцентричностью, о которой слагали легенды. Чего только стоит история о том, как она поселилась в парижском отеле Ritz со своим питоном, который, к всеобщему удивлению, сбежал! Ее наряды шокировали даже искушенную публику, а любовь к драгоценностям Lalique вдохновила Cartier на создание культовой коллекции «Пантера». Высший свет обсуждал ее роскошные вечеринки и эпатажные выступления. Вспомнить хотя бы бал в ее венецианском палаццо, где танцевали Нижинский и Дункан. Пикассо и Дягилев были завсегдатаями ее римской виллы. Художник Эрте был настолько очарован ее магнетической красотой, что посвятил ей букву L в своем «Алфавите Эрте», изобразив ее в виде женщины с гепардом.
Несмотря на поездки в Милан, Рим и Лондон, сердце Луизы покорила Венеция. Именно там, в 1910 году, она поселилась в заброшенном палаццо Веньер деи Леони на Гранд-канале, превратив его в центр экстравагантных вечеринок и маскарадов. В этом доме, ныне известном как музей Пегги Гуггенхайм, маркиза содержала экзотический зоопарк. Она окрашивала воронов-альбиносов в цвета, соответствующие тематике ее вечеринок.
Маркиза Казати была известна своими вызывающими ночными прогулками по площади Сан-Марко. Она появлялась там в невероятных нарядах: то в плаще от Фортуни и золотых туфлях, выгуливая гепарда на бриллиантовом поводке и обвитая живой змеей, то в сопровождении слуги-нубийца с золотым подсвечником. На своих знаменитых балах на площади, устланной, по слухам, персидскими коврами, она представала перед европейской аристократией в самых разнообразных и шокирующих образах: от Арлекина и дрессировщицы до персидской принцессы, Сары Бернар, медузы Горгоны, Клеопатры, графа Калиостро или даже просто в шубе, под которой ничего не было надето. Ее яркий внешний вид – огненно-красные волосы, алые губы, густо накрашенные ресницы и расширенные специальными каплями зрачки – делали ее неотразимой для всех, кто встречал ее на вечеринках.
Театральность и любовь к зрелищности Луиза переняла от матери, которая делилась с дочерью воспоминаниями о блистательных светских раутах и оперных постановках.
Ее экстравагантные образы создавали такие выдающиеся художники, как Скиапарелли и Бакст. Маркиза Казати не просто следовала моде, она диктовала ее, вдохновляла творцов и удивляла даже самых искушенных аристократов. Она, без сомнения, была самой эпатажной фигурой своей эпохи.
Помимо Венеции, Луиза Казати питала страсть к Парижу, где владела Palais Rose – экстравагантным особняком из красного мрамора. В отдельном павильоне она устроила личную картинную галерею, посвященную исключительно себе, разместив там более 130 своих портретов. В парижской гостиной маркизы стоял обеденный стол, окруженный восковыми фигурами, по слухам, содержащими прах ее бывших возлюбленных. Во время ужинов при свечах Казати любила сидеть рядом со своей восковой копией, играя с восприятием гостей и заставляя их гадать, кто из них настоящая.
1924 год стал переломным для маркизы: развод после долгой разлуки, смерть сестры, разорение Д'Аннунцио. Начало 1930-х ознаменовалось полным разграблением его имения и распродажей имущества. Сама маркиза, растрачивая состояние в путешествиях по миру, к пятидесяти годам оказалась в долгах на миллионы долларов и вынуждена была продать свой парижский дом. После банкротства она переехала в Лондон к дочери, где скромно жила на попечении друзей. Смерть от кровоизлияния в мозг в 1957 году, во время спиритического сеанса, подвела черту под жизнью, полной блеска и расточительства. Похороненная с накладными ресницами и яркой помадой, одетая в черное пальто с воротником из меха гепарда, она нашла последний приют на Бромптонском кладбище. Племянница маркизы Муреа выбрала строки из шекспировского «Антония и Клеопатры» в качестве надписи на могильном камне: «Ее разнообразью нет конца. Пред ней бессилен возраст».
Дорогие друзья! Если вы хотите получать свежие публикации нашего журнала оперативно и удобно прямо в Телеграм, обязательно подпишитесь на наш канал. Там вас ждут не только актуальные материалы, но и специальные бонусы — уникальные промокоды, выгодные скидки и другие приятные сюрпризы, доступные исключительно нашим подписчикам! Присоединяйтесь к нам прямо сейчас: https://t.me/fokus_journal
***
Если вы дочитали до конца, будем благодарны за 👍 лайк
Рекомендуем почитать