Теплый летний дождь стучал по крыше беседки, утопающей в зелени сада Людмилы Петровны (68 лет). Воздух был напоен запахом влажной земли, мяты и крепкого свежезаваренного чая.
За столиком сидели две подруги: сама хозяйка, Люда, с живыми глазами и легким румянцем, и Анна Семеновна (65 лет), Аня, которая казалась чуть сгорбленной, а в глазах читалась глубокая усталость и какая-то отрешенность.
Людмила: (Разливая чай в кружки) Ну, Анечка, согрейся. Дождь-то какой внезапный, но хорошо, духота спала.
Анна: (Бережно беря кружку, вздыхает) Спасибо, Людок... Душистый... (Делает маленький глоток, смотрит куда-то вдаль, на мокрые листья смородины). А знаешь, я последнее время... как-то не по себе. Особенно по ночам.
Людмила: Пристально, но мягко глядя на подругу: что-то болит? Или внуки опять нервы треплют? Маленький Сашка ведь неугомонный.
Анна: Качает головой. Нет, не то... Хотя спина, конечно... Но дело не в этом. (помолчав, тихо) о smeрти думаю. Все чаще. Навязчиво так.
Людмила не удивилась. Она ждала этого разговора, чувствовала тяжесть в мыслях подруги последние недели.
Анна: Вот смотрю на этот дождь, на твой замечательный сад, на чай... и ловлю себя на мысли: "Сколько еще таких дождей увидишь? Сколько раз попьешь этот чай?" Знакомые уходят один за другим, газеты пестрят некрологами...
Даже по телевизору, кажется, чаще про недуги да прощания говорят. И становится так... пусто. Страшно. Как будто краешек пропасти уже виден. Зачем что-то делать, к чему-то стремиться? Все равно ведь... финал.
Она замолчала, сжимая теплую кружку, словно ища в ней опору. Дождь застучал чуть сильнее.
Людмила: Анечка, родная... Я тебя понимаю. Очень понимаю. После шестидесяти эти мысли... они как незваные гости, приходят без спроса. Особенно когда теряем близких, когда тело уже не то, что в сорок. Кажется, жизнь начинает не прибавляться, а... отсчитывать оставшееся.
Анна: (С надеждой глядя на Люду) И как ты? Ты же не хандришь так? У тебя глаза горят! Как ты... отгоняешь их? Эти мысли?
Людмила: (Задумчиво улыбается) Отгонять? Прямо как назойливых мух? Пробовала. Не очень-то получается. Они все равно лезут. Я научилась... по-другому с ними обходиться.
Анна: Как?
Людмила: Во-первых, признала их право на существование. Да, Аня, мы не вечны. Это факт. И бояться этого, грустить о неизбежном – нормально. Это часть нашей человеческой природы, особенно когда за плечами столько прожитого.
Пытаться сделать вид, что этих мыслей нет или злиться на себя за них – только хуже. Я разрешаю себе иногда погрустить, вспомнить ушедших, подумать о своем... Но не застреваю в этом.
Анна: А как не застрять? Вот они пришли, эти черные мысли, и все – хоть вой.
Людмила: Вот тут самое важное! Я сознательно перевожу фокус. Не на "Сколько осталось?", а на "Что Я СЕЙЧАС переживаю?". Вот прямо в эту самую минуту. (Берет кружку, поднимает ее). Я вижу этот изумрудный чай. Чувствую его тепло в ладонях.
Слышу, как дождь играет на листьях – слушай, какой разный звук на крыше и на смородине! Нюхаю этот божественный аромат мяты и земли после дождя. Вижу твое лицо, дорогая подруга. И я благодарна. Благодарна за этот момент, за этот чай, за этот дождь, за нашу дружбу. Прямо здесь и сейчас. Это – жизнь. Реальная, осязаемая.
Анна: (Небольшая улыбка тронула ее губы) Благодарность... Да, ты часто говоришь про это.
Людмила: Это ключ, Аня! Я завела себе тетрадку, самую простую. Каждый вечер, перед сном, пишу туда хотя бы три вещи, за которые благодарна прошедшему дню.
Солнечный луч на подоконнике. Смех внука по телефону. Вкусная котлета. Помощь незнакомца в автобусе. Твой сегодняшний приход! Это смещает акцент с того, что может когда-то закончиться, на то, что есть и что было хорошего. А хорошего, если присмотреться, очень много!
Анна: А если день совсем хмурый, ничего не радует?
Людмила: Тогда пишу: "Благодарна, что у меня есть крыша над головой и теплая постель". "Благодарна, что могу дышать". "Благодарна за этот чайник, который греет воду". Всегда можно найти что-то, пусть маленькое. Это как тренировка для души – искать свет.
А еще... я нахожу смысл в сейчас. Этот сад? Он мой смысл сейчас. Каждый цветок, каждый помидор – это чудо, которому я помогаю произойти. Помочь дочери с внуком – смысл. Просто выслушать тебя сегодня – смысл.
Научиться чему-то новому, пусть маленькому – в интернете, в книжке – смысл. Смысл не в каком-то грандиозном будущем, а в наполненности настоящего.
Анна: (Задумчиво) Наполненность настоящего... А страх? Он ведь не исчезает?
Людмила: Не исчезает совсем. Иногда он просыпается, особенно после плохих новостей или когда плохо себя чувствую. Но я не даю ему командовать парадом. Я говорю ему: "Спасибо за напоминание, что жизнь ценна. Но сейчас я занята – пью чай с подругой/нюхаю розу/читаю книгу". И сознательно погружаюсь в то, что делаю.
Иногда помогает просто встать и что-то сделать руками – полить цветы, перебрать крупу, подмести. Движение и действие – отличные лекарства от застоявшихся мыслей.
Анна: (Делает глубокий вдох, выпрямляется чуть больше) Знаешь... пока ты говорила, я слушала дождь. И правда, он такой... разный. И чай... он и правда очень вкусный и теплый. (Смотрит на Людмилу). Спасибо, что выслушала. И что не стала говорить "Да брось ты, живи веселей!", а дала... рычаг какой-то. Благодарность и "здесь и сейчас". Тетрадку... может, и я попробую?
Людмила: (Сияет) Попробуй обязательно! Начни с малого. А сейчас, например, за что ты можешь быть благодарна в эту самую минуту?
Анна: (Подумав, улыбается чуть шире) За этот душистый чай. За теплую беседку в дождь. И... за тебя, Людка. За то, что ты есть.
Людмила: (Поднимает кружку) Вот видишь! Уже три пункта! А жизнь... она ведь не измеряется только количеством лет в конце. Она измеряется количеством таких вот полных, осознанных, благодарных моментов по дороге. Выпьем же за этот момент, Анечка! За дождь, за чай и за нашу дружбу!
Анна: Поднимает свою кружку, в ее глазах уже меньше страха, а больше задумчивости и тень надежды. Выпьем, Людок. За этот момент.
Они чокнулись кружками. Дождь за окном беседки затихал, переходя в мягкий шелест. Черные мысли Анны не исчезли магически, но они отступили, уступив место теплу чая, звукам сада и тихому свету в глазах подруги, напоминающему: жизнь – это сейчас. И в этом "сейчас" еще так много места для радости, смысла и благодарности.
Вы на кого больше похожи: на Люду или Анну?
Если еще не в нашей дружной компании, присоединяйтесь к сообществу сверстников. Общайтесь, обменивайтесь своим мнением, можете присылать свои истории, я их обязательно опубликую на канале.
Желаю вам здравия и позитивного настроя!