Найти в Дзене
Заметки молодого отца

К здоровым и сильным боятся приставать, а в пятером на двух детей с аутизмом - легко. Почему возраст не должен быть щитом от наказания

Дети очень чутко впитывают всё, что происходит вокруг. Не столько слушают, сколько смотрят. Как взрослые разговаривают друг с другом. Как реагируют на чужую беду. Как поступают, когда видят несправедливость. И если ребёнок с раннего детства замечает, что кто-то слабый - это удобная мишень для насмешек или силы, что такого можно обидеть и остаться без последствий, - он растёт с этой моделью поведения. Без внутреннего стопа. Без сочувствия. Без сомнений. А потом мы удивляемся, откуда у детей столько жестокости. История, случившаяся в Уфе начале июля 2025 г. очень показательная. 11-летний Тамерлан и его 8-летняя сестра Розалинда вышли во двор с собакой. День, площадка между домами, лето. Дети с аутизмом. Но это не мешает им быть активными, творческими, добрыми. Они поют, выступают на праздниках, участвуют в концертах. Искренние, открытые - такие дети которых хочется защищать. Но случилось то, что не должно было произойти вообще. К ним подошла компания подростков - четверо мальчиков и дево
Оглавление

Дети очень чутко впитывают всё, что происходит вокруг. Не столько слушают, сколько смотрят. Как взрослые разговаривают друг с другом. Как реагируют на чужую беду.

Как поступают, когда видят несправедливость. И если ребёнок с раннего детства замечает, что кто-то слабый - это удобная мишень для насмешек или силы, что такого можно обидеть и остаться без последствий, - он растёт с этой моделью поведения. Без внутреннего стопа. Без сочувствия. Без сомнений.

А потом мы удивляемся, откуда у детей столько жестокости.

Четверо здоровых подростков решили самоутвердиться

История, случившаяся в Уфе начале июля 2025 г. очень показательная. 11-летний Тамерлан и его 8-летняя сестра Розалинда вышли во двор с собакой. День, площадка между домами, лето. Дети с аутизмом. Но это не мешает им быть активными, творческими, добрыми. Они поют, выступают на праздниках, участвуют в концертах. Искренние, открытые - такие дети которых хочется защищать.

Но случилось то, что не должно было произойти вообще. К ним подошла компания подростков - четверо мальчиков и девочка. Сначала просто что-то требовали, навязывали игру. А когда получили отказ - перешли к агрессии. Сперва толчки, потом грубость, потом издевательства над собакой - в общем действия от которых детям стало по-настоящему плохо - физически и морально.

Рассказывать подробно, что именно произошло, не хочу. Не потому что скрываю, а потому что не хочу превращать чужую боль в описание "для эффекта". Главное - дети сильно испугались, пострадали, и собака тоже. Родители были в шоке. Мама сразу обратилась в полицию, подключились волонтёры, помогают врачи. Но осадок, тревога и главное - вопрос - остались.

-2

Почему им всё можно?

Подростки, по словам мамы, вели себя уверенно. Без страха, без сомнений. Почему? Потому что знали - за это, скорее всего, ничего не будет. Маленькие ещё. Несовершеннолетние. Всё "спишется".

Это и есть настоящая проблема. Не в том, что дети ошибаются - все ошибаются. А в том, что они перестают бояться последствий вообще. Всё чаще звучит мысль: "А что мне будет?" И если ответа на этот вопрос нет - это зеленый свет на любое поведение.

Именно поэтому в обществе всё громче обсуждают необходимость пересмотра возрастной границы ответственности. Чтобы подросток понимал: если он делает что-то плохое, за этим может последовать реакция.

"Таков закон улиц" - это отговорка, а не оправдание

Очень удручает, что в комментариях к таким историям часто встречаются фразы вроде: "Ну что вы, это же улица. Кто сильнее - тот и прав. Жизнь - не сказка."

Но это как раз и есть трагедия. Что многие воспринимают агрессию как силу, а доброту - как слабость. Уличная логика, где "слабого можно", может казаться суровой правдой жизни, но на деле она разрушает общество. Потому что завтра слабым может оказаться твой ребёнок. Или ты сам. И тогда уже никто не заступится - потому что все привыкли проходить мимо.

Или комментарии в стиле: "а зачем мамаша одних оставила детей без присмотра". Тут встречный вопрос: "а какое право имели подростки нападать на этих детей?".

-3

Надежда всё же есть

При всей тяжести этой истории, есть то, что даёт надежду. Это неравнодушие. Люди начали писать слова поддержки семье. Волонтёры подключились сразу: кто-то помог с лекарствами, кто-то нашёл врача и т.д.

Это значит - нам не всё равно. И это главное. Пока есть такие люди — мир не окончательно ожесточился.

И всё же эта история - повод задуматься. Не о том, какие ужасные бывают дети. А о том, что мы, взрослые, делаем не так. Почему они не боятся? А ответ простой - потому что они всё это видят вокруг себя - в поведении взрослых и в окружении.