Найти в Дзене

Большая Хоральная синагога Петербурга

Большая Хоральная Синагога в Санкт-Петербурге – это не просто здание, а целая история, отражающая сложный путь еврейской общины города и её взаимодействие с властями Российской империи. Само название "бейт-кнесет", что с иврита переводится как "дом собрания", уже говорит о глубинном значении этого места, которое служит не только местом молитвы, но и центром общественной жизни. Расположенная на Лермонтовском проспекте, синагога является одним из архитектурных шедевров города, наглядным свидетельством богатой еврейской культуры, которая столетиями развивалась на этой земле. Строительство синагоги, завершенное в 1893 году, стало кульминацией многолетних усилий и борьбы за право на полноценное религиозное существование. К середине XIX века численность еврейской общины Санкт-Петербурга достигла внушительных 10 000 человек. Однако существовавшие в то время небольшие молельни явно не могли удовлетворить духовные потребности такого большого числа верующих. Необходимость в крупной синагоге стал

Большая Хоральная Синагога в Санкт-Петербурге – это не просто здание, а целая история, отражающая сложный путь еврейской общины города и её взаимодействие с властями Российской империи. Само название "бейт-кнесет", что с иврита переводится как "дом собрания", уже говорит о глубинном значении этого места, которое служит не только местом молитвы, но и центром общественной жизни. Расположенная на Лермонтовском проспекте, синагога является одним из архитектурных шедевров города, наглядным свидетельством богатой еврейской культуры, которая столетиями развивалась на этой земле.

Лермонтовский проспект. Большая Хоральная синагога. Фото автора.
Лермонтовский проспект. Большая Хоральная синагога. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Строительство синагоги, завершенное в 1893 году, стало кульминацией многолетних усилий и борьбы за право на полноценное религиозное существование. К середине XIX века численность еврейской общины Санкт-Петербурга достигла внушительных 10 000 человек. Однако существовавшие в то время небольшие молельни явно не могли удовлетворить духовные потребности такого большого числа верующих. Необходимость в крупной синагоге стала очевидна, и община начала долгий и непростой путь к её созданию.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Разрешение на строительство стало результатом длительных переговоров и ходатайств перед императорской властью. Только 1 сентября 1869 года император Александр II, под влиянием убедительных аргументов и ходатайств, утвердил постановление Комитета министров, давшее разрешение на возведение новой синагоги. Это стало важнейшим шагом, но далеко не последним препятствием. Инициатива создания этого грандиозного проекта принадлежала ведущим деятелям еврейской общины: барону Горацию Гинцбургу и первому председателю общины Самуилу Полякову, которые не только инициировали проект, но и обеспечили значительную часть финансирования и необходимую поддержку со стороны властей.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Однако, даже после получения разрешения, путь к воплощению проекта был усеян трудностями. Споры разгорелись вокруг архитектурного стиля будущего здания, а еще более острая дискуссия возникла по вопросу о месте расположения синагоги. Выбранные общиной участки не устраивали городские власти, в основном из-за существовавшего еще со времен Николая I жесткого законодательства, запрещавшего строительство синагог ближе определенного расстояния от православных храмов. Это ограничение существенно сужало выбор подходящих мест, усложняя и без того непростой процесс. Согласно этому указу, расстояние должно было составлять не менее ста саженей (около 213 метров) от православного храма на одной и той же улице, и пятьдесят саженей (около 106 метров) – на разных улицах.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Наконец, в 1879 году был приобретен участок земли, принадлежавший А.А. Ростовскому, на Офицерской и Большой Мастерской улицах (ныне улица Декабристов и Лермонтовский проспект). После объявления архитектурного конкурса победу одержал проект, разработанный талантливыми архитекторами Иваном Ивановичем Шапошниковым и Львом Исааковичем Бахманом. Их работа стала воплощением мечты еврейской общины Санкт-Петербурга о величественном и достойном храме, способном вместить всех желающих и стать символом духовной силы и единства. И сегодня, созерцая Большую Хоральную Синагогу, мы видим не только архитектурный шедевр, но и результат многолетней борьбы, настойчивости и веры еврейской общины Санкт-Петербурга. История её создания – это настоящая эпопея, наполненная преодолением множества препятствий и символ упорства в достижении своей цели.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Строительство Большой Хоральной синагоги в Санкт-Петербурге – это захватывающая история, полная художественных дискуссий, архитектурных решений и компромиссов между традицией и инновациями. Идея возведения этого масштабного здания, способного вместить более тысячи прихожан, зародилась на волне растущих потребностей еврейской общины города. Немаловажную роль в этом процессе сыграл известный критик Владимир Васильевич Стасов, чье влияние на выбор архитектурного стиля оказалось решающим. Его предпочтение восточного, в частности, мавританского стиля, стало неожиданным и смелым решением для архитектурного пейзажа Петербурга того времени, где преобладали классицизм и эклектика.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Проект, амбициозный по своему замыслу, предполагал создание не одной, а двух синагог – большой и малой. За архитектурную концепцию большой синагоги взялся профессор Академии художеств Иван Иванович Шапошников, талантливый мастер, сумевший воплотить в жизнь смелое видение Стасова. Не менее важной стала роль художника Льва Ивановича Бахмана, ответственного за разработку внутреннего убранства, создающего особую атмосферу молитвенного помещения. Путь от проекта до готового здания был тернист и длителен. После неоднократных доработок и согласований, строительство началось в 1883 году под руководством архитектора Александра Васильевича Малова. Завершал же возведение этого монументального сооружения Николай Львович Бенуа, известный представитель архитектурной династии.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Таким образом, в создании синагоги участвовали выдающиеся представители художественной и архитектурной элиты России. Внешний вид синагоги, несмотря на официальные указания о недопущении чрезмерной роскоши, поражал своим великолепием. Это было значительным архитектурным достижением, подчёркивающим важность и статус еврейской общины в Санкт-Петербурге. Интересно, что в традициях иудаизма не существует жёстких канонов относительно внешнего облика синагоги. Она может располагаться как в скромном доме, так и в роскошном особняке, принадлежащем любому архитектурному стилю. Главное – соблюдение определённых функциональных и символических требований.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В 1886 году, ещё до окончания строительства основной синагоги, была открыта малая хоральная молельня, расположенная во дворе. Это позволило частично удовлетворить потребности верующих до завершения работ над главным зданием. Наконец, в 1893 году, после долгих лет трудов, Большая Хоральная синагога распахнула свои двери для прихожан. Она предназначалась для 1200 человек и стала одним из ярких символов религиозной и культурной жизни Санкт-Петербурга. Внешнее убранство синагоги было дополнено в 1909 году красивой каменной оградой с ажурной решеткой, заменившей старый деревянный забор. Этот элемент, разработанный архитектором Яковом Григорьевичем Гевирцем, придал комплексу ещё большую гармонию и завершенность.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Внутреннее оформление, созданное Львом Ивановичем Бахманом, несомненно, отражало глубокое понимание духовных нужд верующих. Соблюдение таких важных моментов, как наличие окон, обеспечивающих доступ света и зрительное восприятие неба во время молитвы, а также вестибюля, символизирующего переход от мирской суеты к духовному сосредоточению – свидетельствует о высоком профессионализме и чувстве ответственности архитектора и художника. Всё это сделало Большую Хоральную синагогу не просто местом для молитвы, но и истинным произведением искусства, гармонично вписавшимся в исторический и культурный ландшафт Санкт-Петербурга.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Величественное здание синагоги представляло собой сложный архитектурный комплекс, состоящий из трех отдельных, но функционально связанных между собой помещений. Главный, парадный зал, сердце синагоги, открывал свои двери лишь по субботам и в дни главных еврейских праздников. Его торжественное убранство предназначалось для самых важных религиозных церемоний, собирая множество верующих. В то же время, в более скромном зале, расположенном в правом крыле здания, собирались ортодоксальные евреи-миснагеды для своих молитв, создавая отдельное, более интимное пространство для религиозного общения. Вне основного здания, во внутреннем дворе, находилась хасидская молельня, отличавшаяся, вероятно, своим особым стилем и традициями проведения богослужений, что подчеркивало религиозное многообразие общины.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Внешний облик синагоги поражал своей красотой. Терракотовый фасад, оживленный выступающим ризалитом, привлекал взгляд элегантным входом, оформленным в виде величественного портала с изящной аркой и симметрично расположенными колоннами, которые, словно величественные стражи, охраняли вход в святое место. Здание венчал купол сферической формы, придавая ему завершенность и монументальность. В 1888 году, после длительных работ по отделке, купол был украшен замысловатым орнаментом, став финальным штрихом в процессе строительства.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Отделка интерьеров заняла долгих пять лет кропотливого труда. Заказчиком основных штукатурных, малярных и столярных работ выступил подрядчик М. Гиммельфарб, мастер своего дела, которому удалось создать гармоничное сочетание красоты и функциональности. Скамейки для прихожан на первом этаже изготовил столяр Берман, а изящные чугунные решетки для лестниц были произведены на заводе известного мастера Исидора Гольдберга, чье имя было синонимом высокого качества и надежности. Арон Кодеш, священный шкаф для хранения свитков Торы, был пожертвован в память об отце сыновьями Евзеля Гинцбурга, что символизировало глубокую преданность семьи религиозным традициям.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Внутреннее убранство синагоги поражало своей продуманной симметрией и изысканностью. Роспись потолков и стен, выполненная с виртуозным мастерством, создавала атмосферу торжественности и благоговения. Витражи на окнах, играя светом и цветом, добавляли интерьеру неповторимое очарование. Необычный рисунок паркета, выполненный с геометрической точностью, подчеркивал гармонию и строгость архитектурных решений. Главный зал синагоги, украшенный колоннами, был двухсветным, что создавало ощущение простора и величия. Практически все пространство зала занимали скамьи для молящихся, подчеркивая его основное предназначение. В восточной части, за богатым занавесом, скрывался Арон Кодеш. В центре зала располагался помост – бима, с которого читали Тору, – сердце религиозной церемонии.

-28
-29

Стоит отметить изумительную акустику синагоги. Даже шепот был слышен у противоположной стены, а в центре зала звуки усиливались многократно, что создавало уникальную атмосферу для молитвы и чтения священных текстов. Эта особенность подчеркивала совершенство архитектурных решений и мастерство строителей, создавших не просто здание, а место, наполненное духом веры и истории. В целом, Большая синагога представляла собой выдающийся образец синагогальной архитектуры своего времени, сочетая в себе красоту, функциональность и глубокое религиозное значение.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

8 декабря 1893 года Санкт-Петербург стал свидетелем поистине знаменательного события – торжественного освящения Большой Хоральной синагоги. Этот день стал праздником для всей российской еврейской общины, кульминацией 24-летнего пути, полного преодоления бюрократических препятствий и трудов по строительству этого величественного здания. Церемония открытия была наполнена глубоким символическим смыслом. Председатель правления общины, барон Г.О. Гинцбург, с почётом нёс первый свиток Торы, за ним следовали М.А. Варшавский и Л.Я. Поляков, носящие зажженные свечи – живой образ веры и надежды, передаваемый из поколения в поколение. Серебряный ключ, которым был открыт центральный вход в синагогу, стал ключом к новому этапу в жизни петербургской еврейской общины, к месту молитвы, собраний и духовного единения.

Фото автора.
Фото автора.

Послереволюционное и советское время оказались непростым периодом для синагоги. Крупные ремонтные работы не проводились, здание, несомненно, нуждалось в обновлении и сохранении. Однако, в преддверии Олимпийских игр 1980 года в Москве и Ленинграде, синагога обрела неожиданную значимость. Она вошла в список обязательных экскурсионных объектов, что, в свою очередь, привлекло внимание государства к её состоянию. В 1978 году были выделены значительные средства на ремонт, руководимый председателем правления Кальманом Эфраимовичем Плоткиным. Это стало первым шагом к восстановлению былого величия синагоги. Однако, прошедшие годы оставили свой след на этом архитектурном памятнике.

Фото автора.
Фото автора.

Следующий этап масштабной реставрации начался в 1998 году благодаря щедрому пожертвованию Эдмонда Сафра, ливано-бразильского банкира-миллиардера сирийского происхождения, известного своей филантропической деятельностью во многих странах мира. Под руководством Тамаза Акакиевича Сепиашвили, заместителя председателя еврейской общины Санкт-Петербурга на тот момент, были проведены обширные работы. Большой молитвенный зал преобразился, цокольный этаж был обустроен, а венчальный зал стал настоящим произведением искусства благодаря кропотливому труду художников-реставраторов, которые вручную расписали стены и восстановили паркет из ценных пород дерева, вернув ему первозданную красоту.

Фото автора.
Фото автора.

Торжественное открытие обновленного Большого молельного зала состоялось в июне 2001 года, ознаменовав собой новый этап в жизни синагоги. В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, была завершена реставрация фасада, возвратившая зданию его исторический облик. И наконец, в 2005 году была построена новая миква – ритуальный водоём, используемый для обрядов очищения, дополнив комплекс и сделав его функционально полным. Сегодня Большая Хоральная синагога в Санкт-Петербурге – это не просто место религиозных обрядов. Это уникальный архитектурный памятник, где история и современность переплетаются, создавая неповторимую атмосферу.

Фото автора.
Фото автора.

Более чем за 130 лет своего существования она пережила множество событий, но сохранила свою значимость, вновь становясь центром культурной и общественной жизни петербургской еврейской общины, местом, где хранится память поколений и где формируется будущее. Она представляет собой символ духовной стойкости, архитектурного мастерства и непреходящей ценности межкультурного диалога. Её стены хранят истории бесчисленных молитв, радостных событий и переживаний, делая её не только памятником архитектуры, но и живым свидетелем истории еврейского народа в Санкт-Петербурге.

Фото автора.
Фото автора.

Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.