Найти в Дзене

Как защитить свой бизнес от незаконных штрафов ветеринарной службы: практика адвоката

Оглавление

Государственные контролирующие органы нередко превышают свои полномочия, нарушают процедуры и незаконно штрафуют предпринимателей. Особенно это касается ветеринарного надзора, где штрафы могут достигать десятков тысяч рублей. Как защитить свой бизнес от подобных нарушений? Расскажу на примере реального дела из моей практики.

Что произошло: массовый падёж скота и проверка

В одном из крестьянско-фермерских хозяйств произошёл массовый падёж свиней. Владелец хозяйства обратился к ветеринарным специалистам, которые провели патологоанатомическое вскрытие и лабораторные исследования. Результаты показали отравление поваренной солью из-за некачественного комбикорма.

Казалось бы, фермер всё сделал правильно - обратился к специалистам, выяснил причину, получил рекомендации по лечению. Но через восемь месяцев отдел ветеринарного надзора провёл внеплановую проверку и обнаружил "нарушение".

По мнению проверяющих, фермер нарушил требования статьи 18 Закона "О ветеринарии" - несвоевременно уведомил о падеже животных. За это его оштрафовали по части 1 статьи 10.7 КоАП РФ.

Процедурные нарушения: как ведомство само нарушило закон

Фермер не согласился с постановлением и обратился за помощью. Изучив материалы дела, я обнаружил серьёзные процедурные нарушения со стороны ветеринарной службы:

Нарушение права на защиту. Согласно статье 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен составляться в присутствии привлекаемого лица либо при наличии данных о его надлежащем извещении. В нашем случае протокол составили без участия предпринимателя, не уведомив его о дате, времени и месте процедуры.

Направление документов по неправильному адресу. Ветеринарная служба направила протокол и постановление по адресу, не совпадающему с данными из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Это серьёзное нарушение процедуры извещения.

Недостаточные доказательства уведомления. В качестве доказательств надлежащего извещения представили скриншоты электронных отправлений, которые не содержали информации о том, какие документы направлялись и кому именно. Такие "доказательства" не имеют юридической силы.

Как закон защищает предпринимателей

Кодекс об административных правонарушениях содержит важные гарантии для защиты прав граждан и предпринимателей:

  • Право на участие в процедуре (статья 25.1 КоАП РФ) - лицо должно быть извещено о составлении протокола и рассмотрении дела
  • Право на защиту (статья 1.6 КоАП РФ) - никто не может быть привлечён к ответственности без соблюдения установленного порядка
  • Презумпция невиновности - вина должна быть доказана, а сомнения толкуются в пользу привлекаемого лица

Пункт 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 прямо указывает: нарушение процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении является основанием для отмены постановления, если эти нарушения носят существенный характер.

Судебная защита: результат обжалования

Мы подали заявление в Арбитражный суд ХМАО-Югры об оспаривании постановления о штрафе. Суд тщательно изучил все материалы дела и пришёл к однозначному выводу.

Судья установил, что административный орган не принял достаточных мер для извещения предпринимателя о процедурных действиях. Нарушения были признаны существенными, поскольку лишили фермера возможности:

  • заявлять ходатайства
  • представлять объяснения по существу
  • возражать против обвинений
  • делать замечания к протоколу

Результат

Суд полностью удовлетворил наши требования. Постановление о штрафе признано незаконным и отменено. Предпринимателю не пришлось платить ни копейки.

Практические рекомендации для защиты бизнеса

Если к вам пришла проверка:

  1. Требуйте предъявить документы, удостоверяющие личность и полномочия проверяющих
  2. Ознакомьтесь с приказом о проведении проверки - он должен содержать конкретные основания
  3. Привлеките к участию свидетелей или представителей
  4. Фиксируйте все действия проверяющих, делайте фотографии и видеозаписи

При составлении протокола:

  1. Внимательно изучите содержание - протокол должен точно описывать суть нарушения
  2. Не подписывайте протокол, если не согласны с его содержанием
  3. Обязательно изложите свою позицию в объяснениях
  4. Потребуйте копию протокола немедленно

Ключевые моменты для обжалования:

  • Нарушение процедуры извещения о составлении протокола
  • Отсутствие доказательств вины
  • Превышение полномочий должностными лицами
  • Нарушение сроков привлечения к ответственности
  • Неправильная квалификация деяния

Почему важно обращаться за профессиональной помощью

Административное право требует глубокого понимания процедур и знания судебной практики. Самостоятельная защита часто оказывается неэффективной из-за незнания тонкостей законодательства.

Профессиональный адвокат сможет:

  • Выявить процедурные нарушения, которые не заметит неподготовленный человек
  • Правильно составить жалобу с учётом требований процессуального законодательства
  • Собрать необходимые доказательства и оформить их в соответствии с требованиями суда
  • Эффективно представить интересы в судебном заседании
  • Добиться полной отмены незаконного постановления

В нашем случае экономический эффект составил лишь 60 000 рублей прямой экономии плюс сохранение деловой репутации. Но главное - восстановление справедливости и защита принципа законности.

Заключение

Государственные органы обязаны строго соблюдать установленные процедуры при привлечении к административной ответственности. Любые нарушения этих процедур - основание для отмены постановлений о штрафах.

Не стоит мириться с незаконными действиями контролирующих органов. Каждый предприниматель имеет право на защиту, и это право нужно активно использовать. Грамотная правовая позиция, основанная на знании законодательства и судебной практики, - залог успешной защиты ваших интересов.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм: https://t.me/AdvokatPopovSurgut - здесь вы найдёте актуальные статьи, интересные новости из мира права и полезные обсуждения правовых вопросов.

Выдержки из решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

«Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, отделом ветеринарного надзора на основании приказа проведена внеплановая документарная проверка крестьянско-фермерского хозяйства.

В ходе проверки выявлено, что произошел массовый падеж свиней. Специалистами было проведено патологоанатомическое вскрытие трупов животных, отправлен патматериал и пробы комбикорма.

Предприниматель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 10.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 10.7 КоАП РФ сокрытие от органов государственного ветеринарного надзора сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных либо несвоевременное извещение указанных органов о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, а также несвоевременное принятие либо непринятие мер по локализации этих падежа и заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые

настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена

административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и

обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном

правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а

также причины и условия совершения административного правонарушения.

Оценив представленные в дело доказательства, суд установил существенное нарушение процессуальных требований при проведении и оформлении результатов проверки, составлении протокола об административном правонарушении, а так же при вынесении оспариваемого решения.

Положениями части 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении.

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен без участия предпринимателя или его представителя, при отсутствии доказательств надлежащего извещения Главы КФХ о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Сведения об информировании заявителя о проведении проверки, о дате, времени и месте составления административного протокола в дело не представлены.

Протокол с указанием даты, когда предусмотрено рассмотрение акта проверки и протокола, согласно приложенной описи вложения в письмо административный орган направил в адрес заявителя по адресу…

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей адресом места нахождения Предпринимателя является адрес…

Постановление вынесено в отсутствии предпринимателя и направлено ему почтовым отправлением по тому же адресу…

Представленные административным органом в подтверждение своевременного и надлежащего извещения заявителя о процессуальных действиях скриншоты электронных отправлений не содержат сведений о том, какие вложения были направлены и кому, является ли указанный адрес электронной почты официальным адресов Главы КФХ, и не могут быть признаны судом надлежащими доказательствами по делу.

Таким образом, оценив содержащиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный орган не принял достаточных мер для извещения заявителя о необходимости явиться для составления протокола об административном правонарушении, а так же о времени рассмотрения административного дела.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 и частью 3 статьи 25.4, 29.10 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Несообщение лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения данного дела является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку лишает данное лицо процессуальных гарантий защиты и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административный орган не доказал, что он располагал на момент вынесения оспариваемого постановления сведениями о надлежащем извещении о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Представленная в дело доверенность не даёт представителю права на участие в составлении административного протокола в отношении Главы КФХ, а так же на участие при рассмотрении материалов административного дела, кроме того, ни в протоколе, ни в оспариваемом постановлении не содержится сведений об участии при их составлении представителя заявителя.

В пункте 10 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с допущенными процессуальными нарушениями заявитель был лишен предоставленных ему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку он (или) его представитель не мог заявлять ходатайства, представлять объяснения по существу выявленного правонарушения, возражать, сообщить замечания по содержанию протокола.

Указанные процессуальные нарушения арбитражный суд признает существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности является обязательным для административных органов. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Суд приходит к выводу о несоблюдении административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности; заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению, постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене.

При оценке доказательств суд отмечает ненадлежащее оформление и представление суд материалов административного производства, которые суд обязал административный орган представить в полном объёме. В частности, текст акта проверки представлен в суд на 3х страницах, без полного описания события правонарушения.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).»

Автор адвокат Попов Павел Юрьевич

тел. +79227753719 / 8 (3462) 70-15-42

#административноеправо #штрафы #ветеринарныйнадзор #защитабизнеса #арбитражныйсуд #кфх