Найти в Дзене

Музыкальные диски, “как религиозный культ”. “Музей радио и телевидения”.

"Imagine no possessions I wonder if you can No need for greed or hunger A brotherhood of man Imagine all the people sharing all the world You may say I'm a dreamer But I'm not the only one I hope someday you'll join us And the world will live as one... (Представь, что нет собственности Нет жадности и голода. Братство людей. Представь, все люди делят между собой весь мир. Можешь сказать, что я мечтатель Но я такой не один Когда-нибудь и ты присоединишься к нам А мир станет единым целым...) John Lennon "Imagine” "Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы. А теперь телевизор, газета, футбол… И довольна тобой твоя старая мама. А когда-то ты был битником, у-у-у..." Виктор Цой и Рок группа “Кино” В “Музее радио и телевидения”, что находится по адресу Измайловское шоссе 71Е в Концертном зале “Измайловский”, часть экспозиции посвящена звукозаписи. Она рассказывает о том, как люди, издревле стремящиеся сохранить собственный голос, голос различных музыкальных

"Imagine no possessions

I wonder if you can

No need for greed or hunger

A brotherhood of man

Imagine all the people sharing all the world

You may say I'm a dreamer

But I'm not the only one

I hope someday you'll join us

And the world will live as one...

(Представь, что нет собственности

Нет жадности и голода.

Братство людей.

Представь, все люди делят между собой весь мир.

Можешь сказать, что я мечтатель

Но я такой не один

Когда-нибудь и ты присоединишься к нам

А мир станет единым целым...)

John Lennon "Imagine”

"Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл,

извлечённый из снимка чужой диафрагмы.

А теперь телевизор, газета, футбол…

И довольна тобой твоя старая мама.

А когда-то ты был битником, у-у-у..."

Виктор Цой и Рок группа “Кино”

В “Музее радио и телевидения”, что находится по адресу Измайловское шоссе 71Е в Концертном зале “Измайловский”, часть экспозиции посвящена звукозаписи. Она рассказывает о том, как люди, издревле стремящиеся сохранить собственный голос, голос различных музыкальных инструментов и вообще всего, что они могли слышать, изобретали различные приспособления этому способствовавшие. Здесь представлена эволюция звукозаписывающих и звуковоспроизводящих аппаратов. От музыкальных шкатулок и фонографов до профессиональных магнитофонов пред цифровой эпохи.

Нельзя обойти стороной в этом повествовании и индустрию музыкальных дисков… Чтобы читатель мог понять, чем была это культурно-экономическо-технологическая сфера для человека XX века, расскажу одну историю о человеке, которого я очень хорошо медийно знал до того, как столкнулся с ним на улице Питера, в первый же день своего приезда в этот город. Первый день моего последующего двухлетнего проживания в культурной столице. Знаменитый Коля Васин…

(Справка: Николай Иванович Васин (24 августа 1945, Ленинград - 29 августа 2018, Санкт-Петербург) - советский и российский коллекционер, писатель-историограф, создатель крупнейшего в стране музея группы «The Beatles», учредитель «Храма любви, мира и музыки имени Джона Леннона», важная фигура в среде петербургского рок-н-ролла…)

Пройти мимо этой “фигуры” я, человек проживший рок-н-рольную и блюзовую молодость, просто не мог. Мы познакомились, договорились встретиться в его Музее группы «The Beatles», где он подарил мне и подписал свою книгу “Рок на русских костях”. Мы долго разговаривали с ним, он рассказывал о своем музее (а в нем тогда уже было несколько тысяч экспонатов и музыкальных дисков) и об идее Храма… Но, вернемся к самой истории Васина.

Известен всем поклонникам рок музыки 80-х Коля Васин был тем, что являлся обладателем концертного альбома Live Peace in Toronto 1969, подписанного самим Джоном Ленноном (!!!). Дело в том, что в 1970 году двадцатипятилетний юноша решил поздравить музыканта с тридцатилетием и отправил ему телеграмму. В то время это было сравнимо с посланием на Марс. Но, по случайному стечению обстоятельств Леннон не только получил ее, но и решил отправить своему почитателю пластинку с автографом. Конечно, этот факт не остался незамеченным для правоохранительных органов Ленинграда. В Союзе тогда к западной музыке относились, как к идеологической диверсии. Опасаясь обыска и изъятия этой ни с чем не сравнимой ценности, Коля под покровом ночи отправился в ленинградский пригородный лес и закопал там свое сокровище, храня его в земле как клад, пока милиция не забыла про него и этот эпизод…

Одним словом… Не будет преувеличением сказать, что начиная с 20-х 30-х годов сначала граммофонные пластинки, а после войны и в период расцвета рок-н-ролла, рока, диско виниловые пластинки стали частью “религиозного культа”. В СССР этот культ усиливался существующей государственной цензурой и определенными запретами и даже гонениями. Очень советую вам ознакомиться с историей Коли Васина, чтобы лучше понимать “ту эпоху”.

А мы вспомним, как все начиналось… Первый прибор для записи и воспроизведения звука был изобретён Томасом Эдисоном и представлен 21 ноября 1877 года. Звук записывался на восковой цилиндр (валик). При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передавала колебания на упругую мембрану, которая воспроизводила звук. Позднее движения иглы преобразовывались в аналогичный электрический сигнал, а затем снова в звук. Но, пока, фонограф сменили граммофоны или "патефоны", потому что производились компанией братьев Пате.

Вскоре валик заменили диском. Первые грампластинки изготавливались из цинка. Позднее из эбонита. Их уже можно было тиражировать, в отличие от воскового валика. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменён композиционной массой на основе “шеллака” - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле и, следовательно, доступнее. Тут важен нюанс. Чтобы материал более менее аутентично воспроизводил записываемый на него звук, такую пластинку следовало вращать со скоростью 78 оборотов в минуту. Достаточно быстро. Однако это создало первый “музыкальный формат”. Сторона такого диска проигрывалась примерно за 3 минуты. А, стало быть и произведения на него записываемые не должны были превышать этот хронометраж. Так вся мировая эстрада и популярная музыка перешла на трехминутные песни.

Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены более дешёвыми и небьющимися виниловыми. Новый материал позволил снизить скорость вращения диска - 33 и ⅓ оборота в минуту. А это увеличило продолжительность звучания каждой стороны до 22.5, 23 минут. Вместе - 45 минут. И появился новый музыкальный формат - “музыкальный альбом”. Появилась новая музыкальная философия. Популярные композиторы и исполнители стали творить и думать не отдельными песнями, но целыми “альбомами”. Соответственно, из песен входящих в такой альбом нужно было создавать Историю, со своим сюжетом и драматургией.

Взять тех же “Битлз” если первые их диски все-таки были еще набором популярных мелодий, то, начиная, наверное, с “Revolver” 66-го года, не говоря уже о “Sergeant Pepper`s lonely hearts club band” и дальше, это были уже цельные, драматургически и концептуально выверенные произведения. Поп музыка стала философией, продолжая оставаться религией. У нее появились Священные тексты и Каноны. и тут стоит вернуться к истории Коли Васина и его книге “Рок на русских костях”. Откуда взялось выражение “музыка на костях” (очень хорошо известное представителям моего поколения, моим родителям, возможно, его слышали и остальные читатели)?

Западную музыку, создаваемую в странах капиталистического мира (а именно в них в 50-е, 60-е, 70-е. 80-е годы рождалась “классика” джаза, блюза, рок-н-ролла, рока, диско и т.д. модных у молодежи музыкальных течений), государственная идеология Советского Союза не жаловала. Потому,, как я уже сказал, существовала жесткая цензура, запреты и даже гонения. Но, для молодых любой запретный плод сладок. Спрос рождал предложение. Выходили из положения с помощью… рентгеновских снимков, на которых были изображены различные человеческие кости (чаще - ребра). Это был идеальный материал для копирования и тиражирования всей “запрещенной музыки”. Кроме того, была и экономическая составляющая… Диск на ребрах стоил Рубль, а фирменный диск - 100 (!)

…К концу XX века начался спад производства грампластинок и их проигрывателей, прежде всего, из-за развития рынка музыкальных цифровых компакт-дисков. Стали рушиться не только привычные форматы, но... из музыкальной индустрии стала уходить как философия, так и религия. Музыка превратилась в индустрию развлечения и шоу бизнес.

Может быть поэтому "неожиданный виниловый ренессанс" случился в начале XXI века. По данным RIAA, продажи винила после снижения в 2005 году вновь показывают достаточно устойчивый рост. В 2009 году, по оценкам одной из крупнейших американских исследовательских компаний Nielsen SoundScan, только в США было продано 2 млн виниловых пластинок; в 2012 году там было продано уже 4,6 млн грампластинок. В 2013 году продажи в США составили 6,1 млн пластинок.

Люди снова между легкодоступным развлечением. предлагаемым цифровыми технологиями и религией аналогового мира выбирают стремление к “Больше, чем…” Чтобы оставаться людьми, преодолевать себя… Находить единое в уникальном...

-2

.................................................

Об авторе: Гопиус Кирилл Павлович, сторителлер, исследователь, модератор, идеолог. (1969 года рождения).

Ссылка на резюме на hh.ru: https://domodedovo50.hh.ru/resume/be455c75ff0afcba200039ed1f6e6a78373041

Ссылка на Дзен канал (больше 2500 статей 14 000 подписчиков): https://dzen.ru/id/5c584c0186e4a700adce84cb

Когда нужно “портфолио”, сюда…

https://realmir-gopius.livejournal.com/818219.html

Карьеру свою начал с дворника и санитара, разнорабочего на стройке. Работал экспедитором и торговым представителем. Позже занимал руководящие посты в различных бизнес структурах (строительство, машиностроение, продажи, финансы, безопасность). Работал по России и за границей (Кувейт, Саудовская Аравия).

С 2004 года изучает, исследует, популяризирует, преподает и практикует сторителлинг, как мировоззрение, философию, фундаментальную науку и коммуникационную технологию. Помогает людям, компаниям, сообществам, территориям вспоминать, создавать, представлять свои истории, вписывать их в глобальные контексты, что проявляет внутренние ценности и смыслы людей, компаний, сообществ, территорий. Самоидентификация и коммуникация с любой аудиторией.

В 2010 году основал и руководил Центром прикладных знаний в Санкт-Петербурге. В 2017 году учредил “ГопиусСториБАНК”. Написано тысячи статей, взято сотни интервью. Почти 40 книг о методологии и философии сторителлинга, сценарии сторителлинг спектаклей. Кроме того, пьесу по книге “От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным”, пьесу по воспоминаниям о Е.М. Примакове (по линии ТПП), корпоративную историю компании QIWI, книгу о “Международном генеалогическом центре”, биографию героя Калмыкии Церена Санджеевича Балзанова, тренера олимпийского призера по боксу, биографию Александра Васильевича Зимина, тренера российских профессиональных боксеров.

Создал несколько образовательных программ по сторителлингу, которые применял в работе с депутатами (ГБУ “Центр социальных коммуникаций”), управленцами (“Президентская программа подготовки управленческих кадров”), с членами некоммерческих организаций (“Общественная палата РФ”), предпринимателями, актерами (Центр имени Мейерхольда), учителями, спортсменами и пр.

Был организатором 7-ми фестивалей сторителлинга в России.

За последние несколько лет работал: Ген. директором СРО “Ассоциация ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ”, Пресс-секретарем “Российского профсоюза работников транспортной безопасности”, экскурсоводом-проводником смыслов на Международной выставке-форуме “Россия (Москва, ВДНХ). По итогам работы на форуме написал книгу “Театр проводников смыслов” (о новом туристическом формате представления историй людей, компаний, сообществ, территорий), включающую в себя две пьесы для такого театра: “Мой 75-й. Наша Россия” и “Издалека долго… Диалоги с рекой”. Несколькими годами ранее была написана книга о “Театре предпринимателя” (основанная на опыте работы с предпринимателями).

С 2015 по 2018 год был ректором образовательной Академии экспертной сети “Союзконсалт”.