Найти в Дзене
Юлия Н. Шувалова

Избранные стихи: Николай Заболоцкий - Собор, как древний каземат...

Собор, как древний каземат, Стоит, подняв главу из меди. Его вершина и фасад Слепыми окнами сверлят Даль непроглядную столетий. Войны седые облака Летят над куполом, и, воя, С высот свергается река, Сменив движенье на кривое, А тут внутри - почти темно. Из окон падающий косо Квадратный луч летит в окно, И божья матерь кривоноса И криволица - в алтаре Стоит, как столп, подняв горе Подобье маленького Бога. Из алебастра он. Убого И грубо высечен. Но в нем Мысль трех веков горит огнем. Не слишком тонок был резец, Когда, прикинувшийся греком, Софию взяв за образец, Стал Бог славянский человеком. Из окон видим мы вдали Край очарованной долины. Славян спокойных корабли Стоят у берега. Овины Вдали дымят, и крыши сел Уже стругает новосел. 1937-1938 (?) *** Эти стихи - единственный дошедший до нас отрывок из поэмы "Осада Козельска", над которой Николай Заболоцкий работал одновременно с переводом "Слова о полку Игореве". Закончены в итоге были первые две части, третья не написана вовсе, вторая

Источник: Радио "Вера"
Источник: Радио "Вера"

Собор, как древний каземат,

Стоит, подняв главу из меди.

Его вершина и фасад

Слепыми окнами сверлят

Даль непроглядную столетий.

Войны седые облака

Летят над куполом, и, воя,

С высот свергается река,

Сменив движенье на кривое,

А тут внутри - почти темно.

Из окон падающий косо

Квадратный луч летит в окно,

И божья матерь кривоноса

И криволица - в алтаре

Стоит, как столп, подняв горе

Подобье маленького Бога.

Из алебастра он. Убого

И грубо высечен. Но в нем

Мысль трех веков горит огнем.

Не слишком тонок был резец,

Когда, прикинувшийся греком,

Софию взяв за образец,

Стал Бог славянский человеком.

Из окон видим мы вдали

Край очарованной долины.

Славян спокойных корабли

Стоят у берега. Овины

Вдали дымят, и крыши сел

Уже стругает новосел.

1937-1938 (?)

***

Эти стихи - единственный дошедший до нас отрывок из поэмы "Осада Козельска", над которой Николай Заболоцкий работал одновременно с переводом "Слова о полку Игореве". Закончены в итоге были первые две части, третья не написана вовсе, вторая часть завершалась скорбным плачем о погибших защитниках города.

На фото - Успенский собор в Козельске, воздвигнутый на месте деревянной церкви, где горожане в 1238 году жители укрылись от Батыя. В ответ на требование сдаться и покинуть церковь они отказались и были сожжены заживо.

Обратите внимание, как мастерски противопоставляется гнетущее предчувствие войны и гибели мирным занятиям горожан. Отдельно отметим тонкое наблюдение о грубых, но преисполненных веры попытках славянских зодчих и скульпторов перенести на Русь и воссоздать изящное византийское искусство. "Бог славянский" стал человеком и опирается на греческую традицию, но его движения, несмотря на мудрость трех веков, прошедших с момента Крещения Руси, всё ещё грубы и убоги.

Юлия Н. Шувалова, 14 июля 2025 года

При перепечатке и/или цитировании ссылка на автора обязательна.