Найти в Дзене
Принципы

Главные психические процессы восприятия энергии: чувства

«Чувства не обманывают; обманывает составленное по ним суждение» Иоганн Гёте Функциональные психические процессы экстравертных (объективных) чувств - эмоций и интровертных (субъективных) мышления - логики, будет приведено в следующих статьях.
Оглавление

«Чувства не обманывают; обманывает составленное по ним суждение» Иоганн Гёте

Чувства
Чувства
Чувства в структуре психики
Чувства в структуре психики

Определения

  • Чувства (этика) - это главный психический процесс происходящий в результате обработки энергетической информации.
  • Чувства - это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
  • Чувства характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены.
  • Чувства обладают регулирующей деятельность человека. Чувства содействуют в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любое чувство положительное или отрицательное, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительное чувство всегда связано с получением желаемого результата, а отрицательное, наоборот, с неудачей при достижении цели.
  • Чувства бывают объективно (экстравертно) направлены - являющиеся эмоциями. Или субъективно (интровертно) - отношения.
  • Определения приведенные тут немного отличаются от отечественной фундаментальной психологии. "Эмоции" в отечественной психологии являются широким понятием, а "чувства" представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний - "отношений". Тут "чувства" являются обобщающим понятием, а "эмоции" и "отношения" экстравертными и интровертными подвидами чувств. "Органы чувств" не имеют отношения к эмоциональным переживаниям, а относятся к ощущениям, и тут называются "органами ощущений".

Влияние чувств на организм

  • Под влиянием чувств изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др.
  • Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме.
  • Исследовано М.И.Аствацатуровым (1878-1936), сердце чаще поражается страхом, печень - гневом, желудок - апатией и подавленным состоянием.
  • Эмоциональные переживания изменяют кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышения или понижается кровяное давление и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других - бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе именно его всегда считали вместилищем души, органом чувств, несмотря на то, что изменения одновременно происходят и дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах.

Функции чувств

  • Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, при положительных эмоциях, ускоряется исцеление. Поэтому неслучайно говорят, что “слово как лечит, так и калечит”. В этом проявляется регуляторная функция чувств.
  • Кроме регуляции чувств состояния организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом.
  • Чувства способны выполнять ряд специфических функций, свойственных только для них. Прежде всего оценочную (отражательную) функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать прежде, чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.
  • Благодаря отражательной функции чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, т.е. чувства выполняют еще сигнальную (пред информационную) функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т.д.
  • Оценочная функция чувств непосредственно связана с стимулирующей (побудительной) функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. “Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него” С.Л. Рубинштейн. Чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.
  • Чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т.е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Чувства успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т.е. чувства влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельность.
  • Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.
  • “Чувства возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для него потребностей” Ч.Дарвин. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям, в этом заключается приспособительная функция чувств.
  • Чувства обладают коммуникативной функцией. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
  • Производной от коммуникативной функции являются функция воздействия на окружающую среду. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.

Теории описывающие влияние чувств на психику и поведение человека

  • Вслед за теориями объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Чувства как оказалось, регулируют деятельность человека.
  • Результаты экспериментальных исследований позволяют утверждать, что ведущую роль в регуляции эмоциональных состояний играет кора больших полушарий. И.И. Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. В случае же распространения широкого торможения наблюдаются угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т.д.
  • О том, что кора мозга играет очень важную роль в регуляции эмоциональных состояний, свидетельствуют клинические случаи, в которых наблюдается резкое расхождение между субъективным переживанием и их внешним выражением. У больных с поражениями коры больших полушарий мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плача, иногда испытывают веселье.
  • Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система (речь), поскольку переживания возникают не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но также могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное состояние. В настоящее время принято считать, что вторая сигнальная система является физиологической основой высших человеческих чувств - интеллектуальных, моральных, эстетических.
  • Когнитивные войны имеют целью воздействовать на чувства масс людей.
  • До настоящего времени единой точки зрения на природу чувств не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе чувств. С одной стороны - это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека и др. - отношения. С другой стороны, чувства определяются физиологическими особенностями индивида - эмоциями. Можно утверждать, что чувства возникают в результате воздействия определенного раздражителя, а их появление есть не что иное, как проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения. Мы также можем предположить, что чувства сформировались в процессе эволюции животного мира и максимального уровня они достигли у человека, поскольку у него они представлены предметно на уровне эмоций и отношений.

Зависимость успеха деятельности от эмоциональной возбудимости

  • Д.О.Хебб (1904-1985 гг.) экспериментально получил кривую нормального распределения, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.
Зависимость успеха от эмоциональной возбудимости
Зависимость успеха от эмоциональной возбудимости
  • Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабое, так и слишком сильное эмоциональное возбуждение. Наиболее эффективна деятельность при среднем эмоциональном возбуждении.
  • Для каждого конкретного человека характерен определенный оптимальный интервал силы эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. В свою очередь, оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от многих факторов, например от особенностей выполняемой деятельности и условий, в которых она протекает, от индивидуальных особенностей человека, который ее выполняет и от много другого.

Когнитивные факторы влияющие на чувства

  • Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингер (1919-1989). Положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Эта теория рассматривает эмоциональные состояния как основная причина соответствия действий и поступков.
  • Диссонанс - это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Возникает в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (диссонанс).
  • Консонанс - это положительное эмоциональное состояние соответствующее ожиданиям об объекте при достижении результатов.
  • Когнитивный диссонанс переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у субъекта есть 2 пути: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности или получить новые сведения которые бы согласовывались с прежними ожиданиями.
  • В современной психологии теория когнитивного диссонанса чаще всего используется для того, чтобы объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях. Причем в детерминации поведения и возникновении эмоциональных состояний человека когнитивным факторам придается гораздо большее значение, чем органическим изменениям.
  • Многие представители данного направления полагают, что когнитивные оценки самым непосредственным образом влияют на характер эмоционального переживания.

Роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах или когнитивно-физиологическая концепция эмоций (двухфакторная теория эмоций)

  • Когнитивно-физиологическая концепция чувств предложенная С.Шехтером (1922-1985).
  • Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей.
  • Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.
  • “Эффект плацебо” доказанные различными экспериментами, является следствием когнитивной теории эмоций.
  • Информационная концепция эмоций (чувств) П.В. Симонова (1926-2002). В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.
-4
  • Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации.
  • Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства.
  • Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности.
  • Сознавая или не осознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.

Развитие чувств по мере взросления и их значение в жизни человека

  • Чувства проходят общий для всех высших психический функций путь развития - от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.
  • Наиболее ранние чувственные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п. Наряду этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства как страх и гнев. Вначале они носят бессознательных характер. Например, если вы возьмете на руки новорожденного ребенка и, подняв его вверх, затем быстро опустите вниз, то увидите, что ребенок весь сожмется, хотя он никогда еще не падал. Такой же бессознательный характер носят и первые проявления гнева, связанного с неудовольствием, испытываемым детьми при удовлетворении их потребностей. У одного двухмесячного ребенка, например, было отмечено проявление страха уже при взгляде на лицо отца, намеренно искаженное гримасой. У этого же ребенка наблюдались гневные морщинки на лбу, когда его начинали дразнить.
  • У детей также очень рано появляются сочувствие и сострадание. Так на втором годе жизни ребенок плакал, когда ему показывали изображение плачущего человека, а один трехлетний мальчик бросался на каждого, кто бил его собаку, заявляя, что вы не понимаете, что ей больно.
  • Положительные чувства у ребенка развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение. Момент переживания в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. Первоначально у малыша возникает удовольствие в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит поощряющая роль. Вторая ступень - функциональная. Играющему ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше, появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка.
  • Характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возрасте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают. Более значительный контроль над эмоциональным поведением возникает у детей лишь в старшем дошкольном возрасте, когда у них появляются и более сложные формы эмоциональной жизни под влиянием все более усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми.
  • Развитие отрицательных чувств в значительной мере обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией. Фрустрация - это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан ил его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения фрустрирующей ситуации определяют возникающие при этом эмоции. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других - агрессивность, завистливость и озлобленность. Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не представляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной перед ним цели и создают фрустрирующие условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности - у других. Более целесообразным в этом случае является использование возрастной особенности детей, которая заключается в неустойчивости внимания. Достаточно отвлечь ребенка от возникшей проблемной ситуации, и он сам сможет выполнить поставленные перед ним задачи.
  • Часто негативные чувства у детей, в виде агрессивности возникают из-за пережитого наказания, в частности мера наказания. Детей наказывающих строго, во время игры с куклами проявляют чаще большую агрессивность, чем дети которых наказывали не слишком строго. Вместе с тем, отсутствие наказание также неблагоприятно влияет на развитие детского характера. Детей, которых наказывали за жестокое обращение с куклами, были менее агрессивными вне игры, чем те, которых не наказывали.
  • С формированием позитивных и негативных чувства у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки, что плохо или хорошо, появляются у детей под влиянием взрослых, но при этом первые представления связано с личными интересами самого ребенка. Принцип общественной полезности того или иного поступка, осознание его морального смысла определяют поведение ребенка несколько позднее.
  • К началу школьного обучения у детей отмечается достаточно высокий уровень контроля за своим поведением. В тесной связи с этим находится развитие нравственных чувств, например дети в этом возрасте уже переживают чувство стыда, когда взрослые порицают их за поступки.
  • У детей рано обнаруживаются зачатки отношения - эстетического чувства. Одним из первых его проявлений надо считать удовольствие, которое дети испытывают при слушании музыки. В конце первого года дети также могут нравиться определенные вещи. Особенно часто это проявляется в отношении игрушек и личных вещей ребенка. В младенчестве детей пленяет яркость красок.
  • Источники развития эстетических чувств являются занятия рисованием, пением, музыкой, посещение картинных галерей, театров, концертов, кино. В младшем школьном возрасте дети больше обращают внимание на содержание картины, чем на исполнение. В музыке любят громкий звук с быстрым темпом и ритмом, чем гармонию мелодии. Подлинное понимание красоты искусства приходит к детям лишь в старших классах.
  • В школьном возрасте вырабатывается самообладание, эмоции становятся более устойчивыми и спокойными. Ребенок младшего школьного возраста уже не выказывает так непосредственно своего гнева, как ребенок-дошкольник. Чувства детей-школьников не имеют уже того аффективного характера, который показателен для детей раннего возраста.
  • Учеба в школе способствует формированию интеллектуальных чувств. Ребенка, при удачном стечении обстоятельств, все больше и больше привлекает познавательная деятельность, которая сопровождается позитивными эмоциями и чувством удовлетворения от познания нового.
  • В школьном возрасте идеалы детей в образе родителей сменяются авторитетами школы и различными художественными персонажами.
  • Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Дети, которым не хватает любви и ласки, вырастают холодными и неотзывчивыми. Для возникновения эмоциональной чуткости также важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Необходимо, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал.
  • Важным условием формирования эмоций и чувств ребенка состоит в том, чтобы чувства детей не ограничивались только пределами субъективных переживаний, а получали свою реализацию в конкретных поступках, в действиях и деятельности. В противном случае легко можно воспитать сентиментальных людей, способных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение своего чувства в жизнь.

Индивидуальные различия проживания чувств

  • Различия в проявлении чувств в значительной степени обуславливают неповторимость конкретного человека, т.е. определяют его индивидуальность.
  • Разнообразие эмоциональных проявления выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других - пониженное, подавленное, грустное; у третьих - капризное, раздражительное и т.д.
  • Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоциональные мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люд не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают ее умом. Есть и другая категория людей - эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызывать сильные эмоции. Даже маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.
  • Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностных характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Заметно различаются у людей проявления аффектов и страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим поведением, склонных легко поддаваться аффектам и страстям, например необузданному гневу, панике, азарту. Другие люди наоборот, всегда уравновешены, вполне владеют собой, сознательно контролируют свое поведение.
  • Существенно различие между людьми и в том, как чувства отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства носят действенных характер, побуждающий к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства которые у них возникают, не влияют на их поведение.

Функциональные психические процессы экстравертных (объективных) чувств - эмоций и интровертных (субъективных) мышления - логики, будет приведено в следующих статьях.