Найти в Дзене
Игорь Орлов

«Услужливый» храм и «пожиратели времени».

Оглавление

В последнее (наше нынешнее) время Павел стал замечать, что посещение храмов для богослужений и Таинств "пожирает" много его времени. Это вызывало напряжение и недовольство не только у него, но и у некоторых прихожан.

Павел разобрался в причинах и нашел решение.

Что же увидел Павел? Какое нашел решение?

Читайте ниже.

Ставьте лайк, делитесь с друзьями, комментируйте

Кто Павел?

Прежде всего узнаем Павла поближе. Кто он?

Это человек с высокой компетенцией Планирование и Организация, который нашел, где лучше всего (доходней и в удовольствие) ее проявлять. В демократический период времени России, Павел попал работать в крупную международную компанию, чье представительство было в Москве. В нем опытные западные коллеги заметили талант проектного менеджера, ему попался хороший наставник и Павел освоил интересную и важную профессию проджект менеджера. Делал успехи. И понял, что это его профессия, личностно близкая ему.

-2

Павел обучился в международной ассоциации Проектного менеджмента, PMBOK стала его настольной книгой.

Настольная книга успешного проектного менеджера
Настольная книга успешного проектного менеджера

Кто такой проектный менеджер? Это человек, который умеет строить планы наиболее эффективного решения задач, учитывая цель, средства и возможности, изменения реальности и приоритеты, сроки и качество решения задач. Это тот человек, который так организует пространство и ресурсы, чтобы исполнить задачу маржинально, эффективно: превратить планирование в организованный требуемый результат.

Всем этим Павел обладал. Он обожал проектный менеджмент. И его уважали в нем. Проектов было очень много.

Павел умел отстаивать свою работу. Когда ему выделяли плохие ресурсы и хотели, чтобы «все было волшебно», то он шел к руководству и доказывал, что он не волшебник, а грамотный управляющий проектами и «выбивал» все необходимое. И делал проект качественно. Профи? Бесспорно.

Зачем Павлу церковь?

Прочитав вышесказанное о Павле вы, возможно, подумаете: а зачем такому эффективному человеку церковь?

Все очень просто. Церковь Павлу нужна была для души, для успокоения, для защиты от дурных влияний мира, для духовного тонуса его личного.

Христово утешение
Христово утешение

Заказчики ведь разные бывали. Стресс дело нехорошее. Церковь успокаивала от стрессов. Высокие материи про жизнь вечную, про спасение? Павел не был богословом. Он честно сам себе признавался для чего ему храм. Спасение он понимал, как спасение от стрессов, которых избежать в реальности невозможно. Церковь помогала Павлу в этой задаче лучше, чем психотерапия. Да, и поддерживала в нем порядочного человека (не путать с ангелом).

Кстати, его западные коллеги из международной компании по этим же основаниям (кто был верующим) посещали храм. Постоишь на службе, послушаешь молитвы и легче на душе и лучше живется и работается. Бог хранит и оберегает.

Павел был доволен церковью.

Он посещал ее в меру возможностей, когда была необходимость и позволяло время. И был доволен.

Но времена изменились, ухудшились. Работать стало трудней, доходов стало меньше. Появилась большая необходимость бывать в храме. Но…

Времена изменились, а с ней и церковь.

Теперь в храм он не мог ходить чаще по другой причине: храм «пожирал» много его времени. А время – самый дорогой ресурс, который не поворачивает назад, но идет только вперед. И надо успевать в нем многое.

В церкви же стали «пожирать» его, и не только его, время.

Пример из церковной жизни.

Приезжает Павел с семьей в свой загородный дом. Есть потребность что-то подлатать в доме, да в саду что-то сделать. Спланировал сделать. Но есть потребность в воскресенье сходить в храм. Стрессов было немало, и предстоит немало. Сам где-то духовно расслабился. Надо бы исповедаться, причаститься, постоять в храме на богослужении, напоить душу «ангельским пением», пусть душе станет лучше, пусть он придет в духовную норму. Поэтому, задача Павла самому себе ставится так: с утра в храм, потом все сделать по дому. И то, и другое успеть: и храм, и работа по дому. Д

К 8 утра Павел едет в ближайший храм. С 8 до 9 время на исповедь. Людей немного. Павел заранее (честно перед собой и Богом) выписывает все страсти и грехи на листочек. На исповеди передает священнику. Священник читает, рвет листочек, может что-то уточнить или посоветовать. Затем священник читает разрешительную молитву, благословляет на причастие. Павел целует Евангелие и Крест и становится на богослужение.

Идет богослужение. Проводит его один священник, тот же, что принимал исповедь. Павел наслаждается богослужением. Само богослужение идет, как и положено, около 1,5-2 часов, начинаясь с 9 утра. В 11:00-11:30 Павел должен бы освободиться и поехать заняться приусадебным своим хозяйством.

Ан нет. Во время самого богослужения на исповедь выстраивается очередь в 4-5 раз больше, чем в ее плановое время: с 8 до 9 утра.

Огромная очередь на исповедь
Огромная очередь на исповедь

Вот звучит возглас по окончанию богослужения: «Святая святым». Уже идет настрой на причастие. Когда выйдет священник с Чашей и скажет: «Со страхом Божьим и верою приступите», и прочтет молитву Иоанна Златоуста: «Верую и исповедую…».

Но этого не происходит. Священник вместо этого идет на исповедь и еще два часа ее проводит...Для опоздавших. Ведь других священников нет. Он один.

В Павле тотчас включается «проектный менеджер». А вот если так в театре будет? Ушли на антракт и загуляли в нем. А артисты ждут и не начинают представление. Услужливо ожидая, когда господа изволят хорошенько покушать и вернуться на свои места. В этом случае есть опасение, что затянувшийся, таким образом, антракт уничтожит благодать театрального действия. Мы уже позабудем о чем было в первой части, до антракта.

А почему в церкви так можно? Между «Святая святым» и «Со страхом Божьим и верою приступите» делать 2 часовую паузу! Теряется мощь единого священнодействия. Пауза столь большая бывает просто убийственной.

Ладно бы это (хотя это очень плохо). Хорошо, подождал Павел 2 часа и приступил к Святому Причастию. И вот наступило время завершающей проповеди после причастия, целование Креста, и выслушивание благодарственных молитв. Но в этот момент несколько мамаш с детьми приходят и просят причастить их малышей. Священник услужливо идет в алтарь и выносит Чашу повторно для опоздавших. И только после этого начинается проповедь. Слушать ее уже тяжело. Уже внимание рассеялось всей этой чехардой слабой организации церковных процессов.

В результате, Павел выехав к 8 часам в храм возвращается домой в 13 часов. Вместо 2-3 часов он потратил полдня. Сегодня он должен уехать из загородного дома. Желательно, до пробок, чтобы не ехать вместо часа домой 2 часа. У него, потратившего полдня на храм, осталось меньше времени на другие дела. Храм «сожрал» у него дополнительные 2 -3 часа к запланированным.

Отчего так? Или «пожиратели времени».

Павел не единожды стал сталкиваться в последнее время с такими ситуациями. В разных храмах. Посещение храма стало пожирать много его времени. Выбивать его из планов.

Можно, конечно, сказать в храме нет времени, там вечность. Но Павел не принимал такие лукавые оправдания. Когда отпевают в храме покойника, да у того впереди вечность. Но когда в храме живые люди (не путать с ангелами), то они ожидают «управляемой вечности» в течение 1,5-2 часов, а не затянувшейся. Ведь не святые, не монахи. Есть другие дела, которые никто за них не сделает. Наполнился вечностью (в течение определенного времени) и к делам насущным. Так в норме.

Павел задумался над причинами: почему так?

Церковь стала слишком «услужливой». Не хочет говорить «Нет» никому. Хочет быть привлекательной для народонаселения, всем угодить. Но так, твердо считал Павел, невозможно в реальности.

Если ты опоздал на самолет, то самолет не будет тебя ждать – ты потеряешь деньги за билет.

Опоздал на самолет. Самолет сказал тебе "Чао", деньги на билет потеряны.
Опоздал на самолет. Самолет сказал тебе "Чао", деньги на билет потеряны.

Если ты опоздал в МФЦ, то тебя встретят закрытые двери этого заведения, и «добрый охранник». И ты не получишь документы (или не сдашь их).

Если опоздал в МФЦ увидишь такую надпись. Не опаздывай.
Если опоздал в МФЦ увидишь такую надпись. Не опаздывай.

Везде, в любой организации есть план работы и рабочие процессы. Без этого никак. И мы, пользователи, подчиняемся им, уважая работу той или иной организации. Не успел – приди в следующий раз.

И только в храме идет повышенная «услужливость».

Вспоминал Павел, как раз он случайно опоздал на заседание важного совета. Попал в «пробку». Он пришел, опоздавши, извинился, но один из членов комиссии заседания заметил: «А выехать раньше Вы не пытались?». Павел учел это замечание, понял свою неправоту и больше никогда не опаздывал.

Вспоминал Павел, что раньше были такие же правила и в храме. Не успел на исповедь: приходи следующий раз. Не подготовился к исповеди: приходи следующий раз. Церковь держала марку, была организацией.

Что же сейчас с ней произошло? – подумал Павел.

А вот что: настроили храмов в стране, сделали рекламу церкви, а священников не хватает. Пожалуйста, если много человек приходят на исповедь: пусть один священник ведет богослужение, а другой принимает исповедь. Но, человеческих ресурсов (священников) не хватает. И, потому, один священник должен исполнять те процессы, которые могут идти в параллель, последовательно. Это плохая организация работы. И это «сжирает время» прихожан.

А еще патриарх Кирилл пачками увольняет священников. Неразумный подход к ресурсам у него – подумал Павел. Если людских ресурсов не хватает и нечем восполнить – надо бережно относиться с имеющимися. Простейшее правило проектного менеджмента в отношении любых ресурсов.

Патриах Кирилл на заседании Священного Синода.
Патриах Кирилл на заседании Священного Синода.

Евангельская лазейка для лукавых.

Не только Павел, но и другие люди возмущались таким «пожиранием времени». Стояла рядом с ним «святая бабушка», «Божий одуванчик» терпела – терпела (ибо терпение добродетель), но и та не смогла и вскликнула, увидев нескончаемую вереницу припоздалых исповедников: «Господи, да сколько же можно!».

Принцип «Надо терпеть» (плохую организацию работы) Павел не мог принять. Это поощряет некачественное исполнение работы. Надо работать лучше, а не заставлять своих потребителей терпеть. Мы христиане, надеющиеся на хорошее от Бога, а не терпилы плохого – твердо считал Павел.

Но, читая Евангелие, Павел заметил лазейку для такого людского лукавства тех, кто «пожирает время». Ведь те, кто опаздывают на исповедь и причастие, делают это по своей неорганизованности, и ничьей вины, кроме самого опоздавшего, здесь нет.

Павел встает в 7 утра, чтобы успеть к 8 часам на исповедь. А другой выспится, придет к 10 часам, и быстренько на причастие. Лукавый?

Вспомнился Павлу фрагмент из Евангелия, где была описана такая лазейка. В евангелии от Матфея, 20 глава, есть притча о работниках в винограднике (Мф.20:12-16). Там хозяин выходит нанимать работников в свой виноградник. Он нанял несколько групп людей, каждой группе пообещав по 1 динарию. И всем оплатил «честно». Но тех, кого нанял первыми, работали за 1 динарий – 11 часов, последние за 1 динарий работали 1 час. Те, кто работали 11 часов возмутились. Но хозяин сказал, что он договорился так, и он волен поступать по своей прихоти.

Духовный смысл этой притчи понятен и не вызывает вопросов, но, Павел всегда думал, если вот так в проекте оплачивать работу – по прихоти и обманом – как быстро развалиться проект и из него разбегутся люди? Принцип справедливости выше принципа прихотливости и обмана.

Должна быть справедливость, единые законы для всех, а не прихоть хозяина и лукавство работников. Те, кто приходят на исповедь к концу богослужения приходят как те работники, что пытаются за 1 час работы заработать динарий. Но ведь хозяин (церковь) может быть не прихотлива и не услужлива, а справедлива? Для всех одни законы и правила.

Заключение, или какое решение нашел Павел?

Какое решение можно было бы найти:

  • Не ходить в храм вообще, раз такой бардак в церковной организации и он «пожирает время». Но зачем лишать себя храма?
  • Взять пример с опоздавших и тоже приходить к концу богослужений и причащаться, как работник виноградника 1 часа за динарий? Но зачем подражать плохому? Павел учился высоким стандартам жизни, а не низким истинам. Нет. Так он поступать не будет.

Тогда какое же решение?

Оно было найдено. Павел перестал ходить в такие «услужливые» храмы и не давал «пожирать свое время». Он нашел монастырь, в котором всегда было достаточное количество священников, был строгий устав богослужений. Опоздал: приезжай другой раз. В этом монастыре никогда не было задержек. Все работало как часики. Проджект менеджмент этого монастыря Павел оценил на «отлично». Вот, как должна работать церковь, как организация. Вот, как правильно.

Да, до этого монастыря было ехать не близко – тратилось время на проезд (около часа). Но это время было управляемо. Пока едешь в машине (время под контролем), слушаешь молитвы и настраиваешься на богослужение. Потом приходишь на исповедь, богослужение, которое идет строго по расписанию. И ты знаешь, что через 2 часа "вечности" ты будешь свободен. Весь процесс управляем по времени, качеству.

Павел стал причащаться реже, но качественней, и его время перестал пожирать храм.

Слава Богу.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк

Делитесь с друзьями.

мой канал на тему постов - голоданий