Найти в Дзене
Война. Быт. Тыл. (ВБТ)

Основы кибербезопасности: защита детей.

Советы для родителей и опекунов Как я уже писал в предыдущих статьях: основные группы риска, чаще всего попадающие под воздействие мошенников и других киберпреступников - это дети и пожилые люди. Про пожилых поговорим позже, а сейчас про детей. По данным "Управления К" (Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий):
Начиная с 2020 года, общее число преступлений, совершённых с использованием информационных технологий, и которые были совершены российскими гражданами не старше 18 лет, увеличилось примерно в 74 раза. При том, что зафиксированных фактов обвинений по статье 150 УК РФ (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления) относительно мало - до 300 случаев в год, но поправки в эту статью, принятые в январе 2025 года, говорят об актуальности проблемы, особо отмечая вовлечение детей до 14 лет, а также с использованием сети Интернет. Кроме того, возможные наказания по статье значительно усилены, что также косвенн
Оглавление

Советы для родителей и опекунов

Как я уже писал в предыдущих статьях: основные группы риска, чаще всего попадающие под воздействие мошенников и других киберпреступников - это дети и пожилые люди. Про пожилых поговорим позже, а сейчас про детей.

По данным "Управления К" (Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий):
Начиная с 2020 года, общее число преступлений, совершённых с использованием информационных технологий, и которые были совершены российскими гражданами не старше 18 лет, увеличилось примерно в 74 раза. При том, что зафиксированных фактов обвинений по статье 150 УК РФ (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления) относительно мало - до 300 случаев в год, но поправки в эту статью, принятые в январе 2025 года, говорят об актуальности проблемы, особо отмечая вовлечение детей до 14 лет, а также с использованием сети Интернет. Кроме того, возможные наказания по статье значительно усилены, что также косвенно говорит нам обо всей серьезности ситуации. Всего же, по данным ГИАЦ МВД, в 2024 году доля преступлений, совершенных с применением сети Интернет составила 38% от общего числа, что равно 765,4 тысячи преступных деяний. Совсем скоро каждое второе преступление будет совершаться онлайн. И дети - первые в списке возможных жертв киберпреступников.

Почему дети — лёгкая добыча?

Мошенникам легко завладеть доверием ребенка и склонить того к определенным действиям по следующим причинам:

1. Отсутствие жизненного опыта

Дети ещё не сталкивались с ситуациями, похожими на обман или манипуляции взрослых. Они доверяют окружающим людям и верят всему, что слышат.

Так, детей втягивают в противоправные схемы, или даже в суицидальные игры: под видом известного блоггера с ребенком связывается злоумышленник и предлагает нечто "невинное": отправить фото комнаты, где живет ребенок, или домашнего питомца, а после отправки - обменяться телефонами, чтобы обсудить, или перейти для общения в более удобный мессенджер. По сути, преступнику важно, чтобы ребенок сам сделал первый шаг и "пошел" за ним - по той же схеме, как "добрый дядя" на улице говорит ребенку на детской площадке, что купил щенка и хочет показать зверушку ребенку. Ребенок не знает: что его ждет и идет за "дядей" без задней мысли.

2. Доверчивость и открытость

Ребёнок легко вступает в контакт с незнакомцами, особенно если тот представляется доброжелательным взрослым или другом семьи. Мошенники пользуются детской наивностью и дружелюбием. Взрослый человек скорее всего не купится на предложение подработки с обещанием заработка 10.000 рублей за день без должной подготовки и квалификации, а ребенку такое предложение часто кажется нормальным.

Например: Ребенок скачивает бесплатную онлайн-игру и регистрируется там под своим настоящим именем, используя свой стандартный пароль, который используется и во всех остальных приложениях. Через некоторое время другой игрок пишет ему в чате, обещая секретный код на получение ценных игровых предметов, если ребенок предоставит данные от своей учётной записи. Без раздумий ребенок делится паролем, считая другого игрока искренним помощником.

3. Низкий уровень критического мышления

Детям сложно распознать ложь, уловки и скрытые намерения. Часто в социальных сетях мы можем встретить страницы с разнообразными конкурсами, многие их которых могут даже быть настоящими, где за участие дают реальные призы. Но также в них требуется указать реальную информацию о себе, или даже скачать приложение, которое само соберет все данные с телефона, включая данные о местоположении. Ребенок, уверенный в том, что "все так делают" бездумно нажимает на кнопки согласия, дающее приложению доступ к данным, или отправляет данные в онлайн-анкету. Мысли о том, что данные могут быть использованы во вред, или просто украдены мошенниками из незащищенного хранилища организаторов конкурса - у ребенка не появляется.

4. Желание понравиться

Для ребёнка важно получать одобрение окружающих. Если взрослый хвалит ребенка или делает комплименты, ребёнок скорее согласится выполнить любое требование, даже опасное. Самым распространенным примером использования этой черты детей являются мошенники, которые проникают в открытые чаты детских сообществ, активно общаются там и буквально за несколько дней завоевывают доверие (шутят, размещают смешные картинки и видео, поддерживают высказывания детей), а потом "просят взаймы". Также часто играют на чувстве "быть крутым", когда ребенку предлагают вступление в некое закрытое сообщество, приобщиться к "элите", получив некий знак от которой - он, конечно же, сам станет лидером в школе или иной кампании.

5. Ограниченное понимание рисков

Большинство детей плохо осознают последствия общения с посторонними людьми. Им кажется, что взрослые помогают исключительно ради добрых дел, а опасность существует лишь в фильмах и сказках. именно поэтому многие дети так легко попадаются на фишинговые ссылки типа: "тут походит конкурс - проголосуй за мою фотографию"/"ого, смотри, это твоя фотка тут, вот это жесть!"/"По ссылке получи промокод на скидку" и подобные, даже если такая ссылка пришла от незнакомого человека.

6. Ощущение собственной уникальности («со мной такого точно не случится»)

Даже зная о рисках и возможности пострадать от действий мошенников - ребенок все равно совершает ошибочные действия, так как думает, что именно ему сейчас повезет: именно ему предложат чудо-подработку на 100.000 в день, которая не будет связана с преступностью, именно ему пришло настоящее сообщение о банковской ошибке и перечислении денег на счет, именно ради него устроили этот розыгрыш призов, и так далее. Ну, и, конечно, дополнительно здесь работает аргумент: "интересно же! Я же знаю обо всех опасностях, поэтому со мной ничего плохого случиться не может"

7. Давление сверстников или желание одобрения

В последнее время частыми проявлениями такого бывают закрытые Telegram-каналы школьников, где они делятся приватными мыслями, советуются друг с другом. или просто общаются. Случается так, что одного из участников чата остальные начинают подначивать на совершение рискованных действий (выстрелить из папиного ружья), или "брать на слабо", в результате чего в сети оказываются интимные фотографии жертвы такой травли. Вполне возможно проникновение в такие чаты "знакомых" одного из участников, который на поверку оказывается взрослым человеком, который сначала поддерживает общение и втирается в доверие, действуя на "общей волне", а потом начинает запускать в чат свои мысли, давать свои предложения, которые уже воспринимаются, как нормальные, которым хочется соответствовать, так как исходили они от уважаемого члена сообщества. Даже если при этом раскрывается истинный возраст такого персонажа, то это лишь добавляет к нему уважения: подсознательное доверие к взрослым соединяется с тем, что дети видят, что этот человек общается с ними на равных, поднимает темы, которые их интересуют, и из всего мира взрослых, который "где-то там наверху" - он единственный "свой". Таким людям очень сложно противостоять, часто именно они оказываются преступниками или педофилами, которые вовлекают детей в занятие проституцией, наркоторговлей, съемкам порнографии, создают экстремистские сообщества или секты, а специально засылаемые для этих целей кураторы из недружественных нам стран и вовсе могут формировать террористические ячейки.

Как преступники находят и атакуют своих жертв?

-2

На сегодняшний день существует несколько основных путей, которыми пользуются преступники для поиска своих жертв:

1. Фишинговые атаки

Наверное, самый распространённый способ взлома аккаунтов, хищения данных и получения неправомерного доступа к денежным средствам жертвы. Преступники рассылают электронные письма, сообщения в мессенджерах или делают посты в соцсетях, маскирующиеся под официальные уведомления от банков, известных сервисов, госорганов, социальной сети или сообщения от знакомых атакуемого пользователя.

Цель фишинга — заставить жертву перейти по вредоносной ссылке, загрузить файл с вирусом или ввести свои логины/пароли на поддельных сайтах. Рассматривая фишинг в разрезе детей, можно привести следующие примеры:

1.1. Онлайн-игры и игровые платформы
Ребенок играет в компьютерную игру, и внезапно получает сообщение от пользователя с именем, похожим на обозначение представителя администрации, с содержанием типа: "Вы выиграли редкое оружие/уникальный предмет!" или "Ваш аккаунт заблокирован из-за нарушения правил.", содержащее некую ссылку "с подробностями".
Переходя по предлагаемой ссылке, игрок попадает на поддельный сайт, внешне схожий с официальным сервисом игры, где вводится личный пароль или другие данные пользователя. Результат — кража игрового аккаунта, финансов или виртуальных ценностей.

1.2 Социальные сети и мессенджеры
Многие дети получают сообщения в виде приглашений присоединиться к закрытой группе поклонников звезды, блогера, певца или даже фильма. Такое приглашение ведёт на платформу, которая запрашивает вход по данным личного профиля или почте. Получив эти данные, мошенники смогут воспользоваться страницей ребенка, завладеть важной информацией или подписывать на нежелательную рекламу. Также такие группы часто являются "стартом" для втягивания детей в суицидальные игры, или даже экстремистские действия

1.3 Спортивные мероприятия и фанатские клубы
Для юных болельщиков и любителей спорта популярны различные фан-клубы, которые иногда используются для фишинга. Мошенники создают псевдофан-сайты футбольных клубов, хоккейных команд или спортивных мероприятий. Подростки могут получить сообщение вроде: "Получите билет на матч бесплатно, перейдите по ссылке!" или "Проверьте вашу заявку на футбольный лагерь!"
Следуя инструкции, жертва попадает на фейковую страницу входа, где вводит свои данные, позволяя злоумышленнику получить доступ к профилю или финансам.

Важно помнить, что фанатские сообщества часто привлекают в свои ряды спортивных и энергичных молодых людей, с избытком энергии и свободного времени, чем часто пользуются преступные кураторы таких фейковых сообществ, формируя из детей радикальные ячейки, пропагандируя в их рядах запрещенные течения (например: "АУЕ") и иными средствами переманивая детей на свою сторону.

1.4 Розыгрыши и конкурсы
Дети и подростки любят участвовать в различных конкурсах и соревнованиях, проводимых в интернете. Но мошенники создают специальные фишинговые страницы с "розыгрышами" телефонов, гаджетов, билетов на концерты и путешествия. Под предлогом выбора победителя требуют заполнять анкеты с указанием номеров карт, паспортных данных или иных конфиденциальных сведений.

1.5 Обман с авторизацией в сервисах
Распространённый метод фишинга среди подростков — создание поддельных страниц популярных площадок (VKontakte, YouTube, TikTok и т.д.), или "страниц альтернативного входа" на площадки, запрещенные или замедленные в России. Жертву просят повторно пройти процедуру аутентификации для улучшения безопасности или устранения неполадок, введя пароль и логин на странице, визуально совпадающей с оригинальной, но ведущей к краже данных.

2. Использование вирусов и троянов

Вирусы и трояны - это вредоносные программы, которые устанавливаются на устройство жертвы через вложения в письмах, через файлы, скачанные из ненадёжных источников, или путём эксплуатации уязвимостей программного обеспечения. Часто вредоносное ПО содержится во "взломах" лицензионного программного обеспечения, которое могут скачивать люди, чтобы иметь возможность бесплатно использовать платный софт. Вирусы и трояны позволяют воровать информацию, перехватывать сессии браузера или следить за действиями пользователя. В последнее время появились такие атакущие программы, встроенные в видео и даже изображения, распространяемые по сети.

3. Взлом социальных сетей и мессенджеров

Преступники применяют методы подбора паролей, использующие стандартные комбинации символов или имена жертв. Затем они берут под контроль профиль, публикуют сообщения от лица владельца или обращаются к друзьям с просьбой о финансовой помощи, или с целью распространения фишинговых ссылок. Такое часто можно наблюдать, когда человек, с которым вы не общались несколько лет внезапно пишет вам в мессенджер: "Помоги деньгами, срочно нужно перевести на такую-то карту" или "Ребенок участвует в конкурсе, проголосуй за него!"

4. Социальная инженерия

Цель данного метода состоит в манипулировании человеческими чувствами (любопытство, страх, жалость, доверие) - для достижения нужных результатов. Сюда входят и лживые просьбы о помощи, убедительно звучащие сценарии и прочее. Чаще всего применяется в телефонном мошенничестве, когда поступают звонки от "службы безопасности банков", "госслужб" и прочих серьезных организаций. До сих пор популярны в регионах звонки с применением сценария "Ваш родственник попал в беду и только нужная сумма на указанные реквизиты (или переданная курьеру) может его спасти"

5. SMS-мошенничество

Мошенники отправляют короткие сообщения, замаскированные под имена реальных брендов или банков, содержащие запросы на подтверждение или обновление данных либо призывающие позвонить по определенному номеру, который оказывается платным. Например: "Вам одобрена социальная выплата на крупную сумму, получите подробности здесь..." или: "Перезвоните нам по телефону ХХХ-ХХХ-ХХХХ, ваш банковский счет нуждается в проверке".

6. Использование имитации голоса

Voice spoofing (голосовая мимикрия, имитация голоса) — это современная технология синтеза речи, основанная на использовании ресурсов нейросетей, позволяющая автоматически создавать голос конкретного человека, с помощью заранее записанного образца. Этот метод основан на обработке аудиозаписей и применении алгоритмов глубокого обучения, которые воспроизводят особенности произношения, интонаций и особенностей дикции говорящего.

Преступник собирает достаточное количество записей голоса цели (например, аудиосообщения во взломанном мессенджере, интервью, выступления). Далее используя специализированное ПО, создается синтезированный голос, практически неотличимый от оригинала. Голосом жертвы преступник осуществляет звонки родственникам, коллегам или бизнес-партнёрам, убеждает их совершить финансовые переводы или передать конфиденциальную информацию.
Например, вы получаете звонок от родственника, который говорит, что попал в аварию и сейчас срочно нужно "порешать" вопрос с гаишниками, путем перевода средств на счет одного из них.

7. Deepfake (Генерация реалистичных изображений и видео)

Deepfake-технология также основана на использовании нейросетей, но куда более сложна, чем просто имитация голоса, и способна создавать высококачественное видео, где лицо одной персоны заменено лицом другой. Эта техника также применяется для создания поддельных фотографий, видеороликов или анимации, которые выглядят настолько естественно, что отличить подделку от реального материала почти невозможно.

Атакующий преступник создаёт видеозаписи, где цель изображена совершающей противоправные действия, выражающей угрозы или участвующей в сомнительных событиях.
Эти материалы распространяются публично или предоставляются частным образом (например, близким людям, работодателю, партнерам по бизнесу, сбрасываются в школьные чаты), создавая репутационные проблемы или ставя жертву в невыгодное положение.
Жертва же предварительно получает письмо с угрозами публикации компрометирующего видео, если не выполнит требования преступников.

Думаю, из примеров стало понятно, что методы редко используются в чистом виде, но чаще - комбинируются, чтобы достичь наилучшего для преступников результата.

Чаще всего мошенники работают командами, когда одни - совершают звонки, другие - посылают на нужные адреса вредоносные программы, третьи отправляют СМС, и так далее. Каждый раз, когда вы, или ваш ребенок, столкнетесь с мошенниками, помните: вы один, а врагов много! Пытаться с ними бороться в одиночку бессмысленно, всегда нужно обращаться за помощью!

Что нужно сделать, чтобы защитить детей?

Обсудите с детьми тему киберугроз дома.

Для дошкольников (3–7 лет):

Объясните простыми словами, что компьютерные игры, телефоны и планшеты, даже видеоролики блоггеров - бывают полезны, но некоторые плохие люди могут использовать их во зло. Нельзя давать никому свои пароли, адреса и фото, рассказывать о родителях. Расскажите сказки о компьютерных или мультипликационных героях, которым удалось победить злодеев благодаря осторожности.

-3

Для младших школьников (8–11 лет):

Рассказывайте правила безопасности: объясните, почему так важна настройка конфиденциальности в играх и соцсетях, что в таких местах нельзя указывать реальные имена, адреса и телефоны. Можно даже завести ребенку отдельный телефон и аккаунт почты для игр и развлечений, где не будут использоваться настоящие персональные данные. Учитесь вместе с ребенком проверять ссылки и не загружать непроверенные файлы. Напоминайте о правиле "трижды подумать", прежде чем поделиться чем-то личным в интернете.

Для подростков (12–16 лет):

Разговаривайте открыто и серьезно: покажите реальные случаи, когда люди пострадали от мошенников и киберпреступников, и чему это привело: разорение, реальные тюремные сроки, смерть. Расскажите о признаках опасного поведения в сети: навязывание дружбы, приглашение в сообщества, попытки вымогательства, распространение интимных фото. Настройте вместе защиту устройств, расскажите о программах-антишпионах и фильтрации контента.

Общие рекомендации: Важно установить доверительный диалог с ребенком, поощрять его стремление поделиться с вами эмоциями, переживаниями и вопросами, в том числе об увиденном в сети. даже если вам это кажется полной ерундой. Научите ребенка говорить "нет" подозрительным предложениям в интернете. Проводите регулярные занятия по компьютерной гигиене совместно с ребенком. Важно, чтобы ваши знания в компьютерной безопасности были на том же уровне, что и у ребенка, поэтому изучайте тему совместно: вместе учитесь пользоваться приложениями, защищающими ваши устройства, читайте новости о киберпреступлениях и их последствиях, обсуждайте: что говорят по этой теме друзья и одноклассники ребенка. Создавайте сами видео- и аудиоролики с использованием технологий Deepfake и имитации голоса для развлечения, чтобы ребенок был лучше подготовлен к возможным атакам. Изучите контент, который нравится ребенку по истории просмотров и поставленным лайкам - определите для себя: какие блогеры и иные контент-мейкеры подходят для просмотра ребенком, а какие - нет. Желательно отринуть снобизм и понять, что действительно есть безопасные и даже полезные блогеры с научно-познавательным, или просто развлекательным, но добрым контентом. И в то же время есть те, кто продвигает контент, основанный на низменных эмоциях, или вовсе "чернуху". В любом случае, для спора с ребенок на тему того что ему смотреть можно, а что - нельзя, очень важна будет правильная аргументация, которая начинается с просмотра и ознакомления.

-4

Установите родительский контроль на устройствах

По состоянию на 2025 год российские пользователи выбирают разнообразные приложения для родительского контроля, обеспечивающие безопасность детей в интернете и контроль за использованием гаджетов.

Важные моменты при выборе приложения:
Совместимость с платформами: Убедитесь, что приложение поддерживается на используемой платформе (Android, iOS, Windows, macOS).
Функционал: Выберите подходящий набор функций исходя из потребностей вашей семьи.
Удобство использования: Оцените удобство интерфейса и легкость настройки.
Стоимость: Некоторые приложения имеют платные функции, уточняйте стоимость и ознакомьтесь с отзывами пользователей.

Правильно подобранное приложение родительского контроля поможет защитить ребенка от негативных последствий пребывания в интернете и обеспечит спокойствие родителям.

Рассмотрим с вами Топ-10 самых востребованных приложений, выделяя их основные функции и удобство использования.

  1. Google Family Link​‍
    Платформы: Android, iOS
    Особенности: Управление экранным временем, отслеживание местоположения, установка ограничений на использование приложений и доступ к интернету.
    Простота освоения: Высокий уровень доступности и интуитивно понятный интерфейс.
    Дополнительные функции: Совместимость с любыми устройствами, интеграция с экосистемой Google.
  2. SafeKids от Лаборатории Касперского​‍
    Платформы: Android, iOS
    Особенности: Веб-фильтрация, гео-локация, анализ онлайн-поведения ребенка, консультативная поддержка психолога.
    Простота освоения: Средней сложности, требует предварительной настройки.
    Дополнительные функции: Режим SOS, анализ психоэмоционального состояния ребенка.
  3. Где мои дети​‍
    Платформы: Android, iOS
    Особенности: Гео-локация, отслеживание маршрута, режим SOS, прослушивание окружения.
    Простота освоения: Легко освоить и использовать.
    Дополнительные функции: Работа с GPS-часами, возможность подачи сигналов тревоги.
  4. SentryPC​‍
    Платформы: Windows, macOS, Android, iOS
    Особенности: Логгирование действий, контроль использования приложений, веб-фильтрация.
    Простота освоения: Сложность зависит от выбранного пакета.
    Дополнительные функции: Запись экрана, анализ активности ребенка в интернете.
  5. Kaspersky Safe Kids​‍
    Платформы: Windows, Android, iOS
    Особенности: Контроль времени использования гаджетов, блокировка контента, ведение статистики активности.
    Простота освоения: Достаточно легкий интерфейс, подходящие рекомендации.
    Дополнительные функции: Умная блокировка потенциально небезопасных сайтов и приложений.
  6. Microsoft Family Safety​‍
    Платформы: Windows, Android, iOS
    Особенности: Ограничение времени использования, фильтрация контента, отслеживание местоположения.
    Простота освоения: Доступно и понятно большинству пользователей.
    Дополнительные функции: Гео-локация, ограничение установок приложений.
  7. Qustodio​‍
    Платформы: Windows, macOS, Android, iOS
    Особенности: Широкий набор функций: фильтрация контента, контроль времени, мониторинг использования.
    Простота освоения: Средний уровень сложности, есть обучающая документация.
    Дополнительные функции: Анализ социальных сетей, аналитика действий ребенка.
  8. Screen Time​‍
    Платформы: Android, iOS
    Особенности: Ограничение экранного времени, контроль использования приложений, мониторинг активности.
    Простота освоения: Проще большинства аналогов.
    Дополнительные функции: Возможности мониторинга звонков и SMS.
  9. Net Nanny​‍
    Платформы: Windows, macOS, Android, iOS
    Особенности: Мощная фильтрация контента, ограничение времени, отслеживание активности.
    Простота освоения: Средняя степень сложности, подходят пошаговые инструкции.
    Дополнительные функции: Защита от программ-вымогателей, отчеты о взаимодействии с контентом.
  10. mSpy​‍
    Платформы: Android, iOS
    Особенности: Подробный мониторинг активности, геотрекинг, контроль звонков и сообщений.
    Простота освоения: Особые умения не требуются, но рекомендуется консультация документации.
    Дополнительные функции: Возможность отслеживать GPS, звонки и SMS, а также блокиратор приложений.

Научите ребенка не делиться личными данными при общении с неизвестными и при использовании сети Интернет.

Постараюсь разложить по полочкам основные принципы обучения таким, казалось бы, очевидным вещам.


1. Правило: "Никогда не делись личными данными"
Объясните, что личные данные — это очень ценная информация! Имя, фамилия, адрес, телефон, номер паспорта, номер банковской карты, PIN-коды и пароли. Расскажите, что их передача третьим лицам может привести к страшным последствиям: краже денег, личных вещей, нарушению конфиденциальности (например: стать жертвой сталкеринга), или втягиванию в противоправную деятельность против воли.

Как научить:

Для начала, нужно объяснить само понятие: "личные данные". Используйте простые примеры и аналогии: сравните передачу пароля с ключами от квартиры или автомобиля. Объясните разницу в степени доверия к близкому человеку (даже если между близкими людьми есть конфликт) и случайному незнакомцу (который может быть вежлив, показывать доброту и учтивость).
Используйте игровые элементы: проведите ролевую игру, где ребенок выступает в роли защитника личных данных, спасая их от мифических «цифровых пиратов».


2. Формирование стойкого рефлекса отказа
Создавайте у ребенка устойчивую реакцию отказа передавать данные даже в стрессовых или провокационных ситуациях. Объясните, что настоящие представители государственных или крупных финансовых организаций никогда не попросят пароль или коды в смс, звонках или письмах.

Как научить:

Сделайте памятку с перечнем ключевых данных, которые нельзя разглашать.
Придумывайте, подсматривайте в прессе и проигрывайте ситуации из реальной жизни, чтобы ребенок привык реагировать правильно.
Сделайте карточки с правилами, которые вы повесите на стену рабочего стола или наклейте на холодильник.


3. Практическая демонстрация опасности
Покажите ребенку наглядно, как злоумышленниками используются полученные данные. Продемонстрируйте фрагменты новостей или статей о реальных инцидентах мошенничества и связанных с ними ущербах и последствиях. Расскажите ребенку об ответственности за участие в преступной деятельности, предусмотренной, в том числе, и для детей. Объясните, что любой "старший товарищ" в детском сообществе может оказаться куратором преступного сообщества.

Как научить:

Посмотрите совместно с ребенком документальное видео или сюжет, где объясняется механизм работы мошенников. Попробуйте найти дополнительную информацию о жертвах. Подчеркните, что жертвами часто становятся умнейшие люди, даже ученые и сотрудники правоохранительных служб, поэтому на голый интеллект полагаться нельзя. Посмотрите с ребенком сюжеты о детях, оказавшихся в детских исправительных учреждениях.

4. Тренировка уверенности в отказе
Укрепляйте самооценку ребенка, показывая, что умение сказать: "нет" - есть признак силы и разума.

Как научить: Организуйте игровую дискуссию, обсудите вопросы доверия и надежности информации. Подберите вдохновляющие цитаты или высказывания известных персонажей, подчеркивающие важность принятия собственных решений.

5. Периодический контроль и закрепление навыков
Не забывайте регулярно проверять усвоенные уроки, и подкрепляйте их положительными результатами. Хвалите ребенка за правильные поступки, за то, что он делится с вами своими наблюдениями и опасениями. Расскажите ему про то, как гордитесь его успехами.

Как закрепить: Попросите ребенка самостоятельно выявить ошибку в выдуманных или реальных мошеннических ситуациях. Проводите такие игры регулярно.

6. Будьте примером для подражания
Собственным поведением покажите ребенку правильные нормы поведения в интернете и отношении к личным данным. Ведите себя осторожно, аккуратно и внимательно при обращении с личными вещами.

Как продемонстрировать: Установите четкую политику использования своих личных данных и рассказывайте ребенку о мерах предосторожности.

Формирование правильной реакции на угрозу сохранения личных данных - длительный процесс, требующий терпения и систематичности. Основное правило успеха - регулярность и позитивный подход. Обучение через игру, дискуссии и практические упражнения поможет сделать этот процесс увлекательным и полезным для ребенка.

Научите ребенка тому, что никто не вправе требовать у них денег через телефон, а тем более - мессенджер.

Формирование таких узконаправленных и четких правил для детей - есть важный этап в формировании у них устойчивого иммунитета к мошенничеству. Вот несколько рекомендаций, как можно было бы построить работу по усвоению этой информации:

Прежде чем начинать разговор, обратите внимание на возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть аргументация, а объяснения должны касаться нюансов и деталей возможного мошенничества.

Для детей младшего возраста (до 10 лет):
Маленьким детям желательно объяснять простые истины в доступной форме, используя образы и метафоры.


Пример разговора:
Представь себе, что кто-то просит тебя отдать твои любимые игрушки незнакомцам на улице. Ты бы отдал? Конечно, нет! Деньги и личные данные - это тоже твои "игрушки", и отдавать их нельзя никому, даже если кто-то звонит или пишет в мессенджере, и очень настойчиво просит. Никому нельзя верить, если они просят деньги, коды или пароли. Это могут быть плохие люди, которые хотят обмануть и забрать наши деньги.

Игровая форма: Используйте игру, разыгрывая сценарий, где ребенок должен уверенно отвечать "Нет" на просьбы отдать деньги или личные данные. Это укрепляет уверенность и формирует условный рефлекс отказа.


Для детей старшего возраста (старше 10 лет):
Такие дети воспринимают информацию глубже и остро нуждаются в обоснованиях и фактах.

Пример разговора:
Никто, включая банки и полицию, не имеет права просить деньги или личные данные через телефон или мессенджер. Настоящие сотрудники знают все необходимые данные о тебе заранее, и никогда не станут выпрашивать деньги или информацию. Любые сообщения или звонки с такими требованиями — это мошенничество. Если тебе звонят или пишут с просьбой перевести деньги, сообщить код из смс или другую важную информацию, знай - это преступники. Ни в коем случае не делай этого и расскажи об этом родителям сразу же.

Наглядные примеры: Используйте новости о реальных случаях мошенничества, разоблачающих различные схемы.

Сообщите ребенку четкое правило:
Никто не вправе требовать деньги или личные данные через телефон или мессенджер.

Разработайте систему сигнализации:

Пусть ребенок знает, что если кто-то пытается вытребовать деньги или данные, то он должен немедленно рассказать об этом вам.

Проверьте понимание:

Время от времени проверяйте усвоенную информацию, спросив, как ребенок поступил бы в конкретной ситуации.

Играйте в "если бы"

Придумайте сценарии, когда кто-то просит деньги или объясняет трудности. Посмотрите, как отреагирует ребенок, и обсудите его действия.

Постоянно держите связь

Открытое обсуждение происшествий и поддержание доверительного диалога укрепит готовность ребенка следовать рекомендациям.

Главное - поддерживать атмосферу доверия и открытости, обеспечивая ребенку полную свободу задавать вопросы и делиться впечатлениями. Только так можно укрепить уверенность ребенка в правильности своих решений и выработать защитный иммунитет к попыткам мошенничества.

Проверка приложений

Проверьте, какие приложения установлены на телефоне и компьютере ребенка. При проверке приложений на компьютере и телефоне важно уделять внимание следующим описанным ниже аспектам, чтобы вовремя выявлять угрозы и своевременно предпринимать меры по обеспечению безопасности.

На компьютере:

  1. Названия и описания приложений
    Проверка начинается с названия. Обратите внимание на названия приложений, иконки и издательские лейблы. Часто вредоносные программы скрываются под именами известных брендов или имитируют их внешний вид и наименования.
    Изучите описания приложений: достоверны ли заявления разработчика, соответствует ли заявленная функциональность реальности?
  2. Источник установки
    Приложения, установленные из официальных магазинов (RuStore, AppStore, Google Play, Microsoft Store) чаще защищены от вредоносного содержимого. Программы, скачанные с торрентов или неофициальных сайтов, могут представлять значительную угрозу.
  3. Просьба программы о правах и разрешениях
    Ознакомьтесь с правами, которые запрашивает приложение. Если программа требует доступ к камере, микрофону, файлам, контактам, местоположению и другим данным без объективной причины - это повод задуматься.
  4. Отзывы и рейтинги
    Перед установкой приложения почитайте отзывы других пользователей. Если приложение вызывает подозрения, или имеет негативные комментарии относительно безопасности, лучше отказаться от его использования.
  5. Антивирусные проверки
    Проверьте приложение антивирусом, установленным на устройстве ребенка. Не забывайте периодически обновлять антивирусные программы.
  6. Рекламные окна и всплывающая реклама
    Частое появление рекламных окон, не соответствующих содержанию приложения, а также появление рекламы поверх других приложений - говорит о возможном наличии вредоносного кода.
  7. Автоматические обновления
    Убедитесь, что установлены все обновления приложений. Старые версии могут содержать уязвимости, используемые злоумышленниками.


На телефоне:

  1. Установочные пакеты APK/iPA
    Особое внимание уделите проверке файлов с расширениями .apk (для Android) и .ipa (для iOS). Часто именно они содержат вирусы. если были скачаны из сторонних источников.
  2. Политики конфиденциальности
    Посмотрите в настройках устройства: какую именно информацию собирает приложение и как эта информация обрабатывается. Приложения, собирающие избыточные данные без согласия пользователя, могут использоваться для таргетированной рекламы,продажи информации третьим сторонам или слежки за пользователем.
  3. Функциональность и назначение
    Проанализируйте функционал приложений. Некоторым играм или социальным сетям нет нужды иметь доступ к фотографиям, контактам, местоположению, микрофону или управлению звонками. Если такие запросы возникают необоснованно, то это может указывать на попытку слежки или кражи данных.
  4. Удалённый доступ
    Некоторые приложения могут позволить удалённо отслеживать или изменять состояние телефона. Если подобное обнаружилось, выясните правомерность и обоснованность такого инструмента.
  5. История использования
    Регулярно проверяйте журнал активных приложений и процессов. Иногда малозаметные фоновые процессы могут свидетельствовать о скрытой активности.

Что предпринять, если возникли подозрения:
Удалите подозрительные приложения.
Просканируйте устройство антивирусом
.
Смените пароли и восстановите исходные настройки безопасности.

Проведите профилактику: обучите ребенка основным правилам цифровой гигиены и регулярно выполняйте проверки установленных программ. Так вы сможете своевременно выявлять и устранять угрозы.

Настройка ребенку приватности в социальных сетях

-5

Помощь ребенку в настройке приватности в социальных сетях - ваш важный шаг к повышению безопасности семьи в сети Интернет.

Я постараюсь описать свое видение пошагового алгоритма помощи ребенку в правильном управлении параметрами конфиденциальности.

Шаг 1: Обсуждение.
Перед началом процесса поговорите с ребенком о значении приватности и последствиях, связанных с раскрытием личной информации. Надеюсь, к этому моменту вы уже реализовали все предыдущие советы, поэтому предложите ребенку самому поиграть и спрогнозировать в различных ролевых моделях то, какие опасности может нести раскрытие информации о себе в открытом доступе. Объясните ему, что размещение слишком подробных данных о себе может привести к негативным последствиям, таким как: преследования (сталкинг), кража личных данных или троллинг (травля в сети).

Шаг 2: Определите границы приватности
Вместе с ребенком решите, что именно он хочет оставить открытым для широкой аудитории читателей своей страницы, а какие лучше спрятать от посторонних. Обязательно выделите отдельно фотографии и видео, адрес проживания, домашний телефон, электронную почту, дату рождения, образовательные заведения, интересы и увлечения, местоположение и маршруты передвижения. Расскажите о том, какую скрытую информацию может нести в себе объект из каждого перечисленного пункта и почему необходимо задумываться о том - стоит ли их скрывать.

В качестве примера можно привести массу нашумевших случаев с СВО, когда по фону на фотографии бойца - противник угадывал место, где была снята фотография и наносил туда удар. Хотя в тылу и нет войны, и таких ударов не будет, но по фонам фотографий, сделанных во время прогулки - можно установить места появления ребенка, имея ФИО и дату рождения можно узнать все остальные данные с помощью технологий OSINT, а зная историю ребенка - легче придумать легенду, которая заставит его поверить преступнику во время звонка.

Шаг 3: Настройте параметры приватности
Для каждой социальной сети порядок настройки приватности может отличаться, но общие рекомендации остаются неизменными.

Видимость профиля
Установите ограничения на просмотр основной информации о ребенке, например, выставив статус «Только друзья» или «Закрытый профиль».

Кто может видеть публикации
Сделайте так, чтобы публикации видели только избранные друзья или ограниченный круг людей. В некоторых сетях можно выбирать отдельную категорию зрителей для каждого поста, покажите ребенку такой инструмент, при его наличии, проверяйте - как он им пользуется.

Комментарии и лайки
Ограничьте возможность комментировать публикации и ставить отметки «нравится» незнакомыми людьми.

Местоположение
Запретите публикацию географической информации (геотегов, геопозиции) в каждой отдельной публикации. Такая информация может быть доступна только друзьям или вовсе закрыта.

Статистика и метрика
Проконтролируйте, чтобы ребенок понимал: какие данные собираются о нем социальными сетями, и использовал минимальный объем необходимой информации, не больше чем нужно для регистрации и использования социальной сети без ограничений.

Управление контактами
Напомните ребенку, что добавлять в друзья стоит только проверенных знакомых, при этом не обязательно публиковать настоящую фамилию и полное имя.

Шаг 4: Используйте двухфакторную аутентификацию
Настройте двухэтапную проверку входа, чтобы усилить защиту аккаунта. Даже если пароль станет известен злоумышленникам, дополнительный шаг предотвратит доступ к профилю. В качестве дополнительного адреса электронной почты (или другого контакта) для восстановления аккаунта - укажите свой. При возможности установить облачный пароль - воспользуйтесь этой функцией.

Шаг 5: Регулярный мониторинг
Время от времени проверяйте настроенные параметры, чтобы убедиться, что они соблюдаются и соответствуют вашим ожиданиям. Вместе обсудите изменения, произошедшие в социальной сети, и скорректируйте настройки по необходимости.

Шаг 6: Альтернативные меры защиты
Рекомендуется установить дополнительное ПО, например, расширения для браузеров, которые препятствуют отслеживанию активности и сборе данных. Существуют специализированные инструменты, способные анализировать активность ребенка в интернете и предупреждать родителей о появлении угроз.

Разъяснение ребенку правил поведения при подозрительных звонках

Давайте разберем возможные опасности, которые могут ждать ребенка при разговоре с мошенниками по телефону

1. Банки и государственные органы никогда не просят коды и данные
Объясните, что настоящий сотрудник банка или государственной службы НИКОГДА не позвонит первым, и не потребует по телефону личную информацию или код из сообщения. Данные коды предназначены только для подтверждения собственных действий пользователя, к примеру: перевода денег или входа в личный кабинет. Если же кто-то звонит и в ходе беседы просит пароль, номер карты или код из SMS, это - МОШЕННИКИ.
Представьте вместе с ребенком, или разыграйте по ролям ситуацию, когда ребенку звонит некто, представляющийся сотрудником банка, и говорит, что он помогает маме ребенка восстановить заблокированную по ошибке карту, для чего ему срочно нужен код из SMS. Может показаться, что все так и есть на самом деле, но на самом деле настоящий сотрудник банка не будет просить код или номер карты. Это признак мошенничества.

2. Запишите официальные номера горячих линий и разместите их дома на видном месте
Объясните ребенку, что при возникновении любых сомнений можно пользоваться только телефонами, указанными в этом списке. Список должен содержать телефоны горячих линий государственных служб и органов, которые действительно могут нанести звонок, а также служб поддержки всех банков, услугами которыми пользуются члены семьи. Никакие другие номера не могут быть использованы для разговоров с сотрудниками банков или государственных органов.

3. Настройте фильтрацию звонков и сообщений
На телефоне есть специальные функции, которые помогают фильтровать звонки и сообщения от незнакомцев или подозрительных абонентов. Аналогичная функция присутствует в пакетах некоторых операторов сотовой связи. Когда вы получаете звонок или сообщение от неизвестного номера, то телефон может предупредить о том, что это мошеннический звонок, или спам (реклама). Объясните ребенку, что отвечать на такие звонки не нужно, это просто потеря времени.

4. Научить ребенка действовать по верному алгоритму

Причем, вне зависимости от ситуации: повесить трубку, сообщить родителям и перезвонить самому (в банк, государственные органы), если поступает подозрительный звонок.

Нужно ли ребенку в таких случаях звонить в полицию? Да, если преступники пытались его запугать, или от них исходили прямые угрозы жизни и здоровью самого ребенка, или членов его семьи, такое тоже бывает. Объясните, что нужно звонить в службу 112, объяснять ситуацию, просить помощи и тут же звонить родителям. Открывать дверь даже полицейским можно только на звонке (желательно - видеозвонке) с родителями, если они не успели приехать домой до этого момента.

Не стыдить, а помогать!

-6

В заключение напомню, что важным моментом при обучении ребенка правилам безопасности является создание атмосферы доверия и отсутствия осуждения. Нужно объяснить ребенку, что он не будет наказан или осужден, если попадётся на уловки мошенников!

Этап 1: Обсудите важность откровенности
Расскажите, что что-то плохое всегда можно исправить. И чем меньше времени пройдет от момента, когда оно случилось, до того, как начали исправлять - тем лучше закончится ситуация для всех. Поэтому не стоит ничего скрывать! Родители - единственные самые близкие союзники ребенка, поэтому с ними всегда нужно общаться открыто и без кривотолков.

Этап 2: Ошибки - это нормально
Объясните, что ошибок не стоит бояться, ведь они случаются со всеми. Все мы люди и нам свойственно ошибаться. Гораздо важнее извлечь урок и постараться не допустить повторения подобной ситуации. Важно вместе разобраться в ситуации и понять как больше не совершать подобного.

Этап 3: Выделите ответственность родителей
Поясните ребенку, что задача родителей - помогать, оберегать и поддерживать, а не ругать и осуждать. Основная цель взрослых — уберечь детей от неприятностей и оказать поддержку в сложной ситуации.

Этап 4: Сделайте упор на команду
Пусть ребенок почувствует, что вы с ним на одной стороне. Сообщите, что это общая борьба с преступниками, и родители готовы прийти на помощь в любой ситуации, даже если будет страшно, и будет казаться, что выхода нет.

Этап 5: Побуждайте к откровенности
Регулярно поднимайте тему безопасности и задавайте вопросы, чтобы выяснить, как ребенок чувствует себя в интернете или при общении с незнакомцами. Так вы создадите атмосферу доверия и уважения.

Что важно для взрослого в таком общении:
Оставайтесь открытым и слушайте ребенка без критики.
Не повышайте голос и не делайте поспешных выводов.
Демонстрируйте пример адекватного реагирования на проблемы.
Формируйте у ребенка понимание, что признание ошибки — первый шаг к решению проблемы.
Таким образом, создав основу доверия и открытого общения, вы значительно повысите шансы на то, что ребенок обратится к вам за поддержкой в сложной ситуации и избежит серьезных последствий от взаимодействия с мошенниками.

Полезные инструменты и сервисы

Роскомнадзор - проверка сайта, позволяет проверить, не является ли сайт мошенническим, экстремистским и т.п. https://eais.rkn.gov.ru

Kaspersky Safe Kids - Родительский контроль https://www.kaspersky.ru/safe-kids

Проверка ссылок на вирусы от Dr.Web https://vms.drweb.ru/online/

Проверка файлов и ссылок на вирусы https://www.virustotal.com/gui/home/upload

Телефон Полиции 102 (с мобильного телефона)

Телефон доверия ФСБ РФ - +7 800 224-22-22 , + 7 (495) 224-22-22

Центробанк РФ - 8 800 300-30-00

Центр телефонного обслуживания граждан и организаций по вопросам предоставления государственных услуг - 8 800 100-05-20

Сбербанк: 900 или +7 (495) 500-55-50

Т-Банк: 8 (800) 333-33-33

Альфа-Банк: +7 (495) 78-888-78

ВТБ: 8 (800) 100-24-24

Линия психологической помощи детям и подросткам: 8-800-2000-122

_______________________________________________________________________________________

Если хотите, чтобы статьи выходили чаще, а наши бойцы получали помощь на фронте — подпишитесь и поддержите канал!

Каждый рубль имеет значение и даже маленькое участие многократно важнее самого большого сочувствия!

❤️ Поддержать канал ❤️

По номеру карты:

Т-банк: 5536 9139 7296 7992

Альфа: 2200 1513 1591 2803

Озон: 2204 3201 6932 0969

⚠️ Наш Телеграм-канал⚠️