В этом особняке проживали фабрикант-ювелир, текстильный магнат, нефтяной король, появился на свет «Ёжик в тумане» и был найден настоящий клад.
Особняк, расположенный по адресу: Ленинградский проспект, д. 21, является одним из самых загадочных мест и последней из уцелевших дач дореволюционной России, которые когда-то находились вдоль Петербургского шоссе в окрестностях Петровского парка.
Дом был построен в 1830-х годах и стал первой каменной постройкой за пределами Тверской Заставы после пожара 1812 года.
Первым известным владельцем дома был купец Андрей Михайлович Постников, богатейший ювелир, владелец собственных мастерских, одна из которых располагалась недалеко от усадьбы (на противоположной стороне Ленинградского проспекта).
После смерти Постникова в 1900 году участок приобретают текстильные магнаты - купцы Коншины. Их текстильные фабрики по изготовлению полотна и парусины в Серпухове были известны еще с середины 18 века.
При владельце Сергее Николаевиче Коншине для перестройки особняка был приглашен известный архитектор Адольф Эрихсон, который в то время жил в неподалеку. Еще один архитектор – Федор Шехтель, тоже внес свой вклад, пристроив к главному дому двухэтажное правое крыло и облагородив внутренний интерьер всего дома.
Особняк на Петербургском шоссе был свадебным подарком не только для Анны Александровны, супруги Сергея Николаевича, но и для него тоже, поскольку дача располагалась совсем недалеко от Московского ипподрома.
В строительство ипподрома он вкладывал личные деньги, здесь у него были свои лошади и конюшни.
Любовь к лошадям сыграла роковую роль - 26 мая 1910 года в возрасте 56 лет Сергей Николаевич скончался от случайного удара копытом в голову от своей лошади.
После его смерти вдова Анна Александровна продала особняк другому владельцу – Иосифу Манташеву, страстному любителю «лошадей и женщин».
Иосиф Александрович происходил из рода армянских купцов Манташевых (Манташьянц). Отец Иосифа, Александр Иванович Манташев был крупнейшим нефтяным магнатом и одним из богатейших людей России в конце 19- начале 20 века. Однако, отцовские деньги не пошли впрок - Иосиф ударился в разгул и кутежи. О его кутежах ходили легенды. Рассказывают, например, как однажды Иосиф Александрович выиграл в карты у Николая Рябушинского дорогую коллекцию картин, и в свободное время от скуки постреливал по полотнам у себя в особняке, не вставая с дивана.
Его брат, Леон Манташев, тоже отличался страстью к лошадям и скачкам, но в финансовых делах был более успешным, и даже сумел приумножить семейный капитал.
До сих пор недалеко от Московского ипподрома можно увидеть конюшни, построенные Леоном Манташевым в начале 20 века.
После революции, в 1920 году Иосиф вместе с семьей эмигрировал в Париж, беззаботная жизнь сменилась бедностью и нищетой. Скончался Иосиф Манташев в 1940-х годах в Париже, окончив дни, как и его брат Леон (умер 23 октября 1954 года), за "баранкой" такси...
После спешного отъезда Манташевых в старинном особняке разместилось общежитие НКВД, затем общежитие Академии Жуковского, а в 1949 году здесь появился Дом Пионеров. В правом крыле особняка располагались коммунальные квартиры.
В один из осенних дней в начале 1970-х годов во время ремонта в одной из комнат под полом и в стенах обнаружили клад, спрятанный, по-видимому, еще Манташевыми в спешке при отъезде в 1920-е годы. Драгоценности, посуда и оружие нашли место в коллекции Оружейной палаты в Кремле, где их можно увидеть и в наши дни.
А еще в этом особняке появился на свет «Ёжик в тумане» - в 1970-х годах именно под этими сводами Юрий Борисович Норштейн придумал свой знаменитый шедевр советской мультипликации.
_____________________________________________
Если Вам понравилась статья - ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал.
Будем путешествовать по "Лабиринтам времени" вместе)