В XII веке на территории Китая существовало четыре державы: чжурчжэньская империя Цзинь на севере, тангутское государство Западное Ся на северо-западе, империя Сун на юге, и царство Наньчжао на юго-востоке.
Империя Цзинь (золотая) вела войны с империей Сун, постепенно отбирая земли в бассейне реки Хуанхэ. В 1135 году чжурчжэньская армия под командованием полководца Ваньянь Наньханя на реке Янцзы громила войска империи Сун полководца Юэ Фэя. В это время с севера на земли империи Цзинь напали кочевые племена мангутов под предводительством вождя Хабул-хана (прадед Тимуджина).
Китайские сановники при дворе Гао-цзуна, правителя империи Сун, назвали это племя «мен-гу». Так монголы впервые были упомянуты в летописях. До этого китайские летописцы удостоили такой чести только племя татар, которое они звали «дада». Татары по своим антропологическим признакам походили на современных монголов: невысокого роста, безбородые с монголоидным типом лица. Люди из племени Хабул-хана были высокими, светлолицыми, имели густую растительность на лице. Мы будем величать их монголами. Все остальные кочевые племена китайцы звали: «усуни» (внуки ворона). Однако продолжим о войне империй Сун и Цзинь.
Летом 1135 году чжурчжэнский полководец Ваньянь Нанхань вёл войну с армией империи Сун, а в столице его державы городе Хуэйнинфу (остатки этого города находятся на территории района Ачэн в Харбине) умер мудрый император Ваньянь Уцимай. По его завещанию на трон сел внучатый племянник Ваньянь Хэла. Было ему в ту пору шестнадцать лет, однако трон окружали мудрые царедворцы. Они посоветовали молодому императору попытаться договориться с вождём монголов. Хабул-хан был приглашён во дворец императора Ваньянь Уцимая. Монгольский хан не воспринял в серьёз шестнадцатилетнего юнца и грубо разговаривал с ним. К тому же напившись вина, Хабул-хан вышел из-за стола и изрыгнул из себя всё съеденное. Кочевые манеры шокировали образованного императора Ваньянь Хэла, и он приказал отрубить голову дикарю. Но сановники уговорили его не трогать Хабул-хана. Они аргументировали свою позицию тем, что монголы изберут себе нового хана, и тот окажется не лучше. Мудрее будет приручить Хабул-хана.
Нужно сказать, что император Ваньянь Хэла был первым «окитаившимся» чжурчжэнем на троне империи Цзинь. Он забыл кочевые обычаи и язык чжурчжэней. Говорил только по-китайски. Его взрослые советники ещё помнили: манеры их дедов и отцов ничем не отличались от поведения Хабул-хана. О жизни в средневековой кочевой орде интересно рассказывается в книгах Евгения Горохова «Преданье тёмной старины. Пути изгоев», «Преданье тёмной старины -2. Кыпчацкий поход» и «Преданье тёмной старины-3. Пропавшая империя». Скачать книги можно на https://www.litres.ru/evgeniy-petrovich-gorohov/
На сайте Ridero можно заказать бумажный вариант книг Евгения Горохова: «Преданье тёмной старины. Пути изгоев», «Преданье тёмной старины-2. Кыпчацкий поход» и «Преданье тёмной старины – 3. Пропавшая империя».
Хабул-хан вернулся в степь из императорского дворца, а я продолжу своё повествование в следующей статье.