Найти в Дзене

Эскизы к оперетте "Ромео, мой сосед", художники Блиновы Н. А. и Н. Ф.

В 60-е годы в различных театрах страны большим успехом пользовалась постановка оперетты "Ромео, мой сосед", автором которой был выдающийся азербайджанский композитор Рауф Гаджиев (1922-1995 гг.), народный артист СССР, министр культуры Азербайджанской ССР.
Он оставил богатое наследие, различные произведения творчества - симфоническую музыку, кантаты, сюиты, поэмы, концерты, оратории, симфонии, балеты, музыку для кинофильмов, более 100 песен и несколько оперетт. Одна из оперетт, "Ромео, мой сосед", очень была востребована, она даже была экранизирована, по мнению критиков в ней раскрывалась душа Кавказа и радость жизни. Постановку осуществил приглашённый режиссёр М. Веризов, заслуженный деятель искусств, работавший в театре Омска. Далее будет повествование по сюжету и эскизы к этому спектаклю по ходу действия. Главные лирические герои Алик и Нонна познакомились в Москве. Далее Алик и Нонна в одно и то же время приезжают на поезде из Москвы домой, в Баку.
Ниже набросок эскиза вагона пое
Оглавление

В 60-е годы в различных театрах страны большим успехом пользовалась постановка оперетты "Ромео, мой сосед", автором которой был выдающийся азербайджанский композитор Рауф Гаджиев (1922-1995 гг.), народный артист СССР, министр культуры Азербайджанской ССР.
Он оставил богатое наследие, различные произведения творчества - симфоническую музыку, кантаты, сюиты, поэмы, концерты, оратории, симфонии, балеты, музыку для кинофильмов, более 100 песен и несколько оперетт.

Одна из оперетт, "Ромео, мой сосед", очень была востребована, она даже была экранизирована, по мнению критиков в ней раскрывалась душа Кавказа и радость жизни.

6 мая 1961 года оперетта "Ромео, мой сосед" была поставлена в Свердловском театре музкомедии

Постановку осуществил приглашённый режиссёр М. Веризов, заслуженный деятель искусств, работавший в театре Омска.

Оформляли спектакль мои дедушка и бабушка,
Блиновы Н. А. и Н. Ф..

Далее будет повествование по сюжету и эскизы к этому спектаклю по ходу действия.

Сюжет спектакля:

Главные лирические герои Алик и Нонна познакомились в Москве.

Нонна

Алик

Далее Алик и Нонна в одно и то же время приезжают на поезде из Москвы домой, в Баку.
Ниже набросок эскиза вагона поезда.

А там выясняется, что они стали соседями, их родителям выдали новые квартиры в одном доме, на одном этаже, напротив друг друга. Но вот неприятность, семьи Алика и Нонны успели поссориться между собой...

Яблоко раздора - квартира с видом на море

Семья профессора Кулиева Юнуса (родители Алика) получила квартиру с балконом и видом на море, а семья Богданова Рубена (родители Нонны) без балкона и с видом на город.

Слева - квартира с видом на город, она досталась семье Богдановых, справа - квартира с балконом и видом на море, её отдали семье Кулиевых.

Выше карандашный набросок эскиза квартир, выполнен на бумаге формата А3, а ниже уже эскиз декорации в цвете, с изменениями, дополнениями и он на бумаге большего формата, А2-А1.
Две квартиры изображены на одном листе, на сцене скорей всего они располагались под углом, относительно друг друга.
Но это неточно😊.

Такое распределение квартир очень не понравилось брату Рубена, дяде Нонны, Колумбу, ведь он был уверен, что брату достанется квартира с балконом и чудесным морским пейзажем из окна, он был в крайнем негодовании от того, что квартира брата оказалась с видом на город, да ещё и без балкона, он стал настойчиво требовать, приказывать, распоряжаться, чтобы Кулиев уступил свою квартиру брату, поменялся с ним, изображал из себя большого начальника, даже затеял потасовку с управдомом, устроил скандал и рассорил соседей.

Колумб

Управдом

Но Кулиевы получили квартиру на законных основаниях и меняться с Богдановыми совершенно не хотели и не собирались.

Семьи Кулиевых и Богдановых

Слева Кулиев (фамилии иногда меняли, и в спектакле и фильме сюжет похож, но фамилии героев немного разные), справа Богданов.

Кулиева

На эскизе выше приколота булавкой записка для моей бабушки от пошивочного цеха: "Наталия Фёдоровна! Бежевое платье клетчатое для Викс сделано также как у Крыловой. С приветом, пошивочный", и приколот также образец ткани. Клеточки на ткани выполнены не фабричным способом, они нарисованы вручную какой-то краской.
Платье крупным планом на эскизе - в полоску, а второе платье для спектакля (похожая модель) пошито в клеточку, платье в клеточку в уменьшенном варианте изображено в верхнем правом углу эскиза.
По стрелочке вправо можно посмотреть эскиз без записки.

Ануш

Из какой она семьи, если честно, я не разобралась, но костюмные эскизы для Ануш выполнены для спектакля "Ромео, мой сосед", предполагаю, что Ануш - жена Богданова, но и не исключаю, что она представительница семьи Кулиевых.
Если знаете точную информацию, пишите в комментариях.

Стелла

Стелла - жена Колумба, ей в спектакле отведена особая комедийная роль, она дама скучающая, несколько стервозная и весьма скандальная, особа эсксцентричная, ослепляющая окружающих своими супермодными экстравагантными нарядами и удивляющая их же своими выходками.

Мурик

Мурик - брат Нонны, лоботряс и маменькин сынок, несколько лет подряд он безуспешно пытается поступить в институт, но каждая его попытка оборачивается провалом, т.к. учиться ему лень. А зачем? Ему и так хорошо.

Обязательно посмотрите оборот у эскиза выше (по стрелочке вправо), на обороте графический рисунок, скорей всего не относящийся к этому спектаклю, изображён полёт в космос, космический корабль Восток 1961.
Хотя..., спектакль выпущен в Свердловской музкомедии 6 мая 1961 г., а первый пилотируемый полёт Востока состоялся 12 апреля 1961, возможно это грандиозное событие также решили обыграть в спектакле.
А может это дедушка просто нарисовал такой рисунок на обороте эскиза под огромным впечатлением от первого полёта человека в космос? Не знаю.

Страсти по Шекспиру

Влюблённым Нонне и Алику пришлось скрывать от родителей, что они знакомы. Когда родители всё же узнали о романе своих детей, разразился нешуточный скандал, ведь у их семей была вражда, не меньше, чем у семей Монтекки и Капулетти в трагедии Шекспира.
Алика его друзья даже называли Ромео из за всей этой ситуации.

Хоть вражда была и не по поводу влюблённости детей, а из за неправильного, по мнению одних, распределению квартир, но, тем не менее страсти горели нешуточные...

Но, как обычно происходит в оперетте, конец спектакля был счастливым.
Соседи помирились, Алику и Нонне больше не надо было скрывать свои отношения, любовь и дружба восторжествовали над враждой и ненавистью.

И кроме того, образовалась даже не одна пара, а две.
Вторая влюблённая пара - это друг Алика, Самед и Шурочка, подруга Нонны.
Им в спектакле отведена вторая лирическая линия.

Самед

Шурочка

Спектакль молодёжный, о любви.
В нём красивая музыка, яркий солнечный город Баку.

Много молодёжи, гуляющей по улицам.

Ниже изображены костюмные эскизы для хора и балета к этому спектаклю.
Балет в спектакле был поставлен
хореографом А. П. Поличкиным (ранее была о нём статья).

На декорациях улиц города изображён киоск "Пиво-воды", в котором Колумб работает продавцом.
Ниже различные варианты этого киоска.

Набросок эскиза в карандаше.

И эскиз декорации, это же изображение в цвете, слегка видоизменённое, часть эскиза взято с первого наброска, часть с второго.

Образ Колумба, дяди Нонны, комический, сатирический.
Часто он мнит из себя важного и большого начальника, а на деле он всего лишь продавец газированной воды, соков и пива в уличном киоске.

На эскизах изображен стадион, где проходили соревнования по боксу, там Алик нокаутировал брата Нонны, Мурика, недоросля и бездельника, провалившего очередной раз экзамены в институт.
Мурик в спектакле ассоциируется с Тибальдом из шекспировских страстей про Ромео и Джульетту.

В ту пору в Свердловск приехала московская комиссия из отдела культуры - критики, театроведы, рецензоры, они оценивали различные спектакли и ставили оценки, вот и "Ромео, мой сосед" попал на просмотр.

В эскизе стадиона дедушка похулиганил, он изобразил публику, сидящую в ложе и спортивном зале, на дальней части декорации (заднике). Такое оформление очень не понравилось комиссии. Каждый участник негативно отозвался о декорациях, особенно им не понравилось изображение публики на стадионе.
"Это не декорации, а иллюстрации для журнала "Крокодил", хохмачество, сделано на потеху нетребовательной публики, на потребу их невзыскательному вкусу..."

Ниже набросок и эскиз этой декорации, подвергшийся критике:

Набросок эскиза выполнен карандашом на небольшом листочке, размером с тетрадный лист (формат А5), а эскиз декорации уже сделан в цвете на большом листе, формат его средний между А2-А1.

И только один Семён Духовный, ведущий баритон театра и исполнитель главной роли Алика заступился. Он встал и сказал, что нам, артистам, весело и хорошо было играть в этих декорациях.

Вот такая история получилась про этот спектакль.

Все наброски и эскизы, показанные в статье, из семейного архива автора.

Благодарю за внимание!
До новых встреч!

Ваша активность, лайки, комментарии и подписка очень помогут развитию канала. Буду благодарна за любую вашу реакцию на статью!