Многие столетия люди ищут разгадку феномена Баха, задаваясь вопросами о том, откуда он брал свои мелодии, в чем секрет его феноменальной работоспособности, как он слышал этот мир?
Мы в это смысле не исключение. С самого детства, приобщившись к игре на фортепьяно, мы периодически задавались этими вопросами. И если в детстве и юности они в подавляющем большинстве случаев имели негативный контекст (это знакомо, наверное, любому, кто осваивает баховские фуги, не достигнув совершеннолетия... :о)) ), то с возрастом и наступлением зрелости эти вопросы не только обрели положительный контекст, но и привели к способности испытывать глубочайшее восхищение и наслаждение как самими произведениями, так и личностью великого композитора.
И вот сегодня нас посетила мысль:
Как считают профессионалы, главная заслуга и гениальность Баха как композитора состоит, кроме всего прочего, в переоткрытии феномена полифонии, в развитии принципа полифоничности композии и в ее мощном развитии. Так, как писал свою полифонию Бах, ни до, ни после него не мог сделать никто. Поэтому он до сих пор, спустя 340 лет, остается недостижимой вершиной мастерства создания полифонии в музыке.
Мы не будем касаться сугубо специального вопроса о том, почему феномен полифонии Баха стал революцией в музыке. Мы не профессионал и не эксперт в данной области. Мы рассмотрим ценность баховского открытия в другой плоскости.
Зададимся вопросом: «Как слышали люди до Баха?». Да, именно как они слышали окружающий мир со всем его богатством и разнообразием звуков? До Баха был Вивальди (которым Бах искренне восхищался, учился на его композициях и развивал их в своем творчестве). Но у великого итальянца главным была мелодия: красивая, ясная, четкая и простая в воспроизведении. В ней слушатель легко слышит и узнает щебет птиц, гудение и порывы ветра, шелест дождя, веселое дудение охотничьего рожка и звучание мерных взмахов крестьянского серпа. В более сложных композициях слушатель просто слышит, чувствует и переживает различные оттенки чувств, от большой радости и ликования до глубокой скорби и отчаянья. И все это – мир очень земной, теплый и человечный.
Что же стал слышать человек с появлением полифонии Баха? В его произведениях практически отсутствует иллюстративность. Очень сложно, слушая Баха, представлять внутренним взором те самые простые человеческие переживания, которые присущи музыке Вивальди. Но почему?
искусствоведы и музыканты неизменно отвечают на этот вопрос: «Потому что Бах был в первую очередь великим органистом. И сама специфика этого инструмента не могла не родить полифоническое звучание. А поскольку органы были инструментами «домов божьих» - соборов, костелов, церквей – то и музыка, исполнявшаяся на них, просто должны была быть «во славу Господа». А не для развлечения публики.
Да, это верно. Музыка Баха, действительно, вызывает самые возввышенные чувства. И даже когда она иллюстрирует «Dies Irae», даже тогда она вызывает у слушателя не гнев или мстительность, но признание того, что бог иудейский сформулировал Моисею, прибредшему в полном отчаяньи к нему на свидание на вершину скалы: «Ибо мое отмщение, Аз воздам». Смирение и признание того, что не его, человека, это компетенция – осуществлять правосудие от лица Господа. Это, конечно, наложило отпечаток фатальности на человеческую психологию, выражающуюся в виде убеждений в духе «Все от Бога» или «Бог простит». Или, как издревле говорят тюрки, «Танырге тапсырдым» или «Кудайга тапсырдым» (что в переводе и по смыслу означает «Я препоручил это Господу, ибо это вне моего предназначения и права»).
Да, музыка Баха с её потрясающе сложной полифонией действует настолько точно, проникая в самые глубины человеческого подсознания и заставляя его забывать о бренном и суете сует, что это это удивляет и восхищает каждый раз, когда соприкасаешься с его творениями.
Но помимо этого феномена мы увидели в баховской полифонии еще одно величайшее открытие и революционное событие:
Бах на несколько веков опередил открытие феномена квантовости. Ибо его полифония – самое настоящее открытие квантовости Мира, Вселенной и Человеческого Сознания.
Бах открыл человечеству совершенно другой способ мировосприятия и мышления. Человек, в чьё сознание глубоко проникает его полифоническая музыка, вдруг начинает не просто слышать в ней многоголосие. Он начинает слышать его богатство и приучается, следуя то за одним голосом, то за другим, узнавать и различать переплетения голосов. Он вдруг осознает, что мелодия, рождающаяся каждым отдельным голосом, оказывается вполне самостоятельной, при том, что их взаимное переплетение рождает совершенно новую мелодию, отличную от той, которая озвучивается каждым из голосов по-отдельности!
Во времена Баха и еще очень долгое время после него подавляющему большинству людей было не до осмысления полифоничности его музыки. Но стали появляться и те, в ком она зародила совершенно удивительные для своего времени вопросы. Самые выдающиеся научные умы разных пост-баховских эпох, познакомившись с его полифоничной музыкой, неизменно признавали ее феноменальность и даже сверъестесственность. Математики, физики, не говоря уже о философах, предпринимают множество попыток «разгадать феномен Баха». В наш век господства информатики и цифровизации они даже ищут в ней принципы передачи информации. И, что удивительно, находят.
Человечество, которому с появлением авраамизма была навязана (часто путем жесточайщего искоренения инакомыслия и веры предков) примитивная идея Рая-Ада, постепенно стало задаваться новыми вопросами: «Сколько миров существует?», или «Единственный ли тот мир, в котором мы существуем? Или есть и другие миры, находящиеся за пределами нашей способности это увидеть и понять?». Бедного Джордано Бруно таки сожгли за то, что задавал такие вопросы и пытался найти на них ответы... И, в конце-концов, развитие точных наук, в первую очередь, математики, геометрии и физики, привело человечество к открытию феномена квантовости.
От квантовости человеческое знание очень быстро пришло к двум фундаментальным идеям: а) К тому, за что веками (порой безуспешно) боролись «отцы церкви» всех авраамических религий: к признанию существования Творца, Высшей Силы. И б) К пониманию того, в основе чего и лежит феномен квантовости: что Вселенная – многовариантна. И далее, как естесственное продолжение этой идеи, что не Бытие определяет Сознание (как учила человечество марксистско-ленинская диалектика), а совсем наборот: Сознание определяет Бытие. И то, какой вариант «слоя» Реальности из всех существующих во Вселенной (или Вселенных) выбирает человек, и определяет его существование (В.Зеланд). В определенном смысле с этим тезисом вполне сопрягается эзотерическое учение о Карме как результате выбора Человека.
Поэтому полифоническая музыка Баха это самое настоящее проявление и иллюстрация феномена квантовости всего. За каким голосом следовать слушателю в каждый конкетный момент музыки – определяет только сам слушатель. Только сам человек в каждый конкретный момент своей жизни определяет, к голосу какого варианта Реальности ему прислушаться и знакам каких слоев Вселенной(ых) ему следовать.
Вот, почему внимательное слушание полифонической музыки Баха и понимание ее квантовой сущности неизбежно переводит человека на другой, эволюционно, не побоимся этого слова, более развитый уровень миропонимания. На тот уровень, где человек начинает по своей воле нести полную ответственность за свою жизнь (психологи и эзотерики называют это «осознанностью»). Где человек понимает и принимает всю важность личного выбора в контексте общей картины мира, в котором качество этого мира зависит от выбора каждого из людей. Ибо личный выбор неизбежно влияет на реальности других людей и на судьбу человечества в целом (идеи эгрегора, ноосферы и Русского Космизма, в том числе, и об этом).
Поэтому слушайте Баха. Умейте различать голоса в его музыке. Умейте слышать все многоголосие одновременно, не упуская основной мелодии. И делайте правильный выбор, прислушиваясь к голосу своей Реальности. Не чужой.
Ах да, остался не освещенным вопрос «Откуда Бах брал свою музыку?». Ответ очевиден: как сказанул Семен Семеныч в ответ на сакраментальный вопрос своей жены: «Оттуда!». Здесь вполне уместно ткнуть пальцем в Небо... Хотя версия Матрицы и Программы не исключена...