Найти в Дзене
OBJECTA

Эффект Даннинга-Крюгера: когнитивные искажения в самооценке компетентности

Феномен, известный как эффект Даннинга-Крюгера, был описан в 1999 году психологами Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом. Их исследование показало, что люди с низким уровнем компетентности склонны переоценивать свои способности, тогда как эксперты, напротив, могут недооценивать себя — этот парадокс объясняется когнитивными искажениями, связанными с самооценкой и метапознаниемспособностью анализировать собственное мышление. 

Иллюстрация: н/а
Иллюстрация: н/а

Даннинг и Крюгер провели серию экспериментов, в которых участники выполняли тесты на логику, грамматику и чувство юмора. После каждого задания испытуемые оценивали, насколько хорошо, по их мнению, они справились. Те, кто показал худшие результаты, ставили себе высокие баллы, а наиболее успешные участники занижали свои оценки. Авторы пришли к выводу, что для точной самооценки необходим определенный уровень знаний — без него человек не способен осознать свои ошибки. 

Механизм эффекта связан с двойной когнитивной нагрузкой. Некомпетентные люди не обладают достаточными знаниями, чтобы распознать пробелы в своем понимании, если им указывают на ошибки, они не могут их корректно интерпретировать из-за отсутствия навыков критического анализа. В работе 2003 года Даннинг отметил, что обучение и обратная связь частично снижают этот эффект, но полностью устранить его сложно. 

Эффект не является универсальным. В метаанализе 2020 года подчеркивается, что его проявление зависит от контекста: в задачах с четкими критериями оценки (например, математика) он выражен сильнее, чем в субъективных областях (искусство). Культурные различия влияют на самооценку — в коллективистских обществах люди реже демонстрируют завышенную уверенность. Для коррекции предлагается развивать критическое мышление и использовать объективные методы оценки.  

1. Kruger, J., Dunning, D. Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One's Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77, № 6. P. 1121–1134. 

2. Ehrlinger, J., Johnson, K., Banner, M. Why the Unskilled Are Unaware: Further Explorations of (Absent) Self-Insight Among the Incompetent // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2008. Vol. 105, № 1. P. 98–121. 

3. Nuhfer, E., Cogan, C., Fleisher, S. How Accurate Are Our Self-Evaluations? The Dunning-Kruger Effect in STEM Fields // Journal of College Science Teaching. 2020. Vol. 49, № 4. P. 36–44. 

4. McIntosh, R. D., Fowler, E. A., Lyu, T. The Dunning-Kruger Effect in a Cross-Cultural Context // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article 604300.