Найти в Дзене
Культурный код

Ан-124 «Руслан»: как советская махина перевозит всё, что не могут другие

Оглавление

Вы когда-нибудь видели в живую, на виде или на фотографиях, как действительно гигантский самолёт с разинутым носом заглатывает танк или ветряную турбину? С высочайшей долей вероятности это — Ан-124 «Руслан», один из самых больших серийных транспортников в мире.

Ан-124-100 в полёте
Ан-124-100 в полёте

Ан-124 «Руслан» был создан в СССР как ответ на вызов времени: нужно было перевозить всё и на огромные расстояния — от бронетехники до ракетных частей. И сегодня мы поговорим о его создании, конструкции, эксплуатации и том, почему он так долго остаётся актуальным.

Как рождались «Русланы»: инженерный прорыв 70-х

История создания Ан-124 началась ещё в 1966 году, когда Совет министров СССР принял решение о разработке транспортного самолёта с грузоподъёмностью до 120 тонн. Это была колоссальная задача — ни один самолёт в стране тогда не мог перевозить больше 50 тонн. Для сравнения: даже сегодня американский C-17 «Глобемастер III» имеет грузоподъёмность около 77 тонн, что ничто по сравнению с советским колоссом.

Ан-124-100 авиакомпании «Волга-Днепр»
Ан-124-100 авиакомпании «Волга-Днепр»

Первый аванпроект назывался Ан-126, но он предусматривал шесть двигателей. Потом выбрали более экономичный вариант — четырёхдвигательный Ан-124. Над проектом работали десятки предприятий по всей стране. Использовались и опытные модели, продуваемые в аэродинамических трубах, и компьютерное моделирование — в то время редкость.

Впервые в СССР применили суперкритическое крыло, что позволило снизить лобовое сопротивление и увеличить эффективность полёта. Также впервые установили электро-дистанционную систему управления (ЭДСУ), которая заменила механические тросы и тяги. Экипаж получал возможность управлять самолётом через электронные сигналы — революция для своего времени.

Ан-124-100 "Руслан"
Ан-124-100 "Руслан"

Но главная особенность — это система погрузочно-разгрузочных операций: передняя часть фюзеляжа откидывалась, открывая прямой доступ в грузовой отсек. Вместо сложных манипуляций с кранами, можно было просто заехать внутрь на технике. Такие решения сделали Ан-124 уникальным.

Конструкция: как работает летающий ангар

Представьте себе самолёт длиной 69 метров, высотой почти 21 метр, с размахом крыльев 73 метра — это полноценный летающий склад. Грузовая кабина объёмом 1050 м³ может вместить:

  • 880 солдат;
  • 440 парашютистов;
  • 150 тонн груза;
  • два вертолёта;
  • реактор АЭС;
  • спутник с обтекателем.
Ан-124 «Руслан» на МАКС-2009
Ан-124 «Руслан» на МАКС-2009

"Под капотом" — четыре двигателя Д-18Т, каждый мощностью 23,4 тонны тяги. Это трёхвальные ТРДД (турбореактивные двухконтурные двигатели) с коэффициентом двухконтурности 5,6. То есть большая часть воздуха, засасываемого в двигатель, просто выталкивается обратно, создавая тягу, без участия в горении.

Благодаря таким характеристикам, Ан-124 способен взлетать с грузом до 402 тонн и лететь на расстояние до 4600 км с нагрузкой 120 тонн. При этом он может садиться на ВПП длиной всего 1800 метров, а если использовать тормозной парашют — то и того меньше.

Ан-124 во время разгрузки. Аэропорт в Улан-Удэ, Бурятия, Россия
Ан-124 во время разгрузки. Аэропорт в Улан-Удэ, Бурятия, Россия

Ещё одна интересная особенность — система регулирования высоты порогов (РВП). Шасси позволяет менять угол наклона фюзеляжа, чтобы упростить погрузку. То есть можно буквально «присесть» самолётом на задние колёса и сделать вход идеально горизонтальным.

Лётные испытания: первый полёт и первые проблемы

Первый полёт состоялся 24 декабря 1982 года. Но сразу после посадки случилась серьёзная проблема — шими (вибрация) стоек шасси разрушила одну из створок и несколько тяг. Однако уже через месяц второй полёт прошёл успешно. За три года было выполнено более 300 полётов только на этапе государственных испытаний.

Шасси
Шасси

Особенно запомнилась демонстрация на авиасалоне в Ле Бурже в 1985 году. После этого самолёт установил 17 мировых рекордов, включая рекорд по дальности перевозки груза и максимальной массе при взлёте.

Производство: две страны, один самолёт

С 1984 по 2004 год самолёты выпускались на двух заводах: в Киеве (КиАПО) и Ульяновске (УАПК). Всего выпущено 56 машин, включая опытные образцы.

Ан-124-100 авиакомпании «Полёт»
Ан-124-100 авиакомпании «Полёт»

На украинском заводе построили 17 самолётов, на ульяновском — 33. Последний серийный экземпляр сошёл с конвейера в 2004 году. После этого производство прекратилось из-за экономического кризиса и разрыва кооперации между двумя государствами.

Эксплуатация: военная и гражданская жизнь

Ан-124 использовался и используется как в военных, так и в гражданских целях. Первый полк, освоивший его — 566-й военно-транспортный авиаполк, базирующийся в Сеще (Брянская область). К 1989 году там уже насчитывалось 28 «Русланов».

Вид в трёх проекциях
Вид в трёх проекциях

Самолёт применяли:

  • Для доставки войск и техники в Афганистан;
  • Для перевозки тяжёлой бронетехники в Чечню;
  • Для поддержки миротворческих миссий ООН;
  • Для перевозки оборудования НАТО в Кувейт и Оман.

Гражданские операторы — такие компании, как «Волга-Днепр» и Antonov Airlines — используют Ан-124 для перевозки сверхтяжёлых и крупногабаритных грузов: от деталей самолётов Airbus до модулей для АЭС.

Ан-124-100 борт RA-82072, снявшийся в фильме «Ширли-мырли»
Ан-124-100 борт RA-82072, снявшийся в фильме «Ширли-мырли»

С «Русланом» связаны и нетехнические рекорды. Например, в 2010 году девять спортсменов переместили Ан-124 на 6,39 метра за 13,47 секунды, установив мировой рекорд.

Проблемы и перспективы

После 2014 года сотрудничество двух стран в авиастроении фактически прекратилось. В связи с этим Россия начала собственную программу модернизации. Сейчас самолёты ремонтируются и обновляются на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске.

Волга-Днепр Антонов Ан-124-100М-150 с открытой носовой дверью на МАКС-2005
Волга-Днепр Антонов Ан-124-100М-150 с открытой носовой дверью на МАКС-2005

Модернизированный вариант — Ан-124-100М-150 — получил новый состав экипажа (всего 4 человека), обновлённое оборудование и увеличенную грузоподъёмность до 150 тонн. Однако полноценное возобновление серийного производства пока не начато.

Планируется, что к 2030 году будет произведено около 40 новых «Русланов», но для этого необходимо сформировать заказы. Цена нового самолёта — около 300 млн долларов США, что делает его недешёвой, но оправданной инвестицией для перевозки уникальных грузов.

Заключение

Ан-124 — мобильный терминал доставки, способный решать задачи, которые не могут выполнять даже современные Boeing 747 или Airbus A330. Он может перевозить ракетные блоки, ядерные реакторы, ветрогенераторы, спортивные самолёты и даже целые катера .

Загружается глубоководный спасательный аппарат «Мистик»
Загружается глубоководный спасательный аппарат «Мистик»

Если вы хотите увидеть, как техника становится искусством, достаточно посмотреть, как Ан-124, разинув нос, заглатывает очередной чудовищный груз. Сразу становится понятно - это летающий монумент инженерному гению.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.