Открывшийся после реконструкции «Мемориал Победы» в Красноярске — это не только памятник героям Великой Отечественной войны, а современное музейное пространство, где традиционные экспонаты гармонично сочетаются с интерактивными технологиями. Перед создателями стояла сложная задача: сохранить историческую достоверность и эмоциональную глубину мемориала, при этом сделав его понятным и увлекательным для нового поколения.
Детально проработанная научная концепция музея была создана кандидатом исторических наук Александрой Сергеевной Кузьменко при активном участии директора музея ─ кандидата исторических наук Татьяны Владимировны Ивлевой, специалистов музея И.А. Гуровой и Е.С. Стручевой. Созданием и реализацией проекта занимались компании GrataAdv из Москвы (генподрядчик) и Proektmarketing+1 из Красноярска. В мультимедийных инсталляциях задействованы более 20 проекторов (Optoma, Infocus, Nextouch и др.) и более 30 встраиваемых сенсорных дисплеев Lumien.
В предельно сжатые сроки были созданы музей и мемориал в пяти залах (Зал Памяти, «Советская квартира», «Железнодорожный вагон», «Фронт» и «Победа»), где разместили более 350 экспонатов, большинство из которых передали горожане. С помощью современных экспозиционных средств удалось рассказать истории сибиряков, сражавшихся на фронте, работавших на заводах и в госпиталях Красноярска, — всех, кто приближал Победу.
В ходе реализации проекта были успешно преодолены сложные задачи, обусловленные значительным объемом экспонируемых предметов и фактов, а также ограниченным экспозиционным пространством. Данный аспект потребовал тщательного планирования и применения инновационных методологических подходов, направленных на оптимизацию визуального восприятия и информативной насыщенности экспозиции.
Сочетание цифровых информационных слоев и музейных экспонатов
Мультимедийные и традиционные экспонаты органично соединены в экспозиции, взаимно обогащая друг друга и формируя целостное музейное пространство. В вертикальных витринах выставлены солдатские каски и образцы оружия, а на сенсорных экранах у их основания посетители могут выбрать любой предмет и погрузиться в его историю, изучив детальное описание. Особый интерес экспозиция вызывает у подростков: в интерактивном формате они знакомятся с легендами советского вооружения и гениальными конструкторами, стоявшими за их созданием.
Мультимедийные приложения на тач-панелях LUMIEN рассказывают о красноярцах-героях Советского Союза, о первопроходце полярных воздушных трасс, генерал-майоре авиации Василии Молокове.
Еще один пример интеграции цифрового контента и реальных экспонатов — интерактивные витрины с сенсорными рамками и кнопками. С их помощью посетители управляют проекцией на стене, выбирая контент по своему интересу: изучают расположение заводов и госпиталей на карте Красноярска, погружаются в историю обороны Диксона или знакомятся с маршрутами легендарной воздушной трассы «Аляска — Сибирь». Управляющие кнопки позволяют переключать слои информации, выбирать интересующие материалы — от архивных карт и статистики до описаний техники и хроники событий.
Преодоление «экранности»
Мультимедийные устройства помогают донести до посетителей большой объем информации. Однако чрезмерное количество дисплеев и проекций может разрушить восприятие пространства, снижая атмосферу подлинности и создавая эффект мультимедийной монотонности. Это особенно заметно в небольших помещениях.
Создатели экспозиции «Мемориала Победы», зная про этот эффект, старались разнообразить подачу информации. Они использовали разные форматы контента, такие как видеосюжеты с актерами, анимация, инфографика, хроника, фрагменты фильмов и мультимедийные приложения. А также экспериментировали с различными способами трансляции этого контента. В интерактивных информационных инсталляциях сохраняется традиционная прямоугольная форма дисплеев, а для проекционных поверхностей создатели экспозиции выбрали нестандартную геометрию, что позволило добиться большего единства экспозиционного пространства.
Скругленные углы проекционных зон, размещаемых над интерактивными комплексами, создают визуальное впечатление фрагмента стены, освещенного направленным световым лучом.
В разделе про участие сибиряков в битве за Москву проекция хроники осуществляется на белые декоративные фигуры бойцов, идущих в атаку. Берлинская наступательная операция представлена динамической проекцией карты боевых действий на стену с фотографией. Такие приемы добавляют экспозиции художественной выразительности и сохраняют единство экспозиционного пространства.
Мультимедиа как элемент сценографии и эмоционального погружения
Проекционные инсталляции помогают погрузиться не только в информационные слои, но и эмоционально пережить события экспозиции. Продуманные сценографические решения переносят посетителей из мирной квартиры в воскресный день 22 июня 1941 года в вагон, идущий на фронт, в землянку партизан, в квартиру блокадного Ленинграда. Использование мультимедийных решений позволяет в одной инсталляции создать повествование с динамичным развитием сюжета.
В Зале Памяти девять проекторов создают круговую анимацию, рассказывающую о подвигах красноярцев. Фамилии погибших не просто высечены на стенах — они становятся частью эмоционального повествования.
Стена в красноярской квартире передает предчувствие войны: часы, застывшие на без пяти четыре, патефон, фотография старшеклассников и афиша довоенного фильма на стене, вид мирного города в мультимедийном окне. Экскурсовод запускает новый сценарий, посетители слышат объявление о начале войны, на стене появляются ключевые фразы и лозунги тех дней, вид в окне меняется на военную хронику. Афиша на стене становится плакатом «Чем ты помог фронту?». С фотографии выпускников школы исчезают лица одноклассников, погибших в боях за Родину. Посетители, не перемещаясь по экспозиции, переживают события начала войны, переданные средствами мультимедийной сценографии.
Проекция на макет, показывающий форсирование Днепра, и проекционная сшивка на вогнутый экран над макетом синхронизированы. С помощью спиннера посетители могут управлять контентом: выбирать подсветкой элементы на макете с экспликацией на проекционном экране, посмотреть истории красноярцев-фронтовиков.
Небольшой, но очень эмоциональный раздел, посвящен узникам концлагерей. Здесь посетители знакомятся с примерами картотек узников немецких и финских лагерей, с цифровым приложением на встроенном дисплее. А на противоположной стене воспроизводятся фрагменты фильма «У них есть Родина» 1949 года, о советских детях, которых оккупанты увезли за границу в годы войны, а также видеорассказы выросших детей-узников концлагерей.
Уникальный звуковой сценарий для каждого зала
Тщательно подобранный звуковой сценарий для каждого раздела усиливает эмоциональное воздействие и создает эффект присутствия. «Советская квартира» начинается с тиканья часов в последние минуты спокойствия перед страшной вестью. квартира» начинается с тиканья часов в последние минуты спокойствия перед страшной вестью. Внезапно оно сменяется метрономом, голосомМолотова, объявляющим о нападении фашистских войск. Этот переход от тишины к историческому сообщению создает сильный драматический эффект.
В зале «Железнодорожный вагон» ритмичный стук вагонных колес сопровождает экспозицию, посвященную отправке солдат на войну. Этот фоновый звук напоминает о долгих и тяжелых переездах, которые стали для многих бойцов началом трудного пути.
Зал Победы становится кульминацией звукового повествования и всей экспозиции. Здесь торжественно звучит голос Левитана, зачитывающего Акт о капитуляции Германии. Он завершает экспозицию на высокой эмоциональной ноте.
С помощью монофонов посетители могут прослушать рассказы и воспоминания ветеранов и красноярцев. Личные истории, рассказанные живыми голосами участников событий, добавляют выставке глубины и человечности, позволяя услышать войну через призму отдельных судеб, узнать, что в Красноярске в годы войны работал в госпиталях врач с мировым именем профессор медицины Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, архиепископ святитель Лука Крымский.
Зал Победы становится кульминацией звукового повествования и всей экспозиции. Здесь торжественно звучит голос Левитана, зачитывающего Акт о капитуляции Германии. Он завершает экспозицию на высокой эмоциональной ноте.
Директор музея Татьяна Владимировна Ивлева отметила положительные аспекты использования мультимедиа решений:«Для нашего музея опыт использования мультимедиа в экспозиции является новым, мы только начинаем погружаться в это взаимодействия. У нас очень небольшое пространство для размещения экспозиции. Но, как и многим музейщикам, рассказать нам хотелось многое. В данном случае мультимедийные форматы позволили нам усилить «звучание» подлинных музейных предметов, раскрыть их историю ярко и содержательно. Стоит отметить, что за небольшой период работы, мы замечаем интерес посетителей к этому блоку пространства. Использование масштабных проекций фокусирует внимание большего количества посетителей на экскурсионном знакомстве с экспозицией, а небольшие интерактивные экраны вовлекают индивидуальных посетителей в самостоятельное изучение истории Великой Отечественной войны. Хотелось бы отметить, что мультимедиа плотно входит в нашу жизнь, и для современного музея выступает значимым элементом экспозиционных пространств, при этом важно соблюдать баланс между реальностью и виртуальностью и учитывать возможность длительного показа постоянной экспозиции».
Мемориал Победы в Красноярске удачно избегает «сухого» показа фактов, превращая экспозицию в живой диалог с прошлым. Многослойность контента и вариативность сценариев позволяют каждому посетителю найти свой путь в изучении истории, а технологии усиливают сопереживание и вовлеченность.
Автор: Ирина Смирнова, руководитель отдела по развитию проектов в области культуры и науки компании AUVIX, член президиума Совета по цифровому развитию при Российском комитете Международного совета музеев ИКОМ.