В возрасте 92 лет скончался Александр Наумович Митта — выдающийся режиссер, кинодраматург и педагог. Его творческий путь был отмечен не только громкими успехами, но и смелыми экспериментами, открывшими новые горизонты для советского и российского киноискусства.
Александр Митта: как архитектор стал режиссером
Александр Наумович Рабинович (настоящая фамилия режиссера) родился 28 марта 1933 года в Москве в интеллигентной семье. Его детство пришлось на тяжелые годы сталинских репрессий: когда мальчику было всего три года, его мать арестовали за «антисоветские высказывания», она умерла в заключении, многие родственники тоже пропали в лагерях. Воспитывал будущего режиссера отец — инженер автозавода.
Александр с детства любил рисовать и изобретать, поэтому сначала получил образование в Московском инженерно-строительном институте, где его наставником был выдающийся советский архитектор-конструктивист Константин Мельников. Но, получив диплом в 1955 году, Митта не стал работать по специальности, а поступил на режиссерский факультет ВГИКа (ныне Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова). Но на вопрос о том, когда он начал мечтать о профессии режиссера, он всегда отвечал просто и честно: «Никогда».
Время учебы в институте кинематографии стало для Митты периодом невероятного творческого роста и важных знакомств. Его педагогами были настоящие легенды советского кино — Александр Довженко и Михаил Ромм. Среди однокурсников оказались будущие великие режиссеры: Отар Иоселиани, Лариса Шепитько, Георгий Шенгелая, Андрей Тарковский, Василий Шукшин.
Памятник ВГИКовцам у здания университета. Фото:
Именно в этот период Александр Рабинович стал Александром Миттой — псевдоним появился, когда он работал художником-карикатуристом в журнале «Крокодил», где ему сказали, что «Рабинович-карикатурист — это уже слишком».
От пионерских историй к первому советскому фильму-катастрофе
Творческий дебют Митты состоялся в 1961 году: вместе с однокурсником Александром Салтыковым он снял картину «Друг мой, Колька!» — искреннюю историю о школьниках, создавших «Тайное общество троечников». Фильм о поисках правды и справедливости, о первых победах и поражениях сразу привлек внимание зрителей и критиков — его посмотрели почти 24 миллиона человек, картина получила несколько призов, включая премию Международного кинофестиваля в Лондоне.
Кадр из фильма «Друг мой, Колька!»/«Мосфильм»/kinopoisk.ru
Последовавшие за первым фильмом работы «Звонят, откройте дверь» (1965) и «Точка, точка, запятая» (1972) укрепили за Миттой репутацию талантливого режиссера кино для детей и подростков. Фильм «Звонят, откройте дверь» даже получил Большой приз на международном фестивале детских фильмов в Венеции.
Однако Александр Митта не хотел оставаться в рамках одного жанра. В 1969 году он кардинально изменил направление своего творчества и снял философскую трагикомедию «Гори, гори, моя звезда» — глубокое размышление о судьбе художника и его отношениях с властью. Затем последовали «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976) с Владимиром Высоцким в главной роли и первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» (1979).
Кадр из фильма «Экипаж»/«Мосфильм»/kinopoisk.ru
«Экипаж» стал настоящим прорывом не только для Митты, но и для всего советского кинематографа. Несмотря на скромный бюджет и технические ограничения, режиссер создал захватывающее зрелище, сумел объединить в одной картине мелодраму и остросюжетный фильм. Успех был оглушительным — за год «Экипаж» посмотрели более 71 миллиона зрителей.
А в 1983-м появилась «Сказка странствий» — казалось, Митта вернулся к детскому кино. Но этот фильм — уже не детская история, а притча для взрослых. Недаром кульминацией картины стал полет над всем земным на «рукотворном нетопыре, поднимающем человека» над мирским под великолепную музыку Альфреда Шнитке.
Александр Митта: режиссер, сценарист и педагог
После распада СССР Александр Митта продолжил активную творческую деятельность. В 2000 году он напомнил о себе многосерийным телефильмом «Граница. Таежный роман», в котором на этот раз объединил элементы криминального боевика и любовной драмы. Картина получила Государственную премию России и несколько премий ТЭФИ, а исполнители главных ролей — Алексей Гуськов, Ольга Будина и Марат Башаров — проснулись знаменитыми.
На съемках сериала «Граница. Таежный роман». Фото: Первый канал/Школа-Студия Александра Митты//kinopoisk.ru
Последней работой режиссера, если не считать перезапуска «Экипажа» в 2016 году, стал фильм «Шагал — Малевич» (2013) об отношениях двух великих художников — глубокое размышление о природе творчества, конфликте стилей и мировоззрений.
Однако творческая энергия Митты не ограничивалась только режиссурой. Он стал выдающимся педагогом, много лет преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров, а позже основал собственную Школу-студию Александра Митты. Его книга «Кино между адом и раем» стала настольной для нескольких поколений кинематографистов.
В своих работах и лекциях он часто обращался к понятию «драматической перипетии» — непрерывного чередования эмоциональных состояний героев, движения от несчастья к счастью и обратно. «Хорошо рассказанная история состоит из непрерывного чередования драматических перипетий. Эта цепь является одной из субструктур драматического рассказа. Она вовлекает в историю и персонажей, и нас, зрителей. Драматическая перипетия разогревает ваши эмоции. Именно в тот момент, когда происходит «вдруг!», мы эмоционально раскрываемся навстречу истории», — писал он.
Кадр из фильма «Сказка странствий»/«Мосфильм»/Filmové Studio Barrandov/Studioul Cinematografic Bucuresti/kinopoisk.ru
Этот принцип он любовью и огромным мастерством воплощал в своих фильмах, создавая произведения, которые захватывали зрителя с первых кадров и не отпускали до финальных титров.
Личная жизнь режиссера Митты
Александр Митта более 60 лет прожил с единственной женой — художницей Лилией Майоровой. Ради него Лилия ушла от успешного журналиста-международника, который три года не давал ей развода.
«В результате в один день мы оформили и развод, и зарегистрировали брак, и записали на меня моего сына», — вспоминал режиссер. Их сын Евгений стал известным художником.
«Распространенное мнение, что якобы в киношной среде царит разврат — это все неправда, полная чушь. Если в съемочной группе романы и возникали, то как правило длительные — многие из них кончались свадьбой. В экспедиции ездили с семьями, так что более прочных связей, романов, браков, чем в киношной среде, я и не знаю. Так что это очередной миф», — утверждал Митта.
Александр Митта на съемках фильма «Шагал — Малевич». Фото: «Мармот-фильм»/SHIM Film/«Арена»/kinopoisk.ru
Супруга Александра Наумовича ушла из жизни в конце 2022 года, и с этой потерей режиссер так и не смог смириться. В последние месяцы жизни он боролся с онкологическим заболеванием — у него диагностировали злокачественную опухоль почки.
1 июля 2025 года Александра Митту госпитализировали в тяжелом состоянии, 14 июля режиссера не стало. О смерти отца в социальных сетях сообщил сын Евгений: «Мой дорогой папа ушел из жизни сегодня. Любим, скорбим».
Ранее мы рассказали о творческом пути и личных драмах советского актера Бориса Новикова.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».